МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Судебная адвокатура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильУголовно-правовой; Гражданско-правовой; Государственно-правовой
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01_Юриспруденция_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, Доцент, Петухов Е.Н.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Судебная адвокатура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2022 г. № 08
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.«Судебная адвокатура» - фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, целью изучения которой является приобретение навыков по решению сложных и ответственных задач, которые стоят перед юристами-адвокатами; умеющими оказывать квалифицированную юридическую помощь физическим и юридическим лицам, профессионально применять правовые нормы, обеспечивая законные, справедливые и объективные решения в условиях состязательного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина
ПК-2.01 Способен принимать решения и совершать юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и свобод человека и гражданина.
ПК-2.1. Знает теорию и практику реализации материальных и процессуальных норм в уголовно-правовой сфере деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и свобод человека и гражданина.
ПК-2.2. Умеет определять оптимальные варианты разрешения проблемной ситуации и необходимые для осуществления юридические действия при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3. Владеет навыками правового разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и свобод человека и гражданина.
ПК-2.3. Владеет методами анализа теоретических и практических положений, необходимых для принятия решений и совершения юридических действий при реализации норм материального и процессуального права в уголовно-правовой сфере деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Место и роль адвокатуры в системе правоохранительных органов России
1.1. Место и роль адвокатуры в системе правоохранительных органов России Лекции 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Место и роль адвокатуры в системе правоохранительных органов России Практические 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Место и роль адвокатуры в системе правоохранительных органов России Сам. работа 9 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Зарождение и становление адвокатуры в России
2.1. Зарождение и становление адвокатуры в России Лекции 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Зарождение и становление адвокатуры в России Практические 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Зарождение и становление адвокатуры в России Сам. работа 9 10 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Организация и принципы деятельности российской адвокатуры
3.1. Организация и принципы деятельности российской адвокатуры Лекции 9 0 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Организация и принципы деятельности российской адвокатуры Практические 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Организация и принципы деятельности российской адвокатуры Сам. работа 9 10 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Статус адвоката и его функции
4.1. Статус адвоката и его функции Лекции 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Статус адвоката и его функции Практические 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Статус адвоката и его функции Сам. работа 9 8 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Адвокатская этика
5.1. Адвокатская этика Лекции 9 0 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Адвокатская этика Практические 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Адвокатская этика Сам. работа 9 12 ПК-5
Раздел 6. Участие адвоката в уголовном процессе
6.1. Участие адвоката в уголовном процессе Лекции 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Участие адвоката в уголовном процессе Практические 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Участие адвоката в уголовном процессе Сам. работа 9 10 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Участие адвоката в гражданском, арбитражном процессах и в третейском суде
7.1. Участие адвоката в гражданском, арбитражном процессах и в третейском суде Практические 9 2 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Участие адвоката в гражданском, арбитражном процессах и в третейском суде Сам. работа 9 16 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Иные формы судебной адвокатуры (в Конституционном суде и Европейском суде по правам человека, в производстве по делам об административных нарушениях, в исполнительном и особом производствах)
8.1. Иные формы судебной адвокатуры (в Конституционном суде и Европейском суде по правам человека, в производстве по делам об административных нарушениях, в исполнительном и особом производствах) Практические 9 4 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Иные формы судебной адвокатуры (в Конституционном суде и Европейском суде по правам человека, в производстве по делам об административных нарушениях, в исполнительном и особом производствах) Сам. работа 9 12 ПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Адвокатская деятельность, как гарант права на получение квалифицированной юридической помощи;
2. Адвокат: понятие, порядок получения статуса;
3. Основание и порядок приостановления статуса адвоката;
4. Основание и порядок прекращения статуса адвоката;
5. Адвокатская деятельность: понятие, цель, признаки.
6. Превентивная функция адвокатской деятельности.
7. Восстановительная функция адвокатской деятельности.
8. Охранительная функция адвокатской деятельности.
9. Дисциплинарная функция адвокатской деятельности.
