МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эпидемиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки32.04.01. Общественное здравоохранение
ПрофильОрганизация здравоохранения и общественное здоровье
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv32_04_01_Общественное здравоохранение_ОЗиОЗ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 11,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 147 147 147 147
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Эпидемиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 485)

составлена на основании учебного плана:
32.04.01 Общественное здравоохранение
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических представлений об эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний, методических основах их профилактики, а так же подготовка специалистов с навыками организации и проведения противоэпидемических мероприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способность к применению современных методик сбора и обработки информации, к проведению статистического анализа и интерпретации результатов, к изучению, анализу, оценке тенденций, к прогнозированию развития событий в состояния популяционного здоровья населения
ОПК-4.1 Знает обоснованность и адекватность выбора методов описательной и аналитической статистики для анализа результатов научного исследования
ОПК-4.2 Умеет проводить статистический анализ данных с помощью компьютерных программ и адекватно интерпретирует результаты для решения профессиональных задач
ОПК-4.3 Владеет навыками анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины
ПК-3Способен к планированию и организации мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения
ПК-3.1 Знает, медико социальные, экономические и другие условия, оказывающие влияние на здоровье и качество жизни населения
ПК-3.2 Умеет планировать, мероприятия по обеспечению охраны здоровья населения
ПК-3.3 Владеет современными технологиями для решения проблем в области обеспечения охраны здоровья населения
ПК-3.4 Представляет разработанные мероприятия по обеспечению охраны здоровья населения с учетом современных тенденций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-4.1. Знает обоснованность и адекватность выбора методов описательной и аналитической статистики для анализа результатов научного исследования.
ПК-3.1. Знает, медико- социальные, экономические и другие условия, оказывающие влияние на здоровье и качество жизни населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.2. Умеет проводить статистический анализ данных с помощью компьютерных программ и адекватно интерпретирует результаты для решения профессиональных задач.
ПК-3.2. Умеет планировать, мероприятия по обеспечению охраны здоровья населения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3.Владеет навыками анализа статистической информации в профессиональных информационных источниках и в научной литературе с позиций доказательной медицины.
ПК-3.3. Владеет современными технологиями для решения проблем в области обеспечения охраны здоровья населения.
ПК-3.4. Представляет разработанные мероприятия по обеспечению охраны здоровья населения с учетом современных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЩАЯ ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
1.1. Становление и развитие эпидемиологии, как науки. Структура современной эпидемиологии Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Основные этапы становления эпидемиологии как науки, роль отечественных ученых. Эпидемиология как учебная дисциплина, связь эпидемиологии с другими медицинскими и биологическими науками. Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Эпидемиология как наука и учебная дисциплина Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Методы эпидемиологии. Эпидемиологическая диагностика Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Эпидемиологические исследования. Использование приемов эпидемиологической диагностики в доказательной медицине. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Эволюция эпидемиологических приемов исследования. Современная структура эпидемиологического метода. Метод эпидемиологического обследования очагов. метод эпидемиологического анализа: сбор эпидемиологических данных, описательный этап, аналитический этап. Использование приемов эпидемиологической диагностики в доказательной медицине. Сам. работа 1 10 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
