МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент в здравоохранении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки32.04.01. Общественное здравоохранение
ПрофильОрганизация профилактической деятельности и укрепление здоровья населения
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv32_04_01_Общественное здравоохранение_ОПДиУЗН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Петрова Л.И.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент в здравоохранении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 485)

составлена на основании учебного плана:
32.04.01 Общественное здравоохранение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студента системное представление о тенденциях развития менеджмента;
сформировать у студента менеджерские навыки находить организационно-управленческие решения и готовность нести за их ответственность.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ПК-2 Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения в области общественного здравоохранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1. Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы.
ПК-3.1. Знает современные научные подходы к организации и осуществлению прикладных и практических проектов и иных мероприятий по изучению и моделированию социальных, экономических, эпидемиологических и других условий, оказывающих влияние на здоровье и качество жизни населения
ПК-2.1 Знает технологии принятия управленческих решений в области общественного здравоохранения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2. Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели.

УК-3.3. Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.
ПК-2.2 Умеет анализировать и критически оценивать способы и механизмы реализации управленческих решений.
ПК-2.2 Умеет анализировать и критически оценивать способы и механизмы реализации управленческих решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками обоснования принятия решений в области общественного здравоохранения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления социально-экономическими системами (организациями).
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 3 16 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.4. Процесс и процедура принятия решения Лекции 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.5. Процесс и процедура принятия решения Практические 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
1.6. Процесс и процедура принятия решения Сам. работа 3 16 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Организационные структуры управления и групповая динамика
2.1. Организационные структуры управления Лекции 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.2. Организационные структуры управления Практические 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.3. Организационные структуры управления Сам. работа 3 16 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.4. Групповая динамика и руководство Лекции 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.5. Групповая динамика и руководство Практические 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
2.6. Групповая динамика и руководство Сам. работа 3 9 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Природа и состав функций менеджмента.
3.1. Функции менеджмента и их взаимосвязь Лекции 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.2. Функции менеджмента и их взаимосвязь Практические 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
3.3. Функции менеджмента и их взаимосвязь Сам. работа 3 6 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Стили и эффективность управления
4.1. Обеспечение эффективности деятельности Лекции 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
4.2. Обеспечение эффективности деятельности Практические 3 1 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4
4.3. Обеспечение эффективности деятельности Сам. работа 3 6 УК-3, ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маслова, Е.Л Теория менеджмента: Практикум для бакалавров М.: Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 М.М. Максимцова, М.А. Комарова Менеджмент: Учебник М. : Юнити-Дана, 2015, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115008
Л1.3 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник «Дашков и К°», , 2023 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балашов А. П. Теория менеджмента: учебное пособие М. : ИНФРА-М, 2014
Л2.2 Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов Менеджмент: Учебник М. : Академия, 2014
Л2.3 А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова Теория менеджмента: Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020 biblioclub.ru
Л2.4 Гапоненко А.Л., Савельева М.В. ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Н.Л. Карданская Принятие управленческого решения: Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle " Менеджмент" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Наиболее важным моментом самостоятельной работы является выполнение КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов. Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение, список литературы; приложение.
Во введении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, исследования, цель и задачи исследования; методы исследования. В основной части подробно раскрывается содержание темы. Каждая глава основной части должна заканчиваться выводами. В заключении курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования проблемы, а также практические рекомендации и предложения. В список литературы студент включает только те документы, которые он использовал при написании курсовой работы. В приложении содержится иллюстративный материал. Текст курсовой работы оформляется на листах белой бумаги формата А4.
Более подробно методические указания по курсу представлены в системе MOODLE
http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2642