Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.03.01. Юриспруденция |
Профиль | Общеправовой |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой А.А. Васильев, профессор, доктор юридических наук
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Теория юридической ответственности» являются формирование представлений о сущности и назначении юридической ответственности в механизме правового регулирования; обучение методике применения норм права относительно юридической ответственности и иных мер государственного принуждения; обучение технике индивидуализации юридической ответственности применительно к отдельным правонарушениям |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1 |
ПК-6 | Способен давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности |
ПК-6.1 | Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности. |
ПК-6.2 | Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. |
ПК-6.3 | Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Юридическая ответственность как социально-правовое явление | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.2. | Юридическая ответственность как социально-правовое явление | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.3. | Юридическая ответственность как социально-правовое явление | Сам. работа | 4 | 12 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.4. | Основания юридической ответственности | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.5. | Основания юридической ответственности | Сам. работа | 4 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.6. | Основания юридической ответственности | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.7. | Специальные вопросы теории юридической ответственности | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.8. | Специальные вопросы теории юридической ответственности | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.9. | Специальные вопросы теории юридической ответственности | Сам. работа | 4 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.10. | Место юридической ответственности в механизме правового регулирования | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.11. | Место юридической ответственности в механизме правового регулирования | Сам. работа | 4 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.12. | Виды юридической ответственности | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.13. | Виды юридической ответственности | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.14. | Виды юридической ответственности | Сам. работа | 4 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.15. | Мера юридической отвественности | Лекции | 4 | 0 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.16. | Мера юридической отвественности | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 | |
1.17. | Мера юридической отвественности | Сам. работа | 4 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=791 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1 Акта применения юридической ответственности является видовым по отношению к а) акту правотворчества б) правоприменительному акту в )судебному акту г) нет правильного ответа Ответ: б Вопрос 2. Применение мер государственного принуждения НЕ влечет за собой наступление лишений: а) физического характера б) личного характера в) организационного характера г) метафизического характера Ответ: г Вопрос 3. Особой формой реализации права является его: а) соблюдение; б) исполнение; в) использование; г) применение. Ответ: г Вопрос 4. 3. На первой стадии применения права происходит: а) юридическая квалификация; б) установление фактических обстоятельств дела; в) исполнение решения по делу; г) вынесение решения по делу. Ответ: б Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении? а) юридический документ б) устное соглашение в) негласное правило г) договор между людьми Ответ: а Вопрос 6. Укажите, какой из ниже перечисленных признаков отличает акт применения права от нормативно-правового акта: а) его законность; б) его письменная форма; в) то, что он издается государственным органом; г) то, что он имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи не распространяется. Ответ: г Вопрос 7. Назовите элемент нормы права, определяющий вид и меру юридической ответственности: а) гипотеза; б) диспозиция; в) превенция; г) санкция. Ответ: г Вопрос 8. Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов НЕ относится к подзаконным: а) Конституция; б) указ президента; в) постановление правительства; г) приказ министра. Ответ: а Вопрос 9. Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу: а) законы; б) указы; в) постановления; г) распоряжения. Ответ: а Вопрос 10. В какой отрасли запрещено применение права по аналогии: а) в гражданском праве б) трудовом праве в) уголовном праве г) семейном праве Ответ: в Вопрос 11.Что не является нормативно-правовым актом? а) решение профсоюзного комитета б) постановление правительства в) конституция г) все перечисленные Ответ: а Вопрос 12.Что является формой права?