2.1. Учение об эпидемиологическом процессе Лекции 1 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Учение об эпидемиологическом процессе Практические 1 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Происхождение инфекционных болезней и их классификация. Естественные факторы эпидемического процесса: источники, пути передачи инфекционных заболеваний, факторы неспецифической и специфической резистентности организмов. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Социальные и природные факторы эпидемического процесса. Развитие учения об эпидемическом процессе в трудах отечественных ученых. Проявления эпидемического процесса: эпидемии и пандемии. Сам. работа 1 27 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Профилактика и противоэпидемиологические мероприятия Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Средства и методы иммунопрофилактики. Организация иммунопрофилактика Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Организационные и функциональные основы противоэпидемической деятельности. Профилактика инфекционных заболеваний. Средства, методы и организация дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Санитарная охрана территории Российской Федерации Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Эпидемиология и профилактика антропонозов Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Эпидемиология и профилактика зоонозов Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Эпидемиология и профилактика сапронозов Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Антропонозы: болезни с фекально-оральным механизмом передачи; болезни с воздушно-капельным механизмом передачи; болезни с контактным механизмом передачи; инфекции, возбудители которых передаются половым путем; болезни с трансмиссивным механизмом передачи. Общая характристика зоонозов: сальмонеллез, бруцеллез, чума, туляремия, арбовирусные инфекции и др. Общая характеристика сапронозов: псевдотуберкулез, легионеллез, кишечный иерсиниоз Сам. работа 1 40 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
3.1. Общие вопросы эпидемиологии неинфекционных болезней Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Эпидемиология онкозаболеваний Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Эпидемиология и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Экологически обусловленные заболевания Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Генетически обуслоленные заболевания Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Эпидемиология и профилактика неинфекционных забоеваний: онкозаболеваний, заболеваний сердечно- сосудистой системы, генетически и экологически обусловленных забоеваний. Сам. работа 1 40 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8720

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4. Способность к применению современных методик сбора и обработки информации, к проведению статистического анализа и интерпретации результатов, к изучению, анализу, оценке тенденций, к прогнозированию развития событий в состояния популяционного здоровья населения

Тестовые задания
1. Вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения
а) естественный эксперимент
б) контролируемый эксперимент
в) неконтролируемый эксперимент
г) планируемый эксперимент
ОТВЕТ: в
2. Количественная оценка связи между воздействием фактора риска и развитием болезни проводится путем вычисления:
а) соотношения вероятностей (отношения шансов)
б) относительного риска
в) абсолютного риска
г) атрибутивного риска
ОТВЕТ: а
3. Ретроспективное эпидемиологическое исследование – это:
а) поперечное исследование
б) когортное исследование
в) исследование по типу «случай-контроль»
г) одномоментное исследование
ОТВЕТ: в
4. Спорадическая заболеваемость – это
а) групповые заболевания;
б) единичные случаи заболевания;
в) массовая заболеваемость;
г) типичные формы болезни;
ОТВЕТ: б
5. По какому признаку заболеваемость рассматривается как вспышка, эпидемия, пандемия?
а) механизму передачи возбудителя;
б) тяжести течения болезни;
в) числу выявленных носителей;
г) количеству зарегистрированных случаев болезни.
ОТВЕТ: г
6. Отношение числа младенческих смертей в возрасте до одного года к числу рожденных живыми за тот же период, умноженное на 100
а) показатель младенческой смертности
б) показатель поздней смерти плода
в) мертворождаемость
г) общий показатель смертности
ОТВЕТ: а
7. На свадьбе было 120 человек. Из них если свадебный торт – 90. Из тех, кто ел торт – ОКИ заболели 30. Из тех, кто не ел торт, ОКИ заболел 1 человек. Относительный риск развития заболевания при употреблении торта в данном случае равен:
а) 20
б) 2
в) 30
г) 10
ОТВЕТ: г
8. На свадьбе было 120 человек. Из них если свадебный торт – 90. После свадьбы зафиксирована вспышка ОКИ. Из тех, кто ел торт – заболели 30. Из тех, кто не ел торт, заболел 1 человек. Каков абсолютный риск (%) заболеть ОКИ при употреблении торта?
а) 3,3
б) 33
в) 25
г) 2,5
ОТВЕТ: б
9. Метод познания эпидемического процесса, основанный на оценке, сопоставлении и профессиональном осмыслении собранного эпидемиологического материала:
а) эпидемиологический анализ
б) эпидемиологическое обследование очагов
в) эксперимент
г) наблюдение
ОТВЕТ: а
10. Одновременно появившиеся групповые заболевания, охватывающие какой-либо коллектив или небольшой населенный пункт:
а) спорадия
б) эпидемическая вспышка
в) эпидемия
г) пандемия
ОТВЕТ: б

Ключ к тестам
№ воп. ответ
1 в
2 а
3 в
4 б
5 г
6 а
7 г
8 б
9 а
10 б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий; «не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «эпидемиологический метод».
