МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Применение обстоятельств исключающих преступность деяния

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Веснина Е.П.

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Применение обстоятельств исключающих преступность деяния

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2026 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
и. о. зав. кафедрой, к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Куликов Егор Алексеевич,


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2026 г. № 8
Заведующий кафедрой и. о. зав. кафедрой, к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Куликов Егор Алексеевич,


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубленное изучение одного из важнейших институтов Общей части уголовного права, наделяющего граждан правом на причинение вреда охраняемым уголовным законом объектам, при наличии оснований и соблюдении установленных законом и теорией уголовного права условий правомерности причинения вреда.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15 способностью толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-15
-систему и виды ОИПД. Условия правомерности причинения вреда при ОИПД.
-судебную практику применения ОИПД.
-зарубежное законодательство об ОИПД.
-историю развития института обстоятельств, исключающих преступность деяния.
-знать о содержании и значений условий правомерности различных обстяотельств, исключающих преступность деяния
-правила квалификации при нарушении различных условий правомерности обстоятельств, исключающих преступность деяния

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-15
-осуществлять сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации норм об ОИПД
-анализировать юридические нормы об ОИПД и правовые отношения, возникающие при применении норм об ОИПД
-решать задачи с применением уголовно-правовых норм об ОИПД
-оперировать основными понятиями категорий обстоятельств, исключающих преступность деяния
-аргументировать и обосновывать принятые решения
-квалифицировать деяния при нарушении условий правомерности ОИПД, а так же при соблюдении этих условий с учетом принципов закрепленных в Конституции и Уголовном кодексе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-15
-навыками уголовно-правового анализа
-чувством глубокого уважения к закону, в том числе уголовному, быть нетерпимым к любому нарушению закона в собственной профессиональной и внепрофессиональной деятельности;
-навыком обеспечения в профессиональной деятельности реализацию актов правоприменительной деятельности.
-навыками разрешения юридических ситуаций с использованием знаний об институте обстоятельств, исключающих преступность деяния
-навыками составления юридических документов с обоснованием своей позиции по конкретной ситуации применения ОИПД, при этом реализуя исполнение принципов, закрепленных в ст. 3-8 УК РФ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды.
1.1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Лекции 6 2 ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Практические 6 2 ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния и их виды. Сам. работа 6 8 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ)
2.1. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Лекции 6 2 ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Практические 6 2 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Сам. работа 6 8 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ)
3.1. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Лекции 6 2 ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Практические 6 2 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ) Сам. работа 6 14 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ)
4.1. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Лекции 6 1 ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Практические 6 2 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Сам. работа 6 14 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ)
5.1. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Лекции 6 1 ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Практические 6 2 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Физическое или психическое принуждение (ст. 40 УК РФ) Сам. работа 6 10 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ)
6.1. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Лекции 6 1 ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Практические 6 2 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) Сам. работа 6 14 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ)
7.1. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Лекции 6 1 ПК-15 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Практические 6 4 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Сам. работа 6 14 ПК-15 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Контроль

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2709

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-15: способностью толковать нормативные правовые акты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В каком случае задержание лица, совершившего преступление, становится необходимой обороной?
A) задерживаемый не оказывает сопротивления
B) задерживаемый оказывает сопротивление, сопряженное с насилием или вооруженное сопротивление
C) задерживаемый скрывается
D) ни один из вариантов не является верным
Ответ: B

Вопрос 2. Правомерно ли причинение вреда в ходе задержания лица, совершившего преступление, если задерживаемое лицо не оказывает сопротивление?
A) да
B) нет
C) да, если лицо совершило особо тяжкое преступление
D) да, если преступление направлено против интересов государства
Ответ: B

Вопрос 3. Цели задержания лица, совершившего преступление:
A) пресечение совершения преступления
B) доставление лица в органы власти
C) возмездие за содеянное
Ответ: B

Вопрос 4. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления, признается …
A) их несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления
B) их несоответствие обстоятельствам задержания
C) их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания
D) их несоответствие совершенному преступлению
Ответ: C

