Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v40_03_01 Юриспруденция-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "теория толкования права" являются познание студентами значения, социальной природы, оснований способов и видов толкования права как средства отыскания более глубокого смысла за, на первый взгляд, сухими предписаниями нормативно-правового акта; а также уяснение природы и инструментальной ценности аналогии права и закона. В круг задач данного специального курса входят: 1) углубленное изучение в рамках общетеоретической юридической науки походов к пониманию толкования права; 2) познание целей, функций, принципов и значения толкования права и аналогии в праве; 3) разрешение проблемы пробельности права; 4) уяснение отличий между аналогией права и аналогией закона; 5) приобретение умения пользоваться конкретными видами и способами толкования права при работе с нормативно-правовыми актами; 6) формирование уважения к праву и закону, чувства необходимости соблюдения норм прав, почтения к ответственному, добросовестному и соответствующему правовым нормам поведению. Цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-15 | способностью толковать нормативные правовые акты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-15: основные способы и виды толкования права. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-15: выявлять действительный смысл нормы права, подлежащей применению. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-15: навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория толкования права | ||||||
1.1. | Понятие толкования права. Способы толкования права | Лекции | 6 | 4 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понятие толкования права | Практические | 6 | 2 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Понятие толкования права | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Способы толкования права | Практические | 6 | 2 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Способы толкования права | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона | Лекции | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Виды толкования права | Практические | 6 | 6 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Виды толкования права | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Судейское усмотрение в вопросе о толковании права | Практические | 6 | 2 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Судейское усмотрение в вопросе о толковании права | Сам. работа | 6 | 16 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ | Практические | 6 | 2 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Практикум по теме: "Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона". Составление словаря основных понятий. | Практические | 6 | 2 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона | Сам. работа | 6 | 18 | ПК-15 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Экзамен |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6286 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-15 Способностью толковать нормативные правовые акты ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Необходимость толкования норм права обусловлена: а) тем, что нормы права носят общий характер, а применять их необходимо к конкретным жизненным ситуациям; б) тем, что нормы права содержат множество специальных терминов и оценочных понятий; в) всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания. г) нет правильного ответа Ответ: в Вопрос 2 Какой способ толкования норм права состоит в уяснении содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами, установления ее связей с ними, определения ее места среди других норм данной отрасли права и во всей системе права: а) исторический б) грамматический в) систематический г) телеологический Ответ: в Вопрос 3. В чем состоит значение толкования норм права? а) способствует правильной юридической квалификации и применению норм действующего законодательства; б) способствует установлению пробелов и других изъянов законодательства; в) является необходимой предпосылкой укрепления законности; г) верно все вышеперечисленное. Ответ: г Вопрос 4. Субъектами доктринального толкования норм российского права выступают: а) юристы-практики; б) журналисты и писатели, обращающиеся к юридическим темам; в) правоведы; г) депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации; Ответ: в Вопрос 5. В зависимости от соотношения дословного смысла текста и действительного, истинного содержания существуют следующие виды толкования норм права: а) буквальное, распространительное, ограничительное б) легальное и аутентическое в) доктринальное и обыденное г) официальное и неофициальное Ответ: а Вопрос 6. Актом официального аутентического толкования права является: а) Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений Кодекса РФ об административных правонарушениях б) Постановление Государственной Думы РФ о порядке применения постановления Государственной Думы РФ в) Постановление Пленума Верховного Суда о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей г) Комментарий к Конституции РФ Ответ: б Вопрос 7. Под способами толкования норм права понимается: а) толкование, осуществляемое судом при рассмотрении конкретного дела и выраженное в судебном решении; б) акт, в котором отражены результаты разъяснения смысла и содержания правовой нормы; в) деятельность по установлению смысла и