МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ист.н., доцент, Русанов В.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Философия права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение философии права направлено на формирование у обучающихся компетенций, развитие правового сознания, интуиции, чувства правоты, необходимых для профессиональной практической и научной деятельности современного юриста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности.
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания.
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-6.1. Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности.
ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-6.2. Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания.
ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-6.3. Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.
ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Место философии в системе юридического знания Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Место философии в системе юридического знания Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность права Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Место философии в системе юридического знания Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Сущность права Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Философские проблемы истории права Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Философские проблемы истории права Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Философская проблема соотношения религии, нравственности и права Сам. работа 2 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Философская проблема соотношения религии, нравственности и права Лекции 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Юридическая гносеология Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Юридическая гносеология Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Право, свобода, справедливость, общее благо Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Юридическая аксиология Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Юридическая аксиология Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Право, свобода, справедливость, общее благо Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Философские основы правотворчества Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.17. Философские основы правотворчества Сам. работа 2 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.18. Философские основы правоприменения Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
1.19. Философские основы правоприменения Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Подготовка к экзаменам
2.1. Подготовка к экзаменам Сам. работа 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Экзамен Экзамен 2 36 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7003

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Совершенствуя правовые навыки и изучая философию права, дайте определение - Философско-правовая онтология – это:
- учение о ценностных критериях права как всеобщего блага, соотношение науки и философии в праве;
- учение о сути, нормах, принципах правовой реальности, а также о таких ее выражениях как правосознание, правовая культура, правоотношение и т.п.;
- учение о практическом применении права;
- историческая школа права.
Ответ: учение о сути, нормах, принципах правовой реальности, а также о таких ее выражениях как правосознание, правовая культура, правоотношение и т.п..

Вопрос 2. Приоритетно определите предмет философии права, применительно к деятельности юриста?
- внешние выражения правовых норм, то есть источники права;
- понятие, сущность и место права во всей совокупности явлений;
- учения мыслителей о явлениях окружающей действительности;
- общество и право.
Ответ: понятие, сущность и место права во всей совокупности явлений;

Вопрос 3. Проводя самооценку знаний о праве, определите основную методологическую функцию философии права:
- соотносит право с правовой деятельностью;
- вырабатывает ценностные ориентиры в сфере права;
- является одним из способов изучения правовых явлений;
- стремление к справедливости.
Ответ: является одним из способов изучения правовых явлений.

Вопрос 4. Согласно аксиологическому подходу в философии права?
- закон отделяется от права, являясь лишь его формой, которая должна соответствовать содержанию, на первом месте - справедливость;
- право и закон – одно и то же, главные свойства права – его точность и формальная определенность;
- право существует, в первую очередь, в правоотношениях и является воплощением собственного функционирования и действия на практике;
- верного ответа нет.
Ответ: закон отделяется от права, являясь лишь его формой, которая должна соответствовать содержанию, на первом месте – справедливость.

Вопрос 5. Способность человека самосовершенствоваться и вести себя нравственно и в соответствие с законом, которая зависит не от внешних факторов, а от собственных убеждений, называется?
- гражданские права и свободы;
- авторитетом;
- альтруизмом;
- нравственной автономией.
Ответ: нравственной автономией.

Вопрос 6. Уровень саморазвития человеческого правосознания и состояния законности в целом выражается через:
- правовую культуру;
- правовую реальность;
- правовое общество;
- интеллект.
Ответ: правовую культуру.

Вопрос 7. Кто впервые ввел термин суверенитета в качестве существенного признака государства и поставил приоритеты последнего выше всех остальных социальных образований, в том числе церкви?:
- Ж. Боден;
- Г. Гроций;
- Н. Макиавелли;
- В. Ленин.
Ответ: Ж. Боден

Вопрос 8. Внутренняя самооценка правового нигилизма – это
- позиция отождествления смысла права с сознанием субъекта;
- отрицание значения права как регулятора человеческого поведения;
- мнение, что источниками права является сам объективный мир и социальная действительность;
- принцип права.
Ответ: отрицание значения права как регулятора человеческого поведения.

Вопрос 9. Планируя свою образовательную и профессиональную деятельность в духе нормативизма дайте верный ответ: Нормативистская концепция в качестве источника права называет?
- эмоциональное состояние человека;
- государство;
- свободную экономическую деятельность людей
- обычаи.
Ответ: государство.

Вопрос 10. Вымышленное идеальное общество, свободное от научных обоснований, называется:
- утопией;
- цивилизацией;
- правовым государством;
- неправовым государством.
Ответ: утопией.

Вопрос 11. Какой французский философ эпохи Просвещения считал, что главный источник народных бед – религия и что грамотный правитель способен исправить всю несправедливость, которая существует в обществе?
- Вольтер;
- Ш.Л. Монтескье;
- Ж.-Ж. Руссо;
- Л. Ришелье.
Ответ: Вольтер.

Вопрос 12. Либертарно-юридическая аксиология проповедует идею?
- взаимосвязи права и экономики;
- тождества права и закона;
- различения права и закона;
-доминанта права.
Ответ: различения права и закона.

Вопрос 13. Проводя самооценку знаний о праве, вспомните верное утверждение: Римские юристы сформулировали принципиально важное положение о делении права на?
- публичное и частное;
- субъективное и объективное;
- рациональное и иррациональное
- разделения не было
Ответ: публичное и частное.

Вопрос 14. Занимаясь саморазвитием и изучив труды мыслителей предположите: В основе права, согласно Цицерону, лежат?
- желания, мысли, чувства;
- потребности;
- справедливость;
- дисциплина.
Ответ: справедливость.

Вопрос 15. Определяя приоритеты собственной деятельности и используя знания философии права предположите: Философско-правовая концепция христианского персонализма разработана?
- Новгородцевым Н.И;
- Соловьевым В.С;
- Бердяевым Н.Л;
- Алексеевым С.С.
Ответ: Бердяевым Н.Л.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Реализуя приоритеты собственной деятельности, определите основную идею в учении И. Канта применительно философии права?
Ответ: человек, его воля и поступки по своей природе свободны вне зависимости от внешних факторов.

Вопрос 2. Проводя самооценку права как результат и продукт народного духа и убеждения, определите какая правовая школа рассматривала право в таком же аспекте?
Ответ: историческая школа

Вопрос 3. Функция философии права, которая позволяет ей выработать наиболее общие представления о правовой реальности и месте в ней человека, называется
Ответ: мировоззренческой

Вопрос 4. Проводя самооценку знаний о праве определите с чем связана неразрывно сущность права?
Ответ: смыслом права

Вопрос 5. Утвердив положение, что лучшим является такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга, Ш.Л. Монтескье определил принцип.
Ответ: разделения властей.

Вопрос 6. Функция философии права, которая нацеливает человека на критическое осознание правовой реальности, на формирование понимания, что оправданное ограничение свободы есть благо для человека, называется?
Ответ: Воспитательной

Вопрос 7. Философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки системой научных методов. В этом случае она выполняет ____________________ функцию?
Ответ: методологическую

Вопрос 8. Направление философско-правовой мысли, для которого главным и единственным предметом познания служат феномены положительного права, называется?
Ответ: юридическим позитивизмом

Вопрос 9. Философско-правовая онтология есть учение о (об)?
Ответ: основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности.

Вопрос 10. Границами права являются границы?
Ответ: Свободы.

Вопрос 11. Значительный вклад в развитие естественного права внес французский философ-просветитель, политический деятель и правовед?
Ответ: Ш.Л. Монтескье

Вопрос 12 Концепт согласительной формы перехода от «естественного состояния» к цивилизованной государственности называется?
Ответ: общественным договором.

Вопрос 13. В отличие от философии права, для юридической науки право — это, в первую очередь, ...?
Ответ: нормативная система, воплощенная в законе.

Вопрос 14. Формула абсолютного долженствования, разработанная И. Кантом в его труде «Критика практического разума», — это?
Ответ: категорический императив.

Вопрос 15. В эпоху Средневековья единственным источником нравственного, мерой и нормой всего справедливого считалась?
Ответ: божья воля.

Вопрос 16. Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти, обозначается термином?
Ответ: либерализм

Вопрос 17 Рациональная методологическая модель высокой степени общности, предписывающая разрабатывать конкретные проблемы правовой философии в русле определенных мировоззренческих и познавательных принципов и обладающая императивной силой для многих поколений исследователей, называется?
Ответ: философско-правовой парадигмой.

Вопрос 18. У И. Канта мы находим концепцию права как концепцию?
Ответ: гармонизации добровольных действий.
Вопрос 19. Впервые наука права выделилась в самостоятельную отрасль знания в Древнем?
Ответ: Риме.

Вопрос 20. Естественное право в философии это:?
Ответ: представление о праве как совокупности субъективных прав, данных природой с рождения

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. процессуальное право — это
- совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений);
- урегулированная законом деятельность по принудительному исполнению судебных актов;
- система взглядов, воззрений, концепций, теорий о характере, сущности и закономерностях развития гражданского процессуального права, практики его применения;
- совокупность правовых норм, регулирующих способы защиты гражданских прав.
Ответ: совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений)

Вопрос 2. Методом процессуального права является
- диапозитивный;
- императивный;
- предписания;
- императивно-диспозитивный.
Ответ: императивно-диспозитивный

Вопрос 3. Процессуальная форма - это?
- порядок рассмотрения гражданских дел;
- деятельность суда и других участвующих в деле лиц, направленная на рассмотрение и разрешение гражданских дел;
- последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий;
- совокупность реквизитов процессуальных документов.
Ответ: последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий

Вопрос 4. Какой из принципов относится к организационно-функциональным
- законности;
- диспозитивности;
- непрерывности судебного разбирательства;
- равенства граждан и организаций перед законом и судом.
Ответ: равенства граждан и организаций перед законом и судом.

