МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательская работа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (4) 3 (6) Итого
Недель 17 17 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 6 6
Сам. работа 34 34 34 34 70 70 138 138
Итого 36 36 36 36 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательская работа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Целями научно-исследовательской работы являются:
- овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в юриспруденции;
- овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы;
- формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу.
Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач:
- формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования;
- формирование навыков определения целей и задач исследования;
- формирование умений осуществлять подбор материала, анализировать и интерпретировать эмпирически полученные данные;
- формирование навыков по подготовке курсовых работ и публикаций по результатам выполненных исследований;
- формирование умений предоставлять результаты своей работы специалистам, отстаивать свои позиции в профессиональной среде;
- развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений;
- совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня;
- развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-15 способностью толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-7: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей и особенностей научно-исследовательской деятельности;
ПК-15: понятие толкования права, способы толкования права, виды толкования права.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-7: планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения научно-исследовательской деятельности;
ПК-15: использовать грамматический, логический, систематический, исторический и иные способы толкования права; определять вид толкования права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-7: технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки научно-исследовательской деятельности.
ПК-15: навыком обоснованной интерпретации нормативных правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности
1.1. Наука и научное исследование Лекции 2 1 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научное исследование Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.3. Методология научных исследований Лекции 2 1 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.4. Методология научных исследований Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Лекции 2 0 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.6. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.7. Сбор научной информации Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.8. Написание и оформление научных работ студентов Лекции 2 0 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
1.9. Написание и оформление научных работ студентов Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции
2.1. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Лекции 4 1 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.2. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Сам. работа 4 12 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.3. Назначение юридических исследований Лекции 4 1 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.4. Назначение юридических исследований Сам. работа 4 12 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.5. Исследовательская этика и ее нарушения Лекции 4 0 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
2.6. Исследовательская этика и ее нарушения Сам. работа 4 10 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траетории исследовательской деятельности
3.1. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Лекции 6 1 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
3.2. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Сам. работа 6 16 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
3.3. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Лекции 6 0 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
3.4. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Сам. работа 6 18 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Публичное представление результатов исследовательской деятельности
4.1. Методические основы подготогвки и оформления основных результатов научного исследования Лекции 6 1 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.2. Методические основы подготовки и оформления основных результатов научного исследования Сам. работа 6 18 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.3. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Лекции 6 0 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1
4.4. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Сам. работа 6 18 ОК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-7
способность к самоорганизации и самообразованию

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей, называется
- социализация
- обучение
- воспитание
- саморазвитие
Ответ: социализация

Вопрос 2. Что из ниже перечисленного НЕ относится к группе общепрофессиональных компетенций, формируемых у выпускников при получении высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат)?
- Способен профессионально толковать нормы права
- Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов
- Способен участвовать в экспертной юридической деятельности
- Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Ответ: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Вопрос 3. Позиция, при котором личность строит свой познавательный контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: эмпиризм

Вопрос 4. ____________ – это комплексная исследовательская деятельность, направленная на получение новых знаний, решение задач и ответы на научные вопросы.
- научный проект
- инновационный проект
- творческий проект
- образовательный проект
Ответ: научный проект

Вопрос 5. Результат образования мыслится как система компетенций в рамках следующей педагогической парадигмы:
- компетентностной
- личностно-ориентированной
- культурологической
- знаниевой (когнитивно-информационной)
Ответ: компетентностной

Вопрос 6. При получении какого образования человек приобретает навыки, необходимые для профессиональной деятельности в обществе?
- профессионального образования
- среднего общего образования
- основного общего образования
- дополнительного образования
Ответ: профессионального образования

Вопрос 7. Если индивид получает образование в ходе организованной учебной деятельности в рамках установленной формальной системы (с выдачей по итогам государственной итоговой аттестации документа государственного образца – аттестата, диплома), то это означает, что он получает
- формальное образование
- неформальное образование
- информальное образование
- высшее образование
Ответ: формальное образование

