МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория юридической ответственности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильОбщеправовой
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Теория юридической ответственности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.А. Васильев, профессор, доктор юридических наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой А.А. Васильев, профессор, доктор юридических наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Теория юридической ответственности» являются формирование представлений о сущности и назначении юридической ответственности в механизме правового регулирования; обучение методике применения норм права относительно юридической ответственности и иных мер государственного принуждения; обучение технике индивидуализации юридической ответственности применительно к отдельным правонарушениям

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности
ПК-6.1 Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
ПК-6.2 Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
ПК-6.3 Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Юридическая ответственность как социально-правовое явление Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Юридическая ответственность как социально-правовое явление Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Юридическая ответственность как социально-правовое явление Сам. работа 4 12 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Основания юридической ответственности Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Основания юридической ответственности Сам. работа 4 14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Основания юридической ответственности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. Специальные вопросы теории юридической ответственности Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. Специальные вопросы теории юридической ответственности Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.9. Специальные вопросы теории юридической ответственности Сам. работа 4 14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.10. Место юридической ответственности в механизме правового регулирования Практические 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Место юридической ответственности в механизме правового регулирования Сам. работа 4 14 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Виды юридической ответственности Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.13. Виды юридической ответственности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.14. Виды юридической ответственности Сам. работа 4 14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.15. Мера юридической отвественности Лекции 4 0 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.16. Мера юридической отвественности Практические 4 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.17. Мера юридической отвественности Сам. работа 4 14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=791

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6: Способен давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1 Акта применения юридической ответственности является видовым по отношению к
а) акту правотворчества
б) правоприменительному акту
в )судебному акту
г) нет правильного ответа
Ответ: б

Вопрос 2. Применение мер государственного принуждения НЕ влечет за собой наступление лишений:
а) физического характера
б) личного характера
в) организационного характера
г) метафизического характера
Ответ: г

Вопрос 3. Особой формой реализации права является его:
а) соблюдение;
б) исполнение;
в) использование;
г) применение.
Ответ: г

Вопрос 4. 3. На первой стадии применения права происходит:
а) юридическая квалификация;
б) установление фактических обстоятельств дела;
в) исполнение решения по делу;
г) вынесение решения по делу.
Ответ: б

Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении?
а) юридический документ
б) устное соглашение
в) негласное правило
г) договор между людьми
Ответ: а

Вопрос 6. Укажите, какой из ниже перечисленных признаков отличает акт применения права от нормативно-правового акта:
а) его законность;
б) его письменная форма;
в) то, что он издается государственным органом;
г) то, что он имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи не распространяется.
Ответ: г

Вопрос 7. Назовите элемент нормы права, определяющий вид и меру юридической ответственности:
а) гипотеза;
б) диспозиция;
в) превенция;
г) санкция.
Ответ: г

Вопрос 8. Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов НЕ относится к подзаконным:
а) Конституция;
б) указ президента;
в) постановление правительства;
г) приказ министра.
Ответ: а

Вопрос 9. Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу:
а) законы;
б) указы;
в) постановления;
г) распоряжения.
Ответ: а

Вопрос 10. В какой отрасли запрещено применение права по аналогии:
а) в гражданском праве
б) трудовом праве
в) уголовном праве
г) семейном праве
Ответ: в

Вопрос 11.Что не является нормативно-правовым актом?
а) решение профсоюзного комитета
б) постановление правительства
в) конституция
г) все перечисленные
Ответ: а

Вопрос 12.Что является формой права?а) разновидность праваб) внешнее выражение права в) процесс создание праваг) соблюдение права
Ответ: б

Вопрос 13. Государство является монопольным субъектом возложения:
а) дисциплинарной ответственности;
б) материальной ответственности;
в) уголовной ответственности;
г) гражданско-правовой ответственности.
Ответ: в

Вопрос 14. Юридическая ответственность налагается от имени:
а) потерпевшего;
б) государства;
в) администрации;
г) народа.
Ответ: б

Вопрос 15. Какой подзаконный акт в РФ имеет высшую юридическую силу?
а) Постановление Правительства РФ
б) Указ Президента РФ
в) Постановление Администрации Алтайского края
г) Приказ директора юридического института АлтГУ
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. __________________акт — это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Ответ: Правоприменительный

