МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.юр.н, доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Социология права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Социология права" является формирование компетенций,закрепленных за соответствующей дисциплиной, необходимых для реализации задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1: Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
ПК-2.1: Знает основные стадии правоприменения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2: Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
ПК-2.2: Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3: Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.
ПК-2.3: Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел I. Вопросы теории и истории социологии права
1.1. Социология права как наука и учебная дисциплина Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Социология права как наука и учебная дисциплина Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Социология права как наука и учебная дисциплина Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Возникновение и развитие социологии права Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Возникновение и развитие социологии права Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Становление и развитие социологии права в России Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Становление и развитие социологии права в России Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Становление и развитие социологии права в России Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Лабораторный практикум "Конкретные социологические методики изучения права" Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Конкретные социологические методики изучения права Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел II. Социальные функции и социальный механизм действия права
2.1. Социологическое понимание права Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Социологическое понимание права Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Социологияеское понимание права Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Социология правосознания и правовая социализация Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Социология правосознания и правовая социализация Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Социология законодательства Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Социология законодательства Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Практическое занятие по решению задач по теме "Социология юридической деятельности" Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Социология юридической деятельности Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Социология преступности Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Социология преступности Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1142

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. С точки зрения юридической науки при познании закономерностей возникновения и развития государства принципиальное значение имеет выделение в истории человечества двух типов обществ (выберите строку с верным вариантом ответа):
А) безгосударственное и государственно-организованное
Б) военное и промышленное
В) открытое и закрытое
Г) общество механической солидарности и общество органической солидарности
Ответ: А

Вопрос 2. Выберите строчку, в которой верно перечислены все типы обществ с позиции формационного подхода:
А) первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое
Б) аграрное, индустриальное, информационное
В) открытое, закрытое
Г) военное, промышленное
Ответ: А

Вопрос 3. Выберите правильное определение:
Социальный статус индивида – это
А) положение индивида в обществе
Б) совокупность субъективных прав и юридических обязанностей индивида
Г) принадлежность индивида к определенному государству
Д) профессия индивида
Ответ: А

Вопрос 4. К всеобщим (философским) подходам к познанию разнообразия культур относится
А) диалектика
Б) моделирование
В) эксперимент
Г аналогия
Ответ: А

Вопрос 5. С точки зрения формационного подхода структура общества может быть описана через базис и надстройку. Укажите явление, которое в рамках этого мировоззрения, НЕ относится к числу надстроечных
А) религия
Б) право
В) государство
Г) производительные силы
Ответ: Г

Вопрос 6. Позиция, при котором личность строит свой познавательный контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется
А) рационализм
Б) эмпиризм
В) интуитивизм
Г) мистицизм
Ответ: эмпиризм

Вопрос 7. В духе марксистко-ленинской методологии все общества могут быть подразделены (выберите строку, фиксирующую правильный ответ):
А) классовые и бесклассовые
Б) кастовые и некастовые
В) сословные и бессословные
Г) богатые и бедные
Ответ: А

Вопрос 8. Формирование национальных государств характерно для
А) индустриального типа общества
Б) аграрного типа общества
В) информационного типа общества
Г) рабовладельческого типа общества
Ответ: А

Вопрос 9. К опасностям полиэтничности как фактора государственного развития, на которые обязательно должна реагировать правовая система страны (выберите два правильных варианта ответа), относятся:
А) межэтнические конфликты
Б) сепаратизм
В) этнокультурное многообразие
Г) языковое многообразие
Д) рост национального самосознания
Ответ: А, Б

Вопрос 10. Социальный и правовой статус человека соотносятся как
А) родовое и видовое понятие
Б) видовое и родовое понятие
В) совпадающие по смыслу, тождественные понятия
Г) антонимы
Ответ: А

Вопрос 11. Переходом индивида из одной системы культурных координат к другой объясняется преступное поведение одной из ниже названных концепций. Укажите её
А) теория дифференцированной ассоциации
Б) теория конфликта культур
В) марксистская теория
Г) теория стигматизации
Ответ: Б

