МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.;к.ю.н., ст. преподаватель, Зацепина О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Юридическая экспертиза» является формирование компетенций,закрепленных за соответствующей дисциплиной, необходимых для реализации задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен самостоятельно готовить экспертные юридические заключения и проводить экспертизу нормативных (индивидуальных) правовых актов
ОПК-2.1 Знает правовые основы экспертной деятельности в Российской Федерации.
ОПК-2.2 Умеет самостоятельно готовить экспертные юридические заключения.
ОПК-2.3 Владеет навыками проведения экспертизы нормативных (индивидуальных) правовых актов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает правовые основы экспертной деятельности в Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет самостоятельно готовить экспертные юридические заключения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Владеет навыками проведения экспертизы нормативных (индивидуальных) правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юридическая экспертиза
1.1. Понятие и виды правовых актов Лекции 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие и виды правовых актов Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие и виды правовых актов Сам. работа 2 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Экспертиза в правотворческом процессе: понятие и особенности Лекции 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Экспертиза в правотворческом процессе: понятие и особенности Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Экспертиза в правотворческом процессе: понятие и особенности Сам. работа 2 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Экспертиза федеральных нормативных правовых актов Лекции 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Экспертиза федеральных нормативных правовых актов Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Экспертиза федеральных нормативных правовых актов Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований Лекции 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований Практические 2 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Экспертиза в правоприменительной деятельности: особенности и значение Лекции 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Экспертиза в правоприменительной деятельности: особенности и значение Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Экспертиза в правоприменительной деятельности: особенности и значение Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Актуальные проблемы правовой экспертизы на современном этапе развития юриспруденции Лекции 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Актуальные проблемы правовой экспертизы на современном этапе развития юриспруденции Практические 2 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Актуальные проблемы правовой экспертизы на современном этапе развития юриспруденции Сам. работа 2 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8937

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2

Способен самостоятельно готовить экспертные юридические заключения и проводить экспертизу нормативных (индивидуальных) правовых актов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. На каком из перечисленных принципов НЕ базируется проведение общественной экспертизы в соответствии с действующим законодательством:
а) законность
б) демократизм
в) обязательность
д) самостоятельность и независимость.
Ответ: б)

Вопрос 2. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются (выберите два варианта ответов)
а) обоснованность
б) независимость
в) обязательность
г) состязательность
д) демократизм
Ответ: а), в).

Вопрос 3. В ходе проведения правовой экспертизы нормативно-правового акта в части соотнесения его положений с регулируемыми актом общественными отношениями оценивается
а) необходимость и достаточность НПА
б) только необходимость НПА
в) только достаточность НПА
г) соответствие иным нормативным правовым актам
Ответ: а

Вопрос 4. Укажите верную структуру нормативного правового акта
а) Вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части
б) Основная и просительная части
в) Преамбула, общая часть, особенная часть, заключительные положения.
г) Предмет, права и обязанности, ответственность, заключительные положения.
Ответ: в

Вопрос 5. Прокурором г. Барнаула было подготовлено отрицательное заключение по итогам проведения антикоррупционной экспертизы проекта муниципального правового акта в связи с наличием юридико-лингвистических ошибок в тексте проекта правового акта. Выберете верное утверждение.
а) Юридико-лингвистическая неопределенность текста проекта правового акта не препятствует принятию нормативного правового акта и не свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов.
б) Юридико-лингвистическая неопределенность предполагает употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, в связи с чем является коррупциогенным фактором.
в) В компетенцию прокуратуры не входит оценка проектов нормативных правовых актов на предмет их законности.
Ответ: б

Вопрос 6. 2. В рамках какой экспертизы проверяются наличие и правильность реквизитов?
а) антикоррупционной
б) лингвистической
в) технико-юридической
г) научной
Ответ: в)

Вопрос 7. Экспертиза нормативного правового акта, предметом которой является выявление коррупциогенных факторов, - это экспертиза
а) антикоррупционная
б) лингвистическая
в) юридико-техническая
г) общественная
Ответ: а

Вопрос 8. Стиль текста нормативных (индивидуальных) правовых актов должен быть
а) официально-деловой
б) разговорный
в) художественный
г) научный
Ответ: а

Вопрос 9. Какая лексическая ошибка допущена в формулировке преамбулы проекта закона «Основной целью правового регулирования сферы образования является улучшить уровень качества предоставляемых образовательных услуг»?
а) нарушение лексической сочетаемости
б) смешение паронимов
в) тавтология
г) употребление устаревших слов
Ответ: а

Вопрос 10. Ошибки проектов правовых актов, которые выражаются в их несогласованности с нормами и тенденциями российского законодательства, называются
а) концептуальные
б) компетентностные
в) юридико-технические
г) лингвистические
Ответ: а

Вопрос 11. Что НЕ может стать объектом юридической экспертизы?
а) действующий нормативный правовой акт
б) часть действующего нормативного правового акта
в) проект нормативного правового акта
г) недействующий нормативный правовой акт
Ответ: г

Вопрос 12. Проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов в РФ регламентируется следующим законом
а) ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
б) ФЗ «О противодействии коррупции»
в) ФЗ «О прокуратуре РФ»
г) ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
Ответ: а

Вопрос 13. В соответствии с Приказом Минюста РФ от 31 мая 2012 г. «Об утверждении методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» при проведении экспертизы проводится оценка
а) формы НПА, его целей и задач
б) предмета правового регулирования
в) порядка принятия и обнародования
г) все ответы верны
Ответ: г

Вопрос 14. Представительный орган местного самоуправления в своем нормативном правовом акте ввел уголовную ответственность за порчу зеленых насаждений. Что за ошибка им допущена с точки зрения правовой экспертизы?
а) юридико-компетенционная
б) юридико-языковая
в) юридико-техническая
г) содержательная
Ответ: а

Вопрос 15. Выберите из ниже приведенного списка ошибку, которая НЕ может быть охарактеризована как ошибка, связанная с нарушением компетенции при издании акта.
а) преждевременность издания НПА в контексте отсутствия необходимых экономических и социальных условий
б) принятие субъектом РФ акта, регулирующего общественные отношения, находящиеся в исключительном ведении РФ
в) принятие органом федеральной государственной власти акта, регулирующего общественные отношения, находящиеся в исключительном ведении субъекта РФ
г) принятие органом местного самоуправления акта, затрагивающего вопросы жизнедеятельности другого муниципального образования.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Охарактеризуйте лингвистическую экспертизу нормативного правового акта
Ответ: Лингвистическая экспертиза предполагает проверку нормативного правового акта на предмет соответствия требованиям современного русского языка.

Вопрос 2. Охарактеризуйте антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта)
Ответ: Антикоррупционная экспертиза – это оценка нормативных правовых актов (и проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Вопрос 3. ____________ – это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Ответ: коррупциогенные факторы

Вопрос 4. Охарактеризуйте внутреннюю правовую экспертизу нормативных правовых актов.
Ответ: внутренняя правовая экспертиза – это экспертиза в отношении собственного нормативного правового акта.

Вопрос 5. Что проверяется при проведении юридико-технической экспертизы правового акта?
Ответ: Проверяется его соответствие требованиям юридической техники (при разработке и оформлении правового акта)

Вопрос 6. Что является объектом правовой экспертизы?
Ответ: правовые акты – нормативные и индивидуальные

Вопрос 7. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) _____________ и предложены ___________.
Ответ: коррупциогенные факторы; способы их устранения.

Вопрос 8. Заключение, подготовленное по результатам проведения общественной экспертизы, кроме оценки соответствия требованиям законодательства исследуемых материалов, должно также содержать оценку правовых и иных _________________.
Ответ: последствий их принятия.

Вопрос 9. Охарактеризуйте научную экспертизу правовых актов с точки зрения своеобразия субъекта экспертизы.
Ответ: Научная экспертиза осуществляется научными учреждениями и ВУЗами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов.

Вопрос 10. Может ли быть объектом правовой экспертизы действие (поведение) органа публичной власти? Объясните свой ответ.
Ответ: Нет, не может. Объектом правовой экспертизы может быть только правовой акт, имеющий документальную форму.

Вопрос 11. Допущена ли ошибка в структуре текста законопроекта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
Ответ: да, ошибка допущена – нарушено требование сквозной нумерации.

Вопрос 12. В приведенном фрагменте нормативного правового акта допущена ошибка. «Образовательные организации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов законодательной власти».
Переформулируйте текст правильно.
Ответ: Образовательные организации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос 13. Укажите конкретный способ устранения коррупциогенного фактора, содержащегося в данном положении: «При необходимости заявителю следует предоставить график производства работ, разработанный на основании расчетов продолжительности проведения всех необходимых видов работ»?
Ответ: нужно конкретизировать случаи представления данного документа (графика производства работ).

Вопрос 14. Допущена ли ошибка в правовом акте, если в нем воспроизведены положения акта, имеющего большую юридическую силу?
Ответ: нет, ошибки здесь нет (такое воспроизведение не свидетельствует об ошибочности или незаконности акта).

Вопрос 15. Какое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин употреблен в нем в ином значении, чем данному термину придается в другом нормативно-правовом акте?
Ответ: единство терминологии / требование единства терминологии

Вопрос 16. Укажите вид и содержание ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
Ответ: технико-юридическая ошибка – частичное отсутствие реквизитов.

