МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная медицина

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильОбщеправовой
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Хромова Е.Б.

Рецензент(ы):
Ст. преп., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Судебная медицина

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 08
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И. д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 08
Заведующий кафедрой Давыдов С.И. д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Судебная медицина» - получение каждым студентом-юристом твердых теоретических знаний о сущности судебной медицины, о порядке назначения различных видов судебно-медицинской экспертизы и о ее возможностях в процессе планомерного расследования, раскрытия и предупреждения преступлений, направленных против жизни, здоровья и достоинства личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6Способен давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности
ПК-6.1 Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
ПК-6.2 Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
ПК-6.3 Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6.1. Знает правовые основы экспертно-консультационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6.2. Умеет давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6.3. Владеет навыками анализа юридико-фактической ситуации и определения акта, подлежащего применению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы.
1.1. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы. Лекции 6 0 Л1.1, Л2.1
1.2. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Процессуальные и организационные формы судебной экспертизы. Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.
2.1. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц. Лекции 6 0 Л1.1, Л2.1
2.2. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц. Практические 6 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц. Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений.
3.1. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений. Лекции 6 4 Л1.1, Л2.1
3.2. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений. Практические 6 5 Л1.1, Л2.1
3.3. Судебно-медицинская экспертиза механических повреждений. Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение).
4.1. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение). Лекции 6 0 Л1.1, Л2.1
4.2. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение). Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Расстройство здоровья и смерть от острого кислородного голодания (задушение). Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов
5.1. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
5.3. Расстройство здоровья и смерть от воздействия различных физических факторов Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Судебно-медицинская экспертиза отравлений
6.1. Судебно-медицинская экспертиза отравлений Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Судебно-медицинская экспертиза отравлений Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
6.3. Судебно-медицинская экспертиза отравлений Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Судебно-медицинская экспертиза трупа
7.1. Судебно-медицинская экспертиза трупа Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
7.2. Судебно-медицинская экспертиза трупа Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы
8.1. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
8.2. Исследование вещественных доказательств биологического происхождения как методы идентификации личности и орудий травмы Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз
9.1. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
9.2. Отдельные виды ситуационных судебно-медицинских экспертиз Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

1. Квалифицирующие признаки тяжкого вреда здоровью регламентированы статьей:
a) 111 УК РФ;
b) 112 УК РФ;
c) 115 УК РФ;
d) 105 УК РФ

2. Стойкая утрата общей трудоспособности более чем на одну треть является
квалифицирующим признаком:
a) легкого вреда, причиненного здоровью;
b) тяжкого вреда, причиненного здоровью;
c) средней тяжести вреда, причиненного здоровью;
d) не является квалифицирующим признаком;

3. Длительное расстройство здоровья на срок более 21 дня является квалифицирующим признаком:
a) легкого вреда, причиненного здоровью;
b) тяжкого вреда, причиненного здоровью;
c) средней тяжести вреда, причиненного здоровью;
d) не является квалифицирующим признаком;

4. Диссимуляция это:
a) умышленное преувеличение признаков действительно имеющегося заболевания;
b) утаивание болезни или ее отдельных признаков
c) умышленное уменьшение признаков действительно существующей болезни;
d) изображение не существующей болезни;


5. Повторная судебная экспертиза назначается:
a) При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела;
b) При возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела;
c) При недостаточной ясности или полноте заключения эксперта;
d) В случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам

6. Специалист (ст. 58 УПК РФ):
a) лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное, для производства судебной экспертизы и дачи заключения;
b) лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию;
c) лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях;
d) лицо, обладающее знаниями в определенной (конкретной) сфере;

7. Понятие, которое не относится к насильственной смерти:
a) убийство;
b) самоубийство;
c) несчастный случай;
d) скоропостижная смерть

8. В формировании трупных пятен выделяют следующую закономерность:стаз, имбибиция, гипостаз;
a) имбибиция, гипостаз стаз;
b) гипостаз, имбибиция, стаз;
c) гипостаз, стаз, имбибиция

9. К консервирующим трупным явлениям относится:
a) гниение;
b) жировоск;
c) трупные пятна;
d) трупные пятна

10. Проба с перекисью водорода позволяет установить:3
a) Видовую принадлежность крови;
b) индивидуальную принадлежность кровь;
c) Наличие крови;
d) Региональную принадлежность крови