Вопрос 5. Утверждение, что российское государство с ранних времен существования обладало признаками культурного, религиозного, этнического, социального многообразия?
- верно;
- неверно;
- это утверждение применимо только к современному периоду;
- это утверждение применимо только к периоду советского государства.
Ответ: верно

Вопрос 6. Процессуальное правопреемство — это:
- участие в деле нескольких истцов;
- участие в деле нескольких ответчиков;
- обязательное участие в деле всех субъектов спорного правоотношения в качестве истцов или ответчиков;
- замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении.
Ответ: замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении

Вопрос 7. Процессуальное соучастие — это:
- участие в одном деле нескольких истцов или ответчиков, интересы и требования которых не исключают друг друга;
- участие лица на стороне истца или ответчика в связи с тем, что решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон;
- вступление лица в уже возникший между истцом и ответчиком процесс для защиты самостоятельных прав на предмет спора;
- замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении.
Ответ: участие в одном деле нескольких истцов или ответчиков, интересы и требования которых не исключают друг друга

Вопрос 8. межкультурное взаимодействие - это:
- замена одного культурного пласта на другой;
- смена исторических эпох;
- контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга;
- противоборство разных культур.
Ответ: контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга.

Вопрос 9. Какое процессуальное положение занимает лицо, не заявляющее самостоятельных требований, вступающее в уже возникший процесс на стороне истца или ответчика?
- представитель ответчика;
- представитель истца;
- третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования;
- процессуальный соучастник.
Ответ: третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования.

Вопрос 10. Особенностями правоприменения в международном частном праве являются процедуры (стадии) правоприменения:
- разрешение коллизии права и применение материальных норм конкретного правопорядка;
- толкование юридических понятий и применение иностранного права;
- установление содержания норм иностранного права и сравнение его с содержанием российского права.
-герменевтика права.
Ответ: разрешение коллизии права и применение материальных норм конкретного правопорядка

Вопрос 11. Правовыми основаниями определения применимого права к гражданскоправовым отношениям, осложненным иностранным элементом являются?
- воля субъектов правоотношения;
- согласие других государств на применение из национального права в РФ;
- международный договор РФ; Гражданский кодекс РФ; другие федеральные законы; обычаи; признаваемые в РФ;
-обычаи.
Ответ: международный договор РФ; Гражданский кодекс РФ; другие федеральные законы; обычаи; признаваемые в РФ.

Вопрос 12. При затруднении в толковании юридических понятий иностранного права применяется:
- российское право как основа для толкования юридических понятий;
- всегда иностранное право, т.к.уяснению подлежит иностранное правовое понятие;
- толкование международного договора;
- решение не принимается.
Ответ: российское право как основа для толкования юридических понятий.

Вопрос 13. «Конфликт квалификаций» - это:
- несовпадение словесно или по содержанию юридических понятий, из которых состоят объем коллизионной нормы и коллизионная привязка;
- проблема правоприменения в международном частном праве;;
- квалификация по отечественному праву;
- конфликт между субьектами правоотношений.
Ответ: несовпадение словесно или по содержанию юридических понятий, из которых состоят объем коллизионной нормы и коллизионная привязка

Вопрос 14. Установление содержания норм иностранного права подчинено определенному алгоритму (последовательности)::
- установление содержания аналогичного понятия в российском праве и анализ судебной практики;
- обращение в Министерство юстиции для получения официального заключения;
- уяснение официального толкования иностранного права в соответствующем государстве; ознакомление с практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства;
- соответствие.
Ответ: уяснение официального толкования иностранного права в соответствующем государстве; ознакомление с практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства.

Вопрос 15. Риторсии - это?
- ограничения имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц государства в ответ на уже имеющиеся ограничения прав российских граждан и юридических лиц в этом государстве;
- санкции ООН, принятые Советом Безопасности;
- экономические, торговые санкции государств против друг друга;
- международные штрафы.
Ответ: ограничения имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц государства в ответ на уже имеющиеся ограничения прав российских граждан и юридических лиц в этом государстве

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Отраслью материального права является?
Ответ: гражданское право

Вопрос 2. Отраслью процессуального права является?
Ответ: арбитражно-процессуальное право.

