Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Профиль | Психологическое консультирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | v37_04_01_Психология_ПК-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Консультации | 84 | 84 | 84 | 84 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.псх.н., Ральникова И.А.
1.1. | Цель курса: Изучение закономерностей формирования и развития человека как члена семьи, овладение методами диагностики семейных проблемных зон и технологией семейного психологического консультирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-2 | Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса |
ПК-2.1 | Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы |
ПК-2.2 | Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов) |
ПК-3 | Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике |
ПК-3.1 | Знает принципы анализа процесса психологической консультации |
ПК-3.2 | Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики |
ПК-4 | Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания |
ПК-4.1 | Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы |
ПК-4.2 | Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания |
ПК-5 | Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания |
ПК-5.1 | Знает принципы анализа процесса психологической консультации |
ПК-5.2 | Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | закономерности формирования и развития человека в семье, функции, структуру, динамику, жизненный цикл семьи; основы технологии консультирования человека по поводу семейных проблем; основные механизмы влияния семьи на дезадаптацию сотрудников социальной сферы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | с помощью психологических методов выявлять основную специфику функционирования человека как члена семьи; организовать процесс консультирования человека по поводу семейных проблем; выделять основные факторы во внутрисемейных отношениях, облегчающие процесс реадаптации личности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами оценки семейной ситуации посредством диагностики функций, структуры, динамики и жизненного цикла семьи (генограмма семьи и другие проективные методы, тест психологической готовности к родительству, удовлетворенности браком, методами диагностики семейной тревоги, модифицированные опросники, скульптура семьи и пр.); методами и техническими приема консультирования человека по поводу семейных проблем; разнообразными методами психологической поддержки человека как члена семьи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Семья как многоуровневая и многофункциональная система. | ||||||
1.1. | Социально-психологическая модель семьи. | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.2. | Социальные роли в семье. Функции семьи. Структура семьи. | Практические | 2 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.3. | Социальные роли в семье. Функции семьи. | Сам. работа | 2 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.4. | Структура семьи | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.5. | Жизненный цикл семьи. | Сам. работа | 2 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.6. | Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака. | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.7. | Психология супружеской совместимости. | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.8. | Супружеские конфликты. | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.9. | Развод как социально-психологический феномен. | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.10. | Нарушение функционирования семьи. | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
1.11. | Внутрисемейные границы и их виды. | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Организация процесса оказания психологической помощи семье | ||||||
2.1. | Формы оказания психологической помощи современной семье | Лекции | 2 | 2 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Формы оказания психологической помощи современной семье | Практические | 2 | 4 | ||
2.3. | Формы оказания психологической помощи современной семье | Сам. работа | 2 | 10 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.4. | Модели консультирования семьи. | Лекции | 2 | 4 | ||
2.5. | Модели консультирования семьи. | Практические | 2 | 8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.6. | Стандартизированные методы исследования детско-родительских отношений. | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Стандартизированные методы исследования семейных отношений. | Практические | 2 | 1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.8. | Стандартизированные методы исследования семейных отношений. | Сам. работа | 2 | 3 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 | |
2.9. | Консультации | 2 | 84 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения |
Приложения |
Приложение 2.
ФОС_ 37_04_01_ПС-12-2020_ПК по семейным проблемам.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Прохорова О.Г., Торохтий В.С. | ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Векилова, С. А. | Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C. |
Л2.2 | Мандель Б.Р. | Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие | Флинта, 2013 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | – университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в мудл Психологическое консультирование по семейным проблемам | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется: 1). Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины. 2). Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждении домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др. 3). При подготовке доклада студенту рекомендуется: 1. Составить план выступления; 2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме; 3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.) 4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада; 5. Время доклада 7 минут; 6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории; 7. Приветствуется использование электронной презентации; 8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену. |