Вопрос 8. По составу участников выделяют следующие виды проектов:
(выберите строку с правильным вариантом ответа)
- монопроект, мультипроект
- индивидуальный, групповой, парный
- долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный
- социальный, экономический, организационный
Ответ: индивидуальный, групповой, парный

Вопрос 9. Антропоцентрированная трактовка образования предполагает, что
- образование понимается как процесс, при котором общество через образование достигает своих целей
- образование понимается как процесс воздействия на личность, при котором формируется личность, соответствующая общественным запросам
- образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности
- образование трактуется как процесс и результат передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей
Ответ: образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности

Вопрос 10. Что из ниже перечисленного НЕ относится к ситуациям педагогического взаимодействия, способствующих развитию и саморазвитию его субъектов?
- лекционное занятие при получении профессионального образования
- практическое занятие при получении профессионального образования
- научное исследование под руководством преподавателя в вузе
- регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе
Ответ: регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе

Вопрос 11. Признание за обучающимся права самостоятельно определять траекторию обучения, является характерной чертой ______________ парадигмы образования.
- культурологической
- компетентностной
-личностно-ориентированной
- знаниевой
Ответ: личностно-ориентированной

Вопрос 12. Как расшифровывается аббревиатура «СРС» в образовательной деятельности?
- самостоятельная работа студента
- самостоятельное развитие студента
- система развития студентов
- ситуативная работа студента
Ответ: самостоятельная работа студента

Вопрос 13. В Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 42 Конституции РФ, ____________ образование обязательно.
- основное общее
- среднее общее
- среднее профессиональное
- дошкольное общее
Ответ: основное общее

Вопрос 14. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение про дополнительное профессиональное образование:
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование
Ответ: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование

Вопрос 15. При получении юридического образования у студентов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности:
- аналитичность, точность, системность
- казуистичность, системность, точность
- условность, индуктивность, аналитичность
Ответ: аналитичность, точность, системность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое самообразование?
Ответ: самообразование — это получение образования / приобретение знаний, умений, навыков без специального руководства со стороны.

Вопрос 2. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления.
Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права.

Вопрос 3. Юридическая профессия имеет долгую историю, обычно её ведут с Древнего Рима. Но первоначально в Древнем Риме юридическая деятельность была монополией______________.
Ответ: жреческих коллегий / жрецов / понтификов

Вопрос 4. Дайте определение креативности.
Ответ: креативность – это способность / умение генерировать новые идеи.

Вопрос 5. Что такое целеполагание?
Ответ: целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них.

Вопрос 6. Что такое эмпатийность?
Ответ: эмпатийность – это способность к сопереживанию.

Вопрос 7. Дайте определение самоконтроля.
Ответ: самоконтроль – это понимание, оценка и регуляция человеком своих действий на основе индивидуальной и социальной систем ценностей, социальных ожиданий и личных перспектив развития.

Вопрос 8. Что такое толерантность?
Ответ: толерантность – это терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект.

Вопрос 9. Дайте определение призвания.
Ответ: призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии.

Вопрос 10. Сколько составляет срок получения образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат) в очной форме обучения?
Ответ: 4 лет

Вопрос 11. Является ли обязательным условием поступления в магистратуру по направлению подготовки 40.01.04 «Юриспруденция» наличие квалификации бакалавра именно по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»?
Ответ: Нет, не является. В магистратуру можно поступать на базе любого высшего образования.

Вопрос 12. В российском обществе в последнее десятилетие большое распространение получил следующий образовательный трек: уход после 9-го класса в СПО, получение профессии/специальности, а затем поступление в вуз на платной основе на заочную форму обучения. Назовите 2-3 причины популярности этого образовательного трека?
Ответ: снижение рисков поступления (поступление без сдачи ЕГЭ); более ранний выход на рынок труда; экономия средств при получении заочного образования.

Вопрос 13. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» есть определенная дата для начала учебного года по очной форме обучения. Что это за дата?
Ответ: 1 сентября.

