МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания правовых дисциплин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 95
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 95 95 95 95
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания правовых дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель специального курса «Методика преподавания правовых дисциплин» состоит в освоении магистрантами теоретических и практических основ преподавания юридических дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы.
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели.
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1. Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы.
ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2. Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели.
ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.3. Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.
ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания правовых дисциплин
1.1. Юридическое образование как профессиональное образование Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Юридическое образование как профессиональное образование Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Юридическое образование как профессиональное образование Сам. работа 3 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания Сам. работа 3 13 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Этапы становления и развития отечественного юридического образования Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Этапы становления и развития отечественного юридического образования Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Этапы становления и развития отечественного юридического образования Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Понятие и виды форм преподавания правоведения Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Понятие и виды форм преподавания правоведения Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Понятие и виды форм преподавания правоведения Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Специфика правоведения как прикладной дисциплины Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Специфика правоведения как прикладной дисциплины Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Специфика правоведения как прикладной дисциплины Сам. работа 3 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий Лекции 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий Сам. работа 3 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.19. Игровые формы преподавания правовых дисциплин Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.20. Игровые формы преподавания правовых дисциплин Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.21. Игровые формы преподавания правовых дисциплин Сам. работа 3 19 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. экзамен

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2909

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В соответствии с действующими в РФ федеральными государственными образовательными стандартами результатом получения высшего профессионального образования является набор компетенций, система которых включает в себя
- универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции
- общекультурные и профессиональные компетенции
- общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции
- общепрофессиональные и профессиональные компетенции
Ответ: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции

Вопрос 2. В Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 42 Конституции РФ, ____________ образование обязательно.
- основное общее
- среднее общее
- среднее профессиональное
- дошкольное общее
Ответ: основное общее

Вопрос 3. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение про дополнительное профессиональное образование:
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование
Ответ: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование

Вопрос 4. Что из ниже перечисленного НЕ относится к группе общепрофессиональных компетенций, формируемых у выпускников при получении высшего образования по специальности «Судебная и прокурорская деятельность»?
- Способен профессионально толковать нормы права
- Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов
- Способен участвовать в экспертной юридической деятельности
- Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Ответ: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Вопрос 5. Перерыв между государственными аттестационными испытаниями (государственный экзамен и защита ВКР) должен быть продолжительностью не менее
- 7 календарных дней
- 12 календарных дней
- 14 календарных дней
- 30 календарных дней
Ответ: 7 календарных дней

Вопрос 6. Локальный нормативный акт, устанавливающий информацию о периодах осуществления видов учебной деятельности и периодах каникул, называется
- учебный план
- календарный учебный график
- рабочая программа дисциплины
- образовательная программа
Ответ: календарный учебный график

Вопрос 7. Как называется документ, содержащий перечень планируемых результатов обучения по дисциплине / модулю, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, содержание дисциплины / модуля, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий?
- учебный план
- календарный учебный график
- рабочая программа дисциплины
- образовательная программа
Ответ: рабочая программа дисциплины

Вопрос 8. Как называется локальный нормативный акт, который содержит перечень дисциплин / модулей, практик, аттестационных испытаний, государственной итоговой аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения?
- учебный план
- календарный учебный график
- рабочая программа дисциплины
- образовательная программа
Ответ: учебный план

Вопрос 9. Согласно ФЗ "Об образовании", существуют следующие формы обучения (выберите строчку, в которой все они названы и перечислены верно):
- очная, очно-заочная, заочная формы
- очная, вечерняя, заочная
- дневная, вечерняя, заочная
- очная и заочная
Ответ: очная, очно-заочная, заочная формы

Вопрос 10. «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация – юрист», утв. Минобразованием РФ 27 марта 2000 г. устанавливал, что выпускники, прошедшие обучение по программе подготовки юриста (специалиста юриспруденции), сдают не менее двух государственных экзаменов, один из которых был
- теория государства и права
- история государства и права России
- гражданское право и процесс
- уголовное право и процесс
Ответ: теория государства и права

Вопрос 11. Какая из перечисленных дисциплин не предусматривается действующим ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция"?
- теория государства и права
- криминология
- уголовное право
- социология
Ответ: социология

Вопрос 12. Выберите строчку, в которой описывается советское юридическое образование
- университетоцентричность образования; наличие только очной формы обучения; платность обучения в качестве общего правила
- превалирование заочной формы обучения; появление среднего профессионального юридического образования; изоляция образовательного пространства
- возникновение негосударственных образовательных учреждений; сосуществование бюджетного и дополнительного наборов; наличие трех ступеней высшего профессионального образования
Ответ: превалирование заочной формы обучения; появление среднего профессионального юридического образования; изоляция образовательного пространства