Вопрос 12. Концепцию чистого и независимого социального права в XX в. разработал:
А) Роско Паунд
Б) Эмиль Дюркгейм
В) Ойген Эрлих
Г) Г.Д. Гурвич
Ответ: Г

Вопрос 13. Социальная власть в современном обществе, разделенном на социальные группы с разными интересами, осуществляется…
А) государством
Б) семьей
В) международным сообществом
Г) армией
Ответ: А

Вопрос 14. Направление деятельности государства, аккумулирующее его усилия по формированию интеллектуального, морального и религиозного облика общества, называется
А) культурная функция государства
Б) социальная функция государства
В) политическая функция государства
Г) экономическая функция государства
Ответ: А

Вопрос 15. Этническая политика, направленная на уничтожение определенной группы населения, выделяемой по расовым, этническим и другим признакам (а также на создание условий, активно препятствующих её самовоспроизводству и нормальному существованию, называется
А) геноцид
Б) апартеид
В) сепаратизм
Г) сегрегация
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Назовите универсальные социальные феномены, которые существуют в любом обществе, служат при этом обеспечению социального порядка и организации общественной жизни
Ответ: Власть и социальные нормы

Вопрос 2. Назовите главное (с правовой точки зрения) отличие сословно-кастового общества от гражданского общества.
Ответ: отсутствие правового равенства членов общества / отсутствие формально-юридического равенства

Вопрос 3. В истории человечества переход от сословного неравенства к принципу формально-юридического равенства связывают с эпохой Нового времени. Именно в это время были приняты два важнейших нормативных акта. Назовите их:
Ответ: Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.), Декларация независимости США (1776 г.)

Вопрос 4. Что является объектом исследования всех социальных наук?
Ответ: Общество

Вопрос 5. В трактовке Герберта Спенсера общество, устроенное как армия, характеризующееся приписанными статусами, действием запретительного права (охраняющего незыблемые социальные структуры и власть) называется ________
Ответ: военное

Вопрос 6. К какой сфере жизнедеятельности общества относится удовлетворение материальных потребностей людей?
Ответ: к сфере материального производства / к экономической сфере

Вопрос 7. Право не является единственным регулятором общественных отношений. Наряду с нормами права в системе социального нормативного регулирования присутствуют другие социальные нормы. Назовите их (по видам).
Ответ: нормы морали (моральные нормы / нормы нравственности / этические нормы), обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций (корпоративные нормы)

Вопрос 8. На правовой карте мира существует немало правовых систем, для которых первостепенное значение в регулировании общественных отношений играет религия. Как называются такие правовые системы?
Ответ: религиозные

Вопрос 9. Дайте определение власти
Ответ: власть – это такие отношения между социальными единицами, при которых поведение одних единиц зависит от поведения других единиц.

Вопрос 10. Ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Алтай устанавливает, что «государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки». Соответствует ли это положение Конституции РФ в части регламентации языкового разнообразия на территории страны?
Ответ: Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки.

Вопрос 11. Для Робинзона Крузо право не имело смысла до встречи с Пятницей. Почему?
Ответ: право возникает и функционирует в процессе социального взаимодействия / право регулирует общественные отношения, которые предполагаю существование, как минимум двух субъектов.

Вопрос 12. Перед вами общество, в котором сложившиеся ранее социальные нормы перестали работать, а новые ещё не сформировались, в этом обществе наблюдается дезорганизация сферы социального нормативного регулирования. Какое понятие для описания этого состояния нормативной сферы ввел фр. Социолог Эмил Дюркгейм? Были ли примеры подобного состояния в недавней отечественной истории?
Ответ: аномия; 1990-е годы

