Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | v40_03_01 Юриспруденция-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (4) | 3 (6) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17 | 17 | 16 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 | 6 |
Сам. работа | 34 | 34 | 34 | 34 | 70 | 70 | 138 | 138 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А.
1.1. | Целями научно-исследовательской работы являются: - овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в юриспруденции; - овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы; - формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу. Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач: - формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования; - формирование навыков определения целей и задач исследования; - формирование умений осуществлять подбор материала, анализировать и интерпретировать эмпирически полученные данные; - формирование навыков по подготовке курсовых работ и публикаций по результатам выполненных исследований; - формирование умений предоставлять результаты своей работы специалистам, отстаивать свои позиции в профессиональной среде; - развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений; - совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня; - развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-15 | способностью толковать нормативные правовые акты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-7: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей и особенностей научно-исследовательской деятельности; ПК-15: понятие толкования права, способы толкования права, виды толкования права. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-7: планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения научно-исследовательской деятельности; ПК-15: использовать грамматический, логический, систематический, исторический и иные способы толкования права; определять вид толкования права. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-7: технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки научно-исследовательской деятельности. ПК-15: навыком обоснованной интерпретации нормативных правовых актов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности | ||||||
1.1. | Наука и научное исследование | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Наука и научное исследование | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Методология научных исследований | Лекции | 2 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Методология научных исследований | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Подготовительный этап научно-исследовательской работы | Лекции | 2 | 0 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Подготовительный этап научно-исследовательской работы | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Сбор научной информации | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Написание и оформление научных работ студентов | Лекции | 2 | 0 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Написание и оформление научных работ студентов | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции | ||||||
2.1. | Государственно-правовая реальность как исследовательский объект | Лекции | 4 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Государственно-правовая реальность как исследовательский объект | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Назначение юридических исследований | Лекции | 4 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Назначение юридических исследований | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Исследовательская этика и ее нарушения | Лекции | 4 | 0 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Исследовательская этика и ее нарушения | Сам. работа | 4 | 10 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траетории исследовательской деятельности | ||||||
3.1. | Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы | Лекции | 6 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы | Сам. работа | 6 | 16 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы | Лекции | 6 | 0 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы | Сам. работа | 6 | 18 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Публичное представление результатов исследовательской деятельности | ||||||
4.1. | Методические основы подготогвки и оформления основных результатов научного исследования | Лекции | 6 | 1 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Методические основы подготовки и оформления основных результатов научного исследования | Сам. работа | 6 | 18 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Правила публичной защиты результатов юридических исследований | Лекции | 6 | 0 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Правила публичной защиты результатов юридических исследований | Сам. работа | 6 | 18 | ОК-7, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей, называется - социализация - обучение - воспитание - саморазвитие Ответ: социализация Вопрос 2. Что из ниже перечисленного НЕ относится к группе общепрофессиональных компетенций, формируемых у выпускников при получении высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат)? - Способен профессионально толковать нормы права - Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов - Способен участвовать в экспертной юридической деятельности - Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности Ответ: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности Вопрос 3. Позиция, при котором личность строит свой познавательный контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется - рационализм - эмпиризм - интуитивизм - мистицизм Ответ: эмпиризм Вопрос 4. ____________ – это комплексная исследовательская деятельность, направленная на получение новых знаний, решение задач и ответы на научные вопросы. - научный проект - инновационный проект - творческий проект - образовательный проект Ответ: научный проект Вопрос 5. Результат образования мыслится как система компетенций в рамках следующей педагогической парадигмы: - компетентностной - личностно-ориентированной - культурологической - знаниевой (когнитивно-информационной) Ответ: компетентностной Вопрос 6. При получении какого образования человек приобретает навыки, необходимые для профессиональной деятельности в обществе? - профессионального образования - среднего общего образования - основного общего образования - дополнительного образования Ответ: профессионального образования Вопрос 7. Если индивид получает образование в ходе организованной учебной деятельности в рамках установленной формальной системы (с выдачей по итогам государственной итоговой аттестации документа государственного образца – аттестата, диплома), то это означает, что он получает - формальное образование - неформальное образование - информальное образование - высшее образование Ответ: формальное образование Вопрос 8. По составу участников выделяют следующие виды проектов: (выберите строку с правильным вариантом ответа) - монопроект, мультипроект - индивидуальный, групповой, парный - долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный - социальный, экономический, организационный Ответ: индивидуальный, групповой, парный Вопрос 9. Антропоцентрированная трактовка образования предполагает, что - образование понимается как процесс, при котором общество через образование достигает своих целей - образование понимается как процесс воздействия на личность, при котором формируется личность, соответствующая общественным запросам - образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности - образование трактуется как процесс и результат передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей Ответ: образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности Вопрос 10. Что из ниже перечисленного НЕ относится к ситуациям педагогического взаимодействия, способствующих развитию и саморазвитию его субъектов? - лекционное занятие при получении профессионального образования - практическое занятие при получении профессионального образования - научное исследование под руководством преподавателя в вузе - регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе Ответ: регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе Вопрос 11. Признание за обучающимся права самостоятельно определять траекторию обучения, является характерной чертой ______________ парадигмы образования. - культурологической - компетентностной -личностно-ориентированной - знаниевой Ответ: личностно-ориентированной Вопрос 12. Как расшифровывается аббревиатура «СРС» в образовательной деятельности? - самостоятельная работа студента - самостоятельное развитие студента - система развития студентов - ситуативная работа студента Ответ: самостоятельная работа студента Вопрос 13. В Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 42 Конституции РФ, ____________ образование обязательно. - основное общее - среднее общее - среднее профессиональное - дошкольное общее Ответ: основное общее Вопрос 14. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение про дополнительное профессиональное образование: - к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование - к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование - к освоению дополнительных профессиональных программ лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование - к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование Ответ: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование Вопрос 15. При получении юридического образования у студентов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности: - аналитичность, точность, системность - казуистичность, системность, точность - условность, индуктивность, аналитичность Ответ: аналитичность, точность, системность КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Что такое самообразование? Ответ: самообразование — это получение образования / приобретение знаний, умений, навыков без специального руководства со стороны. Вопрос 2. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления. Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права. Вопрос 3. Юридическая профессия имеет долгую историю, обычно её ведут с Древнего Рима. Но первоначально в Древнем Риме юридическая деятельность была монополией______________. Ответ: жреческих коллегий / жрецов / понтификов Вопрос 4. Дайте определение креативности. Ответ: креативность – это способность / умение генерировать новые идеи. Вопрос 5. Что такое целеполагание? Ответ: целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них. Вопрос 6. Что такое эмпатийность? Ответ: эмпатийность – это способность к сопереживанию. Вопрос 7. Дайте определение самоконтроля. Ответ: самоконтроль – это понимание, оценка и регуляция человеком своих действий на основе индивидуальной и социальной систем ценностей, социальных ожиданий и личных перспектив развития. Вопрос 8. Что такое толерантность? Ответ: толерантность – это терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. Вопрос 9. Дайте определение призвания. Ответ: призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии. Вопрос 10. Сколько составляет срок получения образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат) в очной форме обучения? Ответ: 4 лет Вопрос 11. Является ли обязательным условием поступления в магистратуру по направлению подготовки 40.01.04 «Юриспруденция» наличие квалификации бакалавра именно по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»? Ответ: Нет, не является. В магистратуру можно поступать на базе любого высшего образования. Вопрос 12. В российском обществе в последнее десятилетие большое распространение получил следующий образовательный трек: уход после 9-го класса в СПО, получение профессии/специальности, а затем поступление в вуз на платной основе на заочную форму обучения. Назовите 2-3 причины популярности этого образовательного трека? Ответ: снижение рисков поступления (поступление без сдачи ЕГЭ); более ранний выход на рынок труда; экономия средств при получении заочного образования. Вопрос 13. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» есть определенная дата для начала учебного года по очной форме обучения. Что это за дата? Ответ: 1 сентября. Вопрос 14. Если студент имеет академическую задолженность (несданный зачет или экзамен), то он обязан её ликвидировать. Для этого образовательная организация организует первую и вторую повторные промежуточные аттестации. В чем своеобразие второй повторной промежуточной аттестации с точки зрения её субъектного состава? Ответ: вторая повторная промежуточная аттестация проводится комиссией (комиссионная пересдача). Вопрос 15. Студент Иванов не сдал экзамен по дисциплине «Теория государства и права» в летнюю сессии при обучении на первом курсе. У него образовалась академическая задолженность. Студент Иванов уверен, что право ликвидировать эту академическую задолженность у него есть весь период обучения в вузе. Он решил ликвидировать долг по этой дисциплине на четвертом курсе. Его одногруппники стали убежать его, что он не прав. Какие юридически значимые доводы они должны были бы ему предъявить? Ответ: нормативными правовыми актами установлен определенный срок, в течение которого студент может закрыть свой долг. По общему правилу, этот срок не может превышать один год после образования академической задолженности. Вопрос 16. Студент 5-го курса Петров в день, предшествующий государственному экзамену, ещё имел академическую задолженность (он не сдал два экзамена и один зачет). Может ли он быть допущен к государственному экзамену в такой ситуации? Ответ: Нет. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности. Вопрос 17. В АлтГУ для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат), государственная итоговая аттестация предполагает сдачу государственного экзамена и ______________ Ответ: защиту ВКР (дипломной работы). Вопрос 18. Студент Иванов обучается на юриста по программе бакалавриата, студент Петров обучается на юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Между ними возник спор. Иванов убежден, что они получают образование одного уровня с точки зрения ФЗ «Об образовании», а Петров настаивает на том, что специалитет и магистратура составляют одну ступень высшего образования. Кто из них прав? Ответ: Прав студент Петров. Специалитет и магистратура действительно составляют одну ступень (уровень) высшего образования в РФ. Вопрос 19. Гражданин Иванов получил диплом бакалавра юриспруденции, при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Иванов претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (бакалавриат) за счет бюджетных средств? Ответ: Да, может. Бакалавриат и магистратура относятся к разным уровням высшего образования. Вопрос 20. Гражданин Петров получил диплом юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Петров претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (специалитет) за счет бюджетных средств? Ответ: Нет, не может. Специалитет и магистратура относятся к одному уровню высшего образования. Получить высшее образование каждого уровня за счёт государства можно только один раз. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-15 способность толковать нормативные правовые акты ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Необходимость толкования норм права обусловлена: - тем, что нормы права носят общий характер, а применять их необходимо к конкретным жизненным ситуациям - тем, что нормы права содержат множество специальных терминов и оценочных понятий - всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания - нет правильного ответа Ответ: всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания Вопрос 2 Какой способ толкования норм права состоит в уяснении содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами, установления ее связей с ними, определения ее места среди других норм данной отрасли права и во всей системе права: - исторический - грамматический - систематический - телеологический Ответ: систематический Вопрос 3. В чем состоит значение толкования норм права? - способствует