ОТВЕТ: эпидемиологический метод - совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности.
2. Перечислите группы методических приемов, выделяемых в рамках эпидемиологического метода
ОТВЕТ: описательно-оценочные; аналитические; экспериментальные; прогностические.
3. Согласны ли Вы с утверждением, что причина болезни – это факторы, которые необходимы для развития заболевания, но в редких случаях достаточны для того, чтобы вызвать конкретную болезнь или состояние
• Да
• Нет
ОТВЕТ: нет
4. Какие инфекционные болезни называют экзотическими?
ОТВЕТ: болезни, возникающие вследствие завоза их из другой страны и обычно не регистрируемые на данной территории;
5. Какие показатели риска рассчитывают при проведении когортных исследований?
ОТВЕТ: абсолютный риск, относительный риск, атрибутивный риск (разность рисков)
6. Согласны ли Вы с утверждением, что фактор риска заболевания – это событие, условие, свойство или комбинация факторов, которые играют важную роль в возникновении той или иной патологии.
• Да
• Нет
ОТВЕТ: нет
7. Что такое источник инфекции?
ОТВЕТ: живой зараженный организм (человека или животного), являющийся естественной средой обитания для возбудителя инфекционной болезни, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду, т. е. может передаваться другому восприимчивому организму.
8. Эпидемический процесс – это...
ОТВЕТ: возникновение и распространение заболеваний в человеческой популяции.
9. Согласны ли Вы с утверждением, что эпидемиологический анализ – это один из методов эпидемиологической диагностики.
• Да
• Нет
ОТВЕТ: да
10. Причина болезни (этиологический фактор) – это …
ОТВЕТ: событие, условие, свойство или комбинация факторов, которые играют важную роль в возникновении той или иной патологии (т.е. они практически полностью определяют развитие конкретного заболевания).
11. Согласны ли Вы с утверждением, что изучать влияние определенного фактора риска на возникновение различных заболеваний позволяют когортные эпидемиологические исследования
• Да
• Нет
ОТВЕТ: да
12. Сформулируйте цель эпидемиологической диагностики
ОТВЕТ: выявить причины и условия возникновения и распространения заболеваний.
13. Дайте определение понятию «неконтролируемый эксперимент»
ОТВЕТ: вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения.
14. Естественный эксперимент – это … .
ОТВЕТ: различные чрезвычайные ситуации, изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы.
15. Какой эксперимент называют контролируемым?
ОТВЕТ: эксперимент, который предполагает формирование экспериментальной и контрольной групп, в которых учитывается заболеваемость определенной болезнью; итогом эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия, которую производят путем сравнения результатов в экспериментальной и контрольной группах.
16. Эпидемиологический анализ – это …
ОТВЕТ: метод познания эпидемического процесса, основанный на оценке, сопоставлении и профессиональном осмыслении эпидемиологического материала, собранного по специальной программе.
17. Перечислите этапы ретроспективного эпидемиологического анализа
ОТВЕТ: сбор информации; описательный этап; аналитический этап.
18. Оперативный эпидемиологический анализ – это …
ОТВЕТ: динамическая оценка состояния и тенденций развития эпидемического процесса, уточняющая направление профилактики, т.е. это исследование, направленное на перспективу.
19. Дайте определение понятию «природный очаг болезни»
ОТВЕТ: участок территории, где длительное время осуществляется циркуляция возбудителя болезни вместе со всеми дикими животными-резервуарами, переносчиками и факторами внешней среды, поддерживающими эту циркуляцию.
20. Дайте определение понятию «эпидемиологический очаг»
ОТВЕТ: место нахождения источника инфекции с окружающей его территорией в тех пределах, в которых он способен в данной конкретной обстановке при данной болезни передавать заразное начало.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен к планированию и организации мероприятий по обеспечению охраны здоровья населения.

Тестовые задания
1. Дезинфекция – это:
а) комплекс мер, направленный на уничтожение возбудителей инфекционных болезней в окружающей человека среде;
б) комплекс мер, направленный на уничтожение членистоногих;
в) комплекс мер, направленный на уничтожение грызунов;
г) комплекс мер, направленный на уничтожение промежуточных хозяев (гидробионтов) гельминтов.
ОТВЕТ: а
2. Комплекс мер, направленный на уничтожение грызунов:
а) дезинфекция;
б) дератизация;
в) дезинсекция;
г) дегельминтизация.
ОТВЕТ: б
3. Климатические и ландшафтные условия, которые способствуют или препятствуют развитию эпидемического процесса – это факторы:
а) биологические;
б) социальные;
в) природные;
г) антропогенные;
ОТВЕТ: в
4. К мерам специфической профилактики инфекционных болезней относят:
а) дезинфекцию;
б) дезинсекцию;
в) дератизацию.
г) иммунопрофилактику.
ОТВЕТ: г
5. Методы и средства борьбы с членистоногими (насекомыми и клещами), переносящими инфекционные заболевания:
а) дезинфекция;
б) дератизация;
в) дезинсекция;
г) дегельминтизация.
ОТВЕТ: в
6. Для проведения активной иммунизации используют:
а) вакцины;
б) интерфероны;
в) сыворотки;
г) иммуноглобулины.
ОТВЕТ: а
7. Для проведения пассивной иммунизации используют:
а) анатоксины;
б) сыворотки;
в) вакцины;
г) интерфероны;
ОТВЕТ: б
8. Введением сывороток или сывороточных фракций крови иммунных животных и людей проводят:
а) пассивную иммунизация
б) активную иммунизацию
в) латентную иммунизацию
ОТВЕТ: а
9. После изоляции, выздоровления или смерти больного проводят дезинфекцию:
а) профилактическую
б) заключительную
в) текущую
ОТВЕТ: б
10. Препараты, получаемые из микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности для специфической профилактики инфекционных болезней среди людей и животных:
а) сыворотки;
б) интерфероны;
в) вакцины;
г) иммуноглобулины.
ОТВЕТ: в
Ключ к тестам
№ воп. ответ
1 а
2 б
3 в
4 г
5 в
6 а
7 б
8 а
9 б
10 в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно менее 50% заданий.

Контрольные вопросы
1. Перечислите факторы, при наличии которых возникает и поддерживается эпидемический процесс.
ОТВЕТ: наличие источника возбудителя инфекции, механизма передачи и восприимчивого к данному возбудителю населения.
2. Противоэпидемические мероприятия – это…
ОТВЕТ: совокупность обоснованных на данном этапе развития науки рекомендаций, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдельных инфекций.
3. Согласны ли Вы с утверждением, что при возникновении (выявлении) инфекционной болезни проводят противоэпидемические мероприятия, а постоянно, независимо от наличия или отсутствия инфекционного больного – профилактические.
• Да
• Нет
ОТВЕТ: да
4. Неспецифическая профилактика инфекционных болезней – это …
ОТВЕТ: комплекс мероприятий, направленный на предотвращение возникновения и распространения инфекции, независимо от возбудителя.
5. При каких условиях эпидемиологический очаг считается ликвидированным?
ОТВЕТ: Очаг считается ликвидированным после того, как:
- обезврежен источник возбудителя инфекции (например, госпитализация больного),
- установлено отсутствие заболеваний (с учетом максимального срока инкубационного периода) и бактерионосительства среди лиц, общавшихся с ним,
- проведена дезинфекция (дезинсекция, дератизация).
6. Специфическая профилактика инфекционных болезней – это …
ОТВЕТ: комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространение конкретной инфекции.
7. Перечислите мероприятия по неспецифической профилактике инфекционных болезней, проводимые на местах
ОТВЕТ: дезинфекция; дезинсекция; дератизация.
8. Какова задача иммунопрофилактики инфекционных болезней
ОТВЕТ: управление иммунным ответом с целью предотвращения заболевания у отдельных лиц и группы населения.
