МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовное право зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильОбщеправовой
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Уголовное право зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной учебной дисциплины является анализ основных систем уголовного права зарубежных стран. Формирование у студентов целостностного представления об особенностях российского уголовного права в сравнении с правовыми системами других государств. Развитие правосознания, базирующегося на усвоении природы уголовного права зарубежных стран, как на уровне теоретических знаний , так и в их применении на практике; развитие общей юридической культуры и правового мышления у будущих правоведов; развитие навыков и умений, необходимых для профессионального применения уголовного законодательства, а также овладение методами сравнительно-правового анализа.
Задачи курса состоят в том, чтобы дать студентам прочные знания об основах уголовного права зарубежных стран, обеспечить уяснение концепции и основных положений зарубежного уголовного законодательства. Сформировать у обучаемых устойчивые навыки применения норм уголовного права (ПК-5 - способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина
ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и свобод человека и гражданина.
ПК-5.2 Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина.
ПК-5.3 Владеет навыками правового разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и свобод человека и гражданина.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и свобод человека и гражданина.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3. Владеет навыками правового разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и свобод человека и гражданина.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права.
1.1. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. Лекции 4 2 Л1.1
1.2. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. Практические 4 4 Л1.1
1.3. Типология уголовно-правовых систем современного мира. Основные школы уголовного права. Сам. работа 4 8 Л1.1
Раздел 2. Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей
2.1. Историческое развитие и отличительные черты уголовно-правовых семей Сам. работа 4 8 Л1.1
Раздел 3. Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран
3.1. Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран Лекции 4 2 Л1.1
3.2. Сквозные проблемные вопросы уголовного права зарубежных стран Сам. работа 4 8 Л1.1
Раздел 4. Источники уголовного права зарубежных стран
4.1. Источники уголовного права зарубежных стран Лекции 4 2 Л1.1
4.2. Источники уголовного права зарубежных стран Сам. работа 4 6 Л1.1
Раздел 5. Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран
5.1. Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран Практические 4 4 Л1.1
5.2. Учение о преступлении по уголовному праву зарубежных стран Сам. работа 4 16 Л1.1
Раздел 6. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран
6.1. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран Практические 4 4 Л1.1
6.2. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран Сам. работа 4 9 Л1.1
Раздел 7. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран
7.1. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран Практические 4 2 Л1.1
7.2. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран Сам. работа 4 9 Л1.1
Раздел 8. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран
8.1. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран Лекции 4 2 Л1.1
8.2. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран Практические 4 2 Л1.1
8.3. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран Сам. работа 4 10 Л1.1
Раздел 9. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран
9.1. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран Практические 4 2 Л1.1
9.2. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран Сам. работа 4 8 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции ПК-5 - способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина

Примеры заданий закрытого типа
1. Человек, совершивший убийство, защищая брахмана, наказывался
Выберите один ответ:
а. освобождался от ответственности
б. смертная казнь
в. штраф
ответ: б
2. Виды талиона по Законам Хаммурапи
Выберите один ответ:
а. классический, символический, зеркальный
б. зеркальный, абсурдный, символический, классический
в. классический, символический, абсурдный
ответ: в
3. Что такое вергельд?
Выберите один ответ:
а. военная единица германцев
б. штраф за убийство
в. форма землевладения
ответ: б
4. Основная мера наказания по Салической правде
Выберите один ответ:
а. смертная казнь
б. штраф
в. изгнание из общины
Ответ: б
5. Салическая правда закрепляет судебный процесс
Выберите один ответ:
а. состязательный
б. розыскной
в. инквизиционный
Ответ: б
6. Самыми тяжкими правонарушениями по феодальному праву считались
Выберите один ответ:
а. преступления против личности
б. преступления против веры
в. преступления против государства
Ответ: б
7. Деятельность Суда лорда-канцлера в Англии привела к возникновению
Выберите один ответ:
а. общего права
б. королевского права
в. права справедливости
Ответ: в
8. Судебные прецеденты Суда королевской скамьи в средневековой Англии входили
Выберите один ответ:
а. в королевское право
б. в обычное право
в. в общее право
Ответ: в
9. Самое незначительное правонарушение в феодальном праве Англии называлось
Выберите один ответ:
а. траст
б. фелония
в. мисдиминор
Ответ: в
10. Царицей доказательств по Каролине (Уголовное уложение императора Карла V) является
Выберите один ответ:
а. показания не менее 2 свидетелей
б. ордалии
в. признание вины
Ответ: в
11. Хабеас корпус акт 1679 г. (Англия) закрепил
Выберите один ответ:
а. конституционную монархию
б. неприкосновенность личности при арестах
в. независимость судей
Ответ: б
12. Наивысшая юридическая сила среди источников мусульманского уголовного права принадлежала именно этому источнику
Выберите один ответ:
а. Фетва (решения наиболее известных богословов)
б. Иджма (решение всей мусульманской общины)
в. Коран (главная священная книга мусульман)
г. Сунна (сборники преданий о поступках и изречениях пророка Мухамада)
Ответ: в
13. Уголовный кодекс Франции 1810 г. классифицирует преступные деяния
Выберите один ответ:
а. по тяжести преступления
б. по объекту посягательства
в. по тяжести наказания
Ответ: б
14. Каким термином нельзя назвать форму уголовного судопроизводства, закрепившуюся в феодальном праве в 18 в., характеризующуюся главенствующим местом суда и отсутствием восприятия судебного процесса как спора между двумя сторонами?
Выберите один ответ:
а. Розыскной процесс
б. Состязательный процесс
в. Следственный процесс
г. Инквизиционный процесс
Ответ: б
15. Выдающийся криминалист, развивал в России идеи антропологической школы уголовного права?
Выберите один ответ:
а. Д.А. Дриль
б. А.Н. Радищев
в. Н.Д. Сергеевский
г. И.Я. Фойницкий
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Другое название антропологической школы уголовного права -
ответ: ломброзианство
2. С какой школой уголовного права связывают зарождение криминологии?
ответ: социологическая
3. На идее-доминанте человека, по мнению Г.А. Есакова, основана уголовно-правовая система
ответ: англосаксонская
4. Институт, являющийся формально по отечественному уголовному праву и уголовному праву ряда стран СНГ институтом материального уголовного права, но по сути имеющий процессуальный характер, поскольку регламентирует сугубо процедурные вопросы возможности осуществления уголовного преследования только в течение определенного промежутка времени после совершения преступления - это
Ответ: институт давности
5. 18-й том Свода законов США, предусматривающий федеральные преступления и некоторые положения общей части, а также модельный акт - Примерный уголовный кодекс, опубликованный в 1962 году, образуют...
Ответ: федеральное уголовное право США
6. На принципе ограниченного уголовно-правового регулирования на федеральном уровне, полноценных УК штатов, с допущением установления уголовной ответственности актами отдельных территориальных органов и по общему праву основаны ...
Ответ: источники уголовного права США
7. Назовите количество уголовно-правовых систем в США
Ответ: 53
8. С каким элементом состава преступления может быть ассоциирован actus reus в англосаксонском уголовном праве?
Ответ: объективная сторона
9. С какой категорией российского уголовного права mens rea англосаксонского уголовного права наиболее близок по смыслу
Ответ: вина
10. Назовите действующий кодифицированный федеральный уголовный акт в ФРГ
Ответ: Уголовное уложение Германской империи 1871 г. в редакции 1997 г.
11. Назовите действующий кодифицированный уголовно-правовой акт во Франции
Ответ: УК 1992 г.
12. Первый УК Франции был принят в
Ответ: 1792 г.
13. На принципе существования УК, дополнительного уголовного права, которое не должно противоречить общим положениям УК, а также уголовного права земель в части, не урегулированной федеральным уголовным правом основано уголовное право
Ответ: ФРГ
14. Из УК 1992 г., УПК 1958 г., военно-уголовного, ювенального и международно-уголовного законодательства, и некоторых отдельных актов состоит уголовно-правовая система
Ответ: Франции
15. Аналогом преступления берглари по уголовному праву России с некоторыми оговорками можно считать
Ответ: Незаконное проникновение в жилище