Вопрос 13. С точки зрения концепции «живого права» Ойгена Эрлиха правила поведения, действующие в преступном мире, являются правом в том смысле, что за ними явно просматривается принуждение и субъект (преступное сообщество), которое в состоянии их обеспечить. Можно ли согласиться с его концепцией, если рассматривать право сугубо формально-догматически?
Ответ: нельзя, формально-догматически право тожественно законодательству и ассоциируется только с одним субъектом принуждения – государством

Вопрос 14. Перед вами общество, в котором государство выражает волю класса рабовладельцев, а основной функцией государства является подавление сопротивления рабов. Определите тип этого общества с точки зрения формационного подхода
Ответ: рабовладельческое / эксплуататорское

Вопрос 15. Что объединяет сторонников теории инцеста, спортивной теории и ирригационной теории в их взглядах на происхождение государства?
Ответ: появление у общества некоторых специфических функций, для осуществления которых из общества был выделен государственный аппарат

Вопрос 16. После второй мировой войны для того, чтобы обезопасить себя от проникновения «подрывных» коммунистических идей, Запад стал проводить в отношении стран социалистического блока так называемую «политику сдерживания», одной из составляющих которой было создание справедливого и благополучного общества. Как это сказалось на эволюции внутренних функций западных государств?
Ответ: В системе их функций стала активно развиваться социальная функция государства.

Вопрос 17. В N-ном государстве власть перестала соответствовать общественным ожиданиям, социологические опросы стали показывать очень низкий уровень доверия к действиям и решениям руководства страны. Какое свойство эта государственная власть утратила?
Ответ: легитимность

Вопрос 18. В рамках какой теории происхождения государства высказан данный тезис – «Собственные государства способны создавать не все народы, а лишь высшие расы; расы рабов получают государство извне»?
Ответ: расовая теория

Вопрос 19. Согласно этой модели, общество рассматривается как большая семья, в которой правитель выполняет роль отца, а управляемые есть как бы его дети. Главная обязанность правителя заботится о своих «детях», главная обязанность подданных (граждан) – послушание. Как называется эта модель государственного управления?
Ответ: патерналистская

Вопрос 20. Данная правовая семья складывалась под сильным влиянием канонического права Римской церкви; ведь юридические приемы систематизации нормативного массива впервые были осуществлены именно Римской церковью, а затем вошли в обиход светского законодательства. О какой правовой семье идёт речь?
Ответ: романо-германской / континентальной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Расположите в верной последовательности стадии применения права:
А) установление фактический обстоятельств дела
Б) принятие решение по делу и его документальное оформление
В) выбор и анализ нормы права
Ответ: А, В, Б

Вопрос 2. Принцип доказанности при установлении фактических обстоятельств дела в процессе применения права означает, что
А) факты должны быть достоверными, соответствовать реальной действительности
Б) факты должны иметь отношение к этому делу
В) факты должны быть собраны полностью
Г) факты должны соответствовать рабочей гипотезе правоприменителя
Ответ: А

Вопрос 3. Выберите верное утверждение об акте применения права
А) содержит нормы права, адресованные кругу субъектов, определенных родовыми признаками
Б) содержит разъяснения норм права, адресованные правоприменителям
В) содержит индивидуальные правила поведения, адресованные конкретным субъектам
Г) содержит принципы права
Ответ:

Вопрос 4. Стадия применения права, на которой происходит сбор информации, имеющей отношение к рассматриваемому делу
А) выбор и анализ нормы права
Б) принятие решение
В) документальное оформление решения
Г) установление фактических обстоятельств дела

Вопрос 5. Сосед курит у себя на балконе. Дым попадает в квартиру сверху, где живет семья с детьми. Собственник квартиры обращается в суд с требованием выплатить компенсацию за причиненный вред от табачного дыма. Сосед снизу настаивает на том, что курение на балконе – это обычай, распространенный в российском обществе. Факт наличия вреда подтверждается выводами проведенной в рамках судебного дела экспертизы. Каким должно быть решение правоприменительного органа:
А) Отказать в удовлетворении требований, так как балкон является частной собственностью, следовательно, каждый вправе использовать свою собственность любым способом.
Б) Удовлетворить требования, так как каждый вправе использовать свою собственность любым способом, не наносящим вред иным лицам.
В) Передать дело на рассмотрение управляющей компании.
Ответ: Б

