МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология юридической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 95
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 95 95 95 95
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
История и методология юридической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение истории зарубежной и отечественной юридической науки в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного и публичного права
ПК-3.1 Знает основы юридического консультирования.
ПК-3.2 Умеет формулировать квалифицированные юридические заключения.
ПК-3.3 Владеет навыками консультирования в сфере частного и публичного права.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает основы юридического консультирования.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет формулировать квалифицированные юридические заключения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Владеет навыками консультирования в сфере частного и публичного права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История и методология юридической науки
1.1. Понятие юридической науки и её методология. Традиционные представления о праве. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки. История российской юридической науки Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие юридической науки и её методология Практические 3 2 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие юридической науки и её методология Сам. работа 3 16 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Традиционные представления о праве Лекции 3 2 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Традиционные представления о праве Практические 3 2 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Традиционные представления о праве Сам. работа 3 16 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.7. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Лекции 3 2 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.8. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Практические 3 6 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.9. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Сам. работа 3 13 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки Практические 3 2 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки Сам. работа 3 20 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.12. История российской юридической науки Лекции 3 2 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.13. История российской юридической науки Практические 3 2 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.14. История российской юридической науки Сам. работа 3 30 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 3 27 ПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2200

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере частного и публичного права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В какой правовой традиции позитивный закон является основным источником права?
а) иудейская правовая традиция
б) мусульманская правовая традиция
в) индуская правовая традиция
г) западная правовая традиция
Ответ: г

Вопрос 2. Как называется способ, с помощью которого закрепляются нормы права?
а) применение права
б) отрасль права
в) источник права
г) юридический факт
Ответ: а

Вопрос 3. Что является характеристикой источников права с позиции юридического позитивизма?
а) обязательность только для части населения
б) официальный характер
в) принятие негосударственными организациями
г) неформальный характер
Ответ: б

Вопрос 4. Какой источник права является исторически первым:
а) правовой обычай
б) судебный прецедент
в) нормативно-правовой акт
г) нормативный договор
Ответ: а

Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении?
а) юридический документ
б) устное соглашение
в) негласное правило
г) договор между людьми
Ответ: а

Вопрос 6. Что включает в себя предмет истории и методологии юридической науки?
a) Только историю
б) Только методологию
в) Историю и методологию
г) Ни историю, ни методологию
Ответ: в

Вопрос 7. 12. Принцип фальсифицируемости предложил …
а) К. Поппер
б) Т.Кун
в) П. Фейерабенд
г) И.Лакатос

Ответ: а

Вопрос 8. .Как соотносятся предмет и методы юридической науки?

а) Предмет и методы существуют независимо друг от друга
б) Методы определяет исследователь независимо от предмета исследования
в) Между предметом и методами юридической науки нет существенной разницы
г) Предмет определяет методы исследования
Ответ: г

Вопрос 9. В чем заключается суть правового обычая?
а) принятие государством совершенно новой нормы права
б) признание государством обычаев и традиций в качестве нормы
в) действие нормы без официального признания
г) устранение традиций, противоречащих официальным законам

Ответ: б

Вопрос 10. Соперничающими подходами в поиске основных закономерностей развития науки являются:
а) креационизм и эволюционизм
б) Крипто-анархизим и анархо-коммунизм
в) кумулятивизм и антикумулятивизм
г) структурализм и функционализм

Ответ: в

Вопрос 11.. Современный этап развития науки называется …
а) постнеклассическим
б) паранормальным
в) классическим
г) неклассическим

Ответ: а

Вопрос 12. Томас Кун ввел в науковедение понятие «…»
а) Научная парадигма
б) Верифицируемость истины
в) Критический рационализм
г) Эпистемологический анархизм
Ответ: а

Вопрос 13. Сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия:
а) эксперимент
б) наблюдение
в) сравнение
г) интерпретация

Ответ: б

Вопрос 14. Понятие, которое употребляется для обозначения особого автономного мира права со своими законами и логикой функционирования и развития, со своими «несущими конструкциями» и способом их связи в одно целое, - это

а) правовая реальность
б) правопонимание
в) интерсубъективность
г) интенциональность
Ответ: а

Вопрос 15. Процедура научного познания, в процессе которой осуществляется систематизация и понятийное выражение непосредственных, эмпирических данных, полученных в результате наблюдения или эксперимента - это

а) научное объяснение
б) научное предвидение
в) научное описание
г) научная методология
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой термин в отечественной дореволюционной юридической науке и практике использовался вместо термина «нормативный правовой акт»?
Ответ: Закон

Вопрос 2. Юридический _____________ – тип правопонимания, сводящий многогранную правовую реальность к позитивному праву, которое производно от воли государства и ценностно нейтрально.
Ответ: позитивизм

