Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Техника подготовки и толкования правовых актов |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | v40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 95 | 95 | 95 | 95 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой
1.1. | Цель специального курса «Методика преподавания правовых дисциплин» состоит в освоении магистрантами теоретических и практических основ преподавания юридических дисциплин. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-2.1 | Знает основные стадии правоприменения. |
ПК-2.2 | Умеет применять нормативные правовые акты. |
ПК-2.3 | Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. |
УК-3 | Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
УК-3.1 | Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы. |
УК-3.2 | Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели. |
УК-3.3 | Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-3.1. Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы. ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | УК-3.2. Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели. ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | УК-3.3. Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели. ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика преподавания правовых дисциплин | ||||||
1.1. | Юридическое образование как профессиональное образование | Лекции | 3 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Юридическое образование как профессиональное образование | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Юридическое образование как профессиональное образование | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания | Лекции | 3 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания | Сам. работа | 3 | 13 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Этапы становления и развития отечественного юридического образования | Лекции | 3 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Этапы становления и развития отечественного юридического образования | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Этапы становления и развития отечественного юридического образования | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Понятие и виды форм преподавания правоведения | Лекции | 3 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Понятие и виды форм преподавания правоведения | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Понятие и виды форм преподавания правоведения | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Специфика правоведения как прикладной дисциплины | Лекции | 3 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Специфика правоведения как прикладной дисциплины | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Специфика правоведения как прикладной дисциплины | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий | Лекции | 3 | 1 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Игровые формы преподавания правовых дисциплин | Лекции | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Игровые формы преподавания правовых дисциплин | Практические | 3 | 2 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Игровые формы преподавания правовых дисциплин | Сам. работа | 3 | 19 | ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. экзамен |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2909 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. В соответствии с действующими в РФ федеральными государственными образовательными стандартами результатом получения высшего профессионального образования является набор компетенций, система которых включает в себя - универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции - общекультурные и профессиональные компетенции - общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции - общепрофессиональные и профессиональные компетенции Ответ: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции Вопрос 2. В Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 42 Конституции РФ, ____________ образование обязательно. - основное общее - среднее общее - среднее профессиональное - дошкольное общее Ответ: основное общее Вопрос 3. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение про дополнительное профессиональное образование: - к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование - к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование - к освоению дополнительных профессиональных программ лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование - к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование Ответ: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование Вопрос 4. Что из ниже перечисленного НЕ относится к группе общепрофессиональных компетенций, формируемых у выпускников при получении высшего образования по специальности «Судебная и прокурорская деятельность»? - Способен профессионально толковать нормы права - Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов - Способен участвовать в экспертной юридической деятельности - Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности Ответ: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности Вопрос 5. Перерыв между государственными аттестационными испытаниями (государственный экзамен и защита ВКР) должен быть продолжительностью не менее - 7 календарных дней - 12 календарных дней - 14 календарных дней - 30 календарных дней Ответ: 7 календарных дней Вопрос 6. Локальный нормативный акт, устанавливающий информацию о периодах осуществления видов учебной деятельности и периодах каникул, называется - учебный план - календарный учебный график - рабочая программа дисциплины - образовательная программа Ответ: календарный учебный график Вопрос 7. Как называется документ, содержащий перечень планируемых результатов обучения по дисциплине / модулю, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, содержание дисциплины / модуля, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий? - учебный план - календарный учебный график - рабочая программа дисциплины - образовательная программа Ответ: рабочая программа дисциплины Вопрос 8. Как называется локальный нормативный акт, который содержит перечень дисциплин / модулей, практик, аттестационных испытаний, государственной итоговой аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения? - учебный план - календарный учебный график - рабочая программа дисциплины - образовательная программа Ответ: учебный план Вопрос 9. Согласно ФЗ "Об образовании", существуют следующие формы обучения (выберите строчку, в которой все они названы и перечислены верно): - очная, очно-заочная, заочная формы - очная, вечерняя, заочная - дневная, вечерняя, заочная - очная и заочная Ответ: очная, очно-заочная, заочная формы Вопрос 10. «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация – юрист», утв. Минобразованием РФ 27 марта 2000 г. устанавливал, что выпускники, прошедшие обучение по программе подготовки юриста (специалиста юриспруденции), сдают не менее двух государственных экзаменов, один из которых был - теория государства и права - история государства и права России - гражданское право и процесс - уголовное право и процесс Ответ: теория государства и права Вопрос 11. Какая из перечисленных дисциплин не предусматривается действующим ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция"? - теория государства и права - криминология - уголовное право - социология Ответ: социология Вопрос 12. Выберите строчку, в которой описывается советское юридическое образование - университетоцентричность образования; наличие только очной формы обучения; платность обучения в качестве общего правила - превалирование заочной формы обучения; появление среднего профессионального юридического образования; изоляция образовательного пространства - возникновение негосударственных образовательных учреждений; сосуществование бюджетного и дополнительного наборов; наличие трех ступеней высшего профессионального образования Ответ: превалирование заочной формы обучения; появление среднего профессионального юридического образования; изоляция образовательного пространства Вопрос 13. Что из перечисленного НЕ относится к выпускным квалификационным работам относятся? - бакалаврская работа - дипломная работа - магистерская работа - курсовая работа Ответ: курсовая работа Вопрос 14. Согласно Приказу Минобрнауки от 12 сентября 2013 г., квалификация "юрист" присваивается лицу, закончившему следующие специальности высшего образования (выберите строку, в которой специальности перечислены верно и полно) - правовое обеспечение национальной безопасности, судебная и прокурорская деятельность, правоохранительная деятельность - правовое обеспечение национальной безопасности, судебная экспертиза, правоохранительная деятельность - юриспруденция, судебная экспертиза, правоохранительная деятельность - правовое обеспечение национальной безопасности, судебная экспертиза, юриспруденция Ответ: правовое обеспечение национальной безопасности, судебная и прокурорская деятельность, правоохранительная деятельность Вопрос 15. Что согласно действующему законодательству НЕ относится к контактной работе? - занятия лекционного типа - занятия семинарского типа - групповые консультации - самостоятельная работа студента Ответ: самостоятельная работа студента КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. В каком локальном нормативном акте образовательной организации указываются индикаторы достижения компетенций, составляющих результат получения высшего образования? Ответ: образовательная программа / основная профессиональная образовательная программа Вопрос 2. Что означает аббревиатура ФОС в образовательной деятельности? Ответ: фонд оценочных средств Вопрос 3. Какому принципу противоречат телесные наказания при осуществлении педагогической деятельности? Ответ: принципу гуманизма Вопрос 4. ___________ - это денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. Ответ: стипендия Вопрос 5. Как называется аттестация, которая представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы? Ответ: итоговая Вопрос 6. Что означает инклюзивность образования в соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ»? Ответ: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом индивидуальных возможностей в связи с состоянием здоровья / в связи с ОВЗ Вопрос 7. Локальные нормативные акты образовательной организации могут предусматривать отчисление студента из вуза при наступлении юридической ответственности за совершение им противоправного поступка в отношении университета, его обучающихся, работников. Отчисление студента из вуза по этому основанию является мерой ______________ ответственности. Ответ: дисциплинарной Вопрос 8. Можно ли взимать со студента плату за прохождение повторной промежуточной аттестации (ликвидацию долгов)? Ответ: Нет, это запрещено законодательно. Вопрос 9. Образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования осуществляется на ________ языке, если локальными нормативными актами организации не установлено иное. Ответ: русском / государственном языке РФ Вопрос 10. Как в российском законодательстве проводится разница между факультативными и элективными дисциплинами? Ответ: Факультативные дисциплины – это необязательные (с точки зрения освоения образовательной программы) дисциплины, элективные – это дисциплины, избираемые в обязательном порядке. Вопрос 11. Является ли обязательным условием поступления в магистратуру по направлению подготовки 40.01.04 «Юриспруденция» наличие квалификации бакалавра именно по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»? Ответ: Нет, не является. В магистратуру можно поступать на базе любого высшего образования. Вопрос 12. На какой документ опирается преподаватель вуза при планировании и организации учебного процесса по конкретной дисциплине? Ответ: рабочая программа соответствующей дисциплины Вопрос 13. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» есть определенная дата для начала учебного года по очной форме обучения. Что это за дата? Ответ: 1 сентября. Вопрос 14. Если студент имеет академическую задолженность (несданный зачет или экзамен), то он обязан её ликвидировать. Для этого образовательная организация организует первую и вторую повторные промежуточные аттестации. В чем своеобразие второй повторной промежуточной аттестации с точки зрения её субъектного состава? Ответ: вторая повторная промежуточная аттестация проводится комиссией (комиссионная пересдача). Вопрос 15. Студент Иванов не сдал экзамен по дисциплине «Теория государства и права» в летнюю сессии при обучении на первом курсе. У него образовалась академическая задолженность. Студент Иванов уверен, что право ликвидировать эту академическую задолженность у него есть весь период обучения в вузе. Он решил ликвидировать долг по этой дисциплине на четвертом курсе. Его одногруппники стали убежать его, что он не прав. Какие юридически значимые доводы они должны были бы ему предъявить? Ответ: нормативными правовыми актами установлен определенный срок, в течение которого студент может закрыть свой долг. По общему правилу, этот срок не может превышать один год после образования академической задолженности. Вопрос 16. Студент 5-го курса Петров в день, предшествующий государственному экзамену, ещё имел академическую задолженность (он не сдал два экзамена и один зачет). Может ли он быть допущен к государственному экзамену в такой ситуации? Ответ: Нет. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности. Вопрос 17. В АлтГУ для студентов, обучающихся по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», государственная итоговая аттестация предполагает сдачу государственного экзамена и ______________ Ответ: защиту ВКР (дипломной работы). Вопрос 18. Студент Иванов обучается на юриста по программе бакалавриата, студент Петров обучается на юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Между ними возник спор. Иванов убежден, что они получают образование одного уровня с точки зрения ФЗ «Об образовании», а Петров настаивает на том, что специалитет и магистратура составляют одну ступень высшего образования. Кто из них прав? Ответ: Прав студент Петров. Специалитет и магистратура действительно составляют одну ступень (уровень) высшего образования в РФ. Вопрос 19. Гражданин Иванов получил диплом бакалавра юриспруденции, при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Иванов претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (бакалавриат) за счет бюджетных средств? Ответ: Да, может. Бакалавриат и магистратура относятся к разным уровням высшего образования. Вопрос 20. Гражданин Петров получил диплом юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Петров претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (специалитет) за счет бюджетных средств? Ответ: Нет, не может. Специалитет и магистратура относятся к одному уровню высшего образования. Получить высшее образование каждого уровня за счёт государства можно только один раз. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Способность давать объективную оценку эффективности найденного решения, а также слаженности работы команды, - это - эмоциональный интеллект - креативность - критическое мышление - обучаемость Ответ: критическое мышление Вопрос 2. Численность обучающихся в учебных группах. согласно действующему законодательству, - устанавливается организацией самостоятельно - не может превышать 20 человек - не может превышать 40 человек - вообще не регламентируется Ответ: устанавливается организацией самостоятельно Вопрос 3. Позиция, при котором личность строит свой контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется - рационализм - эмпиризм - интуитивизм - мистицизм Ответ: эмпиризм Вопрос 4. Баранчук Н.А. и Утробин Г.Ф. определяют образование как «совокупность приобретаемых человеком определенных объема и сложности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций». К какому виду определений образования относится их дефиниция? - определение образования как результата - определение образования как процесса - определение образования как социального института - определение образования как услуги Ответ: определение образования как результата Вопрос 5. Результат образования мыслится как система компетенций в рамках следующей педагогической парадигмы: - компетентностной - личностно-ориентированной - культурологической - знаниевой (когнитивно-информационной) Ответ: компетентностной Вопрос 6. При получении какого образования человек приобретает навыки, необходимые для профессиональной деятельности в обществе? - профессионального образования - среднего общего образования - основного общего образования - дополнительного образования Ответ: профессионального образования Вопрос 7. Если индивид получает образование в ходе организованной учебной деятельности в рамках установленной формальной системы (с выдачей по итогам государственной итоговой аттестации документа государственного образца), то это означает, что он получает - формальное образование - неформальное образование - информальное образование - высшее образование Ответ: формальное образование Вопрос 8. Работа под руководством опытного специалиста на рабочем месте, в ходе которой индивид получает новые знания, умения и навыки при условии, что этот процесс не регламентирован нормативными правовыми актами и не сопровождается выдачей специальных документов об образовании, является примером - формального образования - неформального образования - информального образования - среднего профессионального образования Ответ: информального образования Вопрос 9. Антропоцентрированная трактовка образования предполагает, что - образование понимается как процесс, при котором общество через образование достигает своих целей - образование понимается как процесс воздействия на личность, при котором формируется личность, соответствующая общественным запросам - образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности - образование трактуется как процесс и результат передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей Ответ: образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности Вопрос 10. Что из ниже перечисленного НЕ относится к ситуациям педагогического взаимодействия, способствующих развитию и саморазвитию его субъектов? - лекционное занятие при получении профессионального образования - практическое занятие при получении профессионального образования - научное исследование под руководством преподавателя в вузе - регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе Ответ: регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе Вопрос 11. Признание за обучающимся права самостоятельно определять траекторию обучения, является характерной чертой ______________ парадигмы образования. - культурологической - компетентностной -личностно-ориентированной - знаниевой Ответ: личностно-ориентированной Вопрос 12. Как расшифровывается аббревиатура «СРС» в образовательной деятельности? - самостоятельная работа студента - самостоятельное развитие студента - система развития студентов - ситуативная работа студента Ответ: самостоятельная работа студента Вопрос 13. При получении юридического образования у студентов российских вузов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности: - аналитичность, точность, системность - казуистичность, системность, точность - условность, индуктивность, аналитичность Ответ: аналитичность, точность, системность Вопрос 14. Учебники, написанные римскими юристами и дающие систематический обзор действующего права, назывались - институции - дигесты - спецификации - суммы Ответ: институции Вопрос 15. Процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей, называется - социализация - обучение - воспитание - саморазвитие Ответ: социализация КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Охарактеризуйте лекцию как форму обучения Ответ: лекция – это форма обучения, предполагающая передачу информации (знаний) от преподавателя студентам. Вопрос 2. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления. Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права. Вопрос 3. Юридическая профессия имеет долгую историю, обычно её ведут с Древнего Рима. Но первоначально в Древнем Риме юридическая деятельность была монополией______________. Ответ: жреческих коллегий / жрецов / понтификов Вопрос 4. Что такое целеполагание? Ответ: целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них. Вопрос 5. Методы, активизирующие визуальный канал восприятия информации – это методы _________________ обучения Ответ: наглядного Вопрос 6. Группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами и несущая коллективную ответственность за результат совместной деятельности – это ______________ Ответ: команда Вопрос 7. Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для всего проекта задачи – это __________________. Ответ: лидер команды Вопрос 8. Что такое педагогика сотрудничества как подход к обучению? Ответ: педагогика сотрудничества — это подход к обучению, построенный на креативности и диалоге между обучающимися и педагогом. Вопрос 9. Назовите два любых «мягких» навыка, которые с точки зрения педагогики формируются посредством командной работы обучающихся над проектом Ответ: умение работать в команде, коммуникативность, креативность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решение, работа с рисками Вопрос 10. Как называется навык, который заключается в умении выстраивать оптимальную последовательность действий в ситуации педагогического взаимодействия для достижения наилучшего результата? Ответ: планирование Вопрос 11. В российском обществе в последнее десятилетие большое распространение получил следующий образовательный трек: уход после 9-го класса в СПО, получение профессии/специальности, а затем поступление в вуз на платной основе на заочную форму обучения. Назовите 2-3 причины популярности этого образовательного трека? Ответ: снижение рисков поступления (поступление без сдачи ЕГЭ); более ранний выход на рынок труда; экономия средств при получении заочного образования. Вопрос 12. Что преподавателю необходимо предоставить обучающимся для проведения ролевой игры (например, судебного заседания)? Ответ: фабулу дела. Вопрос 13. К какому типу и виду относится данное тестовое задание: «Восстановите последовательность в порядке возрастания тяжести разновидностей вины самонадеянность косвенный умысел прямой умысел небрежность»? Ответ: тестовое задание закрытого типа на восстановление последовательности. Вопрос 14. Метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические и глупые – это ____________. Ответ: мозговой штурм Вопрос 15. Какое влияние оказывает конструктивное решение конфликтов на педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса? Ответ: улучшение отношений участников образовательного процесса Вопрос 16. ______________ обучение в отличие от традиционного предполагает применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии. Ответ: дистанционное Вопрос 17. __________ - это контролируемая интеллектуальная дискуссия, которая проходит в группе по определённым правилам и на заданную в виде утверждения тему. Ответ: дебаты Вопрос 18. Традиционно подготовка юристов в России предполагает изучение истории отечественного и зарубежного права. Более того, студенты решают задачи на материале изучаемых памятников права. Какой навык формируется у студентов в этой ситуации? Ответ: навык сопоставления фактических обстоятельств дела (изложенных в задаче) с нормой права, зафиксированной в тексте правового памятника. Вопрос 19. С помощью каких оценочных средств можно проверить сформированность у студентов знаний об определенной предметной области? Ответ: теоретические вопросы, тесты, доклады, рефераты Вопрос 20. В чем состоит преимущество балльно-рейтинговой системы при работе со студенческой группой? Ответ: стимулирование самостоятельной работы студентов (поскольку выполнение заданий позволяет студенту набрать требуемое для сдачи экзамена/зачета количество баллов) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Отлично - верно выполнено 85-100% заданий Хорошо - верно выполнено 70-84% заданий Удовлетворительно - верно выполнено 51-69% заданий Неудовлетворительно - верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Н. Протасов | Актуальные проблемы теории права: что и как регулирует право : : учебное пособие для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | URL: https://urait.ru/bcode/518758 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под научной редакцией Р. С. Димухаметова | Педагогика: учебник и практикум для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | URL: https://urait.ru/bcode/513061 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: | |||
Э2 | Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru | |||
Э3 | Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru | |||
Э4 | Методика преподавания правовых дисциплин: курс на едином образовательном портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
100С | центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ. |