Вопрос 6. В предложенном перечне выберите правовой акт, который НЕ является актом применения права
А) приговор суда
Б) решение суда
В) постановление о возбуждении уголовного дела
Г) уголовный закон
Ответ: Г

Вопрос 7. Как соотносятся понятия «социальная норма» и «правовая норма»?
А) родовое и видовое понятие
Б) видовое и родовое понятие
В) совпадающие по смыслу, тождественные понятия
Г) антонимы
Ответ: А

Вопрос 8. Выберите случай, который с точки зрения теории права является примером не просто реализации права, а именно его применения:
А) создание художественного произведения
Б) переход дороги в установленном месте на зеленый сигнал светофора
В) раздел имущества супругов в судебном порядке
Г) выполнение обязанностей по трудовому договору
Ответ: В

Вопрос 9. Выберите единственный признак из числа перечисленных, который отличает правоприменительную деятельность от правотворческой:
А) государственно-властный характер деятельности
Б) осуществление специальными уполномоченными субъектами
В) реализация в особых процедурных формах
Г) специфика ситуации, на которую ориентирована деятельность
Ответ: Г

Вопрос 10. При применении права российские юристы демонстрируют определенный стиль правового мышления, для которого НЕ характерно:
А) дедуктивность, мышление от общего к частному
Б) представление об однозначном смысле законов, выявляемом посредством толкования
В) опора на абстрактные понятия
Г) казуистичность
Ответ: Г

Вопрос 11. Выберите строчку, в которой правильно отражена видовая принадлежность приговора мирового судьи с точки зрения значения, характера правового воздействия и порядка принятия:
А) Основной, охранительный, единоличный
Б) Вспомогательный, охранительный, единоличный
В) Основной, регулятивный, коллегиальный
Г) Вспомогательный, регулятивный, единоличный
Ответ: А

Вопрос 12. Выберите отрасли права, которые НЕ являются материальными с позиции юридической науки?
А) гражданское
Б) трудовое
В) семейное
Г) гражданское процессуальное право

Вопрос 13. Государственная Дума РФ принимает Постановление о лишении депутатской неприкосновенности депутата Иванова. С точки зрения теории права этот акт
А) нормативный
Б) нормативный правовой
В) правоприменительный
Г) интерпретационный
Ответ: В

Вопрос 14. Выберите отрасль права, нормы которой обязательно должны быть применены в ситуации оспаривания заключенного договора поставки меховых шапок
А) гражданское право
Б) земельное право
В) уголовное право
Г) трудовое право
Ответ: А

Вопрос 15. Применение правовой нормы, улучшающей положение лица, совершившего правонарушение, к общественным отношениям, возникшим до вступления в силу данной нормы, называется ________________.
Ответ: обратная сила закона.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Дайте определение применения права.
Ответ: применение права – это властная деятельность уполномоченного на то государственного или иного органа, состоящая в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесения по нему индивидуального решения.

Вопрос 2. Как происходит конкретизация норм уголовного права при вынесении обвинительного приговора в адрес конкретного лица?
Ответ: определяется вид и мера наказания

Вопрос 3. Какой круг фактических обстоятельств подлежит установлению на первой стадии правоприменения при расследовании преступления?
Ответ: лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины и другие обстоятельства.

Вопрос 4. Какой круг фактических обстоятельств подлежит установлению на первой стадии правоприменения при рассмотрении судом гражданско-правового спора?
Ответ: обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и другие обстоятельства.