10. Санитарная функция адвокатской деятельности.
11. Черты адвокатской деятельности в зарубежных странах (СНГ, США, другие).
12. Законность адвокатской деятельности.
13. Независимость адвокатской деятельности. Адвокатская тайна.
14. Равноправие и корпоративность адвокатов при осуществлении адвокатской деятельности.
15. Источники адвокатской деятельности.
16. Этика адвокатской деятельности.
17. Тактика адвокатской деятельности.
18. Формы участия адвокатов в уголовных делах.
19. Обязательное участие защитника в уголовном деле.
20. Соглашение об оказании адвокатом юридической помощи: значение, содержание.
21. Права и обязанности адвоката в уголовном процессе.
22. Порядок допуска адвоката в уголовное дело. Отказ от защитника и его замена.
23. Построение адвокатом позиции защиты по делу (понятие и виды позиций защиты, этапы построение защиты).
24. Собирание и представление доказательств адвокатом.
25. Обжалование адвокатом решений дознавателя, следователя, прокурора и суда.
26. Заявление адвокатом ходатайств, возражений и отводов по уголовному делу.
27. Свидание адвоката с подзащитным. Содержание беседы.
28. Сбор адвокатом материала, характеризующего личность подзащитного и доверителя.
29. Участие адвоката в ознакомлении с материалами дела. Значение и содержание адвокатского досье.
30. Действия адвоката после направления дела в суд.
31. Участие адвоката в стадии назначения судебного заседания.
32. Участие адвоката в стадии судебного разбирательства.
33. Содержание защитительной речи адвоката.
34. Участие адвоката в суде второй инстанции (апелляционной и кассационной).
35. Участие адвоката в суде надзорной инстанции.
36. Участие адвоката в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора.
37. Участие адвоката в гражданском судопроизводстве.
38. Участие адвоката в арбитражном судопроизводстве.
39. Участие адвоката в третейском суде.
40. Участие адвоката в конституционном судопроизводстве.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Томин В.Т., Марфицин П.Г., Зинченко И.А. Уголовный процесс. Проблемные лекции. : Учебник для магистров. М.: Юрайт., 2015 biblio-online.ru
Л1.2 ; отв. ред. В. В. Ершов, Г. И. Загорский, В. И. Качалов. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации в 2 ч. Часть 1[Электронный ресурс] : : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Т. Томин [и др.] ; под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции в 2 т. Том 1. Общие положения уголовного судопроизводства [Электронный ресурс: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/ugolovnyy-process-sovremennoy-rossii-problemnye-lekcii-v-2-t-tom-1-obschie-polozheniya-ugolovnogo-sudoproizvodstva-421351
Л2.2 В. Т. Томин [и др.] ; под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко Уголовный процесс современной России. Проблемные лекции в 2 т. Том 2. Досудебное и судебное производство [Электронный ресурс]:: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Судебная адвокатура" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
211С лаборатория трасологических исследований – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson модель EB-X14 - 1 единица; монитор: марка ACER модель V233H - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 4 шт.; прибор для обнаружения и фиксации пылевых следов обуви «ПОС-Т1» - 1 шт.; комплект для выявления следов рук парами йода – 1 шт.; комплект «№2» для выявления следов рук на месте происшествии и дактилоскопированию живых лиц – 32 шт.; лотки с песком для изъятия следов обуви – 2 шт.; плеер LG; экран LIMIEN – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 2 шт. ; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; верстак – 1 шт.; тиски – 1 шт.; точило -1 шт.; сверлильная установка – 1 шт.; дрель – 1 шт.; лобзик – 1 шт.; пылесос – 1 шт.; штангенциркуль - 16 шт.; комплект для оттисков подошв обуви – 2 шт.; комплект для объемных следов – 1 шт.; комплект химреактивов - 3 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.; съемный стенд – 17 шт.; система звукоусиления - Aver-Vision CP-300

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Судебная адвокатура" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.