Вопрос 17. Укажите, какой коррупциогенный фактор содержится в приведенной норме и в чем он заключается: «… В исключительных случаях, на основании мотивированного предложения должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки продлевается руководителем Инспекции, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов».
Ответ: юридико-лингвистическая неопределенность – формулировка «в исключительных случаях» имеет оценочный характер.

Вопрос 18. На какая ошибку нужна указать при проведении правовой экспертизы следующего фрагмента нормативного правового акта: «под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций»?
Ответ: ошибка лексическая – определение не раскрывает содержание приведённого понятия, оно тавтологично.

Вопрос 19. На какой коррупциогенный фактор следует указать при проведении правовой экспертизы НПА, в котором содержится такое правоположение: «Должностное лицо, осуществляющее личный прием гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством, вправе:
- удовлетворить обращение гражданина;
- отказать в удовлетворении обращения гражданина;
- принять от гражданина письменное обращение»?
Ответ: определение компетенции по формуле «вправе».

Вопрос 20. Прочитайте представленный фрагмент: «Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Конституцией (Основным Законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края …». Что при проведении правовой экспертизы должно быть обозначено в качестве допущенной ошибки?
Ответ: Основной закон Алтайского края – Устав, а не Конституция.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопрос 1. Охарактеризуйте лингвистическую экспертизу нормативного правового акта
Вопрос 2. Охарактеризуйте антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта)
Вопрос 3. ____________ – это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Вопрос 4. Охарактеризуйте внутреннюю правовую экспертизу нормативных правовых актов.
Вопрос 5. Что проверяется при проведении юридико-технической экспертизы правового акта?
Вопрос 6. Что является объектом правовой экспертизы?
Вопрос 7. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) _____________ и предложены ___________.
Вопрос 8. Заключение, подготовленное по результатам проведения общественной экспертизы, кроме оценки соответствия требованиям законодательства исследуемых материалов, должно также содержать оценку правовых и иных _________________.
Вопрос 9. Охарактеризуйте научную экспертизу правовых актов с точки зрения своеобразия субъекта экспертизы.
Вопрос 10. Может ли быть объектом правовой экспертизы действие (поведение) органа публичной власти? Объясните свой ответ.
Вопрос 11. Допущена ли ошибка в структуре текста законопроекта, если нумерация статей в каждой из его глав начинается заново?
Вопрос 12. В приведенном фрагменте нормативного правового акта допущена ошибка. «Образовательные организации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов законодательной власти».
Вопрос 13. Укажите конкретный способ устранения коррупциогенного фактора, содержащегося в данном положении: «При необходимости заявителю следует предоставить график производства работ, разработанный на основании расчетов продолжительности проведения всех необходимых видов работ»?
Вопрос 14. Допущена ли ошибка в правовом акте, если в нем воспроизведены положения акта, имеющего большую юридическую силу?
Вопрос 15. Какое требование нарушено в тексте нормативно-правового акта, если юридический термин употреблен в нем в ином значении, чем данному термину придается в другом нормативно-правовом акте?
Вопрос 16. Укажите вид и содержание ошибки, допущенной в правовом акте, если в нем отсутствует указание должности лица его подписавшего, а также места и даты его принятия?
Вопрос 17. Укажите, какой коррупциогенный фактор содержится в приведенной норме и в чем он заключается: «… В исключительных случаях, на основании мотивированного предложения должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки продлевается руководителем Инспекции, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов».
Вопрос 18. На какая ошибку нужна указать при проведении правовой экспертизы следующего фрагмента нормативного правового акта: «под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций»?
Вопрос 19. На какой коррупциогенный фактор следует указать при проведении правовой экспертизы НПА, в котором содержится такое правоположение: «Должностное лицо, осуществляющее личный прием гражданина, в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством, вправе:
Вопрос 20. Прочитайте представленный фрагмент: «Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Конституцией (Основным Законом) Алтайского края, законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края …». Что при проведении правовой экспертизы должно быть обозначено в качестве допущенной ошибки?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 / А. В. Нечкин, А. В. Блещик Правовая экспертиза нормативных актов  : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. URL: https://urait.ru/bcode/509577
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
Э4 Юридическая экспертиза: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7001 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
При подготовке к практическому занятию следует чаще обращаться к источникам по смежным наукам .
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Юридическая экспертиза» завершается зачетом. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение периода изучения дисциплины.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа (реферат) является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные работы (рефераты) назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от знания природы принципов права, их системы, иерархичности, обращения к материалам общей теории права и отраслевых юридических наук. Проверке подлежит содержание представленной студентом позиции, которую он должен защитить перед своими одногруппниками. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.