Вопрос 5. На какой стадии правоприменения нормы права подвергаются толкованию?
Ответ: на стадии выбора и анализа нормы права

Вопрос 6. Принцип ________ судебной практики выражается в единообразном применении и толковании судами норм материального и процессуального права.
Ответ: единства / единообразия

Вопрос 7. Для преодоления пробелов в частно-правовых отраслях права правоприменитель обладает двумя основными правовыми средствами. Назовите их.
Ответ: аналогия закона, аналогия права

Вопрос 8. Что регулируют отрасли процессуального права?
Ответ: Они регулируют процесс судопроизводства.

Вопрос 9. При применении норм уголовного права правоприменитель касаемо фактических обстоятельств дела должен установить все элементы ______________ преступления.
Ответ: состава

Вопрос 10. Назовите основные ситуации, когда требуется применение права.
Ответ: при совершении правонарушения, при возникновении спора о праве, при удостоверении фактов, имеющих юридическое значение.

Вопрос 11. Гражданин Иванов, возмущенный до глубины души регулярным курением своего соседа возле подъезда, решил изучить законодательство. Он вычитал, что статьей 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за курение в общественном месте в виде штрафа в размере от 500 до 3 тыс. рублей. Гражданин Иванов нашел в сети Интернет образец постановления о наложении штрафа и заполнил его применительно к соседу, соответствующую бумагу отдал курильщику лично в руки. Что не так в этой ситуации с точки зрения теории права и действующего законодательства?
Ответ: правоприменение – деятельность уполномоченного на то государственного или иного органа; гражданин Иванов не может применить нормы права о привлечении к административной ответственности за курение в неположенных местах, так как не входит в круг субъектов, обозначенных КоАП.

Вопрос 12. Невеста пришла на церемонию заключения брака в обычном деловом костюме. Мать жениха стала требовать от органа записи актов гражданского состояния отказать брачующимся в заключении брака, так по их национальным обычаям невеста должна быть в национальном костюме. ЗАГС отказал ей в её требованиях. Правильно ли его решение? Прокомментируйте эту ситуацию с точки зрения соотношения правовых и иных социальных норм?
Ответ: Решение ЗАГСа правильное / внешний вид невесты не относится к основаниям отказа в заключении брака. Ситуация иллюстрирует случай, как по-разному оценивается одно и то же поведение разными социальными нормами – для права оно безразличен, для обычая имеет значение.

Вопрос 13. Коровин совершил кражу совместно с Быковым. На момент совершения преступления Коровин достиг 15 лет, а Быков – 13 лет. Правильно суд применил нормы уголовного права и квалифицировал действия Коровина и Быкова как совершение кражи по предварительному сговору группой лиц?
Ответ: нет, так как Быков не является субъектом преступления – он ещё не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность за такого рода деяния – 14 лет.

Вопрос 14. Гражданин Иванов совершил преступление на воздушном морском судне, приписанном к порту Российской Федерации, в открытом море. Узнав, что он подлежит уголовной ответственности по законодательству РФ, гражданин Иванов был изумлен. По его мнению, в момент совершения деяния он не находился на территории какого-либо государства. «Где вы видите здесь суши, землю, границу», - кричал он. Какое важное правило для применения закона в пространстве не знает гражданин, описанный в задаче?
Ответ: Пространственные пределы действия закона охватывают всю территорию страны – не только фактическую, но и юрисдикционную.

Вопрос 15. В 2001 г. Южно-Сахалинский городской суд удовлетворил жалобу гражданки Малахович и признал решение приходского собрания православной религиозной организации Южно-Сахалинской и Курильской об отлучении её от Церкви Малахович Т.Г. незаконным. При этом суд ссылался на положения ст.28 Конституции РФ, ст.ст.1, 2, 3, 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и исходил из того, что отлучение от Церкви не может применяться, поскольку нарушает права человека и гражданина на свободу вероисповедания совместно с другими лицами. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда нашла решение подлежащим отмене в связи с неправильным толкованием норм материального права. Судебная коллегия пришла к выводу, что заявление Малахович не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В чем состояла ошибка применения права городским судом (в контексте соотношения правовых и внутриорганизационных норм религиозного объединения)?
Ответ: Деятельность религиозных объединений и отношения между членами этих объединений регулируется их внутренними установлениями и уставами в той правовой рамке, которая установлена законодательством.