Вопрос 3. _____________ - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
Ответ: наука

Вопрос 4. Какой этап развития науки характеризуется идеей зависимости, а также связи конкретного объекта со средствами деятельности. Учет полученных в ходе исследования результатов является условием получения в дальнейшем истинного знания о данном объекте?
Ответ: Классический

Вопрос 5.________________методы – средства познания, используемые во всех областях научного знания.
Ответ: общенаучные

Вопрос 6. Методологические ____________ - мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета
Ответ: принципы


Вопрос 7. _____________ событие или явление действительности, зафиксированное средствами, которые вызывают доверие науки и описаны при помощи научных понятий или категорий
Ответ: Научный факт

Вопрос 8. __________________ – это система правовых знаний, навыков, действий, проявляемых в сфере тех или иных правоотношений, уважение к действующему законодательству, его неукоснительное соблюдение
Ответ: Правовая культура

Вопрос 9.Метод _______________ - исследование государственно-правовых категорий (норм, институтов, функций, процессов) с помощью создания моделей, т.е. идеального воспроизведения в сознании объективно существующих объектов, подлежащих изучению.
Ответ: моделирования

Вопрос 10. ——————— - метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы
Ответ: опрос


Вопрос 11. ___________________- учение о ценностях, являющееся одним из важных разделов философских теорий XIX-XX вв.
Ответ: аксиология


Вопрос 12. Исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности предполагает ______________ метод научного познания.
Ответ: исторический



Вопрос 13. _______________ – это раздел теории познания, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, в котором исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности
Ответ: эпистимология

Вопрос 14. ______________ – принцип, сводящий все свойства сложных структур к свойствам простых структур
Ответ: редукционизм


Вопрос 15. Как называется философско-мировоззренческая, культурная ориентация, абсолютизирующая ценность науки, основанная на вере в способность науки разрешить все социальные проблемы?
Ответ: сциентизм


Вопрос 16. _____________ науки – процесс, в ходе которого формируется социальный институт науки с присущей ему организацией, а также системой ценностей и норм
Ответ: институциализация


Вопрос 17.________________ метод правового регулирования - это способ регулирования отношений между участниками правоотношения, являющимися равноправными сторонами.
Ответ:Диспозитивный

Вопрос 18. ___________ метод правового регулирования - это метод, характеризующийся неравенством регулирующей и регулируемой стороны, где регулируемая сторона должна строго подчиняться предписаниям регулирующей стороны.
Ответ: Императивный


Вопрос 19. Юридическая _____________ - это процесс предоставления профессиональных юридических советов и рекомендаций лицам, нуждающимся в помощи в решении правовых вопросов.
Ответ: консультация

Вопрос 20. Назовите американского правоведа, автора книги Западная традиция права: эпоха формирования», создателя концепции интегративной юриспруденции.
Ответ: Г. Дж. Берман

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и в конце второго семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА


Вопрос 1. Что такое форма познания? Определите значение и пределы рационального познания.
Вопрос 2. Назовите основные подходы к понятию наука. Какие виды наук существуют?
Вопрос 3. В чем состоит своеобразие общественных (гуманитарных) наук?
Вопрос 4. Дайте определение юридической науке. Что такое предмет и объект юридической науки?
Вопрос 5. Что такое методология науки? Назовите этапы развития научной методологии.
Вопрос 6. Что такое методология юридической науки? Какие группы методов юриспруденции вы знаете?
Вопрос 7. В чем состоят особенности традиционных представлений о праве?
Вопрос 9. Назовите особенности представлений о праве в китайской и индусской правовой культуре.
Вопрос 10. Назовите особенности представлений о праве в иудейской и мусульманской правовой культуре.
Вопрос 11. Дайте общую характеристику римской юриспруденции и её стиля.
Вопрос 12. Назовите черты западной традиции права. Охарактеризуйте три этапа эволюции западной юридической науки.
Вопрос 13. Назовите классические типы правопонимания и дайте их общую характеристику.
Вопрос 14. Назовите исторические условия возникновения, этапы развития и особенности отечественной правовой науки.
Вопрос 15. Охарактеризуйте современное состояние российской юридической науки и перспективы её развития.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. В науке обсуждается вопрос о причинах вымирания человека неандертальского (Homo sapiens neanderthalensis) и выживании современного человека (кроманьонца - Homo sapiens sapiens). Установлено, что неандертальцы были физически значительно сильнее кроманьонца. Какую роль, по вашему мнению, сыграла в этом нормативно-ценностная система первобытного общества?

Вопрос 2. Означали ли переход к цивилизации и, соответственно, возникновение государства и права полное уничтожение ценностных установок, принципов и норм первобытного общества?

