МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и региональная экономическая безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., зав. каф. ЭБУАиА, Санникова И.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., зав.каф. ЭиЭ, Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Национальная и региональная экономическая безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 20.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 20.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие аналитических навыков формирования целеполагания, стратегированя и программирования территориального планирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-2 Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития
ПК-3 Способен руководить процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает методологию
бизнес-анализа развития
территориальных систем
различного уровня.
ПК-2.1. Знает экономические
основы развития
территориальных систем
различного уровня и требования
к аналитическому
сопровождению стратегии их
развития.
ПК-3.1. Знает приемы и методы
управления бизнес-анализом
развития территориальных
систем различного уровня.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет проводить
бизнес-анализ развития
территориальных систем
различного уровня
ПК-2.2. Умеет проектировать
направления развития
территориальных систем
различного уровня
ПК-3.2. Умеет организовать
бизнес-анализ развития
территориальных систем
различного уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками
представления результатов
бизнес-анализа развития
территориальных систем
различного уровня
ПК-2.4. Владеет способами и
приемами представления
результатов аналитического
сопровождение стратегии.
ПК-3.3. Владеть способами и
приемами управления бизнесанализом развития
территориальных систем
различного уровня.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Национальная экономическая безопасность
1.1. основные понятия и определения; нормативные документы; научно-технологическая безопасность; энергетическая безопасность; продовольственная безопасность; финансовая безопасность Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.4
1.2. основные понятия и определения; нормативные документы; научно-технологическая безопасность; энергетическая безопасность; продовольственная безопасность; финансовая безопасность Практические 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.4
1.3. основные понятия и определения; нормативные документы; научно-технологическая безопасность; энергетическая безопасность; продовольственная безопасность; финансовая безопасность Сам. работа 4 31 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.4
Раздел 2. Региональная экономическая безопасность
2.1. методические подходы к оценке региональной экономической безопасности; оценка экономической безопасности на основе обобщающего показателя; угрозы региональной экономической безопасности Лекции 4 4 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.4
2.2. методические подходы к оценке региональной экономической безопасности; оценка экономической безопасности на основе обобщающего показателя; угрозы региональной экономической безопасности Практические 4 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.4
2.3. методические подходы к оценке региональной экономической безопасности; оценка экономической безопасности на основе обобщающего показателя; угрозы региональной экономической безопасности Сам. работа 4 30 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.5, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8861
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенции
ПК-1: Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-2: Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития
ПК-3: Способен руководить процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам – это____________.
Ответ: угроза.
2. Осязаемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность негативного воздействия на социальный орга¬низм или что-либо, определяемая наличием объективных и субъектив¬ных факторов, обладающих поражающими свойствами – это____________.
Ответ: опасность.
3. Противодействие реализации национальных ценностей, интересов и целей решению задач обеспечения национальной безопас¬ности в форме официальных и неофициальных политико-дипломатичес¬ких действий, торгово-экономическая экспансия и пр. – это________________.
Ответ: вызов.
4. Возможное событие, способ¬ствующее привести к потерям или получению экономических выгод по сравнению с прогнозируемыми и альтернативными вариантами разви¬тия экономической ситуации – это____________.
Ответ: риск.
5. Возможность получения отрицательного или нулевого результата – это _________________ риск.
Ответ: чистый.
6. Риски, выражающиеся в воз¬можности получения как положительного, так и отрицательного ре¬зультата – это __________ риски.
Ответ: спекулятивные.
7. Состояние объекта в системе его связей с точки зре¬ния способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнози¬руемых фактов – это______________
Ответ: безопасность.
8. Состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны – это_______________.
Ответ: национальная безопасность Российской Федерации.
9. Объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии – это__________.
Ответ: национальные интересы Российской Федерации.
10. Важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации – это____________.
Ответ: стратегические национальные приоритеты Российской Федерации.
11. Индекс, показывающий сложность экспорта – это_______.
Ответ: индекс ECI.
12. документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет – это_____________.
Ответ: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
13. Состояние экономики, обеспе¬чивающее достаточный уровень социального, политического и обо¬ронного существования и прогрессивного развития государства, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к внешним и внутренним угрозам – это_______________.
Ответ: экономическая безопасность.
14. Сложнейший комплекс отношений между национальными, иностранными и международными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления валового внутреннего продукта страны, направ¬ленный на долгосрочное развитие национального хозяйства как це¬лостного и конкурентоспособного организма в условиях глобализации – это________-.
Ответ: национальные экономические интересы.
15. Состояние хозяйственного субъекта, при котором он при наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих угроз и в основном обеспечивает дости¬жение целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска – это______.
Ответ: экономическая безопасность предприятия.
16. Наименьшая возможная величина, граница проявления че¬го-либо – это__________.
Ответ: порог.
17. Комплекс наблюдений и исследований, определяю¬щих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью че¬ловека – это__________________.
Ответ: мониторинг.
18. Методы, при которых используют логические правила выбора решений, формируемые экспертами на основе собственных представлений и знаний о какой-либо области проблем, - это___________.
Ответ: экспертные методы.
19. Состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации – это_________.
Ответ: энергетическая безопасность.
20. Состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни – это_______.
Ответ: продовольственная безопасность.
21. Самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – это___________.
Ответ: продовольственная независимость.
22. Возможность приобретения пищевой продукции должного качества по сложившимся ценам, в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления – это____________
Ответ: экономическая доступность продовольствия.
23. Уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения жителями пищевой продукции или организации питания в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления – это_______.
Ответ: физическая доступность продовольствия.
24. Количественная и качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев – это_____________.
Ответ: показатель продовольственной безопасности.
25. Количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности – это_________.
Ответ: индикатор продовольственной безопасности.

26. Процентное отношение фактической обеспеченности населения разными видами торговых объектов по продаже продовольственных товаров и объектами по реализации продукции общественного питания к установленным Правительством Российской Федерации нормативам – это_________.
Ответ: физическая доступность продовольствия.
27. Доходы федерального бюджета за год составили 28 трл. руб., расходы – 31 трл. рублей, что означает:
А) профицит;
Б) дефицит; (правильный ответ)
В) инфляцию.
28. Агрегат М2 – это
А) сумма наличных денег в обращении и безналичных средств (правильный ответ).
Б) сумма наличных денег;
В) сумма безналичных средств.
29. Номинальный ВВП составил – 110 трл. рублей, М2 – 50 трл. рублей, коэффициент монетизации:
А) 2,2
Б) 45,5% (правильный ответ)
В) 60.
30. Индексы акций Московской Биржи – это
А) ключевые индикаторы организованного рынка ценных бумаг России (правильный ответ).
Б) индикатор экономического роста Российской Федерации.
В) ключевые индикаторы состояния капитала национальных компаний Российской Федерации.
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1

Примерные вопросы к экзамену,
1. Опасность и угрозы экономической безопасности
2. Понятие риска в экономической безопасности
3. Национальная и экономическая безопасность
4. Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты
5. Понятия «экономическая безопасность» на международном, национальном, региональном уровне и уровне экономического субъекта
6. Национальные экономические интересы
7. Угрозы экономической безопасности
8. Пороговые значения
9. Основы экономической безопасности государства в Конституции РФ
10. Федеральный закон о безопасности
11. Федеральный закон о стратегическом планировании
12. Стратегия национальной безопасности РФ
13. Государственная стратегия экономической безопасности РФ
14. Проблемы оценки экономической безопасности
15. Методы экспертной оценки экономической безопасности
16. Методы математического моделирования в оценке экономической безопасности
Примерное задание к экзамену

Провести оценку экономической безопасности на основе пороговых значений Центра финансовых исследований института экономики РАН.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих во
Приложения
Приложение 1.   ФОС НиР ЭБ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецова, Ольга Дмитриевна Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/54968BBD-7A7C-47C7-B803-73DCED41AA5D.
Л1.2 Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 О. С. Безугляк, М. В. Бедрина Экономическая безопасность: учеб-метод. пособие МИЭМИС, Каф. междунар. экономики, мат. методов и бизнес-информатики, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.4 Под общ. ред. Гончаренко Л.П. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: основная Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Тюнин В.И. Преступления в сфере экономической деятельности: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальная и региональная ЭБ/ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8861 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

методические указания размещены на образовательном портале. Адрес курса: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8861