МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-2020,2019-САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Кравченко Г.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка бакалавров, обучающихся на 1 курсе биологического факультета, приобретение слушателями базовых знаний и навыков по применению современных информационных технологий, в частности технологий разработки текстовых документов, профессиональной разработки презентационных материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3.ДВ.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия основ психологии и педагогики в преподавании биологии;
фундаментальные основы в области биолого-экологической грамотности.


3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики и личностных способностей характера обучающегося;
осуществлять выбор вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной и образовательной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.решать стандартные задачи в образовании, педагогике и психологии на основе современных достижений в сфере информационных технологий;
проводить обработку информации, выполнять компьютерную визуализацию результатов для повышения эколого-биологической грамотности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информатика и современные информационные технологии (1 семестр)
1.1. Информационные ресурсы портала АлтГУ (ресурсы сайта биологического факультета и ботанического сада для НИР) и эколого-биологических профильных ресурсов Сети Интернет. Лабораторные 9 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в предмет. Современные аспекты педагогики и психологии в преподавании биологии, в контексте современных достижений информационных технологий. Компьютерная сеть АлтГУ (структура, доступ к сетевым дискам, файл обменный сервер). Лекции 9 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Информационные технологии в современном мире. Информационные ресурсы портала АлтГУ (электронная библиотека, электронное расписание, единый образовательный портал, сайт биологического факультета). Электронная почта и коммуникационная составляющая исследователя. Лабораторные 9 6 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Технологии разработки текстовых документов. Текстовый документ: понятие, форматы (*.txt, *.rtf, *.doc, *.docx, *.pdf, *.eps), разновидности (официальные документы, научные издания, книги, статьи, рукописи, курсовые и дипломные, листовки, газеты и т.д.), структура документа. Стандарты оформления библиографического списка. Лабораторные 9 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Правила форматирования текстов в соответствии с требованиями оформления курсовых и дипломных работ в АлтГУ (пробелы, размер шрифта, колонтитулы, висячие строки, разрыв абзацев, правила размещения рисунков, подписи таблиц, нумерация страниц, разрыв страницы и раздела и т.д.), оформление титульной страницы, содержание, заглавия разделов. Сам. работа 9 12 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Виды мультимедиа технологий в образовании и биологической науке, их прикладное использование. Технологии разработки презентаций. Презентация (форматы, типовая структура, правила размещения текста, рисунков, таблиц и инфографики). Лабораторные 9 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Виды самостоятельной творческой деятельности студента, школьника, педагога при использовании различных видов информационных компьютерных технологий (метод проектов, создание сайтов и пр.). Сам. работа 9 70 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-7: способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Кто первым ввел понятие энтропии в теории информации, определив её, как меру количества информации, вырабатываемой источником, пропускаемой каналом или попадающей к получателю (в пересчете на символ или секунду).
а) К. Шеннон;
б) Н. Винер;
в) У. Эшби;
г) А.М. Ягл.

2. Какое качество информации характеризует и определяет минимальный, но достаточный набор данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся данных.
а) достоверность;
б) достаточность (полнота);
в) актуальность;
г) адекватность.

3. Какое свойство информации дает возможность получения информации, необходимой пользователю?
а) достоверность;
б) актуальность;
в) доступность;
г) репрезентативность.

4. Какое свойство информации связано с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта?
а) актуальность;
б) достоверность;
в) адекватность;
г) репрезентативность.

5. Что такое степень соответствия информации текущему моменту времени, определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации?
а) актуальность;
б) адекватность;
в) достоверность;
г) репрезентативность.

6. Какое свойство информации отражает реально существующие объекты с необходимой точностью?
а) актуальность;
б) адекватность;
в) достоверность;
г) репрезентативность.

7. Какое свойство информации обеспечивает возможность их многоразового и многоцелевого использования, неотчуждение при обмене или продаже?
а) самовозрастание;
б) многоцелевое использование;
в) неопределенность;
г) неисчерпаемость.

8. Каким сочетанием клавиш можно сохранить документ в MS Word?
а) Ctrl + S;
б) Ctrl + O;
в) Ctrl + P;
г) Ctrl + W.

9. Что позволяет сделать сочетание клавиш Ctrl + Z?
а) вставить фрагмент;
б) скопировать фрагмент;
в) вырезать фрагмент;
г) отменить действие.

10. Каким образом в MS Word можно напечатать: α=15°?
а) с помощью клавиатуры;
б) Главная → Шрифт → Символы;
в) Вставка → Символы;
г) Ссылки → Добавить символы.

11. Как в MS Word установить междустрочный интервал?
а) Главная → Шрифт;
б) Главная → Абзац;
в) Разметка страницы → Параметры страницы;
г) Дизайн → Форматирование документа.

12. Какое утверждение про красную строку для текстовых документов верное?
а) 4-7 знаков, устанавливается несколькими нажатиями на клавишу пробел;
б) 3-5 знаков, не обязательна;
в) 4-7 знаков, устанавливается с помощью клавиши Tab;
г) 3-5 знаков, устанавливается автоматически.

13. Как проверить, сколько пробелов стоит между словами?
а) Рецензирование → Выделить лишние пробелы;
б) Главная → Отобразить все знаки;
в) Разметка страницы → Отобразить все пробелы;
г) Вид → Показывать скрытые знаки.

14. Какой знак используют в поисковом запросе вместо неизвестного слова?
а) ~;
б) *;
в) …;
г) |.