Вопрос 14. Если студент имеет академическую задолженность (несданный зачет или экзамен), то он обязан её ликвидировать. Для этого образовательная организация организует первую и вторую повторные промежуточные аттестации. В чем своеобразие второй повторной промежуточной аттестации с точки зрения её субъектного состава?
Ответ: вторая повторная промежуточная аттестация проводится комиссией (комиссионная пересдача).

Вопрос 15. Студент Иванов не сдал экзамен по дисциплине «Теория государства и права» в летнюю сессии при обучении на первом курсе. У него образовалась академическая задолженность. Студент Иванов уверен, что право ликвидировать эту академическую задолженность у него есть весь период обучения в вузе. Он решил ликвидировать долг по этой дисциплине на четвертом курсе. Его одногруппники стали убежать его, что он не прав. Какие юридически значимые доводы они должны были бы ему предъявить?
Ответ: нормативными правовыми актами установлен определенный срок, в течение которого студент может закрыть свой долг. По общему правилу, этот срок не может превышать один год после образования академической задолженности.

Вопрос 16. Студент 5-го курса Петров в день, предшествующий государственному экзамену, ещё имел академическую задолженность (он не сдал два экзамена и один зачет). Может ли он быть допущен к государственному экзамену в такой ситуации?
Ответ: Нет. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности.

Вопрос 17. В АлтГУ для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (бакалавриат), государственная итоговая аттестация предполагает сдачу государственного экзамена и ______________
Ответ: защиту ВКР (дипломной работы).

Вопрос 18. Студент Иванов обучается на юриста по программе бакалавриата, студент Петров обучается на юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Между ними возник спор. Иванов убежден, что они получают образование одного уровня с точки зрения ФЗ «Об образовании», а Петров настаивает на том, что специалитет и магистратура составляют одну ступень высшего образования. Кто из них прав?
Ответ: Прав студент Петров. Специалитет и магистратура действительно составляют одну ступень (уровень) высшего образования в РФ.

Вопрос 19. Гражданин Иванов получил диплом бакалавра юриспруденции, при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Иванов претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (бакалавриат) за счет бюджетных средств?
Ответ: Да, может. Бакалавриат и магистратура относятся к разным уровням высшего образования.

Вопрос 20. Гражданин Петров получил диплом юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Петров претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (специалитет) за счет бюджетных средств?
Ответ: Нет, не может. Специалитет и магистратура относятся к одному уровню высшего образования. Получить высшее образование каждого уровня за счёт государства можно только один раз.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-15
способность толковать нормативные правовые акты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Необходимость толкования норм права обусловлена:
- тем, что нормы права носят общий характер, а применять их необходимо к конкретным жизненным ситуациям
- тем, что нормы права содержат множество специальных терминов и оценочных понятий
- всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания
- нет правильного ответа
Ответ: всем вышеперечисленным, а также тем, что законодатель часто неясно формулирует нормативные предписания

Вопрос 2 Какой способ толкования норм права состоит в уяснении содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами, установления ее связей с ними, определения ее места среди других норм данной отрасли права и во всей системе права:
- исторический
- грамматический
- систематический
- телеологический
Ответ: систематический

Вопрос 3. В чем состоит значение толкования норм права?
- способствует правильной юридической квалификации и применению норм действующего законодательства;
- способствует установлению пробелов и других изъянов законодательства;
- является необходимой предпосылкой укрепления законности;
- верно всё вышеперечисленное.
Ответ: верно всё вышеперечисленное

Вопрос 4. Субъектами доктринального толкования норм российского права выступают:
- юристы-практики;
- журналисты и писатели, обращающиеся к юридическим темам;
- правоведы;
- депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации;
Ответ: правоведы

Вопрос 5. В зависимости от соотношения дословного смысла текста и действительного, истинного содержания существуют следующие виды толкования норм права:
- буквальное, распространительное, ограничительное
- легальное и аутентическое
- доктринальное и обыденное
- официальное и неофициальное
Ответ: буквальное, распространительное, ограничительное