правильной юридической квалификации и применению норм действующего законодательства; - способствует установлению пробелов и других изъянов законодательства; - является необходимой предпосылкой укрепления законности; - верно всё вышеперечисленное. Ответ: верно всё вышеперечисленное Вопрос 4. Субъектами доктринального толкования норм российского права выступают: - юристы-практики; - журналисты и писатели, обращающиеся к юридическим темам; - правоведы; - депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации; Ответ: правоведы Вопрос 5. В зависимости от соотношения дословного смысла текста и действительного, истинного содержания существуют следующие виды толкования норм права: - буквальное, распространительное, ограничительное - легальное и аутентическое - доктринальное и обыденное - официальное и неофициальное Ответ: буквальное, распространительное, ограничительное Вопрос 6. Актом официального аутентического толкования права является: - Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений Кодекса РФ об административных правонарушениях - Постановление Государственной Думы РФ о порядке применения постановления Государственной Думы РФ - Постановление Пленума Верховного Суда о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей - Комментарий к Конституции РФ Ответ: Постановление Государственной Думы РФ о порядке применения постановления Государственной Думы РФ Вопрос 7. Под способами толкования норм права понимается: - толкование, осуществляемое судом при рассмотрении конкретного дела и выраженное в судебном решении; - акт, в котором отражены результаты разъяснения смысла и содержания правовой нормы; - деятельность по установлению смысла и содержания норм права для их практической реализации; - совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права. Ответ: совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права Вопрос 8. Назовите одну из разновидностей неофициального толкования: - нормативное; - казуальное; - аутентичное; - обыденное Ответ: обыденное Вопрос 9. Как называется вид толкования, осуществляемый правотворческим органом, издавшим толкуемый акт? - легальный. - доктринальный. - аутентичный. - профессиональный. Ответ: аутентичный Вопрос 10. Как называется официальное толкование норм права применительно к конкретному случаю? - нормативное - казуальное. - аутентичное - экзистенциональное Ответ: казуальное Вопрос 11. Правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм, называется - нормативный правовой акт - правоприменительный акт - правотворческий акт - акт толкования права Ответ: акт толкования права Вопрос 12. О каком виде толкования идет речь, если его результаты полностью соответствуют словесной формулировке нормы права, исключая расхождение между объемом нормы права и объемом результата толкования? - расширительное. - ограничительное. - распространительное - буквальное Ответ: буквальное Вопрос 13. Коллизия норм права может существовать в виде: - противоречия норм права - несоответствия или противоречия норм права - аналогии норм права - юридически значимого действия или события Ответ: несоответствия или противоречия норм права Вопрос 14. Комментарий к Уголовному кодексу РФ, в котором предлагаются разъяснения составов преступлений, может служить примером следующего вида толкования: - судебное - доктринальное - казуальное - аутентичное Ответ: доктринальное Вопрос 15. Какое словосочетание НЕ является синонимом грамматического способа толкования права - филологический способ толкования права - специально-юридический способ толкования права - языковой способ толкования права - текстовой способ толкования права Ответ: специально-юридический способ толкования права ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Назовите вид толкования права (по объему), при котором словесное выражение шире содержания действительного смысла нормы. Ответ: ограничительное. Вопрос 2. Дайте определение толкования права. Ответ: Толкование права – это уяснение и разъяснение правовых норм. Вопрос 3. Что такое компетентное или профессиональное толкование норм права? Ответ: Это толкование права, которое дается юристами. Вопрос 4. В чем своеобразие доктринального толкования в сравнении с толкованием обыденным или профессиональным? Ответ: Доктринальное толкование дается специалистами в области юридической науки. Вопрос 5. Перечислите три вида толкования, выделяемые с точки зрения соотношения действительного содержания и буквальной формулировки нормы права. Ответ: буквальное, ограничительное, расширительное. Вопрос 6. Может ли быть объектом толкования права действие (поведение) органа публичной власти? Объясните свой ответ. Ответ: Нет, не может. Объектом толкования права может быть только то, что имеет словесное выражение (норма права, зафиксированная в источнике права). Вопрос 7. Дайте определение правовой коллизии. Ответ: Правовая коллизия – это противоречие, возникающие между различными правовыми нормами. Вопрос 8. Правовой акт, разъясняющий содержание правовых норм, называется _________ Ответ: акт толкования права / интерпретационный акт Вопрос 9. Правило о том, что словам и выражениям в законе следует предавать то значение, которое они имеют в литературном языке, относится к _________ способу толкования. Ответ: филологический / языковой / грамматический Вопрос 10. Связь общих и специальных норм (наличие специальной нормы ограничивает сферу действия общей нормы) необходимо учитывать при осуществлении _____________ способа толкования. Ответ: систематического / системного Вопрос 11. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности. Какой способ толкования использовался в данном случае? Ответ: Грамматический / филологический /языковой Вопрос 12. В соответствии с Конституцией РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем, граждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Каким образом в таком случае следует толковать вышеприведенную норму – буквально, ограничительно или расширительно? Ответ: Ограничительно Вопрос 13. Статья 105 УК РФ гласит: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества... наказывается...». Преобразуйте этот текст с точки зрения законов формальной логики. Ответ: «Лицо, совершившее умышленное убийство... наказывается...». Вопрос 14. Проиллюстрируйте значение расстановки знаков препинания и грамматического способа толкования в части понимания нормы права на примере выражения «Казнить нельзя помиловать». Ответ: 1) казнить, нельзя помиловать – определение негативных последствий для лица, в отношении которого действует это правило; 2) казнить нельзя, помиловать – определение позитивный последствий для лица, в отношении которого действует это правило. Вопрос 15. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Как должно пониматься это положение закона – буквально, ограничительно или расширительно? Ответ: ограничительно, так как не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. Вопрос 16. Перед вами Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации". Что за вид толкования осуществил Конституционный Суд РФ? Ответ: официальное, легальное/делегированное, обязательное для иных субъектов права. Вопрос 17. Пенсионерка Иванова убеждена, что Конституция РФ гарантирует право на жизнь только гражданам Российской Федерации и никому больше. Что это за вид толкования с точки зрения субъекта? В чем его особенность? Ответ: Обыденное толкование. Осуществляется людьми, не имеющими специальных юридических знаний, зачастую ошибочно. Вопрос 18. В случае противоречия Международным договором, не ратифицированным РФ, и актами органов государственной власти РФ, чем должен руководствоваться правоприменитель? Ответ: акты органов государственной власти РФ Вопрос 19. Адвокат разъясняет правовые нормы своему клиенту. Что это за разновидность толкования права с точки зрения субъекта? Ответ: профессиональное Вопрос 20. Может ли министр издать акт, в котором разъясняет изданный им ранее Приказ? Ответ: может, это охватывается его правотворческими полномочиями. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечни тем курсовых работ разрабатываются и утверждаются на кафедрах. Информация о перечне тем курсовых работ и научных руководителей доводится до студентов. Преподаватели ознакомляют обучающихся с примерным перечнем тем курсовых работ вначале изучения учебных дисциплин. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Обязательные формы промежуточной аттестации по дисциплине: зачет и курсовая работа ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЗАЧЕТ заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572). Количество заданий в контрольно-измерительном материале составляет 20 вопросов. Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оцениваение КИМ в целом: Оценка "зачтено" выставляется при условии, что верно выполнено 51 и более % заданий, "незачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – КУРСОВАЯ РАБОТА (КР) Оценка «отлично» выставляется в том случае, если содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ и теме работы; работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой, даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы; в работе проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализировать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме работы; приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его вывод; по своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявляемым требованиям. Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; содержание работы в целом соответствует заявленной теме; работа актуальна, написана самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения работы раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями курсовой работы; составлен список использованных источников по теме работы. Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер. Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы не соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; содержание работы не соответствует ее теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дрещинский, В. А. | Методология научных исследований : учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. В. Неумоева-Колчеданцева | Основы научной деятельности студента. Курсовая работа :: учебное пособие для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | |||
Э2 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | |||
Э3 | Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com | |||
Э4 | Научно-исследовательская работа: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Научно-исследовательская работа бакалавров организована в виде занятий, проводимых научным руководителем НИР, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители. |