15. В ответ на поисковый запрос «сколько +родов», вы получите список:
а) всех страниц, обязательно содержащих слово «род» в разных падежах и формах;
б) всех страниц, обязательно содержащих слово «родов»;
в) всех страниц, обязательно содержащих словосочетание «сколько родов»;
г) всех страниц, обязательно содержащих слова «сколько» и «род» в различных падежах и формах.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. В какой офисной программе можно легко форматировать текст, вставлять рисунки, таблицы?

2. В какой офисной программе можно создавать автоматическое оглавление?

3. Какая офисная программа является текстовым редактором?

4. Какая офисная программа является табличным редактором?

5. В какой офисной программе можно легко делать вычисления, вставлять диаграммы?

6. В какой офисной программе можно зафиксировать строку?

7. В какой офисной программе можно делать презентации?

В какой офисной программе можно делать слайд-шоу?

9. В какую офисную программу на слайды можно вставлять текст, изображения, объекты инфографики (таблицы, графики, диаграммы), анимацию, 3D -объекты, аудио- и видеофайлы, Web-объекты?

10. Как называется самый простой и распространенный растровый графический редактор?

11. Из чего состоит растровое графическое изображение (графический примитив)?

12. Какой примитив является базовым для построения векторного изображения?

13. Какой объект является самым базовым простым примитивом в графических редакторах?

14. Какие бывают форматы графических изображений?

15. Изображение в виде геометрических фигур (графических примитивов), описанных математическими формулами, называется
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета с оценкой по всему изученному материалу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов для промежуточной аттестации:
1. Какова роль информационных технологий и информационный компьютерных технологий в биологической науке и образовании?
2. Перечислите виды мультимедиа технологий в образовании и биологической науке и дайте характеристику их прикладного использования.
3. Какие бывают разновидности презентаций и в чем их принципиальное различие?
4. Перечислите основные технические требования при оформлении классических презентаций; в чем заключается интерактивный подход образовании и роль в этом мультимедиа технологий?
5. Чем необходимо руководствоваться при подготовке урока с использованием информационных технологий?
6. Перечислите виды самостоятельной творческой деятельности студента, школьника, педагога при использовании различных видов информационных технологий (метод проектов, создание сайтов и пр.).
7. Перечислите полезное программное обеспечение для работы специалиста биолога.
8. Какие задачи позволяет решить новый стандарт образования по биологии?
9. Перечислите этапы работы над презентацией и дайте краткую характеристику каждому.
10. Дайте краткую характеристику возможностей сети Интернет. Какова роль сети Интернет для специалиста-биолога?
11. Дайте краткий обзор программному обеспечению для работы с сетью Интернет.
12. Перечислите основные принципы и особенности работы в поисковых системах сети Интернет?
13. Какими возможностями обладает «Google» для биолога?
14. Какие вы знаете программы для поиска информации? Перечислите основные принципы их работы.
15. Перечислите особенности поиска электронных изданий и электронных научных изданий по биологической тематике в сети Интернет?
16. Перечислите разновидности сайтов содержащих ЭНИ и дайте им краткую характеристику?
17. Как можно классифицировать биологические ресурсы в сети Интернет?
18. Назовите программы для создания и чтения следующего типа файлов: pdf, djvu.
19. Какие разновидности БД по биологии вы знаете в сети Интернет (приведите примеры для каждой группы)?
20. Что такое индивидуальная составляющая специализации биолога и её место в сети Интернет?
21. Что такое цифровой образовательный ресурс (ЦОР) и его место в системе преподавания биологии?
22. Какие вы знаете возможности электронной научной библиотеки Алтайского государственного университета?
23. Какое место занимает Интернет при подготовки современного урока по биологии?
24. Перечислите виды графики. В чем их принципиальное различие?
25. Дайте характеристику понятиям разрешение и размер изображения.
26. Какие вы знаете виды цветовых моделей? Дайте краткую их характеристику.
27. Расшифруйте понятие индексирования в среде компьютерной графики.
28. Дайте характеристику популярным форматам компьютерной графики.
29. Дайте характеристику фрактальной графики и её роли в биологических исследованиях.
30. Что такое филогенетическое дерево?
31. Какие этапы при построении филогенетического дерева выделяют?
32. Какие вы знаете генбанки в сети Интернет. Перечислите особенности их пользовательской организации.
33. Проанализируйте возможные методы формирования биологических понятий с использованием таких технологий, как интеллект-карты, AR-кейсы, мобильные технологии.
34. Проанализируйте методы формирования информационной грамотности на уроке биологии по выбранной вами теме.
35. Предложите педагогический замысел рефлексивного семинара по методике биологии, посвященного формированию основных биологических понятий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рудер, Д., Я.И. Грачева Информатика: Учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Д. Д. Рудер, Я. И. Грачева Информатика. Компьютерный практикум: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2733
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Информатика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Microsoft PowerPoint 2010 www.intuit.ru
Э2 Работа в Microsoft Word 2010 www.intuit.ru
Э3 Курс «Информатика и современные информационные технологии» на образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э4 НБЦ НЭБ "Elibrary" elibrary.ru
Э5 Академия Google scholar.google.ru
Э6 Глобальная информационная система по образованию www.gbif.org
Э7 Проект "Life Map" (древо жизни) lifemap.univ-lyon1.fr
Э8 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения лабораторных занятий: Microsoft office Word, Microsoft office Power Point, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Свободная энциклопедия «Википедия»
http://ru.wikipedia.org
Электронная библиотечная система АлтГУ
www.elibrary.asu.ru;
Курс «Информатика и современные информационные технологии» на образовательном портале АлтГУ
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1085

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием, рабочей программы дисциплины «Информационные технологии в образовании».
Дисциплина «Информационные технологии в образовании» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Информационные технологии в образовании». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. Итоговой формой аттестации является зачет. Критерии получения зачета представлены в Фонде оценочных средств.