Вопрос 6. Актом официального аутентического толкования права является:
- Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений Кодекса РФ об административных правонарушениях
- Постановление Государственной Думы РФ о порядке применения постановления Государственной Думы РФ
- Постановление Пленума Верховного Суда о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей
- Комментарий к Конституции РФ
Ответ: Постановление Государственной Думы РФ о порядке применения постановления Государственной Думы РФ

Вопрос 7. Под способами толкования норм права понимается:
- толкование, осуществляемое судом при рассмотрении конкретного дела и выраженное в судебном решении;
- акт, в котором отражены результаты разъяснения смысла и содержания правовой нормы;
- деятельность по установлению смысла и содержания норм права для их практической реализации;
- совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.
Ответ: совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права

Вопрос 8. Назовите одну из разновидностей неофициального толкования:
- нормативное;
- казуальное;
- аутентичное;
- обыденное
Ответ: обыденное

Вопрос 9. Как называется вид толкования, осуществляемый правотворческим органом, издавшим толкуемый акт?
- легальный.
- доктринальный.
- аутентичный.
- профессиональный.
Ответ: аутентичный

Вопрос 10. Как называется официальное толкование норм права применительно к конкретному случаю?
- нормативное
- казуальное.
- аутентичное
- экзистенциональное
Ответ: казуальное

Вопрос 11. Правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм, называется
- нормативный правовой акт
- правоприменительный акт
- правотворческий акт
- акт толкования права
Ответ: акт толкования права

Вопрос 12. О каком виде толкования идет речь, если его результаты полностью соответствуют словесной формулировке нормы права, исключая расхождение между объемом нормы права и объемом результата толкования?
- расширительное.
- ограничительное.
- распространительное
- буквальное
Ответ: буквальное

Вопрос 13. Коллизия норм права может существовать в виде:
- противоречия норм права
- несоответствия или противоречия норм права
- аналогии норм права
- юридически значимого действия или события
Ответ: несоответствия или противоречия норм права

Вопрос 14. Комментарий к Уголовному кодексу РФ, в котором предлагаются разъяснения составов преступлений, может служить примером следующего вида толкования:
- судебное
- доктринальное
- казуальное
- аутентичное
Ответ: доктринальное

Вопрос 15. Какое словосочетание НЕ является синонимом грамматического способа толкования права
- филологический способ толкования права
- специально-юридический способ толкования права
- языковой способ толкования права
- текстовой способ толкования права
Ответ: специально-юридический способ толкования права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите вид толкования права (по объему), при котором словесное выражение шире содержания действительного смысла нормы.
Ответ: ограничительное.

Вопрос 2. Дайте определение толкования права.
Ответ: Толкование права – это уяснение и разъяснение правовых норм.

Вопрос 3. Что такое компетентное или профессиональное толкование норм права?
Ответ: Это толкование права, которое дается юристами.

Вопрос 4. В чем своеобразие доктринального толкования в сравнении с толкованием обыденным или профессиональным?
Ответ: Доктринальное толкование дается специалистами в области юридической науки.

Вопрос 5. Перечислите три вида толкования, выделяемые с точки зрения соотношения действительного содержания и буквальной формулировки нормы права.
Ответ: буквальное, ограничительное, расширительное.

Вопрос 6. Может ли быть объектом толкования права действие (поведение) органа публичной власти? Объясните свой ответ.
Ответ: Нет, не может. Объектом толкования права может быть только то, что имеет словесное выражение (норма права, зафиксированная в источнике права).

Вопрос 7. Дайте определение правовой коллизии.
Ответ: Правовая коллизия – это противоречие, возникающие между различными правовыми нормами.

