МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихологическая диагностика и психологическое консультирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv37_03_01_Психология_ПДиПК-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 48
индивидуальные консультации 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 20 10 20
Лабораторные 26 36 26 36
Сам. работа 48 48 48 48
Консультации 60 40 60 40
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д-р психол. н., профессор, Ральникова И.А.

Рецензент(ы):
к. психол. н., доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Супервизия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 839)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой доцент, канд.психол.наук Волкова Т.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение дефиниций понятия "супервизия"; развитие понимания цели, функций, форм и сфер применения, а также моделей супервизорских практик. Формирование представлений у обучающихся о формах и методах профессионального сопровождения деятельности психологов, профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости и "вырождения" личности специалиста. Выработка навыков профессиональной рефлексии, мотивации к супервизии и аутосупервизии. Формирование аутентичного профессионального стиля.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен поддерживать уровень профессиональной компетенции, в том числе за счет понимания и готовности работать под супервизией
ПК -5 Способен к ведению профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, этику, принципы, этапы, функции психологической супервизии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области психолого-педегогического консультирования клиентов по выявленным у них проблемам, в области разработки и осуществления программ системного пролонгированного сопровождения; умеет применять знания о психологической супервизии в целях собственного профессионального развития в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом получения психологической супервизии в области психолого-педегогического консультирования, в области разработки и реализации программ системного пролонгированного сопровождения, в области оказания индивидуальной и групповой психологической помощи детям и подросткам с девиантным поведением.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в психологической практике
1.1. История возникновения и становления супервизии. Лекции 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Цели, функции, формы и сферы применения супервизии Лекции 9 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Концепции и модели супервизии Лекции 9 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Основания клиссификации моделей супервизии Лекции 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Особенности подготовки супервизоров Лабораторные 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Требования к личностным и профессиональным качествам супервизора Лабораторные 9 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Супервизионный практикум Лабораторные 9 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Дефиниции понятия "супервизия": образование, менеджмент, психологическое консультирование, психотерапия Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Дефиниции понятия "супервизия", метатеории: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Функции супервизии: образовательная, административная, экспертная, консультативная, поддерживающая Лабораторные 9 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Функции и роли супервизии. Проблема ожиданий Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Формы супервизии: индивидуальная и групповая, гомогенная и гетерогенная, директивная Лабораторные 9 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Супервизия как технология профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости, burnout Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Психоаналитическая супервизия. Балинтовские группы Сам. работа 9 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Гештальт-супервизия Сам. работа 9 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Супервизия в системной семейной терапии Сам. работа 9 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Поведенчески ориентированная супервизия Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Супервизия в современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультировании Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Правовые, этические и профессиональные нормы в супервизии Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Интегративная модель супервизии Штольтенберга Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Методология аутосупервизии (selfmanagement) в психологическом консультировании и психологической психотерапии(Кэнфер, Шмельцер) Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.22. Правила и принципы супервизии в контексте СБКТ Сам. работа 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.23. Профессиональные компетенции супервизора. Рефлексиные навыки (Рубинштейн, Брушлинский, Лепский) Сам. работа 9 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.24. Супервизия как пошаговый процесс: 7 шагов процесса супервизии Лабораторные 9 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.25. Супервизионный практикум Лабораторные 9 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.26. Консультации 9 40 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История возникновения супервизии в различных социальных практиках: промышленность, менеджмент, образование, социальная работа, психология, психотерапия
2. Мифы о супервизии и мифология супервизии
3. Функции супервизии
4. Эксплицитные версус имплицитные функции супервизии
5. Дескриптивный версус прескриптивный анализ функций супервизии
6. Деструктивные функции/последствия супервизии
7. Школьные модели супервизии
8. Формы и виды супервизии
9. Общее и различное между супервизией и родственными активностями
10. Личность и профессионаольно важные качества супервизора
11. Аутоменеджерская супервизия (selfmanagement)
12. Супервизор-супервизируемый отношения
13. Развитие профессиональной идентичности специалиста
14. Этапы/стадии/шаги процесса супервизии
15. Супервизия в контексте бихевиорально-когнитивной методологии
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle Супервизия в психологической практике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы зачета или экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.