Вопрос 3. Обжалование решений суда, не вступивших в законную силу, проводится в?
Ответ: апелляционном порядке

Вопрос 4. Распоряжение об исполнении решения суда в гражданском и арбитражном процессе называется?
Ответ: исполнительным листом

Вопрос 5. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, называются?
Ответ: доказательствами

Вопрос 6. Как юристы называют отрасли права, определяющие гражданские, административные и уголовные правоотношения?
Ответ: материальные

Вопрос 7. Что определяет правила реализации и защиты материальных прав?
Ответ: процессуальное право.

Вопрос 8. Что осуществляют суды на основе процессуального права?
Ответ: правосудие.

Вопрос 9. Укажите центральную и сложнейшую задачу суда.
Ответ: установление истины.

Вопрос 10. Укажите первую стадию судебного процесса?
Ответ: Возбуждение производства по делу

Вопрос 11. Когда решение суда вступает в законную силу, если его не обжаловали?
Ответ: После прохождения 10 суток с момента его объявления

Вопрос 12. Стадия гражданского процесса — это:
Ответ: его определенная часть, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели

Вопрос 13. Источником гражданского процессуального права является
Ответ: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Вопрос 14. Принцип диспозитивности — это
Ответ: нормативно-руководящее положение гражданского судопроизводства, определяющее в качестве движущего начала процесса главным образом инициативу заинтересованных в исходе дела лиц.

Вопрос 15. Подведомственность — это
Ответ: относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов

Вопрос 16. Подсудность гражданского дела — это
Ответ: пределы компетенции суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассматривать.

Вопрос 17. Альтернативная подведомственность — это
Ответ: подведомственность, при которой спор о субъективном праве может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации.

Вопрос 18. Императивная подведомственность — это
Ответ: подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Вопрос 19. Виды подсудности — это
Ответ: родовая, общая территориальная, альтернативная, исключительная, договорная и по связи дел.

Вопрос 20. Укажите момент гражданского процесса, не допускающий вступления третьих лиц в возникший процесс?
Ответ: постановление и оглашение решения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Юридическая герменевтика.
Проблема истины в гуманитарных науках.
Пределы познания права.
Ценность права.
Абсолютная и инструментальная ценность права.
Право и человек.
Антропология права.
Правовая мультикультурность.
Ценность права в русской культуре.
Право и государство.
Право и свобода.
Справедливость и право: грани столкновения.
Право как средство обеспечения общего блага, гармонии человеческой жизни.
Проблема создания права в рамках философского знания.
Объективно-субъективные факторы, влияющие на правотворчество.
Использование философских концепций в процессе правотворчества
Проблема поиска истины в правоприменении: абсолютная или относительная.
Проблема соотношения общего, нормативного и индивидуального в разрешении юридических споров.
Герменевтика и феноменология в толковании права.
Достижение в процессе правоприменения социального мира и общего блага, справедливости.
Справедливость правоприменения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1) Предмет философии права.
2) Соотношение философии права с теорией права, социологией права, отраслевыми юридическими науками.
3) Философия права и социальная философия.
4) Проблематика философии права.
5) Сущность права: основные подходы.
6) Функции права.
7) Проблема правопонимания.
8) Нетрадиционные подходы к праву: диалогическая концепция права Честнова, коммуникативная теория права Полякова, антропологическое измерение права Рулана и Ковлера.
9) Концепция мононорм в первобытном обществе Першица.
10) Возникновение права.
11) Проблема правовой аккультурации.
12) Историко-культурный контекст восприятия права.
13) Историческая школа права.
14) Проблема европоцентризма в ценностном отношении к праву.
15) Философия истории русского права.
16) Светский и религиозный тип правопонимания.
17) Религиозные основы права.
18) Право и мораль: трагедия вечного выбора.
19) Нравственные аспекты юридической профессии.
20) Возрождение христианского понимания права (Дж.Г. Берман).

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1) Методология познания права.
2) Кризис методологии правоведения.
3) Позитивистская методология.
4) Постпозитивизм в методологии.
5) Подходы, принципы и способы изучения права.
6) Юридическая герменевтика.
7) Проблема истины в гуманитарных науках.
8) Пределы познания права.
9) Ценность права.
10) Абсолютная и инструментальная ценность права.
11) Право и человек.
12) Антропология права.
13) Правовая мультикультурность.
14) Ценность права в русской культуре.
15) Право и государство.
16) Право и свобода.
17) Справедливость и право: грани столкновения.
18) Право как средство обеспечения общего блага, гармонии человеческой жизни.
19) Проблема создания права в рамках философского знания.
20) Объективно-субъективные факторы, влияющие на правотворчество.
21) Использование философских концепций в процессе правотворчества

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. П. Любимов Философия права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
Л1.2 Н. В. Михалкин, А. Н. Михалкин Философия права: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко Философия права : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Философия права (Магистратура), (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7003) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках четырехбальной системы.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от качественной предварительной теоретической подготовки. После оценки данного базового критерия проверке подлежит содержание и оформление представленного ответа. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 45 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по четырехбалльной шкале.