Вопрос 8. Правовой акт, разъясняющий содержание правовых норм, называется _________
Ответ: акт толкования права / интерпретационный акт

Вопрос 9. Правило о том, что словам и выражениям в законе следует предавать то значение, которое они имеют в литературном языке, относится к _________ способу толкования.
Ответ: филологический / языковой / грамматический

Вопрос 10. Связь общих и специальных норм (наличие специальной нормы ограничивает сферу действия общей нормы) необходимо учитывать при осуществлении _____________ способа толкования.
Ответ: систематического / системного

Вопрос 11. Абз. 6 пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ гласит: «При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам». Согласно толковому словарю «передавать» – означает отдавать что-либо свое, от себя в чье-либо владение, ведение, отдавать в распоряжение. __________ способ толкования позволяет относить сюда любую передачу (независимо от того, сопряжено ли это с переходом права собственности), в том числе передачу имущества в аренду, доверительное управление, пользование, залог, а также на ином праве, не влекущем перехода права собственности. Какой способ толкования использовался в данном случае?
Ответ: Грамматический / филологический /языковой

Вопрос 12. В соответствии с Конституцией РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем, граждане, отбывающие уголовное наказание, не могут свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Каким образом в таком случае следует толковать вышеприведенную норму – буквально, ограничительно или расширительно?
Ответ: Ограничительно

Вопрос 13. Статья 105 УК РФ гласит: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества... наказывается...». Преобразуйте этот текст с точки зрения законов формальной логики.
Ответ: «Лицо, совершившее умышленное убийство... наказывается...».

Вопрос 14. Проиллюстрируйте значение расстановки знаков препинания и грамматического способа толкования в части понимания нормы права на примере выражения «Казнить нельзя помиловать».
Ответ: 1) казнить, нельзя помиловать – определение негативных последствий для лица, в отношении которого действует это правило; 2) казнить нельзя, помиловать – определение позитивный последствий для лица, в отношении которого действует это правило.

Вопрос 15. В соответствии со статьей 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Как должно пониматься это положение закона – буквально, ограничительно или расширительно?
Ответ: ограничительно, так как не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали.

Вопрос 16. Перед вами Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации". Что за вид толкования осуществил Конституционный Суд РФ?
Ответ: официальное, легальное/делегированное, обязательное для иных субъектов права.

Вопрос 17. Пенсионерка Иванова убеждена, что Конституция РФ гарантирует право на жизнь только гражданам Российской Федерации и никому больше. Что это за вид толкования с точки зрения субъекта? В чем его особенность?
Ответ: Обыденное толкование. Осуществляется людьми, не имеющими специальных юридических знаний, зачастую ошибочно.

Вопрос 18. В случае противоречия Международным договором, не ратифицированным РФ, и актами органов государственной власти РФ, чем должен руководствоваться правоприменитель?
Ответ: акты органов государственной власти РФ

Вопрос 19. Адвокат разъясняет правовые нормы своему клиенту. Что это за разновидность толкования права с точки зрения субъекта?
Ответ: профессиональное

Вопрос 20. Может ли министр издать акт, в котором разъясняет изданный им ранее Приказ?
Ответ: может, это охватывается его правотворческими полномочиями.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечни тем курсовых работ разрабатываются и утверждаются на кафедрах. Информация о перечне тем курсовых работ и научных руководителей доводится до студентов. Преподаватели ознакомляют обучающихся с примерным перечнем тем курсовых работ вначале изучения учебных дисциплин. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Обязательные формы промежуточной аттестации по дисциплине: зачет и курсовая работа

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ЗАЧЕТ
заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572). Количество заданий в контрольно-измерительном материале составляет 20 вопросов.
Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оцениваение КИМ в целом:
Оценка "зачтено" выставляется при условии, что верно выполнено 51 и более % заданий, "незачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – КУРСОВАЯ РАБОТА (КР)
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ и теме работы; работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой, даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы; в работе проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализировать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме работы; приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его вывод; по своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявляемым требованиям.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; содержание работы в целом соответствует заявленной теме; работа актуальна, написана самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения работы раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями курсовой работы; составлен список использованных источников по теме работы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы не соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; содержание работы не соответствует ее теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Неумоева-Колчеданцева Основы научной деятельности студента. Курсовая работа :: учебное пособие для вузов  Москва : Издательство Юрайт, 2023
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Научно-исследовательская работа: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8572 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Научно-исследовательская работа бакалавров организована в виде занятий, проводимых научным руководителем НИР, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители.