МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы и модели принятия решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон. наук, Дир. инст., Межов С.И.

Рецензент(ы):
д-р экон. наук, Нач. каф., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Методы и модели принятия решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений в профессиональной деятельности, умения использовать современные приемы и методы работы с данными, принимать и оптимизировать на их основе управленческие решения в условиях конкурентной среды.

Задачи дисциплины:
1) изучение технологии принятия решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;
2) изучение методов анализа данных, разработки решений; получение практических навыков применения изучаемых методов к процедурам принятия решений посредством решения практических кейсов и решения управленческих задач;
3) формирование навыков анализа эффективных решений и использования соответствующих информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен принимать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и нести за них ответственность;
ПК-3 Способен руководить процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и методологию разработки решений
методы оценки эффективности решений
методические подходы к управлению процедурами бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня

3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать альтернативы решений в условиях неопределенности и риска
оценивать экономическую и социальную эффективность решений
организовать сбор количественных и качественных метрик территориальных систем различного уровня с целью проведения бизнес-анализ их развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки решений в условиях неполной информации
методами оценки степени риска решений
современными методами обработки данных для управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ данных и принятие решений в условиях риска и неопределенности
1.1. Статистические методы анализа данных и правила принятия решений в условиях неполной информации Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Методы и модели интеллектального анализа данных в принятии решений Лекции 1 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.3. Правила и схемы принятия решений, игры с природой Лабораторные 1 2 ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Практические задачи и построение прогнозных моделей методами интеллектуального анализа данных Лабораторные 1 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экономико-математическое моделирование в процедурах принятия решений
2.1. Одно- и многокритериальные методы оптимизации, аналитическое планирование Лекции 1 1 ОПК-4, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Имитационные модели Лекции 1 1 ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Задачи линейного программирования, метод анализа иерархий Лабораторные 1 1 ОПК-4, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Имитационные модели в управлении запасами, системах массового обслуживания, прогнозировании Лабораторные 1 1 ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Оценка риска и контроль реализации решений
3.1. Риски в принятии решений, их учет и анализ Лекции 1 1 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Контроль реализации решений и ответственность Лекции 1 1 ОПК-4 Л1.3, Л2.1
3.3. Карты риска, международные стандарты управления рисками Лабораторные 1 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.3, Л2.1
3.4. Организация выполнения принятых решений и методы контроля Лабораторные 1 2 ОПК-4 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Самостоятельная работа студента
4.1. Математико-статистические методы в анализе данных, подходы к обучению моделей интеллектуального анализа данных Сам. работа 1 20 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
4.2. Регрессионные модели и метод Монте-Карло в построении прогнозов Сам. работа 1 20 ОПК-4, ПК-3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Социально-психологические аспекты исполнения решений Сам. работа 1 21 ОПК-4, ПК-3 Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Набатова Д.С. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Паклин Н.Б., Орешков В.И. Модели принятия решений: учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Халин В.Г. Теория принятия решений в 2 т. : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A018513D-5154-4C62-A55D-A980760C0FF4/teoriya-prinyatiya-resheniy-v-2-t-tom-1; https://biblio-online.ru/book/D411F91F-0656-42A7-AAB8-5AF0F4121B06/teoriya-prinyatiya-resheniy-v-2-t-tom-2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колбин В.В. Методы принятия решений: Учебные пособия Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нестеров, С. А. Интеллектуальный анализ данных средствами MS SQLServer 2008: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методы и модели принятия решений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно

Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно

AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.