Вопрос 16. Для американского правового реализма характерно представление, что право есть решение судьи (правоприменителя). В своей крайней версии правовой реализм утверждает, что никакого права до вынесения судьей решения не существует. Оцените этот взгляд на право с позиции российского законодательства.
Ответ: Российское законодательство исходит из того, что принцип законности (строго и неукоснительного соблюдения законов) является основным принципом деятельности органов публичной власти, в том числе судов и иных органов, занимающихся применением права.

Вопрос 17. Как правоприменитель, работающий в органах записи актов гражданского состояния, устанавливая фактические обстоятельства в ситуации регистрации брака между гражданами РФ, проверяет факт достижения заявителями брачного возраста?
Ответ: смотрит паспорт

Вопрос 18. Судья столкнулся с пробелом в праве. Для разрешения ситуации он применил норму права, регулирующую схожее общественное отношение. Судья устранил пробел в праве или нет?
Ответ: Нет, судья восполнил пробел в праве на основе аналогии закона. Пробел в праве устраняется в результате правотворчества.

Вопрос 19. 14 мая 2021 г. в районный суд г. N поступило заявление от жильца дома по ул. Матросова, в которой он обжаловал решение клуба собаководов от 3 мая 2021 г. об устройстве во дворе его дома площадки для выгула и дрессировки собак. В заявление было указано, что данное решение создает препятствие к осуществлению им права на отдых, а также угрозу для жизни и здоровья жильцов. Суд согласился с доводами заявителя. Прокомментируйте решение суда, основываясь на соотношения правовых норм и норм общественных организаций.
Ответ: Решение суда правильное – общественные организации, устанавливая внутриорганизационные правила поведения, не могут нарушать законодательство РФ.