Вопрос 5. Превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, НЕ образует причинение вреда …
A) тяжкого
B) легкого
C) средней тяжести
D)особо тяжкого
Ответ: B

Вопрос 6. Пределы крайней необходимости будут признаваться превышенными, если:
A) причиненный вред был равен предотвращенному
B) причиненный вред был более значительным, чем предотвращенный
C) ответы А и В верны
D) нет верного варианта
Ответ: C

Вопрос 7. К какому виду принуждения можно отнести применение в отношении другого лица гипнотического воздействия?
A) к физическому принуждению
B) к психическому принуждению
C) к эмоциональному принуждению
D) на данный вопрос нет точного ответа
Ответ: B

Вопрос 8. В случае, если лицо при физическом или психическом принуждении сохранило возможность руководить своими действиями, вопрос об уголовной ответственности решается:
A) с учетом ст. 39 УПК РФ
B) с учетом ст. 39 УК РФ
C) с учетом УК и УПК РФ
D) нет правильного ответа
Ответ: B

Вопрос 9. Психическое принуждение всегда является...
A) исключающим преступность деяния
B) преодолимым
C) непреодолимым
D) законным
Ответ: B

Вопрос 10. За причиненный вред принуждающий субъект подлежит ответственности как:
A) организатор
B) пособник
C) исполнитель
D) подстрекатель
Ответ: C

Вопрос 11. Предпринятые для предотвращения вреда при обоснованном риске меры являются достаточными, если они:
A) исключают наступление вреда
B) исключают заведомую угрозу для жизни человека
C) минимизируют риск
D) исключают возможную угрозу для жизни многих людей
Ответ: A

Вопрос 12. Источником опасности при обоснованном риске являются:
A) действия самого рискующего
B) действия третьих лиц
C) воздействия сил природы
D) действия лиц, находящихся в опасности
Ответ: A

Вопрос 13. При нарушении условий правомерности обоснованного риска ответственность за причинение вреда охраняемым интересам наступает …
A) по правилам о превышении пределов необходимой обороны
B) по правилам о превышении пределов крайней необходимости
C) лишь в случаях, установленных в Особенной части УК РФ
D) по общим правилам
Ответ: D

Вопрос 14. Вред при обоснованном риске является:
A) необходимым
B) возможным
C) неизбежным
D) больший вред должен быть предотвращен за счет меньшего вреда
Ответ: B

Вопрос 15. Ст. 42 УК РФ (Исполнение приказа или распоряжения) неприменима:
A) в рамках управленческих процессов в юридических лицах
B) в сфере военных отношений
C) в сфере государственной гражданской службы
D) в преступной среде
Ответ: D

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Ответственность за умышленное причинение вреда при исполнении преступного приказа несут …
Ответ: начальник, отдавший приказ, и его исполнитель, кроме случаев, когда незаконный характер приказа для исполнителя не был очевиден.

Вопрос 2. Какими признаками должен характеризоваться приказ или распоряжение для целей ст. 42 УК РФ?
Ответ: обязательность приказа или распоряжения, издание приказа компетентным лицом, соблюдение формы и процедуры издания приказа или распоряжения

Вопрос 3. При исполнении заведомо незаконного приказа лицо, которое отдало приказ, подлежит ответственности в качестве…
Ответ: исполнителя преступления.

Вопрос 4. При совершении умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа имеет место ...
Ответ: соучастие в преступлении.

Вопрос 5 В каком случае уголовной ответственности подлежит исключительно исполнитель заведомо незаконного приказа?
Ответ: в случае, если исполнитель вышел за рамки предписанного ему поведения, и вред был причинен именно действиями, находившимися за границей приказа.

Вопрос 6. Какие 2 обстоятельства, исключающие преступность дения, предусматривал Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.?
Ответ: необходимая оборона, крайняя необходимость.