содержания норм права для их практической реализации; г) совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права. Ответ: г Вопрос 8. Назовите одну из разновидностей неофициального толкования: а) нормативное; б) казуальное; в) аутентичное; г) обыденное Ответ: г Вопрос 9. Как называется вид толкования, осуществляемый правотворческим органом, издавшим толкуемый акт? а)легальный. б) доктринальный. в) аутентичный. г)профессиональный. Ответ: в Вопрос 10. Как называется официальное толкование норм права применительно к конкретному случаю? а) нормативное б)казуальное. в) аутентичное г) экзистенциональное Ответ: б Вопрос 11. Правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм а)нормативный правовой акт б) правоприменительный акт в) правотворческий акт г)акт толкования права Ответ: г Вопрос 12. О каком виде толкования идет речь, если его результаты полностью соответствуют словесной формулировке нормы права, исключая расхождение между объемом нормы права и объемом результата толкования? а) расширительное. б) ограничительное. в)распространительное г) буквальное Ответ: г Вопрос 13. Коллизия норм права может существовать в виде: а) противоречия норм права б) несоответствия или противоречия норм права в) аналогии норм права г) юридически значимого действия или события Ответ: б Вопрос 14. Две нормы права, равно претендующие на регламентацию одного и того же общественного отношения, именуются: А) коллизионными Б) коллидирующими В) специальными Г) органическими Ответ: б Вопрос 15. Какой термин НЕ является синонимом грамматического способа толкования права а) филологический способ толкования права б) специально-юридический способ толкования права в) языковой способ толкования права г) текстовой способ толкования права Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовой нормы – это _____________права Ответ: толкование Вопрос 2. Разъяснение нормы права, которое дается компетентными государственными органами и обязательно для всех применяющих норму, называется _____________ толкованием Ответ: официальным Вопрос 3. Какое коллизионное правило используется при коллизии разных по юридической силе норм? Ответ: Приоритетом обладает норма с высшей юридической силой Вопрос 4. Какое коллизионное правило используется при коллизии равных по юридической силе норм? Ответ: Специальный закон вытесняет общий закон Вопрос 5. Под ______________коллизией понимается столкновение двух норм равной юридической силы принятых в разное время, но претендующих на регламентацию одного и того же общественного отношения Ответ: временной / темпоральной Вопрос 6. Сформулируйте основное правило, на основании которого разрешается временная коллизия, при условии столкновения двух норм равной юридической силы принятых в разное время, но претендующих на регламентацию одного и того же общественного отношения. Ответ: новая норма права приоритетна по отношению к ранней норме права Вопрос 7. толкование-_________ – это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора; он предполагает понимание самим субъектом толкования смысла соответствующей нормы права Ответ: уяснение Вопрос 8. ___________норм права есть изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативных актах, которое стало возможным в результате деятельности по ее уяснению. Ответ: Разъяснение Вопрос 9. Субъективные (статические) теории толкования права исходят из того, что значение толкуемой нормы не изменяется со временем. В рамках же ____________доктрины в качестве объекта толкования избирается смысл нормы права. Ответ: объективной / динамической Вопрос 10. По субъектам толкование делится на такие ______ как официальное и неофициальное. Ответ: виды Вопрос 11. Современная отечественная юридическая наука называет следующие ___________толкования права: грамматический, системный, логический, специально-юридический, исторический (историко-политический), функциональный и телеологический. Ответ: способы Вопрос 12. К какому виду толкования права относятся комментарий к Уголовному кодексу РФ? Ответ: доктринальное (научное) Вопрос 13. К какому виду толкования права по субъекту относится разъяснение Судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела. Ответ: каузальное Вопрос 14. Ранее действовавший нормативно-правовой акт утратил силу с принятием нового нормативно-правового акта по тому же вопросу, а затем этот новый нормативно-правовой акт был признан Конституционным Судом недействительным. Будет ли автоматически восстановлено действие прежнего нормативного правового акта? Ответ: нет, прежний нормативно-правовой акт уже утратил юридическую силу. Признание нового НПА недействительным не состоит в причинно-следственной связи с юридической судьбой первого НПА. Вопрос 15. __________способ толкования права основывается на правилах формальной логики. Ответ: Логический Вопрос 16. Конституционный Суд РФ обстоятельно разъяснил юридическое различие термина «свидание» в уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве: «Как следует из ст. 89 УИК РФ, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально-полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой – свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными уголовно-процессуального права на получение квалифицированной юридической помощи». Какой способ толкования использовал Конституционный суд РФ? Ответ: Специально-юридический Вопрос 17. Примечания в Уголовном кодексе РФ, в котором предлагаются разъяснения отдельных терминов (например, «особо крупный размер», «должностное лицо» и т.д.), служат примером ___________толкования. Ответ: аутентичного Вопрос 18. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности. Ответ: Грамматический / языковой/ текстовой/филологический/лингвистический Вопрос 19. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. ___________ способ толкования права, который заключается в сопоставлении указанной нормы с иными конституционными нормами, позволяет сделать вывод о том, что прокуратура РФ также относится к органам государственной власти РФ. Ответ: Системный/систематический Вопрос 20. ______________ способ толкования - осуществляемая субъектами права деятельность, направленную на установление с помощью обособленной совокупности приемов анализа и синтеза целевых параметров закона, позволяющих раскрыть общий смысл и содержание конкретных нормативных предписаний. Ответ: теологический/целевой КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. А. Комаров | Общая теория государства и права: учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | www.urait.ru |
Л1.2 | А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. | Теория государства и права: учебник для вузов | Юрайт, 2022 | www.urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. Н. Селютина, В. А. Холодов | Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | www.urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Верховный Суд РФ: http://www.vsrf.ru/ | |||
Э2 | Конституционный Суд РФ: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx | |||
Э3 | Курс в Moodle "Теория толкования права" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса «Теория толкования права» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам правопонимания и правоприменения, овладение соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н. А. Власенко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации.- М. : Юриспруденция, 2009.- 424 с.; Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 351с.; Сорокин, В. В. Юридическая глобалистика: учебник: в 2-х томах./ В. В. Сорокин. - М.: Юрлитинформ, 2010. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия. Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с коллективной научной работой Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283 с. В ней имеются не только важные теоретические обобщения, но и значимая практическая составляющая. Неоценимую помощь в подготовке к данному семинарскому занятию окажет также монография Васьковского Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1997. 156с. Изучение материала, который в них представлен, позволит получить представление об эволюции теории толкования права. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться со статьями: Сорокин, В. В. Проблемы толкования права в современном гражданском обществе / В. В. Сорокин // Гражданин и право.-2010. - N 6.-С. 3-8.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49. Подготовка к семинарскому занятию № 2 предполагает углубленное знакомство с конкретными способами и видами толкования права. Учащиеся должны четко уяснить разницу между этими теоретическими категориями. В этом им помогут следующие научные работы: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.; Гамзатов М.Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов / М. Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48. Для подготовки к семинарскому занятию № 3 в качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие монографии: Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с., Соцуро, Л.В. Неофициальное толкование норм права./ Л.В. Соцуро. - М.: Профобразование. – 2000. – 112с.; Толстик, В.А., Дворников, Н.Л., Каргин, К.В. Системное толкование норм права./ В.А. Толстик, Н.Л. Дворников, К.В. Каргин./ М. – ИД «юриспруденция» - 2010. – 136с. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также четко определить пределы осуществления субъективного права и отграничить от правомерного и противоправного поведений злоупотребление субъективным правом. Тема семинарского занятия № 4 предполагает аналитическое сопоставление студентами двух Постановлений Конституционного Суда РФ: а) Постановление КС РФ от 18 января 1996 г. N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края и особые мнения судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.Д. Рудкина; б) Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобами ряда граждан и особые мнения судей А.Л. Кононова и В.Г. Ярославцева. Также необходимо обратиться к статье: Гаврюсов, Ю. В. О некоторых взглядах на правовую природу решений органов конституционной юстиции / Ю. В. Гаврюсов// Конституционное и муниципальное право.-2010. - N 7.-С. 51-55. Изучение предложенных источников позволит получить углубленное представление о правовой природе актов высших судебный инстанций России, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия. Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник из представленных в плане семинарского занятия по каждой из отраслей права; особое же внимание следует уделить анализу статей КоАП РФ, ГК РФ, СК РФ, УК РФ, в которых говорится об аналогии права и закона. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи. Важную методическую помощь при этом студентам окажет работа: Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин// Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49. |