16. По какому принципу в "Федеральном УК" США (18 том Свода Законов) составы преступлений в "Особенной части" сгруппированы?
Ответ: по алфавиту
17. Французский уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. закрепил следующий тип процесса
Ответ: смешанный
18. Высшей судебной апелляционной инстанцией по уголовным делам в Англии выступает
Ответ: палата лордов
19. При реформировании отечественного уголовно-процессуального законодательства в 60-е годы XIX века и на рубеже 1990-2000х годов нашего времени за основу был взят
Ответ: французский смешанный процесс
20. Другое название следственного процесса
Ответ: инквизиционный (вариант: розыскной)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет в силу специфики учебной дисциплины входит 2 вопроса теоретического характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Особенности сравнительного метода в праве. Сравнительное правоведение.
2. Основания типологии уголовно-правовых систем: цивилизационный (правокультурный) подход.
3. Подходы к типологии правовых семей в общей теории права и в уголовном праве
4. Типология уголовно-правовых систем Г.А. Есакова.
5. Западная уголовно-правовая традиция (англо-американское и континентальное уголовное право).
6. Мусульманская уголовно-правовая традиция.
7. Дальневосточная уголовно-правовая традиция (Китай; Япония).
8. Индусская уголовно-правовая традиция.
9. Системы обычного права и уголовное право.
10. Сквозные проблемы зарубежного и отечественного уголовного права и их краткая характеристика.
11. Материальные и процессуальные уголовно-правовые нормы: характер соотношения. Правовой силлогизм вины.
12. Смешанные (материально-процессуальные) институты в уголовной сфере: виды, особенности, правовое значение.
13. Наказание и некарательное воздействие: общее, различия, соотношение.
14. Субъект и объект в уголовно-правовой сфере: материально-правовая и процессуально-правовая сторона
15. Действие и субъект. Действие и бездействие. Альтернативные подходы к добровольному действию.
16. Причина и результат. Концепции причинной связи.
17. Умысел и неосторожность в их соотношении.
18. Релевантные и нерелевантные ошибки.
19. Основания защиты: необходимая оборона, личная и общая необходимость.
20. Совершение преступления и соучастие в нём.
21. Источники англо-саксонского уголовного права и уголовного права США.
22. Источники уголовного права в романо-германской правовой традиции (ФРГ, Франция).
23. Источники мусульманского уголовного права.
24. Источники уголовного права КНР.
25. Источники уголовного права Индии.
26. Источники уголовного права Японии. Японское уголовное право и уголовное право европейских государств: общее и отличия.
27. Источники уголовного права Республики Казахстан.
28. Источники уголовного права Республики Беларусь.
29. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
30. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по романо-германскому уголовному праву (ФРГ, Франция).
31. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния в мусульманском уголовном праве.
32. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву КНР.
33. Понятие преступления, виды преступлений, преступления и иные правонарушения по уголовному праву Индии.
34. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву Японии.
35. Понятие уголовного правонарушения, виды уголовных правонарушений и состав деяния по уголовному праву Республики Казахстан.
36. Понятие преступления, виды преступлений и состав деяния по уголовному праву Республики Беларусь.
37. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
38. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по романо-германскому уголовному праву (ФРГ, Франция).
39. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по мусульманскому уголовному праву.
40. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву КНР.
41. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Индии.
42. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Японии.
43. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Республики Казахстан.
44. Обстоятельства, исключающие противоправность и/или виновность деяния по уголовному праву Республики Беларусь.
45. Наказание и смежные с ним меры по англосаксонскому уголовному праву и уголовному праву США.
46. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву ФРГ и Франции.
47. Наказание и смежные с ним меры в мусульманском уголовном праве.
48. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву КНР.
49. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Индии.
50. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Японии.
51. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Республики Казахстан.
52. Наказание и смежные с ним меры по уголовному праву Республики Беларусь.
53. Основные институты Особенной части англосаксонского уголовного права и уголовного права США.
54. Основные институты Особенной части уголовного права ФРГ и Франции.
55. Основные институты Особенной части мусульманского уголовного права.
56. Основные институты Особенной части уголовного права КНР.
57. Основные институты Особенной части уголовного права Индии.
58. Основные институты Особенной части уголовного права Японии.
59. Основные институты Особенной части уголовного права Республики Казахстан.
60. Основные институты Особенной части уголовного права Республики Беларусь.

