МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки32.04.01. Общественное здравоохранение
ПрофильОрганизация профилактической деятельности и укрепление здоровья населения
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv32_04_01_Общественное здравоохранение_ОПДиУЗН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Организационная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 485)

составлена на основании учебного плана:
32.04.01 Общественное здравоохранение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Организационная психология» является :
ознакомление с основными закономерностями поведения человека в организации и формирование знаний и умений по разработке технологий, повышающих эффективность организационной деятельности, за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, деятельностью, поведением и отношениями;
обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов в организации; содействие формированию и развитию толерантности в ситуациях межличностного взаимодействия в трудовом коллективе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ПК-2 Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения в области общественного здравоохранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1. Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы.
УК-6.1. Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности.
ПК-2.1 Знает технологии принятия управленческих решений в области общественного здравоохранения.

.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2. Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели.
УК-6.2. Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания.

ПК-2.2 Умеет анализировать и критически оценивать способы и механизмы реализации управленческих решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.3. Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.
УК-6.3. Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.
ПК-2.3. Владеет навыками обоснования принятия решений в области общественного здравоохранения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет организационной психологии
1.1. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины Лекции 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Теории организации Сам. работа 2 2 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Понятие организации как социотехнической системы. Организационные структуры. Сам. работа 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Теории организации Организационные структуры. Сам. работа 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Иерархические уровни психологического анализа деятельности сотрудников организаций.
2.1. Трехуровневая модель анализа взаимодействий персонала в организациях Лекции 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) Лекции 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) Сам. работа 2 10 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Субъективно значимые характеристики труда и «образ трудовой ситуации»
3.1. Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема. Сам. работа 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема. Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах Лекции 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.4. Взаимосвязь образа трудовой ситуации и мотивационных установок субъекта по отношению к работе (понятие «потенциальной мотивации»). Лекции 2 2 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.5. Использование методики «Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
3.6. Использование методики «Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника Сам. работа 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 4. Профессиональный стресс и психическое здоровье сотрудников организации.
4.1. Стресс и психическая напряженность деятельности Лекции 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Стресс и психическая напряженность деятельности Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.3. Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.4. Определения понятия «профессиональный стресс». Основные современные подходы к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный. Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
4.5. Иерархическая модель анализа профессионального стресса. Комплексная диагностико-превентивная система «Интегральная диагностика и коррекция стресса» (ИДИКС), примеры ее прикладного использования Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 5. Ценностные ориентации работников и трудовая мотивация персонала
5.1. О понятиях «ценности» и «ценностные ориентации» человека. Общая классификация ценностных ориентаций по Г. Олпорту Лекции 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.2. О понятиях «ценности» и «ценностные ориентации» человека. Общая классификация ценностных ориентаций по Г. Олпорту Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.3. Взаимосвязь ценностных ориентаций с актуальными потребностями профессионала. Понятие трудовой мотивации. «Пирамида потребностей» по А.Маслоу и ее приложение к анализу трудовой мотивации сотрудников организаций Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.4. Описательные и процессуальные теории трудовой мотивации (теория сбалансированности Дж. Адамса и теория ожиданий В. Врума). Сам. работа 2 6 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.5. Особенности мотивационной структуры личности и примеры методик ее диагностики (методика Э. Шейна «Якоря карьеры», тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности) Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.6. Понятие «удовлетворенность трудом». Внешние критерии проявлений удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. Традиционный подход к оценке удовлетворенности трудом в рамках однофакторной модели. Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.7. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Херцберга. Различия во влиянии факторов «мотиваторов» и факторов «контекста» на субъективное переживание степени удовлетворенности трудом Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.8. Структурные показатели удовлетворенности трудом (личностные особенности, взаимосвязь с производительностью труда, поведенческие установки работников). Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.9. Интегральный подход к оценке удовлетворенности трудом и прогнозирование негативных последствий снижения удовлетворенности трудом персонала на уровнях организационного поведения и социальной макро-среды Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.10. Группы в организациях. Групповые нормы и ценности. Внутригрупповые взаимодействия и ролевые позиции в группе.. Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.11. Определение понятий «лидерство» и «руководство». Особенности ролевых позиций «руководитель» и «лидер» в группе. Классические подходы к анализу лидерства и стилей руководства(авторитарный, демократический, либеральный).. Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.12. Социально-психологический климат в коллективе. Основные подходы к анализу социально-психологического климата (Ф. Фидлер, Л.Г. Почебут). Факторы, влияющие на формирования социально-психологического климата в группе Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
5.13. Основные концептуальные подходы к анализу лидерства: теория черт, опосредующие теории лидерства, теория атрибуций, теория харизматического лидерства. Современная типология стилей руководства на базе применения метода репертуарных решеток: «ориентация на задачу» - «ориентация на персонал» (Р. Блейк и А. МакКэнзи). Методика оценки стиля руководства Блейка-Мутона. Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 6. Основные направления практической работы и профессиональная позиция психолога в организации.
6.1. Классификация основных видов практико-ориентированной деятельности психолога в организациях Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
6.2. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Сам. работа 2 4 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
6.3. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Практические 2 1 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
6.4. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Сам. работа 2 3 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1
6.5. подготовка к зачету Сам. работа 2 27 УК-3, УК-6, ПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Г. Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Шамардина Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие АлтГУ, 2014
Л2.2 А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин Управление персоналом организации.-: Учебное пособие ГУУ, ИНФРА-М // ЭБС «Лань», , 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Орлова С.Н. Введение в организационную психологию : : учеб. Пособие для студентов вуза. СибГТУ. – Красноярск : [СибГТУ], , 2006.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.hr-journal.ru/ Электронный журнал про управление персоналом.
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э3 Организационная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Психология толпы и массовых беспорядков» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Психология толпы и массовых беспорядков» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Психология толпы и массовых беспорядков»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессиональноориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.