МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория толкования нормативных правовых актов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Васев И.Н.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория толкования нормативных правовых актов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "теория толкования права" являются познание студентами значения, социальной природы, оснований способов и видов толкования права как средства отыскания более глубокого смысла за, на первый взгляд, сухими предписаниями нормативно-правового акта; а также уяснение природы и инструментальной ценности аналогии права и закона. В круг задач данного специального курса входят: 1) углубленное изучение в рамках общетеоретической юридической науки походов к пониманию толкования права; 2) познание целей, функций, принципов и значения толкования права и аналогии в праве; 3) разрешение проблемы пробельности права; 4) уяснение отличий между аналогией права и аналогией закона; 5) приобретение умения пользоваться конкретными видами и способами толкования права при работе с нормативно-правовыми актами; 6) формирование уважения к праву и закону, чувства необходимости соблюдения норм прав, почтения к ответственному, добросовестному и соответствующему правовым нормам поведению.
Цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15 способностью толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-15: основные способы и виды толкования права.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-15: выявлять действительный смысл нормы права, подлежащей применению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-15: навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория толкования права
1.1. Понятие толкования права. Способы толкования права Лекции 6 4 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие толкования права Практические 6 2 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие толкования права Сам. работа 6 12 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Способы толкования права Практические 6 2 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Способы толкования права Сам. работа 6 14 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона Лекции 6 6 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Виды толкования права Практические 6 6 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Виды толкования права Сам. работа 6 8 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Судейское усмотрение в вопросе о толковании права Практические 6 2 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Судейское усмотрение в вопросе о толковании права Сам. работа 6 16 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ Практические 6 2 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ Сам. работа 6 14 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Практикум по теме: "Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона". Составление словаря основных понятий. Практические 6 2 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона Сам. работа 6 18 ПК-15 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экзамен

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6286

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-15 Способностью толковать нормативные правовые акты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Необходимость толкования норм права обусловлена:
а) тем, что нормы права носят общий характер, а применять их необходимо к конкретным жизненным ситуациям;
б) тем, что нормы права содержат множество специальных терминов и оценочных понятий;
в) всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания.
г) нет правильного ответа
Ответ: в

Вопрос 2 Какой способ толкования норм права состоит в уяснении содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами, установления ее связей с ними, определения ее места среди других норм данной отрасли права и во всей системе права:
а) исторический
б) грамматический
в) систематический
г) телеологический
Ответ: в

Вопрос 3. В чем состоит значение толкования норм права?
а) способствует правильной юридической квалификации и применению норм действующего законодательства;
б) способствует установлению пробелов и других изъянов законодательства;
в) является необходимой предпосылкой укрепления законности;
г) верно все вышеперечисленное.
Ответ: г

Вопрос 4. Субъектами доктринального толкования норм российского права выступают:
а) юристы-практики;
б) журналисты и писатели, обращающиеся к юридическим
темам;
в) правоведы;
г) депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации;
Ответ: в

Вопрос 5. В зависимости от соотношения дословного смысла текста и действительного, истинного содержания существуют следующие виды толкования норм права:
а) буквальное, распространительное, ограничительное
б) легальное и аутентическое
в) доктринальное и обыденное
г) официальное и неофициальное
Ответ: а

Вопрос 6. Актом официального аутентического толкования права является:
а) Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений Кодекса РФ об административных правонарушениях
б) Постановление Государственной Думы РФ о порядке применения постановления Государственной Думы РФ
в) Постановление Пленума Верховного Суда о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей
г) Комментарий к Конституции РФ
Ответ: б

Вопрос 7. Под способами толкования норм права понимается:
а) толкование, осуществляемое судом при рассмотрении конкретного дела и выраженное в судебном решении;
б) акт, в котором отражены результаты разъяснения смысла и содержания правовой нормы;
в) деятельность по установлению смысла и содержания норм права для их практической реализации;
г) совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.
Ответ: г

Вопрос 8. Назовите одну из разновидностей неофициального толкования:
а) нормативное;
б) казуальное;
в) аутентичное;
г) обыденное
Ответ: г