а) разновидность праваб) внешнее выражение права в) процесс создание праваг) соблюдение права Ответ: б Вопрос 13. Государство является монопольным субъектом возложения: а) дисциплинарной ответственности; б) материальной ответственности; в) уголовной ответственности; г) гражданско-правовой ответственности. Ответ: в Вопрос 14. Юридическая ответственность налагается от имени: а) потерпевшего; б) государства; в) администрации; г) народа. Ответ: б Вопрос 15. Какой подзаконный акт в РФ имеет высшую юридическую силу? а) Постановление Правительства РФ б) Указ Президента РФ в) Постановление Администрации Алтайского края г) Приказ директора юридического института АлтГУ Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. __________________акт — это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Ответ: Правоприменительный Вопрос 2. Акт применения юридической ______________ — это официальное решение по конкретному делу, индивидуализирующее права и обязанности сторон правоотношения ответственности и содержащее государственно-властное веление о применении мер юридической ответственности, направленное на индивидуальное регулирование общественного отношения Ответ: ответственности Вопрос 3. Является ли гражданско-правовой договор нормативным правовым актом? Ответ: нет (не является) Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения? Ответ: локальный Вопрос 5. _________________ правовой акт - это принимаемый в строго регламентированном порядке официальный документ, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила поведения или имеющий индивидуальный характер, порождающий определенные правовые последствия и направленный на урегулирование правоотношений между субъектами местного самоуправления. Ответ: Муниципальный Вопрос 6. При наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________ норма. Ответ: специальная Вопрос 7. Назовите непосредственные формы реализации права. Ответ: соблюдение, исполнение и использование. Вопрос 8. При наличии двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, одинаковой юридической силы применяется акт, __________ _________. Ответ: принятый позднее. Вопрос 9. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «В Алтайском крае гарантируются другие права и свободы в сфере культуры, образования, науки и воспитания, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Алтайского края» (Устав Алтайского края). Ответ: Бланкетный Вопрос 10. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц» (УК РФ) Ответ: Отсылочный Вопрос 11. Юридическая ______________- это оценка определенного случая в соответствии с нормой права. Ответ: квалификация Вопрос 12. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Каким способом восполнения пробела он воспользовался? Ответ: аналогия закона Вопрос 13. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил принцип права. Каким способом восполнения пробела он воспользовался? Ответ: аналогия права Вопрос 14. Как называется юридическая квалификация, в которой выявляется несоответствие фактической стороны дела и нормы права? Ответ: негативная Вопрос 15. К какому виду правонарушения относится списывание студентом на экзамене? Ответ: дисциплинарный проступок Вопрос 16. В объективную сторону какого правонарушения входит такое деяние – нецензурная брань пассажира в автобусе? Ответ: административное правонарушение Вопрос 17. ____________ _____________ - система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий. Ответ: фактический состав Вопрос 18. К какому виду правомерного поведение относится оказание гражданином содействия полиции в задержании преступника? Ответ: социально-активное Вопрос 19. ________ в праве - это отсутствие нормы права (правила, непосредственно регламентирующего рассматриваемое отношение) в системе действующего права. Ответ: пробел Вопрос 20. Форму правоприменения, охватывающую охрану норм права от каких-либо правонарушений Ответ: правоохранительная КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пиголкин А.С. | Теория государства и права: учебник | М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8 |
Л1.2 | В. В. Лазарев, С. В. Липень | Теория государства и права: учебник | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/421CC193-568E-46C9-A4E1-C5EB140E50DE |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Подройкиной И.А. | УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НАКАЗАНИЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Агапов А.Б. | Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 | https://biblio-online.ru/book/8FD96729-774A-4846-9233-46907104DF53 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации | www.gov.ru | ||
Э2 | Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ | tigp.wordpress.com | ||
Э3 | Курс в Moodle (Теория юридической ответственности) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows; Microsoft Office; 7-Zip; AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru). Курс в Moodle (Теория юридической ответственности): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=791 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Изучение курса «Теория юридической ответственности» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам правонарушений и юридической ответственности. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными монографическими исследованиями, посвященными общей теории юридической ответственности: Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. - 2-е изд., исправленное и доп. - М.: НОРМА, 2009. – 432 с.; Хачатуров Р.Л. Общая теория юридической ответственности: монография / Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский. – СПб.: «Юридический центр «Пресс», 2007. – 950 с.; Габричидзе Б.Н., Юридическая ответственность: учебное пособие / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский – М.: Альфа-М, 2005. – 686 с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия. Кроме того, необходимо обратить внимание на работы, недавно вышедшие из печати: Хужин А.