МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоогеография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат биологических наук, доцент, Шапетько Е.В.

Рецензент(ы):
доктор биологических наук, профессор, Мацюра А.В.

Рабочая программа дисциплины
Зоогеография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Зоогеография» является формирование целостного
представления о фауне Земли и ее структуре. Освоение дисциплины предполагает:
- изучение ареалов определенных видов;
- изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и
антропогенных факторов;
- формирование экологического образа мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы
теоретические предпосылки разработки программы охраны отдельных видов животных
базовые концепции видовобразования
основы зоогеографии,
особенности формирования фауны Земли под влиянием климатических и геофизических процессов.
особенности формирования фауны Земли под влиянием антропогенных процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять программы охраны на уровне видов
основные принципы организации охраняемых территорий
приниципы распространения животных и образования зоологических инвазий
применять свои знания на практике, уметь осуществлять биогеографическое районирование территорий.
Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе деятельности;
Обрабатывать полученные результаты, анализировать их с учетом имеющихся данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приниципами составления филогенетического древа
основами анализа фауны и ее составляющих
современными методами оценки зооразнообразия
принципами зоогеографического районирования и типизации животного населения
комплексом полевых и лабораторных исследований
приемами картографии, компьютерной обработки данных и моделирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в зоогеографию.
1.1. Зоогеография как часть биогеографии Лекции 7 1
1.2. Геологическая история Земли Лабораторные 7 2
1.3. Геологическая история Земли Сам. работа 7 12
Раздел 2. Общая характеристика океанической и материковой фауны
2.1. Островная фауна Лекции 7 1 Л1.1, Л1.3, Л1.4
2.2. Океаническая фауна Лекции 7 1 Л1.3
2.3. Островная фауна Лабораторные 7 2
2.4. Океаническая фауна Лабораторные 7 2
2.5. Океаническая фауна Сам. работа 7 14
Раздел 3. Характеристика основных зоогеографических областей.
3.1. Нотогейская суша Лекции 7 1
3.2. Палеогейская суша Лекции 7 1 Л1.1
3.3. Нотогейская суша Палеогейская суша Лабораторные 7 2 Л1.4
3.4. Неогейская суша Арктогейская суша Сам. работа 7 8
Раздел 4. Зоогеографическое районирование Алтайского края
4.1. Зоогеографическое районирование Алтайского края Лекции 7 1 Л1.2
4.2. Зоогеографическое районирование Алтайского края Лабораторные 7 4 Л2.1, Л1.4
4.3. Зоогеографическое районирование Алтайского края Сам. работа 7 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. При составлении отчёта по зоогеографическому исследованию Вам необходимо указать виды, не имеющие в окружающей фауне близких систематических групп. К ним относятся
а) неоэндемики
б) космополиты
в) реликты
г) эндемики
Ответ: в
2. На аналитической зоогеографической карте нужно указать сопряженный ареал, который характерен для
а) монофагов
б) фитофагов
в) зоофагов
г) энтомофагов
Ответ: а
3. Анализируя данные полевых зоогеографических исследований, Вы обнаружили биполярный тип разрыва ареала. Он характерен для
а) океанических животных
б) горных животных
в) равнинных животных
г) пустынных животных
Ответ: а
4. Анализ данных многолетних наблюдений за ареалом вида показал пульсацию ареала. Пульсацией ареала называют
а) процесс расширения границ ареала под действием абиотических факторов
б) процесс уменьшения границ ареала под действием биотических факторов
в) процесс периодического увеличения и уменьшения границ ареала под действием экологических факторов
г) процесс периодического увеличения и уменьшения границ ареала под действием антропогенного фактора
Ответ: в
5. В пояснительной записке указывается, что тип расселения животных - анемохория – это
а) расселение с помощью других животных
б) пассивное расселение
в) смешанный тип расселения
г) активное расселение
Ответ: б
6. Для составления научного отчета по зоогеографии необходимо учитывать доля эндемичных видов, чтобы определить тип фауны. Доля эндемичных видов больше в
а) островных фаунах
б) океанических фаунах
в) материковых фаунах
г) речных фаунах
Ответ: а
7. Критический анализ фаун должен обязательно содержать описание автохтонных видов, которые
а) попали на изучаемую территорию при расселении
б) возникли на изучаемой территории
в) расселились с изучаемой территории и теперь на ней не встречаются
г) по пали на изучаемую территорию с помощью человека
Ответ: б
8. Одной из важных характеристик фаун является анализ её возникновения, так фауна сумчатых Австралии возникла путем
а) непрерывной колонизации из одного источника
б) автохтонной адаптивной радиации
в) слияния фаун
г) разделения фаун
Ответ: б
9.При обзоре данных по фауне тайги указывались эндемики, к ним в фауне тайги Евразии относится:
а) лось;
б) соболь;
в) бурый медведь:
г) песец
Ответ: б
10. Аналитический обзор по фауне океанов должен содержать сведения о:
а) животных нектона
б) животных авиапланктона
в) термофильных животных
г) герпетобионтах
Ответ: а

Задания с открытым ответом

1.Сведения об ареале животного обязательно должны содержать данные о какой особенности ареале?
(данные о типе ареала, могут быть указаны конкретные типы)
2. Входят ли дизъюнкции в характеристики ареала при зоогеографических исследованиях?
Да
Нет
3. При составлении аналитических обзоров по зоогеографии, какие возникают проблемы?
(неполная характеристика видового состава территории, небольшое число учёных-фаунистов по группе)
4. Проанализируйте теорию мостов суши исходя из современных представлений.
(Она была предложена геологом Э.Зюссом. Он предполагал, что некогда материки соединялись сухопутными мостами. Так, Индостан, о. Шри-Ланка, Мадагаскар и Африка соединялись материком Лемурия; антарктический мост объединял Патагонию с Антарктидой, Австралией и Новой Зеландией и т.д. Однако с современных геологических позиций теория мостов была опровергнута на основании строения дна океанов. Единственный мост, который подтвердился этой теорией – Берингийский, соединявший Северную Америку с Восточной Азией)
5. Проведите критический анализ теорий фиксизма, пендуляций, расширения Земли.
(Теория фиксизма (постоянства материков и океанов Согласно этой теории, очертания материков и океанов менялись лишь в своих второстепенных чертах: наступление океана на сушу или суши на океан наблюдалось только в пределах континентальной степени (в пределах подъема и падения уровня Мирового океана). Эта теория не в состоянии была объяснить многих разрывов ареалов, которые могли возникнуть только в результате заметных изменений соотношения между океанами и континентами. Теория пендуляций (качаний) предполагала, что Земной шар качается вокруг своей оси, что вызывает перемещение материков. Теория расширения Земли, согласно которой произошло растрескивание Пангеи).
6. Для составления аналитических карт зоогеографических исследований используется понятие неоэндемики. Они характеризуют……. эндемизм, возникли в фауне недавно и ещё не успели расселиться за пределы территории. Они незначительно отличаются от остальных видов. Их экологические требования соответствуют окружающим условиям.
(прогрессивный)
7. На зоогеографических картах территория, где вид способен длительное время размножаться и поддерживать плотность популяции самостоятельно, без постоянного притока извне – это……..
(область обитания или собственно ареал)
8. При написании отчета по полевым исследованиям нужно четко различать понятия биотоп и стация. Стация – места с совокупностью условий, необходимых для жизни вида.
Да
Нет
9. Одним из способов анализа информации в ареалогии является составление капрт точечным методом. Что он подразумевает?
(при его использовании условными значками на карте обозначаются точки нахождения каждого обнаруженного вида на местности с «привязкой» к координатной сетке или элементу ландшафта)
10. На предложенной карте использовался штриховой метод картирования ареалов. Он широко используется в научно-технических отчётах. Назовите «+» и «-» этого метода.

(этот метод нагляден, но характеризуется небольшой точностью)
11. При составлении отчетов по зоогеографическим исследованиям, какие составляющие ареала необходимо учитывать?
(широтную, высотную и долготную)
12. В современных аналитических обзорах по зоогеографии придерживаются системы царств суши Н.А. Бобринского. Какие царства, согласно ему, можно выделить?
(голарктическая, индо-малайская, эфиопская и мадагаскарская, неотропическая, полинезийская, австралийская и новозеландская)
13. Согласно последним данным в фауне Новой Зеландии большое количество интродуцированных видов из трех групп……..животных.
(беспозвоночных, птиц, млекопитающих)
14. Проанализируйте критически следующую информацию - «Из Европы в Новую Зеландию завезли: ежей, домовых мышей, лисиц, крыс, хорьков, ласку, ланей, благородных оленей. Из Северной Америки – лосей, зайцев, кроликов. Из Индии – замбара, из Гималаев – тара. Из птиц здесь акклиматизированы воробьи, скворцы, грачи и др., из рыб – форель» Найдите две ошибки.
(зайцев и кроликов завезли из Европы)
15. Проанализируйте расположение зон в бентали от более мелких к более глубоким. Верно ли они указаны? В бентали выделяют: супралитораль, литораль, сублитораль, батиаль, абиссаль.
Да
Нет
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Основные задачи зоогеографии
2.Основные понятия зоогеографии
3.Разнообразие современных организмов
4.Закономерности географического распространения организмов и их комплексов
5.Факторы распространения организмов
6.Фауна травянистых сообществ прерий Северной Америки
7.Фауна травянистых сообщества степей Евразии
8.Широколиственные и смешанные леса умеренных широт Северной Америки и их фауна
9.Хвойные и мелколиственные бореальные леса Северной Америки и их фауна.
10.Тундры и приполярные пустоши Северной Америки и их фауна.
11.Фауна высокогорья материков.
12.Индо-Малайская область. Границы. Природные зоны.
13.Особенности животного населения и фауны Индо-Малайской области.
14.Эфиопская область. Границы. Природные зоны.
15.Особенности животного населения и фауны Эфиопской области.
16.Мадагаскарская область. Границы. Природные зоны. Фауна.
17.Австралийская область. Границы. Природные зоны.
18.Особенности животного населения и фауны Австралийской области
19.Антарктида. Границы. Животное население материка.
20.Неотропическая область. Границы. Природные зоны.
21.Особенности животного населения и фауны Неотропической области.
22.Голарктическая область. Границы. Природные зоны.
23.Особенности животного населения и фауны Голарктической области.
24.Фауна тундры Евразии.
25.Фауна тайги Евразии.
26.Фауна широколиственных и смешанных лесов Евразии.
27.Фауна степи и пустынь Евразии.
28.Фауна горных стран Евразии.
29.Основные разделения океанической фауны.
30.Зоогеографическое районирование мирового океана.
31.Моря юга России.
32.Северные моря России.
33.Моря арктического бассейна.
34.Дальневосточные моря.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Вопросы к промежуточной аттестации

1. Зоогеография как наука, ее задачи.
2. Вклад русских ученых в развитие зоогеографии (экспедиции Беринга, Палласа, Миддендорфа и др.)
3. Экологические факторы, влияющие на распространение воздушных животных.
4. Правила Бергмана, Аллена и Глогера
5. Экологической подразделение биосферы. Биотоп. Биологические типы животных. Понятие аналогии и гомологии в зоогеографии.
6. Экологические факторы, влияющие на распределение животных в море.
7. Условия существования животных в литорали.
8. Адаптации животных к существованию в условиях пелагиали.
9. Условия существования животных в абиссали.
10. Животный мир мангровых зарослей.
11. Понятие об ареале. Формы ареала и типы его границ.
12. Понятие о викариате. Понятие об эндемиках, неоэндемиках и палеоэндемиках.
13. Разорванные ареалы и их происхождение.
14. Способы расселения животных. Биологические преграды.
15. Человек как зоогеографический фактор.
16. Характеристика фауны Новозеландской области.
17. Фауна Австралийской области.
18. Неотропическая область. Характеристика Патагонской области. Характеристика Карибской области.
19. Характеристика фауны Восточно-Азиатской области.
20. Характеристика Европейско-Сибирской области.
21. Характеристика Эфиопской и Мадагаскарской областей.
22. Характеристика Индо-Малайской области.
23. Полинезийская область.
24. Общая характеристика фауны Неарктики.
25. Зоогеографическое расчленение Мирового океана.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопатин И .К Зоогеография: М.: Выш. шк, 1989 50
Л1.2 Ревякина, Надежда Васильевна География Алтайского края: учебное пособие АГУ, 2004 г.
Л1.3 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л1.4 Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии: М.: Изд-во МГУ, 1987 28
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Богданов И. И.. Геоэкология с основами биогеографии biblioclub.ru
Э2 Биология зверей и птиц e.lanbook.com
Э3 Машкин, В.И. Методы изучения охотничьих и охраняемых животных в полевых условиях e.lanbook.com
Э4 Курс вMoodle "Зоогеография" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
404Л лаборатория позвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран: марка dIGIS oPTIMAL-C модель MW DSOC-1103 - 1 единица; шкафы для хранения муляжей и препаратов по зоологии позвоночных – 6 шт.; лабораторные столы – 9 шт.; раковина; проектор: марка Casio модель XJ-M140 - 1 единица; телевизор Samsung CK-2139VR; бинокли: Levenhuk Atom 10x50 – 12; картографический материал, табличный материал, муляжи внутренних органов позвоночных животных, фиксированные препараты позвоночных животных, коллекции скелетов, чучел позвоночных животных
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях рассматриваются основные понятия предметной области, место зоогеографии в системе наук, анализируется влияние факторов, обусловливающих современное распространение видов на суше и в водной среде. Для активизации учебной работы студентов очной формы обучения на лекционных занятиях проводится тестирование
студентов в течение 10÷15 мин. В дальнейшем текущий контроль учебы студентов проводится на практических занятиях. Оценки результатов тестирования и практических работ учитываются при аттестации по дисциплине.
По заочной форме обучения лекции проводятся по всем разделам теоретического материала кроме четвертого.
Особое место в структуре дисциплины занимают практические занятия.
Практикум включает в себя 11 занятий – по третьему, пятому и седьмому разделам теоретического материала. Практические занятия предусматривают освоение методов картографии ареалов, составление списков эндемичных для зоогеографических выделов видов животных.
По каждому практическому занятию оформляется отчет, на основании которого проводится защита работы (цель – оценка уровня освоения учебного материала). Результаты практических работ учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.
Зоогеография – наука широкого профиля, учитывающая данные систематики, экологии, ландшафтоведения и теоретической геологии для создания наиболее вероятной теории формирования современной фауны Земли. Ее выводы используются в практических целях, в частности в рациональной эксплуатации природных ресурсов человеком и в
организации заповедников и других охраняемых территорий.
Учебный курс «Зоогеография» касается практически всех частей науки – описательной, сравнительной и каузальной (причинной). В разделах, касающихся экологических основ зоогеографии, обсуждаются экологические факторы (абиотические, биотические и антропические), влияющие на географическое распространение, плотность популяций, адаптивные модификации, позволяющие преодолевать преграды к расселению т.п.
В курсе обсуждаются такие вопросы как причины существования ареалов различных размеров и форм, т.е. их разнообразие, а также условия образования дизъюнктивных ареалов. Расселение и миграция животных, как предпосылки к изменению границ ареалов, обсуждаются специально, как и роль деятельности человека, приводящая к изменению границ ареалов.
Для успешного освоения дисциплины необходимо своевременно выполнять предусмотренные в семестрах учебные задания, по дисциплине «Зоогеография» к ним относятся задания к практическим работам. Систематическое освоение необходимого учебного материала позволяет быть готовым для тестирования и выполнения контрольной
работы.
Другие, более детальные методические указания по освоению дисциплины приведены в учебно-методических пособиях по ней.