Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Профиль | Психологическая диагностика и психологическое консультирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | v37_03_01_Психология_ПДиПК-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | 23 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 8 | 8 | 20 | 20 |
Лабораторные | 0 | 0 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 6 | 6 | 22 | 22 |
Сам. работа | 8 | 8 | 39 | 39 | 47 | 47 |
Консультации | 0 | 0 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 36 | 36 | 180 | 180 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой д.псх.н., Волкова Т.Г.
1.1. | Цель курса: Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-7 | Способен проектировать и выполнять работы по психологическому просвещению и повышению психологической культуры различных возрастных и социальных групп населения |
ПК-10 | Способен проводить индивидуальное и групповое психологическое консультирование работников организаций и обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, межличностных взаимоотношений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию детей и подростков группы риска; наиболее значимые методы, направления, подходы и теории, выступающие методологическим основанием комплексного консультирования по поводу семейных проблем; психологические закономерности преодоления детьми трудных семейных ситуаций (развод, нормативный семейный кризис), выступающие факторами риска девиантного поведения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; разрабатывать технологии индивидуального и группового семейного консультирования; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, способствующие или препятствующие адаптации детей и подростков группы риска; организовывать психологическую помощь детям, направленную на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методологией психологической поддержки детей и подростков группы риска посредством перестройки внутрисемейных отношений; ведущими технологиями семейного консультирования; технологиями организации психологической помощи детям, направленной на коррекцию девиантного поведения, инициированного переживанием трудных семейных ситуаций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система. | ||||||
1.1. | Социально-психологическая модель семьи. | Лекции | 7 | 4 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Социально-психологическая модель семьи. | Сам. работа | 7 | 1 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Социальные роли в семье. Функции семьи. | Лекции | 7 | 4 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Социальные роли в семье. Функции семьи. | Сам. работа | 7 | 1 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Жизненный цикл семьи. | Лекции | 7 | 4 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Жизненный цикл семьи. | Практические | 7 | 4 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Жизненный цикл семьи. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. | Практические | 7 | 4 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Развод как социально-психологический феномен. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Нарушение функционирования семьи. | Практические | 7 | 4 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений | Практические | 7 | 4 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.12. | Причины конфликта.Предотвращение конфликта. После конфликта. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Теория и практика семейного консультирования. | ||||||
2.1. | Семья как источник психической травмы. | Лекции | 8 | 1 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Семья как источник психической травмы. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. | Лекции | 8 | 1 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Семейная тревога. | Сам. работа | 8 | 19 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Модели консультирования семьи. | Лекции | 8 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Модели консультирования семьи. | Практические | 8 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Основные теоретические подходы в семейной терапии | Лекции | 8 | 1 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Диагностика семьи | Практические | 8 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Лекции | 8 | 1 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.10. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Лабораторные | 8 | 8 | ПК-7, ПК-10 | |
2.11. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Лекции | 8 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.12. | Стандартизированные методы исследования супружеских отношений. | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.13. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских и супружеских отношений. | Практические | 8 | 2 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.14. | Консультации | 8 | 90 | ПК-7, ПК-10 | ||
2.15. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-7, ПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложения |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Психол. семьи дев. пов..docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Векилова С.А. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прохорова О.Г., Торохтий В.С. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Векилова, С. А. | Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | 2. электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | 3. элктронный курс в системе Moodle "Психология семьи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется: 1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др. 3). При подготовке доклада студенту рекомендуется: 1. Составить план выступления; 2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; 3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) 4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; 5. Время доклада 7 минут; 6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; 7. Приветствуется использование электронной презентации; 8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |