МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильСовременная система государственного и муниципального управления
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ССГиМУ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Документационное обеспечение и делопроизводство в государственном и муниципальном управлении

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины:
- сформировать понимание студентами логически верного и аргументированного документирования управленческой деятельности, осуществления деловой переписки;
- ознакомить студентов с теоретическими и методологическими основами, нормативно-правовой базой документационного обеспечения управления;
- выявить особенности применения технологий создания документов, использовать их в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен осуществлять внутриорганизационные и межведомственные коммуникации, обеспечивать взаимодействие органов власти с гражданами, коммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации.
ОПК-7.1 Знает основные теории коммуникации, основы взаимодействия органов власти согражданами, коммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации
ОПК-7.2 Знает основы экономической, организационной и управленческой теории
ОПК-7.3 Умеет осуществлять внутриорганизационные и межведомственные коммуникации, взаимодействие органов власти с гражданами, коммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации
ОПК-7.4 Владеет технологиями внутриорганизационных и межведомственных коммуникации, взаимодействия органов власти с гражданами, коммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации
ОПК-7.5 Умеет применять знания в области менеджмента и маркетинга для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает формы ведения делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления; основы взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота.
ПК-3.2. Знает основные модели связей с общественностью. ПК-3.3. Умеет оформлять документы и осуществлять организацию мероприятий с участием средств массовой информации, развитие и наполнение официальных интернет-сайтов
государственных органов и представительств в социальных сетях и блогах.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.4. Умеет формировать и продвигать имидж государственного органа и органов местного самоуправления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ (ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА)
1.1. Основные понятия и определения документационного обеспечения управления. Классификация документов Практические 4 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Реквизиты управленческих документов и правила их оформления Лекции 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Реквизиты заголовочной части документа и правила их оформления Практические 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Реквизиты заголовочной части документа и правила их оформления Лабораторные 4 0 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Реквизиты содержательной части документа и правила их оформления Практические 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Реквизиты содержательной части документа и правила их оформления Лабораторные 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Реквизиты оформляющей части документа и правила их оформления Практические 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Реквизиты оформляющей части документа и правила их оформления Лабораторные 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата Сам. работа 4 20 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
2.1. Организационно-распорядительные документы и правила их оформления Лекции 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Организационно-распорядительные документы и правила их оформления Лабораторные 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к зачету Сам. работа 4 14 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Информационно- справочные документы и правила их оформления Лабораторные 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к зачету Сам. работа 4 16 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Документация по личному составу Лекции 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Документация по личному составу Лабораторные 4 0 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 4 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Типичные ошибки в языке и стиле деловой документации Лекции 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Типичные ошибки в языке и стиле деловой документации Практические 4 1 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 4 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ
3.1. Организация документооборота в учреждении Лекции 4 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Подготовка к практическим занятиям, выполнение индивидуальных практических заданий, написание реферата, подготовка к тестированию,подготовка к зачету Сам. работа 4 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Системы и методы хранения документов Сам. работа 4 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-7.4, ОПК-7.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти и местного самоуправления, организовывать взаимодействие со СМИ и референтными группами, формировать и продвигать имидж государственной и муниципальной службы

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Требования к оформлению организационно-распорядительной документации для всех организаций независимо от характера их деятельности содержатся:
а) в ГОСТ Р 7.0.97—2016
б) в Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации
в) в ГОСТ Р 6.30—2003
г) в Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти
Правильный ответ: а

2. Неправильное оформление даты «первое мая 2019 года»:
а) 01.05.2019
б) 1 мая 2019 года
Правильный ответ: б

3. На бланках какого документа не указывается наименование вида документа:
а) приказа
б) постановления
в) письма
г) протокола
Правильный ответ: в

4. Распоряжение издается:
а) единолично
б) коллегиально
в) в условиях ведомственного регулирования
Правильный ответ: а


5. Назовите нормативный правовой акт, с помощью которого регулируется порядок рассмотрения обращений граждан в организации:
а) регламент организации
б) инструкция по делопроизводству
в) Закон о порядке рассмотрения обращений граждан
Правильный ответ: в

6. Письменное обращение гражданина, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение:
а) 30 дней со дня регистрации
б) 30 дней с момента поступления
в) 33 дней с даты поступления
Правильный ответ: а

7.Сертификат ключа электронной цифровой подписи не включает:
а) регистрационный номер сертификата ключа подписи
б) срок действия сертификата ключа подписи
в) сведения о владельце сертификата ключа подписи
г) открытый ключ электронной цифровой подписи
д) закрытый ключ электронной цифровой подписи
е) сведения об удостоверяющем центре, выдавшем сертификат ключа подписи
ж) сведения об условиях признания юридического значения электронного документа с электронной цифровой подписью
Правильный ответ: д

8. Организатором межведомственного электронного документооборота является:
а) Федеральная служба охраны РФ
б) Администрация Президента РФ
в) Аппарат Правительства РФ
г) Главное управление специальных программ Президента Р
Правильный ответ: а

9. Перечень обязательных сведений о документах, используемых в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, определен:
а) типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти
б) Федеральным законом «О документационном обеспечении управления деятельности»
в) Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»
г) Положением о системе межведомственного электронного документооборота
Правильный ответ: в

10. Основной недостаток электронного документооборота - это
а) увеличение времени на передачу информации
б) возможность утраты информации или ее утечки
в) невозможность ограничения доступа к информации
г) увеличение расходов на управление
Правильный ответ: б

11. Как называется процесс приведения чего-либо к единой системе, форме, единообразию:
а) классификация
б) унификация
в) стандартизация
Правильный ответ: б

12. К основным регламентирующим работу службы ДОУ документам относят:
а) инструкция по делопроизводству
б) квалификационный справочник должностей
в) табель унифицированных форм документов
Правильный ответ: а

13.Текущий контроль осуществляется:
а) в начале исполнения документов
б) в конце исполнения документов
в) в течение всего периода исполнения документов
Правильный ответ: в

14. Входящий документ проходит следующие этапы обработки:
а) сопровождение и доставка с почты, первичная обработка, регистрация, подготовка на доклад, рассмотрение и оформление резолюций, регистрация резолюции, постановка на контроль исполнения, отправка на исполнение, исполнение и контроль за ним, прием исполненного документа, снятие с контроля, помещение исполненного документа в дело, работа с ним, текущее и архивное хранение, уничтожение и списание;
б) установление конкретного адресата документа в организации, регистрация документа по входящим журналам, передача документа адресату, указанному его в тексте, установление сроков исполнения документа, исполнение документа, проверка результатов исполнения, помещение документа в номенклатурное дело и последующая сдача в архив;
в) регистрация документа по входящей корреспонденции, передача его руководителю для определения исполнителя, передача документа непосредственному исполнителю, контроль за исполнением документа, исполнение документа, прием результатов исполнения руководителем, отметка об исполнении в специальном журнале, сдача документа в архив.
Правильный ответ: а

15. Какие технологические недостатки имеет журнальная форма регистрации:
а) формальный характер закрепления документа за валовым порядковым номером;
б) сложности ведения по журналу поисковой, справочной и контрольной работы;
в) сложности обязательной многократной регистрации документов;
г)отсутствие возможности отразить движение документа в процессе рассмотрения и исполнения
Правильный ответ: абвг

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите основные этапы подготовки и оформления внутренних документов в офисе:
Правильный ответ: составление проекта и согласование, проверка правильности оформления, подписание и регистрация.

2. Документ — это...
Правильный ответ: зафиксированная на материальном носителе информация, с реквизитами, позволяющая её идентифицировать.

3. Какая форма работы с документами подходит для организаций, деятельность которых требует особенно тщательной защиты информации?
Правильный ответ: децентрализованная

4. Документы, которые изданы внутри учреждения и отправлены за его пределы для руководства нижестоящим органам управления либо в целях исполнения письменных указаний высшей инстанции, называются:
Правильный ответ: исходящими документами

5. Назовите правовой акт, который устанавливает статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений или иных органов?
Правильный ответ: положение о структурном подразделении

6. Годовой объем документооборота – это ....
Правильный ответ:
исходная величина для расчета численности сотрудников службы ДОУ, определения степени загруженности структурных подразделений и отдельных работников, средство определения потребностей в организационной и вычислительной технике, выбора наиболее эффективной системы регистрации документов и справочного аппарата.

7. По сфере своего действия распорядительные документы делятся на:
Правильный ответ: федерального уровня, регионального уровня, правовые акты организаций.

8. Вид информационно-справочной документации, являющейся способом оперативного информационного обмена между организациями, называется:
Правильный ответ: перепиской.

9. …- действие или совокупность действий, применяемых при записи информации на материальном носителе.
Правильный способ документирования.

10. Цель регистрации документов заключается:
Правильный ответ: контроль, обеспечить их учет.

11. Информационно-справочный документ, составляющийся группой лиц для подтверждения установленных фактов — это ...
Правильный ответ: акт.

12. Датой должностной инструкции является дата:
Правильный ответ: её утверждения

13. Чем внешне отличается проект документа от его окончательного варианта?
Правильный ответ: Надписью «проект» в верхнем поле справа.

14. Как называется вид информационно-справочной документации, являющейся способом оперативного информационного обмена между организациями?
Правильный ответ: переписка.

15. Какие размеры шрифтов рекомендуется использовать при оформлении документов согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016?
Правильный ответ: № 12, № 13, № 14.

16. Какой формат бумаги используется для изготовления бланков резолюций?
Правильный ответ: А5, А6.

17. Делопроизводство – это ...
Правильный ответ: деятельность по документированию, документообороту, оперативному хранению и использованию документов.

18. Исполнение резолюции руководителя на документе осуществляется ...
Правильный ответ: ответственным исполнителем совместно с сотрудниками, указанными в документе.

19. Предупредительный контроль предполагает ...
Правильный ответ: своевременное за 2-3 дня предупреждение сотрудника о необходимости решения порученного ему вопроса.

20.Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, представляет собой ....
Правильный ответ: регистрационные номера документа каждой из организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова О.Н. Документационное обеспечение управления в организации : Учебное пособие , 2013
Л1.2 Кузнецов И. Н. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова О.Н Акимочкина Т.А Бочарова Л.А Документационное обеспечение управления (делопроизводство) : учеб.-метод. комплекс АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/959
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Университетская библиотека online
Э2 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
Э3 Справочно-правовая система КонсультантПлюс
Э4 Справочно-правовая система Гарант
Э5 Курс в Moodle «Документационное обеспечение управления» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система КонсультантПлюс
2. Справочно-правовая система Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
В процессе изучения дисциплины студент должен зарегистрироваться на образовательном портале, где размешен соответствующий курс, тексты лекций, задания для лабораторных работ, исходные данные для их выполнения, темы рефератов и итоговые вопросы. Использование образовательного портала позволит организовать наиболее эффективную самостоятельную работу студентов.



Подробнее см. в ЭУМК на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=782