11. Вторичные повреждения формируются:
a) в момент первичного удара о грунт и располагаются в месте этого удара;
b) в момент вторичного удара о грунт и располагаются в месте удара;
c) в момент первичного удара, но на отдалении от места удара;
d) повреждением костей и внутренних органов


12. К группе деструктивных ядов относятся:
a) кислоты и щелочи;
b) ртуть и ее соединения;
c) производные синильной кислоты;
d) вещества, способствующие образованию метгемоглобина;

13. При падении на выпрямленные ноги вторичными повреждениями являются:
a) переломы костей стопы;
b) переломы ребер;
c) переломы таза;
d) повреждения голеностопных суставов

14. Согласно статье 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются:
a) любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела;
b) объекты, имеющие значение для уголовного дела;
c) любые сведения и объекты, на основе которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела;
15. Вторичные повреждения формируются:
a) в момент первичного удара о грунт и располагаются в месте этого удара;
b) в момент вторичного удара о грунт и располагаются в месте удара;
c) в момент первичного удара, но на отдалении от места удара;
Ответы
1-а
2-b
3-c
4-b
5-d
6-b
7-d
8-c
9-b
10-c
11-b
12-b
13-b
14-a
15-b
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов
1.Судебно-медицинская экспертиза как доказательство (ст. 74 УПК РФ) ее место в гражданском и уголовном судопроизводстве, Врач-специалист (ст.ст. 58, 168, 251 и 71 УПК РФ) и врач судебно-медицинский эксперт (ст.ст. 57, 70 УПК РФ). Объекты судебно-медицинской экспертизы.
2.Порядок назначения судебно-медицинской экспертизы (ст.ст. 195, 196, 199 УПК РФ). ФЗ от 31.05.2001г. "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" (ст. 12 и 13). Пределы компетенции судебно-медицинского эксперта.
3.Участие следователя при производстве судебно-медицинской экспертизы (ст.ст. 197, 179 УПК РФ).
4.Заключение эксперта (ст.ст. 80, 204, 206 УПК РФ) и его допрос (ст. 205 УПК РФ).
5.Назначение дополнительных исследований и экспертиз; повторная, по материалам дела, комиссионная, комплексная экспертизы (ст.ст. 198, 206, 207 УПК РФ).
6.Производство экспертизы в судебном заседании (ст. 282, 283 УПК РФ).
7.Поводы и организация судебно-медицинской экспертизы потерпевших, подозреваемых и других лиц (ст. 179 УПК РФ). Обязательное проведение экспертизы (ст. I96 УПК РФ). Освидетельствование и экспертиза. Экспертиза состояния здоровья.
8.Способы причинения вреда здоровью (ст.ст. 111, 112, 115, 116, 117, 121, 122, 339 УК РФ). Установление размера утраты трудоспособности.
9.Судебно-медицинская экспертиза половых состояний. Установление истинного пола. Понятия о половой зрелости, производительной способности и половой неприкосновенности. Изнасилование и насильственные действия сексуального характера (ст.ст. 131, 132, I34).
10.Осмотр трупа на месте его обнаружения и вещественные доказательства (ст. 123 УК РФ
11.Понятие о травме и травматизме. Медицинская и медико-юридическая классификация повреждений. Оружие, орудия и повреждающие предметы.
12. Механические повреждения и их классификация. Ссадины, кровоподтеки раны, вывихи и растяжения, переломы, размятия, расчленения и причинение особенной физической боли, сотрясение головного мозга, шок. Причины смерти при механических повреждениях.
13. Твердые тупые предметы. Механизмы действия (удар, давление, скольжение, растяжение). Морфологические особенности повреждений одежды и тела от действия тупых твердых предметов.
14. Транспортная травма. Особенности повреждений, причиняемых движущимся автомобильным и мотоциклетным транспортом. Повреждения внутри автомобиля. Наезд и переезд.
15. Авиационная травма, особенности осмотра места происшествия и особенности исследования трупов экипажа и пассажиров.
16. Повреждения острыми предметами. Виды и классификация острых предметов, механизмы их воздействия и морфологические характеристики повреждений одежды и тела. Установление условий возникновения повреждений, типа и экземпляра повреждающего предмета.
17. Огнестрельные повреждения. Классификация оружия, боеприпасов к нему. Механизм выстрела и повреждающие факторы. Особенности повреждений одежды и тела в зависимости от различных условий огнестрельного повреждения. Холостой выстрел. Выстрел в упор и с различных дистанций. Входная и выходная огнестрельные раны. Раневые каналы. Повреждения из дробового оружия (дробью, картечью, пулей). Множественные огнестрельные ранения. Последовательность выстрелов. 18.Взрывная травма и ее морфологические особенности. Особенности повреждений из газового оружия. Возможности судебно-медицинской экспертизы огнестрельные повреждений.