Вопрос 9. Как называется вид толкования, осуществляемый правотворческим органом, издавшим толкуемый акт?
а)легальный.
б) доктринальный.
в) аутентичный.
г)профессиональный.
Ответ: в

Вопрос 10. Как называется официальное толкование норм права применительно к конкретному случаю?
а) нормативное
б)казуальное.
в) аутентичное
г) экзистенциональное
Ответ: б

Вопрос 11. Правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм

а)нормативный правовой акт
б) правоприменительный акт
в) правотворческий акт
г)акт толкования права

Ответ: г

Вопрос 12. О каком виде толкования идет речь, если его результаты полностью соответствуют словесной формулировке нормы права, исключая расхождение между объемом нормы права и объемом результата толкования?
а) расширительное.
б) ограничительное.
в)распространительное
г) буквальное
Ответ: г

Вопрос 13. Коллизия норм права может существовать в виде:
а) противоречия норм права
б) несоответствия или противоречия норм права
в) аналогии норм права
г) юридически значимого действия или события
Ответ: б

Вопрос 14. Две нормы права, равно претендующие на регламентацию одного и того же общественного отношения, именуются:
А) коллизионными
Б) коллидирующими
В) специальными
Г) органическими
Ответ: б

Вопрос 15. Какой термин НЕ является синонимом грамматического способа толкования права
а) филологический способ толкования права
б) специально-юридический способ толкования права
в) языковой способ толкования права
г) текстовой способ толкования права
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовой нормы – это _____________права
Ответ: толкование

Вопрос 2. Разъяснение нормы права, которое дается компетентными государственными органами и обязательно для всех применяющих норму, называется _____________ толкованием
Ответ: официальным

Вопрос 3. Какое коллизионное правило используется при коллизии разных по юридической силе норм?
Ответ: Приоритетом обладает норма с высшей юридической силой

Вопрос 4. Какое коллизионное правило используется при коллизии равных по юридической силе норм?
Ответ: Специальный закон вытесняет общий закон

Вопрос 5. Под ______________коллизией понимается столкновение двух норм равной юридической силы принятых в разное время, но претендующих на регламентацию одного и того же общественного отношения
Ответ: временной / темпоральной

Вопрос 6. Сформулируйте основное правило, на основании которого разрешается временная коллизия, при условии столкновения двух норм равной юридической силы принятых в разное время, но претендующих на регламентацию одного и того же общественного отношения.
Ответ: новая норма права приоритетна по отношению к ранней норме права


Вопрос 7. толкование-_________ – это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора; он предполагает понимание самим субъектом толкования смысла соответствующей нормы права
Ответ: уяснение

Вопрос 8. ___________норм права есть изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативных актах, которое стало возможным в результате деятельности по ее уяснению.
Ответ: Разъяснение

Вопрос 9. Субъективные (статические) теории толкования права исходят из того, что значение толкуемой нормы не изменяется со временем. В рамках же ____________доктрины в качестве объекта толкования избирается смысл нормы права.
Ответ: объективной / динамической

Вопрос 10. По субъектам толкование делится на такие ______ как официальное и неофициальное.
Ответ: виды

Вопрос 11. Современная отечественная юридическая наука называет следующие ___________толкования права: грамматический, системный, логический, специально-юридический, исторический (историко-политический), функциональный и телеологический. Ответ: способы

Вопрос 12. К какому виду толкования права относятся комментарий к Уголовному кодексу РФ?
Ответ: доктринальное (научное)

Вопрос 13. К какому виду толкования права по субъекту относится разъяснение Судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела.
Ответ: каузальное

Вопрос 14. Ранее действовавший нормативно-правовой акт утратил силу с принятием нового нормативно-правового акта по тому же вопросу, а затем этот новый нормативно-правовой акт был признан Конституционным Судом недействительным.
Будет ли автоматически восстановлено действие прежнего нормативного правового акта?

Ответ: нет, прежний нормативно-правовой акт уже утратил юридическую силу. Признание нового НПА недействительным не состоит в причинно-следственной связи с юридической судьбой первого НПА.