9. Иммунопрофилактика осуществляется двумя путями. Назовите их.
ОТВЕТ: 1 - стимуляция активной иммунологической защиты к болезнетворному агенту, с которым предстоит встретиться в будущем – активная иммунизация; 2 - введение в организм готовых антител, подвергшихся воздействию определенных антигенов – пассивная иммунизация.
10. Что такое национальный календарь профилактических прививок
ОТВЕТ: нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.
11. Перечислите требования к вакцинам (критерии эффективности вакцин).
ОТВЕТ: иммуногенность, безопасность, ареактогенность, стабильность, ассоциируемость, стандартизуемость.
12. Согласны ли Вы с утверждением, что основная задача дезинфекции – прерывание механизма передачи инфекции обеззараживанием различных объектов (воды, пищевых продуктов, предметов бытовой обстановки и др.)
• Да
• Нет
ОТВЕТ: да
13. Дайте определению понятию «иммунизация населения».
(это регламентированное по времени и возрасту применение иммунобиологических препаратов, с целью создания коллективного иммунитета).
14. Перечислите формы профилактической дезинфекции
ОТВЕТ: плановая профилактическая дезинфекция; профилактическая дезинфекция по эпидпоказаниям; профилактическая дезинфекция по санитарно-гигиеническим показателям.
15. Назовите основные этапы обследования эпидемиологического очага
ОТВЕТ: изучение документов; опрос (сбор эпидемиологического анамнеза); осмотр очага; забор материала для диагностических и санитарно-гигиенических исследований; разработка противоэпидемических мероприятий; наблюдение за очагом; оформление результатов эпидемиологического обследования.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретических вопроса из предложенного ниже списка:
1. Эпидемиология, как наука. Структура современной эпидемиологии
2. Методы и приемы эпидемиологии.
3. Использование приемов эпидемиологической диагностики в доказательной медицине.
4. Происхождение инфекционных болезней и их классификация
5. Учение об эпидемиологическом процессе. Определения понятия эпидемического процесса.
6. Закономерности формирования эпидемического процесса
7. Факторы, влияющие на распространение эпидемического процесса
8. Проявления эпидемического процесса
9. Эпидемиологический очаг: структура и характеристика.
10. Понятие об интенсивности распространения эпидемического процесса.
11. Эндемические заболевания: характеристика, примеры.
12. Природно-очаговые заболевания: характеристика, примеры.
13. Неспецифическая профилактика инфекционных болезней
14. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.
15. Факторы, обеспечивающие невосприимчивость организма к инфекции.
16. Классификации и характеристика используемых в настоящее время вакцин
17. Эпидемиология и профилактика антропонозов
18. Эпидемиология и профилактика зоонозов
19. Эпидемиология и профилактика сапронозов
20. Общая характеристика эпидемиологии неинфекционных заболеваний.
21. Эпидемиология онкозаболеваний.
22. Эпидемиология и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
23. Экологические и экологически обусловленные заболевания
24. Наследственные болезни человека

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   7ФОС Эпидемиология (3).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. И. Брико, В. И. Покровский Эпидемиология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Э. А. Шуралев, М. Н. Мукминов Экологическая эпидемиология: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ющук Н.Д. и др. Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Зорина И.Г. Современные подходы к иммунопрофилактике инфекций: Москва: Директ-медиа, 2020 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Эпидемиология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В основу данного курса положены современные представления об основных направлениях эпидемиологии, об особенностях течения эпидемического процесса, факторах способствующих возникновению и распространению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. В рамках курса рассматриваются основные методы эпидемиологических исследований, вопросы иммунопрофилактики, характеристика основных инфекционных заболеваний, основы эпидемиологии неинфекционных заболеваний.
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции (вводная, тематические), практические занятия, самостоятельная работа студентов. Текущий контроль знаний по дисциплине и проверка самостоятельной работы студентов осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ и устных опросов. Промежуточная аттестация по завершению изучения дисциплины проводится в форме экзамена.