19.Понятие о гипоксии, асфиксии и их видах. Первичная остановка дыхания и ее морфологические проявления.
20.Странгуляционная асфиксия (повешение, удавление петлей, руками).
21.Особенности осмотра места происшествия. Правила осмотра и изъятия петли как вещественного доказательства. Судебно-медицинская и криминалистическая оценка петли и странгуляционной борозды.
22.Задушение от закрытия рта и носа. Закрытие дыхательных путей инородными телами.
23.Задушение от сдавления. Сдавление груди и живота. Обжим тела.
24.Утопление. Утопление в воде (пресной и морской). Доказательства смерти от утопления. Установление сроков пребывания трупа в воде.
25. Общее и местное действие на организм высокой температуры. Судебно-медицинская и криминалистическая оценка места происшествия.
26.Общее перегревание тела, солнечный удар. Ожоги и ожоговая болезнь. Повреждения пламенем и горячими жидкостями, раскаленными газами и предметами.
27.Особенности исследования трупов, извлеченных из очага пожара.
28.Общее и местное действие на организм низкой температуры. Судебно-медицинская и криминалистическая оценка места происшествия. Морфологические доказательства смерти от переохлаждения тела. Отморожения. Оледенение трупа и особенности его исследования.
29.Электротравма. Механизмы действия технического и атмосферного электричества. Особенности осмотра места происшествия, морфологические доказательства смерти от поражения электричеством.
30.Расстройство здоровья и смерть вследствие физических перенапряжений и психической травме.
31.Понятие о ядах и отравлениях. Особенности осмотра трупа и места происшествия в случаях подозрения на отравление. Изъятие вещественных доказательств при осмотре места происшествия.
32.Исследование трупа при подозрении на отравление и изъятие вещественных доказательств для лабораторных исследований. Толкование результатов судебно-химического исследования. Сохранение ядов в трупе, его частях и вещественных доказательствах.
33.Отравления отдельными группами ядов (едкими, деструктивными, гемотропными, функциональными). Пищевые отравления (интоксикации, токсикоинфекции), ядовитыми растениями и тканями животных. Отравление ядохимикатами.
34.Судебно-медицинская экспертиза несмертельных и смертельных отравлений этиловым алкоголем. Алкогольные интоксикация и опьянение, патологическое опьянение.
35.Умирание и смерть. Варианты перехода от жизни к смерти (агония, клиническая и биологическая смерть). Признаки смерти. Терминальные состояния. Констатация смерти.
36.Характеристика и судебно-медицинская оценка изменений трупа (ориентирующие и достоверные признаки смерти, ранние и поздние изменения трупа). Влияние на развитие изменений трупа окружающей среды. Судебно-медицинская диагностика давности наступления смерти.
37.Осмотр трупа на месте происшествия. Процессуальные и организационные формы участия врача-специалиста при первичном осмотре трупа на месте происшествия или его обнаружения. Констатация в протокольной части осмотра позы трупа, загрязнений и повреждений тела и одежды и их значение. Изъятие вещественных доказательств биологического происхождения.
38.Определение давности наступление смерти. Консультация врача-специалиста при формулировании вопросов Постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы трупа и вещественных доказательств биологического происхождения.
39.Процессуальные и организационные формы судебно-медицинского исследования трупа. Цели и задачи. Оценка вида, характера природы и механизм повреждений на одежде и трупе.
40.Порядок, последовательность и объем судебно-медицинского исследования трупа. Диагностика давности наступления смерти, причины смерти, суждение о повреждающих предметах по характеру и особенностям повреждений.
41.Определение целесообразности и объем дополнительных методов исследования и видов экспертиз (гистологическое, судебно-химическое, судебно-биологическое, медико-криминалистическое, ботаническое, и др.). Консультативная роль судебно-медицинского эксперт по вопросам, возникшим в процессе исследования трупа и изъятии вещественных доказательств.
42.Особенности исследования трупа новорожденного. Понятие о новорожденности, живорожденности, мертворожденности, доношенности, зрелости, жизнеспособности. Установление сроков внутриутробной жизни. Определение продолжительности внеутробной жизни и надлежащего ухода.
43.Детоубийство. Вещественные доказательства (околоплодные вода, кровь, меконий и др.).
44.Особенности исследования трупов лиц, погибших в массовых катастрофах (авиационные, железнодорожные, на водном транспорте, землетрясениях, взрывах жилых зданий).
45.Особенности исследования трупа неизвестного лица, гнилостно измененного, скелетированного и фрагментированного трупа.
46.Эксгумация, ее организация и комплекс вопросов, решаемых при этом. Вещественные доказательства для дополнительных лабораторных исследований.
47.Консервация трупа.
47.Объекты и следы (гомеоскопия, механоскопия, трасология). Ткани и выделения. Понятия об их исследованиях.
48.Кровь, форма и виды следов. Обнаружение следов крови при различных ситуациях. Экспертиза следов крови (видовая принадлежность, групповая специфичность, половая и региональная принадлежность, спорное отцовство (материнство) и др.).
49.Выделения. Экспертиза следов спермы, слюны, пота, мочи, следов губ и потожировых следов пальцев рук, околоплодной жидкости, мекония.
50.Волосы. Принадлежность волос, их региональное происхождение, повреждения и механизм отделения, генетический пол носителя волос, групповая специфичность человека, которому принадлежали волосы, принадлежность конкретному лицу.
51.Волосы животных (определение таксона и конкретного носителя), экспертиза шерсти, фрагментов меха.
52.Метод исследования ДНК при экспертизах идентификации личности и установления родства.
53.Исследование костей и костных останков (определение принадлежности исследуемой кости, установление пола, возраста, роста, расовой принадлежности, групповой специфичности и др.).
54.Экспертиза наложений частиц биологического происхождения на предметах и орудиях травмы.
55.Виды инструментальных методов исследований, применяемых при производстве судебно-медицинских экспертиз. Выбор, метода и пределов доказательственности.
57.Организационные и процессуальные формы следственного и судебного эксперимента и участия в нем судебно-медицинского эксперта (ст.ст. 161, 288, 168, 87, 9 УПК РФ).
58.Следственно-экспертные ситуации и пути их решения. Установление наиболее вероятных положений тела потерпевшего в момент травм и механизм повреждений. Экспертиза прижизненного и посмертного причинения повреждений, продолжительности жизни потерпевшего и способности к активным действиям лиц, получившим повреждения, несовместимые с жизнью.
59.Установление последовательности причинения повреждений.
60.Медико-криминалистическая экспертиза и установление орудия травмы по особенностям повреждений.
61.Идентификация личности по черепу.
62.Установление временных и пространственных параметров событий преступления (судебно-энтомологические и судебно-ботанические исследования).
63.Комплексные медико-технические экспертизы при транспортных происшествиях.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Самищенко, С. С Судебная медицина [Электронный ресурс]: : учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Грицаенко, П. П. Судебная медицина [Электронный ресурс]: учебник для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/F613E11D-F05E-4F17-B29C-71D41261A495/sudebnaya-medicina
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э4 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э5 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Судебная медицина" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
211С лаборатория трасологических исследований – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson модель EB-X14 - 1 единица; монитор: марка ACER модель V233H - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 4 шт.; прибор для обнаружения и фиксации пылевых следов обуви «ПОС-Т1» - 1 шт.; комплект для выявления следов рук парами йода – 1 шт.; комплект «№2» для выявления следов рук на месте происшествии и дактилоскопированию живых лиц – 32 шт.; лотки с песком для изъятия следов обуви – 2 шт.; плеер LG; экран LIMIEN – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 2 шт. ; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; верстак – 1 шт.; тиски – 1 шт.; точило -1 шт.; сверлильная установка – 1 шт.; дрель – 1 шт.; лобзик – 1 шт.; пылесос – 1 шт.; штангенциркуль - 16 шт.; комплект для оттисков подошв обуви – 2 шт.; комплект для объемных следов – 1 шт.; комплект химреактивов - 3 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.; съемный стенд – 17 шт.; система звукоусиления - Aver-Vision CP-300
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная медицина" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.