Вопрос 3. Чем можно объяснить неразвитость юридической техники архаичного права? Корректно ли говорить¸ что люди того времени были глупее нас и поэтому не догадались разделить право на отрасли и институты?

Вопрос 4. Чем объясняется тот факт, что в первобытном обществе не было налогов и особой казны, тогда как их наличие является важнейшим признаком государства?

Вопрос 5. Корректно ли говорить, что тот факт, что основной в архаичном праве была функция не регулятивная, а охранительная, говорит о его примитивности в смысле низкого уровня развития? И можно ли однозначно утверждать, что расширение регулятивной функции права и приобретение ей приоритета в современном праве является прогрессом права и общества в целом?
Вопрос 6. Сочетание начал консерватизма и гибкости (инновационности) в истории римского права. Какой стиль (метод) в развитии римской государственно-правовой культуры проявился в установлении республики в 509 г. до н.э.? Что имел в виду Гегель, утверждая «Гениальность римских юристов в их непоследовательности»?

Вопрос 7. Приведите минимум три примера прав и свобод, указывая то, какие обязанности являются для них корреспондирующими и на каких субъектов возложено исполнение данных обязанностей.

Вопрос 8.Как сформировалось преторское право? Какие тенденции в развитии РП проявились в деле Куриона 93 г. до н.э.? Объясните смысл фразы Цицерона «Summum ius est summa injuria».

Вопрос 9. В 1979 г. в Кении умер известный адвокат С. М. Отинио, который родился в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако семья (племя) Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду и совсем в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первый инстанции отказал семье Луо в их претензиях. Апелляционный же суд признал основные требования старейшин племени.
На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие — апелляционный суд?

Вопрос 10. Согласны ли вы с позицией, что в России сформировалась устойчивая традиция правового нигилизма? Свой ответ обоснуйте.

Вопрос 11. Каковы причины отсутствия собственной (автохтонной) юридической науки в России?

Вопрос 12. Значение неклассической (постнеклассической) методологии в юридической науке и практике.

Вопрос 13. Согласны ли вы с позицией, что современная отечественная наука переживает кризис? Как этот кризис отражается на правовой культуре и правоприменении?

Вопрос 14. К какой правовой семье (традиции) относиться российская правовая система? Свой ответ обоснуйте.

Вопрос 15. Что такое инволюция правосознания? Как этому процессу может противостоять юридическая наука и образование?

Вопрос 16. Какой тип правопонимания на ваш взгляд является преобладающим в современной отечественной юриспруденции? Как это влияет на юридическую практику?

Вопрос 17. В чем заключается практическая значимость формально-юридического метода? Приведите примеры.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов История и методология юридической науки : учебник и практикум для вузов М.: Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розин, В. М. История и методология юридической науки. Юридическое мышление : учебное пособие для вузов М.: Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)
Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru www.ksrf.ru
Верховный суд РФ www.supcourt.ru www.supcourt.ru
Правительство РФ www.government.gov.ru www.government.gov.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Современная российская правовая наука и соответственно система высшего юридического образования характеризуется дефицитом исторических и междисциплинарных знаний. Многие дискуссионные вопросы современной общей теории права и отраслевых правовых науках невозможно разрешить без широкого и глубокого знания истории юриспруденции. Особенно заметной становится недооценка современными правоведами развития методологии научного исследования. Использование лишь классических принципов и методов познания, которые сложились несколько веков назад и игнорирование достижений неклассической и постклассической методологии становится недопустимой. В данном курсе особое внимание уделяется истории российской правовой науки.
Важно учитывать связь этого курса с другими юридическими дисциплинами, прежде всего с теорией и историей государства и права. История юридической науки позволяет понять то, каким образом сложились современные концепции государства и права, а, следовательно, более глубоко их уяснить. Знание истории государства и права поможет обнаружить факт влияния конкретно-исторических условий на представления о государстве и праве.
В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой исторического аспекта развития правовой науки. Цель курса – изучение истории юриспруденции в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований.
Требования к уровню изучения
Магистрант должен показать знание:
- основ науковедения, истории возникновения современной науки и этапы её развития, уяснить три этапы в эволюции методологии научного познания;
- истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем и особенностей традиционной правовой культуры;
- истории зарождения и эволюции римской юриспруденции, специфики стиля мышления римских юристов;
- условий, причин, периодов, методологии и результатов рецепции римского права и римской юриспруденции;
- условий и своеобразия зарождения современной западной правовой науки; проблем преемственности античной и новоевропейской правовой культур; этапы развития и современное состояние западной правовой науки;
- исторических условий зарождения российской правовой культуры и науки и её особенности; этапы развития и современное состояние российской правой науки; проблему деоидеологизации юриспруденции в России, позитивного и негативного влияния заимствования западного правового опыта на российскую правовую науку.