Вопрос 7. Что общего между крайней необходимостью и необходимой обороной?
Ответ: своевременность причинения вреда

Вопрос 8. Система объективных и субъективных признаков, предусмотренных уголовных законом, характеризующих общественно опасное деяние как преступление, – это?
Ответ: состав преступления.

Вопрос 9. К какому виду состава преступления по степени общественной опасности относится состав убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ)…
Ответ: привилегированному.

Вопрос 10. К какому виду состава преступления по степени общественной опасности относится состав причинения тяжкого вреда здоровью, совершенного при превышении мер необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ч. 2 ст. 114 УК РФ)
Ответ: привилегированному.

Вопрос 11. Перечислите виды преступного бездействия, которые выделяются в уголовном праве России.
Ответ: бездействие чистое и бездействие смешанное.

Вопрос 12. Сколько обстоятельств, исключающих преступность деяния, включает Уголовный кодекс, принятий 24 мая 1996 года?
Ответ: шесть.

Вопрос 13. Деяния внешне схожие с преступлениями, однако не являющиеся преступлениями в силу отсутствия общественной опасности, противоправности и виновности называется…
Ответ: обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Вопрос 14. В каком постановлении Пленума Верховного суда РФ раскрываются важнейшие положения о применении норм о необходимой обороне?
Ответ: в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление"

Вопрос 15. Какой закон содержит основные положения о необходимой обороне?
Ответ: Уголовный кодекс.

Вопрос 16. Мнимая оборона – это…
Ответ: защита от посягательства, которого не существует в действительности.

Вопрос 17. Признаки состава преступления, содержание которых может измениться без изменения текста статьи Особенной части УК РФ, называются…
Ответ: переменными признаками состава преступления.

Вопрос 18. Защита от посягательства, которая осуществляется после оконченного нападения называется….
Ответ: запоздалая оборона.

Вопрос 19. Защита от посягательства, которая начинает выполняться до осуществления реальной угрозы называется…
Ответ: преждевременной обороной.