Вопрос 15. __________способ толкования права основывается на правилах формальной логики.
Ответ: Логический

Вопрос 16. Конституционный Суд РФ обстоятельно разъяснил юридическое различие термина «свидание» в уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве: «Как следует из ст. 89 УИК РФ, законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально-полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой – свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными уголовно-процессуального права на получение квалифицированной юридической помощи». Какой способ толкования использовал Конституционный суд РФ?
Ответ: Специально-юридический

Вопрос 17. Примечания в Уголовном кодексе РФ, в котором предлагаются разъяснения отдельных терминов (например, «особо крупный размер», «должностное лицо» и т.д.), служат примером ___________толкования.
Ответ: аутентичного

Вопрос 18. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности.
Ответ: Грамматический / языковой/ текстовой/филологический/лингвистический
Вопрос 19. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. ___________ способ толкования права, который заключается в сопоставлении указанной нормы с иными конституционными нормами, позволяет сделать вывод о том, что прокуратура РФ также относится к органам государственной власти РФ.
Ответ: Системный/систематический

Вопрос 20. ______________ способ толкования - осуществляемая субъектами права деятельность, направленную на установление с помощью обособленной совокупности приемов анализа и синтеза целевых параметров закона, позволяющих раскрыть общий смысл и содержание конкретных нормативных предписаний.
Ответ: теологический/целевой

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л1.2 А. С. Пиголкин, А. А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд РФ: http://www.vsrf.ru/
Э2 Конституционный Суд РФ: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx
Э3 Курс в Moodle "Теория толкования права" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Теория толкования права» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам правопонимания и правоприменения, овладение соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н. А. Власенко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации.- М. : Юриспруденция, 2009.- 424 с.; Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 351с.; Сорокин, В. В. Юридическая глобалистика: учебник: в 2-х томах./ В. В. Сорокин. - М.: Юрлитинформ, 2010. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с коллективной научной работой Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283 с. В ней имеются не только важные теоретические обобщения, но и значимая практическая составляющая. Неоценимую помощь в подготовке к данному семинарскому занятию окажет также монография Васьковского Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1997. 156с. Изучение материала, который в них представлен, позволит получить представление об эволюции теории толкования права. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться со статьями: Сорокин, В. В. Проблемы толкования права в современном гражданском обществе / В. В. Сорокин // Гражданин и право.-2010. - N 6.-С. 3-8.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.
Подготовка к семинарскому занятию № 2 предполагает углубленное знакомство с конкретными способами и видами толкования права. Учащиеся должны четко уяснить разницу между этими теоретическими категориями. В этом им помогут следующие научные работы: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.; Гамзатов М.Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов / М. Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48.
Для подготовки к семинарскому занятию № 3 в качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие монографии: Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с., Соцуро, Л.В. Неофициальное толкование норм права./ Л.В. Соцуро. - М.: Профобразование. – 2000. – 112с.; Толстик, В.А., Дворников, Н.Л., Каргин, К.В. Системное толкование норм права./ В.А. Толстик, Н.Л. Дворников, К.В. Каргин./ М. – ИД «юриспруденция» - 2010. – 136с. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также четко определить пределы осуществления субъективного права и отграничить от правомерного и противоправного поведений злоупотребление субъективным правом.
Тема семинарского занятия № 4 предполагает аналитическое сопоставление студентами двух Постановлений Конституционного Суда РФ: а) Постановление КС РФ от 18 января 1996 г. N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края и особые мнения судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.Д. Рудкина; б) Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобами ряда граждан и особые мнения судей А.Л. Кононова и В.Г. Ярославцева. Также необходимо обратиться к статье: Гаврюсов, Ю. В. О некоторых взглядах на правовую природу решений органов конституционной юстиции / Ю. В. Гаврюсов// Конституционное и муниципальное право.-2010. - N 7.-С. 51-55. Изучение предложенных источников позволит получить углубленное представление о правовой природе актов высших судебный инстанций России, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия.
Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник из представленных в плане семинарского занятия по каждой из отраслей права; особое же внимание следует уделить анализу статей КоАП РФ, ГК РФ, СК РФ, УК РФ, в которых говорится об аналогии права и закона. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи. Важную методическую помощь при этом студентам окажет работа: Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин// Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.