Критерии оценивания ответа на открытые вопросы
Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Е. Крылова [и др.]; отв. ред. Н.Е. Крылова Уголовное право зарубежных стран в 3 т. Том 3. Особенная часть. – 5-е изд., перераб. и доп: Юрайт, 2022 www.biblio-online.ru/book/BF9DE008-FF1A-4DDC-8DD4-5AACC8C758AD
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Уголовное право зарубежных стран (сравнительное уголовное право) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2933 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows.
Браузер opera 16/ Google Chrome.
Текстовый редактор Microsoft Word 2010.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайты органов государственной власти и иных государственных органов:
Сайт Конституционного Суда РФ. Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Сайт Федерального Собрания РФ. Режим доступа: http://www.gov.ru/main/page7.html
Сайт Президента РФ. режим доступа: http://www.kremlin.ru/
Сайт Правительства РФ. Режим доступа: http://government.ru/
Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа: http://www.vsrf.ru/

Информационно-справочные и поисковые системы и сайты:
Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
ИПО системы «Гарант».Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие». Режим доступа: http://sudrf.ru/
Сайт РосПравосудие. Режим доступа: http://rospravosudie.com/
Сайт судебные и нормативные акты РФ. Режим доступа: http://sudact.ru/

Электронные библиотечные системы:
Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html
Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about
Юридический сайт Канал Юристы 2007-2017. Режим доступа: http://lawcanal.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Тема 1. Современные школы зарубежного уголовного права. Основные уголовно-правовые системы зарубежных стран. Сквозные проблемы.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо использовать знания об основных школах уголовного права из курса общей части Уголовного права, а также знания по теории государства и права относительно типологии правовых ситем и о правовых семьях. Сквозные проблемы представляют собой основополагающие идеи уголовного права зарубежных стран, пронизывающие различные правовые системы, независимо от их национальной принадлежности.

Тема 2. Источники уголовного права зарубежных стран.
Необходимо иметь представление о различных подходах к формированию системы источников уголовного права зарубежных стран, в т.ч. полностью кодифицированный с бланкетным законодательством, частично кодифицированный с наличием дополнительного уголовного права, некодифицированный; исключительно федеральное уголовное право (уголовное право унитарного государства); федеральное уголоное право с допущением частичного уголовно-правового регулирования субъектами федерации; закрепление на федеральном уровне только федеральных преступлений и широкая уголовная юрисдикция штатов. Также при подготовке к семинарскому занятию необходимо ознакомиться хотя бы с УК ФРГ и УК Франции.

Тема 3. Уголовное право в системе права в зарубежных странах.
Тема посвящена соотношению материального и процессуального уголовного права в различных правовых системах, а также различным пограничным институтам, имеющим смешанный характер - бремени доказывания, давности и т.п.

Тема 4. Учение о преступлении и о составе преступления по уголовному праву зарубежных стран.
Необходимо изучить подходы к определению уголовно наказуемого деяния в различных правовых системах, а также к закрепляемым видам таких деяний. Рассматривается также понятие преступления и основания вменения противоправонсти деяния. Изучению подлежит регламентация конструкции состава преступления, а также её отдельные субъективные и объективные элементы и признаки.

Тема 5. Учение о стадиях преступления и о соучастии в преступлении по уголовному праву зарубежных стран.
Необходмо проанализировать уголовно-правовое значение приготовления к преступлению, покушения на преступление и добровольного отказа от деведения преступлениядо конца по уголовному праву зарубежных стран. Рассматриваются также представление о соучастии в преступлении в различных правовых системах, акцессорная и скамостоятельная теории ответственности соучастников, влияние характера и степени участия в преступлении на уголовно-правовые последствия такого участия. Также необходимо определенное внимание уделить доктрине сговора.

Тема 6. Учение о множественности преступлений и об обстоятельствах, исключающих преступность деяния по уголовному праву зарубежных стран.
Рассмаривается множественность преступлений как явление и понятие уголовного права зарубежных стран, её уголовно-правовое значение и влияние на меру уголовно-правовых последствий. Также необходимо проанализировать уголовно-правовое значение необходимой обороны и крайней необходимости, а также иных обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Тема 7. Проблемы учения о субъективной стороне по уголовному праву зарубежных стран. Релевантные и нерелевантные ошибки.
Необходимо рассмотреть умысел, неосторожность, отличия между ними, отличия осознанной и неосознанной неосторожности. Также в рамках этой темы анализируются релевантные и нерелевантные ошибки, их значение для решения вопроса об уголовной ответственности.

Тема 8. Учение о наказании и иных правовых последствиях совершенного деяния по уголовному праву зарубежных стран.
В этой теме изучаются основные черты наказания как главной меры уголовно-правового воздействия, её сущность, назначение и правовая регламентация в уголовном законодательстве зарубежных государств. Анализ системы наказания, видов и правил назначения также входит в состав этой темы.

Тема 9. Основные институты Особенной части уголовного права зарубежных стран.
Для получения полноценного представления об основных институтах особенной части уголовного права зарубежных стран, достаточно изучить следующие: Преступления против личных прав и свобод; Имущественные преступления; Должностные преступления; Посягательства на иные права и свободы. Преступления в сфере храны здоровья населения, экологии и безопасности дорожного движения.