Вопрос 20. На каких основаниях влечет уголовную ответственность несвоевременная защита от посягательства?
Ответ: по общим нормам, однако с учетом смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «ж» ст. 61 УК РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния. Их виды. Социальная и юридическая природа.
2. Понятие необходимой обороны. Социальная и юридическая природа необходимой обороны.
3. Условия правомерности необходимой обороны, характеризующие общественно-опасное посягательство и защиту.
4. Мнимая оборона, провокация необходимой обороны. Особенность ответственности при мнимой обороне.
5. Превышение пределов необходимой обороны. Уголовная ответственность за превышение пределов необходимой обороны.
6. Социальная и юридическая природа правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
7. Сущность причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Отграничение уголовно-правового задержания от уголовно-процессуального и административного задержания.
8. Условия правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление. Объективные и субъективные признаки правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
9. Понятие превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.
10. Нарушение других условий правомерности задержания.
11. Уголовно-правовая ответственность за вред, причиненный при несоблюдении условий правомерного задержания.
12. Отличие причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление, от необходимой обороны.
13. Понятие крайней необходимости. Социальная и юридическая природа крайней необходимости.
14. Условия правомерности крайней необходимости.
15. Понятие превышения пределов крайней необходимости. Ответственность за превышение пределов крайней необходимости.
16. Ответственность за причинение вреда при нарушении условий правомерности крайней необходимости.
17. Отличие крайней необходимости от необходимой обороны и причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление.
18. Понятие физического и психического принуждения. Виды физического и психического принуждения.
19. Условия правомерности причинения вреда при физическом или психическом принуждении.
20. Особенности уголовной ответственности при физическом и психическом принуждении.
21. Соотношение физического или психического принуждения с крайней необходимостью.
22. Понятие обоснованного риска.
23. Условия правомерности обоснованного риска.
24. Понятие необоснованного риска. Уголовная ответственность за причинение вреда при необоснованном риске.
25. Исполнение приказа или распоряжения. Условия правомерности причинения вреда при исполнении приказа или распоряжения. Субъект исполнения приказа или распоряжения.
26. Ответственность за совершение преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Наумов А.В., Кибальник А.Г. Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов М.: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 под общей ред. В.В. Векленко Уголовное право ч. Общая: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Гриф Верховного Суда М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Сверчков В.В. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Смирнова Л.Н. Применение обстоятельств, исключающих преступность деяния: Рабочая программа , 2017 www.new.law.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э2 Сайт «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru
Э3 Сайт Верховного суда http://www.supcourt.ru/
Э4 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
Э5 Курс "Применение обстоятельств, исключающих преступность деяния" на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2709 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При рассмотрении системы обстоятельств, исключающих престпность деяния студентам следует иметь в виду, что в процессе пресечения общественно опасных деяний, при устранении опасности, создаваемой другими источниками, равно как и в некоторых других случаях, возможно причинение физического и материального вреда лицу, создавшему опасность охраняемым законом правам и интересам, а также другим лицам. Такие действия формально подпадают под признаки отдельных составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Однако при определенных условиях они не признаются преступными. Глава 8 УК РФ содержит 6 обстоятельств, исключающих преступность деяния: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения. Действия лица при наличии этих обстоятельств признаются законодателем общественно полезными или социально допустимыми. Это обусловлено тем, что рассматриваемое поведение человека осуществляется в особой обстановке и характеризуется общественно полезными целями и мотивами. Так, целью необходимой обороны является защита охраняемых законом интересов от общественно опасного посягательства. Целью задержания лица, совершившего преступление – доставление его органам власти для осуществления правосудия и пресечение возможности совершения новых преступлений, целью крайней необходимости – спасения большего блага путем вынужденного причинения вреда меньшему благу, целью обоснованного риска является достижение общественно полезного результата.
Перечисленные в главе 8 УК РФ обстоятельства имеют общие черты и особенности. К общим чертам можно отнести следующее: 1. При таких обстоятельствах причиняется вред правоохраняемым интересам. Такое деяние внешне имеет сходство с каким-либо преступлением, предусмотренным Особенной частью УК РФ. 2. Вред при таких обстоятельствах причиняется в результате сознательных и волевых (за исключением физического непреодолимого принуждения) действий или бездействия. 3. Деяние при таких обстоятельствах признается правомерным, оно не является общественно опасным и уголовно-противоправным. 4. Каждое из перечисленных обстоятельств должно соответствовать условиям, установленным законом. При нарушении условий правомерности причинения вреда деяние может быть признано преступлением. Задача студента – четко выявить основания и условия правомерности причинения вреда при каждом из перечисленных обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Указанные обстоятельства следует отграничивать от деяний, при совершении которых лицо освобождается от уголовной ответственности. Последняя группа состоит из таких деяний, которые содержат в себе все признаки состава преступления. Освобождение же от уголовной ответственности происходит в случае, если правоохранительные органы или суд признают возможным освободить лицо от уголовной ответственности на основании закона или с учетом его поведения во время или после совершенного преступления. Речь идет о таких случаях как: 1. Фактическая ошибка субъекта деяния; 2. Деятельное раскаяние субъекта преступления; 3. Примирение с потерпевшим лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести; 4. При наличии возможности исправить несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Указанные обстоятельства следует отграничивать от иных вариантов не наступления уголовной ответственности. Уголовная ответственность не наступает, если: 1. Истекли сроки давности; 2. При добровольном отказе от доведения преступления до конца; 3. При причинении вреда невиновно; 4. При малозначительности деяния.

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части ответственности за конкретные виды преступлений и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по применению обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение обстоятельств, исключающих преступ6ность деяния невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом рекомендации преподавателя определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному обстоятельству, исключающему престпуность деяния, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в применении норм об обстоятельствах, исключающих преступность деяния;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения деяний, предусматривающих уголвную ответственность за превышение необходимой обороны, м6ер необходимых для задержания лица.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляется работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: официальном сайте – http://vsrf.ru/http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).