М. Невиновное поведение в праве: методология, теория, практика. - М.: Юрлитинформ, 2012. – 336 с.; Он же: Невиновное поведение в праве: проблемы юридической ответственности и эффективности правоприменения. – М.: Юрлитинформ, 2012. 192 с.; Липинский Д.А., Чуклова Е.В. Процессуальная ответственность. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 184 с.; Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2008. – 187 с. Эти работы существенно расширяют теоретическую базу правовой ответственности, дополняя многие разделы её теории. Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией: Р.В. Насыров Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008.- 278 с., чтобы получить представление о противоречиях в концепции позитивной юридической ответственности. Для углубленного изучения позиции противников выделения в юридической ответственности позитивного аспекта понадобится также монография: Филимонов В.Д. Уголовная ответственность по российскому законодательству: монография / В.Д. Филимонов. – М.: «ЮрИнфоР», 2008. – 302 с.; и статья: Лейст О.Э. Понятие ответственности в теории права / О.Э. Лейст //Вестник МГУ. Серия Право. - 1994. - № 1. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться с учебником «Общая теория государства и права. Академический курс. В 3 т. Т. 3. Государство, право, общество / под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с., и с материалом, который представлен в вышеуказанной монографии Н.В. Витрука. Подготовка к семинарскому занятию № 2 также предполагает углубленное знакомство с монографией: Филимонов В.Д. Уголовная ответственность по российскому законодательству: монография / В.Д. Филимонов. – М.: «ЮрИнфоР», 2008. – 302 с., в которой представлена характеристика философских и социальных оснований юридической ответственности, с материалом монографии: Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. - 2-е изд., исправленное и доп. - М.: НОРМА, 2009. – 432 с., а также с учебным пособием: Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: учеб. пособие для вузов / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 159 с. Для подготовки к семинарскому занятию № 3 по теме «Специальные вопросы теории юридической ответственности» в качестве дополнительной литературы рекомендуются указанное учебное пособие А.А. Иванова, а также монографии: Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика / Т.А. Лесниевки-Костарева. – М.: Норма, 2000. – 400 с.; Шиндяпина Н.Д. Стадии юридической ответственности: учеб. пособие для вузов / Н.Д. Шиндяпина. - М.: Кн. мир, 1998. – 168 с.; Обстоятельства, исключающие преступность деяния: монография / И.А. Анисимова [и др.]; под ред. С.В. Землюкова. – Барнаул, 2005. – 235 с. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также решить предложенные к семинарскому занятию задачи. Тема № 4 «Место юридической ответственности в механизме правового регулирования» предполагает знакомство студентов с работой С.С. Алексеева: Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. / С.С. Алексеев. - М.: Статут. Т. 3: Проблемы теории права: курс лекций. - 2010. – 781 с. Изучение предложенных монографий позволит получить углубленное представление о механизме правового регулирования и о месте юридической ответственности в его система, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия. Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник, из представленных в списке литературы, а также уделить внимание научным статьям. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи. Подготовка к семинарскому занятию № 6 предполагает внимательное прослушивание лекции по данной теме, поскольку на уровне общей теории государства и права не разработаны рекомендации по определению меры юридической ответственности. Существенную помощь может оказать изучение работ, посвященных мере уголовного наказания, а также назначению уголовного наказания, и учебного пособия: Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник / А.Б. Агапов. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2011. - 435 с. Полезно будет посмотреть работы Д.С. Дядькина: Дядькин Д.С. Методология теории и процесса назначения уголовного наказания: учеб. пособие / Д.С. Дядькин. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – 68 с.; Дядькин Д.С. Юрисометрика: монография / Д.С. Дядькин. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. - 114 с.; Дядькин Д.С. Введение в юрисометрику: монография / Д. С. Дядькин. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. – 116 с. Решение задач, предложенных к семинарскому занятию, предполагает использование положений уголовного и административного законодательства, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а также правил квалификации и назначения наказания, разработанных теорией. По возможности следует посмотреть монографию: Непомнящая Т.В. Мера уголовного наказания: проблемы теории и практики / Т.В. Непомнящая. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 384 с.; а также: Дядькин Д.С. Теоретические основы назначения уголовного наказания: алгоритмический подход / Д.С. Дядькин. – СПб., 2006. – 510 с. Особенность задач, представленных для решения по заявленной теме семинарского занятия, предполагает анализ и оценку всех обозначенных в фабуле обстоятельств, и проверку правильности определенной судом меры ответственности. |