Вопрос 2. Акт применения юридической ______________ — это официальное решение по конкретному делу, индивидуализирующее права и обязанности сторон правоотношения ответственности и содержащее государственно-властное веление о применении мер юридической ответственности, направленное на индивидуальное регулирование общественного отношения
Ответ: ответственности

Вопрос 3. Является ли гражданско-правовой договор нормативным правовым актом?
Ответ: нет (не является)

Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения?
Ответ: локальный

Вопрос 5. _________________ правовой акт - это принимаемый в строго регламентированном порядке официальный документ, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила поведения или имеющий индивидуальный характер, порождающий определенные правовые последствия и направленный на урегулирование правоотношений между субъектами местного самоуправления.
Ответ: Муниципальный

Вопрос 6. При наличии общей и специальной норм права, регулирующих одни те же правоотношения, применяется ________________ норма.
Ответ: специальная

Вопрос 7. Назовите непосредственные формы реализации права.
Ответ: соблюдение, исполнение и использование.

Вопрос 8. При наличии двух нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, одинаковой юридической силы применяется акт, __________ _________.
Ответ: принятый позднее.

Вопрос 9. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «В Алтайском крае гарантируются другие права и свободы в сфере культуры, образования, науки и воспитания, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Алтайского края» (Устав Алтайского края).
Ответ: Бланкетный

Вопрос 10. Укажите способ изложения нормы права в следующем примере: «При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц» (УК РФ)
Ответ: Отсылочный

Вопрос 11. Юридическая ______________- это оценка определенного случая в соответствии с нормой права.
Ответ: квалификация

Вопрос 12. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Каким способом восполнения пробела он воспользовался?
Ответ: аналогия закона

Вопрос 13. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил принцип права. Каким способом восполнения пробела он воспользовался?
Ответ: аналогия права

Вопрос 14. Как называется юридическая квалификация, в которой выявляется несоответствие фактической стороны дела и нормы права?
Ответ: негативная
 
Вопрос 15. К какому виду правонарушения относится списывание студентом на экзамене?
Ответ: дисциплинарный проступок

Вопрос 16. В объективную сторону какого правонарушения входит такое деяние – нецензурная брань пассажира в автобусе?
Ответ: административное правонарушение
Вопрос 17. ____________ _____________ - система юридических фактов, необходимых и достаточных для наступления правовых последствий.
Ответ: фактический состав

Вопрос 18. К какому виду правомерного поведение относится оказание гражданином содействия полиции в задержании преступника?
Ответ: социально-активное

Вопрос 19. ________ в праве - это отсутствие нормы права (правила, непосредственно регламентирующего рассматриваемое отношение) в системе действующего права.
Ответ: пробел

Вопрос 20. Форму правоприменения, охватывающую охрану норм права от каких-либо правонарушений
Ответ: правоохранительная

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.2 В. В. Лазарев, С. В. Липень Теория государства и права: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/421CC193-568E-46C9-A4E1-C5EB140E50DE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Подройкиной И.А. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НАКАЗАНИЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8FD96729-774A-4846-9233-46907104DF53
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации www.gov.ru
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
Э3 Курс в Moodle (Теория юридической ответственности) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office;
7-Zip;
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).
Курс в Moodle (Теория юридической ответственности): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=791

