МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бизнес-планирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильЭкономика и финансы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv38_03_01_Экономика_ЭиФ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 109
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 109 109 109 109
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н. , Доцент, Лепешкина С.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Бизнес-планирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: ознакомить студентов с теоретическими основами бизнес-планирования, а также обучить технологии и практическим методам составления бизнес-планов:
Задачи дисциплины:
• показать значимость бизнес-планирования в предпринимательской деятельности;
• ознакомить с терминологией инвестиционного проектирования;
• обучить технологии разработки бизнес-плана;
• обучить методам оценки эффективности инвестиционных проектов;
• закрепить знания путем самостоятельной разработки бизнес-плана;
• привить навыки презентации результатов разработанного бизнес-плана

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обработку массивов экономических данных, анализ, оценку, интерпретацию полученных результатов и обоснование выборов
ПК-1.1 Знает основные методы обработки и анализа экономических данных
ПК-1.2 Умеет осуществлять анализ и оценку результатов обработки экономических данных
ПК-1.3 Умеет интерпретировать полученные результаты анализа и обосновывать выводы при подготовке отчетов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает процессы в области техники, технологии и организационных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет описывать процессы в области техники, технологии и организационных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью анализировать и моделировать процессы в области техники, технологии и организационных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура бизнес-плана. Содержание основных разделов.
1.1. Планирование как инструмент управления бизнесом. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.2. Планирование как инструмент управления бизнесом. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.3. Планирование как инструмент управления бизнесом. Сам. работа 6 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.4. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.5. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.6. Бизнес-планирование: сущность, роль в системе управления организацией Сам. работа 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.7. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.8. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Практические 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.9. Структура бизнес-плана. Основы формирования основных разделов бизнес-плана Сам. работа 6 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.10. Программные средства для разработки бизнес-плана Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.11. Программные средства для разработки бизнес-плана Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.12. Программные средства для разработки бизнес-плана Сам. работа 6 28 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.13. Экспертиза бизнес-плана. Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.14. Экспертиза бизнес-плана. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.15. Экспертиза бизнес-плана. Сам. работа 6 11 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.16. Форма представления бизнес-плана. Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.17. Форма представления бизнес-плана. Практические 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.18. Форма представления бизнес-плана. Сам. работа 6 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7969
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция

ПК-1: Способен осуществлять обработку массивов экономических данных, анализ, оценку, интерпретацию полученных результатов и обоснование выводов

1. Метод анализа данных, который содержит в своей основе способность аналитической системы самостоятельно обучаться в процессе решения различных задач (программе задается алгоритм, который позволяет ей учиться выявлять определенные закономерности) называется ____________________________ (машинное обучение)
2. Принцип __________________аналитики можно определить следующим образом: сначала нужно исследовать данные за прошлый период; выявить закономерности или факторы, которые стали причиной результата; далее с помощью нейросети или математических вычислений создать модель, которая сможет производить прогнозирование. (предиктивной)
3. Принцип, заключающийся в сборе данных, их изучении на основе конкретных параметров и получении результата, выраженного, как правило, в процентах, называется принципом________________________ (статистического анализа).
4. базируется на применении теории вероятности, сетевого планирования, линейного программирования и др. (Экономико-математический метод )
5. В основе планирования выручки в бизнес-плане может лежать ____________метод, который применяют в условиях неопределенности спроса на производимую предприятием продукцию. Основа метода — объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки (расчетный)
6. Суждение о причинной зависимости объектов в бизнес-плане является частным случаем метода ____________, который подразумевает умозаключение от частного к общему, когда на основании знании о части предмета, делается вывод о их совокупности в целом (индукции)
7. _____________________________ - процесс на основе соотнесения общих целей и прикладных задач, в результате которого в бизнес-плане определяется состав и внутренняя структура подразделений (структуризация)
8. Критерии риска в бизнес-проекте должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и ________________ наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба), а также учитывать добросовестность контролируемых лиц (вероятность).
9. Метод, который заключается в прогнозировании, например, уровня и структуры спроса путем принятия за эталон фактические данные отдельных рынков – это метод _____________ (аналогий)
10. Подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится предприниматель, как он предполагает добиться поставленных целей носит название __________________ (бизнес-план).
11. ________________ раздел бизнес-плана содержит модель движения денежных потоков и в первую очередь анализируется потенциальными инвесторами на предмет эффективности вложений (Финансовый).
12. Индекс доходности (profitability index, PI) — показатель отношения дисконтированных денежных потоков от инвестиций к сумме инвестиций. В результате его расчета был получен показатель 1,2. Это означает, что на каждый рубль вложений приходится ______________ дохода (двадцать).
13. Планирование загрузки производственных мощностей базируется на прогнозах будущего спроса, которые трансформируются в требования к объемам производства. Эти показатели включаются в раздел бизнес-плана, который носит название план ____________________ (производства)
14. Индекс рентабельности может быть больше единицы только тогда, когда чистый дисконтированный доход ___________ нуля (больше)
15. ________________________информация — это государственная статистика по исследуемой сфере в бизнес-плане, финансовая отчетность компаний, отраслевые СМИ (открытая)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
2. не предусмотрено
3.
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Планирование как функция управления.
2. Стратегическое и оперативное планирование.
3. Структурные элементы логики стратегического планирования.
4. Этапы процесса планирования.
5. Сетевые и интерактивные методы планирования.
6. Взаимосвязь методов планирования с методами прогнозирования.
7. Применение экономико-математических методов и моделей в планировании на предприятиях
8. Бизнес-план как инструмент организации работы предпринимательской структуры.
9. Цели и задачи бизнес-плана. Функции и принципы бизнес-планирования.
10. Требования при подготовке бизнес-плана.
11. Виды бизнес-планов (по форме, по содержанию).
12. Риски в системе бизнес-планирования.
13. Типовые операции и процедуры планово-управленческих работ.
14. Бизнес-процессы в системе формирования бизнес плана
15. Методики составления бизнес-плана (UNIDO, «ЕБРР» (методика Европейского банка реконструкции и развития), «TACIS» (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States - техническая помощь Содружеству Независимых Государств) и т.д. Последовательность составления бизнес-плана.
16. Раздел бизнес плана «Общая характеристика бизнеса»: структура, общая характеристика
17. Анализ экономического потенциала бизнеса Внешние и внутренние условия функционирования бизнеса. Анализ рисков.
18. План маркетинга. Характеристика потребителей. Цель и задачи маркетинговой стратегии.
19. Бюджет маркетинга.
20. Производственный план. Описание производственного процесса, его организации.
21. Расчет производственной программы предприятия. Производственный цикл. Ресурсное обеспечение производственного процесса.
22. Организационный план. Организационно-правовая форма бизнеса. Налоговый режим. Организационная структура бизнеса.
23. Расчет потребности в ресурсах (трудовых, основной и оборотный капитал)
24. Финансовая часть бизнес-плана. Прогноз движения наличности денежных средств.
25. Баланс предприятия. План прибылей и убытков.
26. Источники финансовых ресурсов
27. Информационные средства и программные продукты в процессе планирования деятельности. Использование программных продуктов MsProject, Project Expert, Альт-Инвест и др.
28. Цели проведения экспертизы. технический анализ возможности реализации бизнес-плана (анализ технологических процессов, доступности ресурсов, эффективности проекта, участников.
29. Этапы проведения экспертизы. Содержание экспертного заключения
30. Суть презентации бизнес-плана и ее целевая аудитория.
31. Структура презентации бизнес-плана.
32. Оформление презентации бизнес-плана. Power Point как форма представления бизнес-плана.


Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров М. : Дашков и К, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Сергеев А.А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Черняк В.З., Чараев Г.Г. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менеджмент" М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев, Ю.Т. Ахвледиани, Н.В.Артемьев Бизнес-планирование: М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=114751
Л2.2 Е. В. Купцова, А. А. Степанов. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие М. : Дашков и К, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/536212
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Анализ финансовых рынков portal.edu.asu.ru
Э2 portal.edu.asu.ru
Э3 курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем

1. Информационно-справочная система "Консультант Плюс".
2. Информационно-справочная система "Кодекс".
3. Информационно-справочная система "Гарант".
4. Федеральный портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/.
Официальный сайт Алтайского края: http://altairegion22.ru/
Министерство экономического развития РФ: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz
5. Федеральный портал молодого предпринимателя: http://young.smb.gov.ru.
6. Аналитическое кредитное рейтинговой агентство: https://acra-ratings.ru.
7. Алтайский региональный ресурсный центр: http://www.altay-rrc.ru.
8. Деловая сеть Алтайского края: http://altai.n4.biz.
9. Базы данных сведений о предпринимательских структурах: https://fira.ru.
10. Управление Алтайская края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры: http://www.altsmb.ru.
11. Центр поддержки предпринимательства Алтайского края: http://www.altaicpp.ru.
12. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай: http://akstat.gks.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Для получения зачета студент должен представить на проверку самостоятельно разработанный бизнес-план. Образцы и примеры составления разделов представлены в соответствующих темах.