Вопрос 13. Что из перечисленного НЕ относится к выпускным квалификационным работам относятся?
- бакалаврская работа
- дипломная работа
- магистерская работа
- курсовая работа
Ответ: курсовая работа

Вопрос 14. Согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г., квалификация "юрист" присваивается лицу, закончившему следующие специальности высшего образования (выберите строку, в которой специальности перечислены верно и полно)
- правовое обеспечение национальной безопасности, судебная и прокурорская деятельность, правоохранительная деятельность
- правовое обеспечение национальной безопасности, судебная экспертиза, правоохранительная деятельность
- юриспруденция, судебная экспертиза, правоохранительная деятельность
- правовое обеспечение национальной безопасности, судебная экспертиза, юриспруденция
Ответ: правовое обеспечение национальной безопасности, судебная и прокурорская деятельность, правоохранительная деятельность

Вопрос 15. Что согласно действующему законодательству НЕ относится к контактной работе?
- занятия лекционного типа
- занятия семинарского типа
- групповые консультации
- самостоятельная работа студента
Ответ: самостоятельная работа студента

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. В каком локальном нормативном акте образовательной организации указываются индикаторы достижения компетенций, составляющих результат получения высшего образования?
Ответ: образовательная программа / основная профессиональная образовательная программа

Вопрос 2. Что означает аббревиатура ФОС в образовательной деятельности?
Ответ: фонд оценочных средств

Вопрос 3. Какому принципу противоречат телесные наказания при осуществлении педагогической деятельности?
Ответ: принципу гуманизма

Вопрос 4. ___________ - это денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Ответ: стипендия

Вопрос 5. Как называется аттестация, которая представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы?
Ответ: итоговая

Вопрос 6. Что означает инклюзивность образования в соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ»?
Ответ: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом индивидуальных возможностей в связи с состоянием здоровья / в связи с ОВЗ

Вопрос 7. Локальные нормативные акты образовательной организации могут предусматривать отчисление студента из вуза при наступлении юридической ответственности за совершение им противоправного поступка в отношении университета, его обучающихся, работников. Отчисление студента из вуза по этому основанию является мерой ______________ ответственности.
Ответ: дисциплинарной

Вопрос 8. Можно ли взимать со студента плату за прохождение повторной промежуточной аттестации (ликвидацию долгов)?
Ответ: Нет, это запрещено законодательно.

Вопрос 9. Образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования осуществляется на ________ языке, если локальными нормативными актами организации не установлено иное.
Ответ: русском / государственном языке РФ

Вопрос 10. Как в российском законодательстве проводится разница между факультативными и элективными дисциплинами?
Ответ: Факультативные дисциплины – это необязательные (с точки зрения освоения образовательной программы) дисциплины, элективные – это дисциплины, избираемые в обязательном порядке.

Вопрос 11. Является ли обязательным условием поступления в магистратуру по направлению подготовки 40.01.04 «Юриспруденция» наличие квалификации бакалавра именно по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»?
Ответ: Нет, не является. В магистратуру можно поступать на базе любого высшего образования.

Вопрос 12. На какой документ опирается преподаватель вуза при планировании и организации учебного процесса по конкретной дисциплине?
Ответ: рабочая программа соответствующей дисциплины

Вопрос 13. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» есть определенная дата для начала учебного года по очной форме обучения. Что это за дата?
Ответ: 1 сентября.

Вопрос 14. Если студент имеет академическую задолженность (несданный зачет или экзамен), то он обязан её ликвидировать. Для этого образовательная организация организует первую и вторую повторные промежуточные аттестации. В чем своеобразие второй повторной промежуточной аттестации с точки зрения её субъектного состава?
Ответ: вторая повторная промежуточная аттестация проводится комиссией (комиссионная пересдача).

Вопрос 15. Студент Иванов не сдал экзамен по дисциплине «Теория государства и права» в летнюю сессии при обучении на первом курсе. У него образовалась академическая задолженность. Студент Иванов уверен, что право ликвидировать эту академическую задолженность у него есть весь период обучения в вузе. Он решил ликвидировать долг по этой дисциплине на четвертом курсе. Его одногруппники стали убежать его, что он не прав. Какие юридически значимые доводы они должны были бы ему предъявить?
Ответ: нормативными правовыми актами установлен определенный срок, в течение которого студент может закрыть свой долг. По общему правилу, этот срок не может превышать один год после образования академической задолженности.

Вопрос 16. Студент 5-го курса Петров в день, предшествующий государственному экзамену, ещё имел академическую задолженность (он не сдал два экзамена и один зачет). Может ли он быть допущен к государственному экзамену в такой ситуации?
Ответ: Нет. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности.

Вопрос 17. В АлтГУ для студентов, обучающихся по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», государственная итоговая аттестация предполагает сдачу государственного экзамена и ______________
Ответ: защиту ВКР (дипломной работы).

Вопрос 18. Студент Иванов обучается на юриста по программе бакалавриата, студент Петров обучается на юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Между ними возник спор. Иванов убежден, что они получают образование одного уровня с точки зрения ФЗ «Об образовании», а Петров настаивает на том, что специалитет и магистратура составляют одну ступень высшего образования. Кто из них прав?
Ответ: Прав студент Петров. Специалитет и магистратура действительно составляют одну ступень (уровень) высшего образования в РФ.

Вопрос 19. Гражданин Иванов получил диплом бакалавра юриспруденции, при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Иванов претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (бакалавриат) за счет бюджетных средств?
Ответ: Да, может. Бакалавриат и магистратура относятся к разным уровням высшего образования.

Вопрос 20. Гражданин Петров получил диплом юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Петров претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (специалитет) за счет бюджетных средств?
Ответ: Нет, не может. Специалитет и магистратура относятся к одному уровню высшего образования. Получить высшее образование каждого уровня за счёт государства можно только один раз.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способность давать объективную оценку эффективности найденного решения, а также слаженности работы команды, - это
- эмоциональный интеллект
- креативность
- критическое мышление
- обучаемость
Ответ: критическое мышление

Вопрос 2. Численность обучающихся в учебных группах. согласно действующему законодательству,
- устанавливается организацией самостоятельно
- не может превышать 20 человек
- не может превышать 40 человек
- вообще не регламентируется
Ответ: устанавливается организацией самостоятельно

Вопрос 3. Позиция, при котором личность строит свой контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: эмпиризм

Вопрос 4. Баранчук Н.А. и Утробин Г.Ф. определяют образование как «совокупность приобретаемых человеком определенных объема и сложности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций». К какому виду определений образования относится их дефиниция?
- определение образования как результата
- определение образования как процесса
- определение образования как социального института
- определение образования как услуги
Ответ: определение образования как результата

Вопрос 5. Результат образования мыслится как система компетенций в рамках следующей педагогической парадигмы:
- компетентностной
- личностно-ориентированной
- культурологической
- знаниевой (когнитивно-информационной)
Ответ: компетентностной

Вопрос 6. При получении какого образования человек приобретает навыки, необходимые для профессиональной деятельности в обществе?
- профессионального образования
- среднего общего образования
- основного общего образования
- дополнительного образования
Ответ: профессионального образования

Вопрос 7. Если индивид получает образование в ходе организованной учебной деятельности в рамках установленной формальной системы (с выдачей по итогам государственной итоговой аттестации документа государственного образца), то это означает, что он получает
- формальное образование
- неформальное образование
- информальное образование
- высшее образование
Ответ: формальное образование

Вопрос 8. Работа под руководством опытного специалиста на рабочем месте, в ходе которой индивид получает новые знания, умения и навыки при условии, что этот процесс не регламентирован нормативными правовыми актами и не сопровождается выдачей специальных документов об образовании, является примером
- формального образования
- неформального образования
- информального образования
- среднего профессионального образования
Ответ: информального образования

Вопрос 9. Антропоцентрированная трактовка образования предполагает, что
- образование понимается как процесс, при котором общество через образование достигает своих целей
- образование понимается как процесс воздействия на личность, при котором формируется личность, соответствующая общественным запросам
- образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности
- образование трактуется как процесс и результат передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей
Ответ: образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности

Вопрос 10. Что из ниже перечисленного НЕ относится к ситуациям педагогического взаимодействия, способствующих развитию и саморазвитию его субъектов?
- лекционное занятие при получении профессионального образования
- практическое занятие при получении профессионального образования
- научное исследование под руководством преподавателя в вузе
- регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе
Ответ: регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе

Вопрос 11. Признание за обучающимся права самостоятельно определять траекторию обучения, является характерной чертой ______________ парадигмы образования.
- культурологической
- компетентностной
-личностно-ориентированной
- знаниевой
Ответ: личностно-ориентированной

Вопрос 12. Как расшифровывается аббревиатура «СРС» в образовательной деятельности?
- самостоятельная работа студента
- самостоятельное развитие студента
- система развития студентов
- ситуативная работа студента
Ответ: самостоятельная работа студента

Вопрос 13. При получении юридического образования у студентов российских вузов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности:
- аналитичность, точность, системность
- казуистичность, системность, точность
- условность, индуктивность, аналитичность
Ответ: аналитичность, точность, системность

Вопрос 14. Учебники, написанные римскими юристами и дающие систематический обзор действующего права, назывались
- институции
- дигесты
- спецификации
- суммы
Ответ: институции

Вопрос 15. Процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей, называется
- социализация
- обучение
- воспитание
- саморазвитие
Ответ: социализация

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Охарактеризуйте лекцию как форму обучения
Ответ: лекция – это форма обучения, предполагающая передачу информации (знаний) от преподавателя студентам.

Вопрос 2. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления.
Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права.

Вопрос 3. Юридическая профессия имеет долгую историю, обычно её ведут с Древнего Рима. Но первоначально в Древнем Риме юридическая деятельность была монополией______________.
Ответ: жреческих коллегий / жрецов / понтификов

Вопрос 4. Что такое целеполагание?
Ответ: целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них.

Вопрос 5. Методы, активизирующие визуальный канал восприятия информации – это методы _________________ обучения
Ответ: наглядного

Вопрос 6. Группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами и несущая коллективную ответственность за результат совместной деятельности – это ______________
Ответ: команда

Вопрос 7. Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для всего проекта задачи – это __________________.
Ответ: лидер команды

Вопрос 8. Что такое педагогика сотрудничества как подход к обучению?
Ответ: педагогика сотрудничества — это подход к обучению, построенный на креативности и диалоге между обучающимися и педагогом.

Вопрос 9. Назовите два любых «мягких» навыка, которые с точки зрения педагогики формируются посредством командной работы обучающихся над проектом
Ответ: умение работать в команде, коммуникативность, креативность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решение, работа с рисками

Вопрос 10. Как называется навык, который заключается в умении выстраивать оптимальную последовательность действий в ситуации педагогического взаимодействия для достижения наилучшего результата?
Ответ: планирование

Вопрос 11. В российском обществе в последнее десятилетие большое распространение получил следующий образовательный трек: уход после 9-го класса в СПО, получение профессии/специальности, а затем поступление в вуз на платной основе на заочную форму обучения. Назовите 2-3 причины популярности этого образовательного трека?
Ответ: снижение рисков поступления (поступление без сдачи ЕГЭ); более ранний выход на рынок труда; экономия средств при получении заочного образования.

Вопрос 12. Что преподавателю необходимо предоставить обучающимся для проведения ролевой игры (например, судебного заседания)?
Ответ: фабулу дела.

Вопрос 13. К какому типу и виду относится данное тестовое задание: «Восстановите последовательность в порядке возрастания тяжести разновидностей вины
самонадеянность
косвенный умысел
прямой умысел
небрежность»?
Ответ: тестовое задание закрытого типа на восстановление последовательности.

Вопрос 14. Метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические и глупые – это ____________.
Ответ: мозговой штурм

Вопрос 15. Какое влияние оказывает конструктивное решение конфликтов на педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса?
Ответ: улучшение отношений участников образовательного процесса

Вопрос 16. ______________ обучение в отличие от традиционного предполагает применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии.
Ответ: дистанционное

Вопрос 17. __________ - это контролируемая интеллектуальная дискуссия, которая проходит в группе по определённым правилам и на заданную в виде утверждения тему.
Ответ: дебаты

Вопрос 18. Традиционно подготовка юристов в России предполагает изучение истории отечественного и зарубежного права. Более того, студенты решают задачи на материале изучаемых памятников права. Какой навык формируется у студентов в этой ситуации?
Ответ: навык сопоставления фактических обстоятельств дела (изложенных в задаче) с нормой права, зафиксированной в тексте правового памятника.

Вопрос 19. С помощью каких оценочных средств можно проверить сформированность у студентов знаний об определенной предметной области?
Ответ: теоретические вопросы, тесты, доклады, рефераты

Вопрос 20. В чем состоит преимущество балльно-рейтинговой системы при работе со студенческой группой?
Ответ: стимулирование самостоятельной работы студентов (поскольку выполнение заданий позволяет студенту набрать требуемое для сдачи экзамена/зачета количество баллов)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Отлично - верно выполнено 85-100% заданий
Хорошо - верно выполнено 70-84% заданий
Удовлетворительно - верно выполнено 51-69% заданий
Неудовлетворительно - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Н. Протасов Актуальные проблемы теории права: что и как регулирует право : : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/518758
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под научной редакцией Р. С. Димухаметова Педагогика: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/513061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Э3 Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
Э4 Методика преподавания правовых дисциплин: курс на едином образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.