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Теория юридической ответственности» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам правонарушений и юридической ответственности. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными монографическими исследованиями, посвященными общей теории юридической ответственности: Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. - 2-е изд., исправленное и доп. - М.: НОРМА, 2009. – 432 с.; Хачатуров Р.Л. Общая теория юридической ответственности: монография / Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский. – СПб.: «Юридический центр «Пресс», 2007. – 950 с.; Габричидзе Б.Н., Юридическая ответственность: учебное пособие / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский – М.: Альфа-М, 2005. – 686 с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
Кроме того, необходимо обратить внимание на работы, недавно вышедшие из печати: Хужин А.М. Невиновное поведение в праве: методология, теория, практика. - М.: Юрлитинформ, 2012. – 336 с.; Он же: Невиновное поведение в праве: проблемы юридической ответственности и эффективности правоприменения. – М.: Юрлитинформ, 2012. 192 с.; Липинский Д.А., Чуклова Е.В. Процессуальная ответственность. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 184 с.; Бондарев А.С. Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2008. – 187 с. Эти работы существенно расширяют теоретическую базу правовой ответственности, дополняя многие разделы её теории.
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией: Р.В. Насыров Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008.- 278 с., чтобы получить представление о противоречиях в концепции позитивной юридической ответственности. Для углубленного изучения позиции противников выделения в юридической ответственности позитивного аспекта понадобится также монография: Филимонов В.Д. Уголовная ответственность по российскому законодательству: монография / В.Д. Филимонов. – М.: «ЮрИнфоР», 2008. – 302 с.; и статья: Лейст О.Э. Понятие ответственности в теории права / О.Э. Лейст //Вестник МГУ. Серия Право. - 1994. - № 1. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться с учебником «Общая теория государства и права. Академический курс. В 3 т. Т. 3. Государство, право, общество / под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с., и с материалом, который представлен в вышеуказанной монографии Н.В. Витрука.
Подготовка к семинарскому занятию № 2 также предполагает углубленное знакомство с монографией: Филимонов В.Д. Уголовная ответственность по российскому законодательству: монография / В.Д. Филимонов. – М.: «ЮрИнфоР», 2008. – 302 с., в которой представлена характеристика философских и социальных оснований юридической ответственности, с материалом монографии: Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. - 2-е изд., исправленное и доп. - М.: НОРМА, 2009. – 432 с., а также с учебным пособием: Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: учеб. пособие для вузов / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 159 с.
Для подготовки к семинарскому занятию № 3 по теме «Специальные вопросы теории юридической ответственности» в качестве дополнительной литературы рекомендуются указанное учебное пособие А.А. Иванова, а также монографии: Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика / Т.А. Лесниевки-Костарева. – М.: Норма, 2000. – 400 с.; Шиндяпина Н.Д. Стадии юридической ответственности: учеб. пособие для вузов / Н.Д. Шиндяпина. - М.: Кн. мир, 1998. – 168 с.; Обстоятельства, исключающие преступность деяния: монография / И.А. Анисимова [и др.]; под ред. С.В. Землюкова. – Барнаул, 2005. – 235 с. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также решить предложенные к семинарскому занятию задачи.
Тема № 4 «Место юридической ответственности в механизме правового регулирования» предполагает знакомство студентов с работой С.С. Алексеева: Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. / С.С. Алексеев. - М.: Статут. Т. 3: Проблемы теории права: курс лекций. - 2010. – 781 с. Изучение предложенных монографий позволит получить углубленное представление о механизме правового регулирования и о месте юридической ответственности в его система, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия.
Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник, из представленных в списке литературы, а также уделить внимание научным статьям. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи.
Подготовка к семинарскому занятию № 6 предполагает внимательное прослушивание лекции по данной теме, поскольку на уровне общей теории государства и права не разработаны рекомендации по определению меры юридической ответственности. Существенную помощь может оказать изучение работ, посвященных мере уголовного наказания, а также назначению уголовного наказания, и учебного пособия: Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник / А.Б. Агапов. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2011. - 435 с. Полезно будет посмотреть работы Д.С. Дядькина: Дядькин Д.С. Методология теории и процесса назначения уголовного наказания: учеб. пособие / Д.С. Дядькин. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. – 68 с.; Дядькин Д.С. Юрисометрика: монография / Д.С. Дядькин. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. - 114 с.; Дядькин Д.С. Введение в юрисометрику: монография / Д. С. Дядькин. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. – 116 с.
Решение задач, предложенных к семинарскому занятию, предполагает использование положений уголовного и административного законодательства, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а также правил квалификации и назначения наказания, разработанных теорией. По возможности следует посмотреть монографию: Непомнящая Т.В. Мера уголовного наказания: проблемы теории и практики / Т.В. Непомнящая. – М.: Юрлитинформ, 2012. – 384 с.; а также: Дядькин Д.С. Теоретические основы назначения уголовного наказания: алгоритмический подход / Д.С. Дядькин. – СПб., 2006. – 510 с.
Особенность задач, представленных для решения по заявленной теме семинарского занятия, предполагает анализ и оценку всех обозначенных в фабуле обстоятельств, и проверку правильности определенной судом меры ответственности.