Вопрос 20. В г. Магнитогорске шестнадцатилетний подросток нанес своему однокласснику ножевые ранения, от которых одноклассник скончался. Применимы ли в данной ситуации нормы уголовного права РФ и почему?
Ответ: да, так как субъект достиг возраста уголовной ответственности за данный состав преступления.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите универсальные социальные феномены, которые существуют в любом обществе, служат при этом обеспечению социального порядка и организации общественной жизни
2. Назовите главное (с правовой точки зрения) отличие сословно-кастового общества от гражданского общества.
3. В истории человечества переход от сословного неравенства к принципу формально-юридического равенства связывают с эпохой Нового времени. Именно в это время были приняты два важнейших нормативных акта. Назовите их:
4. Что является объектом исследования всех социальных наук (в том числе социологии и правоведения)?
6. К какой сфере жизнедеятельности общества относится удовлетворение материальных потребностей людей?
7. Право не является единственным регулятором общественных отношений. Наряду с нормами права в системе социального нормативного регулирования присутствуют другие социальные нормы. Назовите их (по видам).
8. На правовой карте мира существует немало правовых систем, для которых первостепенное значение в регулировании общественных отношений играет религия. Как называются такие правовые системы?
9. Дайте определение власти
10. На какой стадии правоприменения нормы права подвергаются толкованию, в том числе социологически?
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Алтай устанавливает, что «государственными языками в Республике Алтай являются алтайский и русский языки». Соответствует ли это положение Конституции РФ в части регламентации языкового разнообразия на территории страны?
2. Для Робинзона Крузо право не имело смысла до встречи с Пятницей. Почему?
3. Перед вами общество, в котором сложившиеся ранее социальные нормы перестали работать, а новые ещё не сформировались, в этом обществе наблюдается дезорганизация сферы социального нормативного регулирования. Какое понятие для описания этого состояния нормативной сферы ввел фр. Социолог Эмил Дюркгейм? Были ли примеры подобного состояния в недавней отечественной истории?
4. С точки зрения концепции «живого права» Ойгена Эрлиха правила поведения, действующие в преступном мире, являются правом в том смысле, что за ними явно просматривается принуждение и субъект (преступное сообщество), которое в состоянии их обеспечить. Можно ли согласиться с его концепцией, если рассматривать право сугубо формально-догматически?
5. Согласно этой модели, общество рассматривается как большая семья, в которой правитель выполняет роль отца, а управляемые есть как бы его дети. Главная обязанность правителя заботится о своих «детях», главная обязанность подданных (граждан) – послушание. Как называется эта модель государственного управления?
6. Гражданин Иванов, возмущенный до глубины души регулярным курением своего соседа возле подъезда, решил изучить законодательство. Он вычитал, что статьей 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за курение в общественном месте в виде штрафа в размере от 500 до 3 тыс. рублей. Гражданин Иванов нашел в сети Интернет образец постановления о наложении штрафа и заполнил его применительно к соседу, соответствующую бумагу отдал курильщику лично в руки. Что не так в этой ситуации с точки зрения теории права и действующего законодательства?
7. Невеста пришла на церемонию заключения брака в обычном деловом костюме. Мать жениха стала требовать от органа записи актов гражданского состояния отказать брачующимся в заключении брака, так по их национальным обычаям невеста должна быть в национальном костюме. ЗАГС отказал ей в её требованиях. Правильно ли его решение? Прокомментируйте эту ситуацию с точки зрения соотношения правовых и иных социальных норм?
8. В 2001 г. Южно-Сахалинский городской суд удовлетворил жалобу гражданки Малахович и признал решение приходского собрания православной религиозной организации Южно-Сахалинской и Курильской об отлучении её от Церкви Малахович Т.Г. незаконным. При этом суд ссылался на положения ст.28 Конституции РФ, ст.ст.1, 2, 3, 15 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и исходил из того, что отлучение от Церкви не может применяться, поскольку нарушает права человека и гражданина на свободу вероисповедания совместно с другими лицами. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда нашла решение подлежащим отмене в связи с неправильным толкованием норм материального права. Судебная коллегия пришла к выводу, что заявление Малахович не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В чем состояла ошибка применения права городским судом (в контексте соотношения правовых и внутриорганизационных норм религиозного объединения)?
9. Для американского правового реализма характерно представление, что право есть решение судьи (правоприменителя). В своей крайней версии правовой реализм утверждает, что никакого права до вынесения судьей решения не существует. Оцените этот взгляд на право с позиции российского законодательства.
10. 14 мая 2021 г. в районный суд г. N поступило заявление от жильца дома по ул. Матросова, в которой он обжаловал решение клуба собаководов от 3 мая 2021 г. об устройстве во дворе его дома площадки для выгула и дрессировки собак. В заявление было указано, что данное решение создает препятствие к осуществлению им права на отдых, а также угрозу для жизни и здоровья жильцов. Суд согласился с доводами заявителя. Прокомментируйте решение суда, основываясь на соотношения правовых норм и норм общественных организаций.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко Социология права : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/512367
Л1.2 С. А. Бурцев, П. С. Самыгин, О. В. Степанов ; под общей редакцией П. С. Самыгина Социология права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/517730
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник и практимум для вузов Москва: Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/510831
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
Э4 Социология права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1142 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическим занятиям по дисциплине рекомендуется начинать с повторения лекционного материала по теме предстоящего занятия. После этого рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами по теме и иными практическими источниками (практика судебных и иных государственных органов, статистика и т.п.). Только после этого необходимо приступать к ознакомлению с теоретическими источниками (монографиями, учебниками, статьями и т.п.). Такой порядок позволит студентам отсеять теоретические источники, содержащие устаревшую информацию. Завершив освоение практических и теоретических источников необходимо приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Если конкретное занятие предусматривает выполнение практического задания или теста, то это необходимо делать после завершения работы над теоретическими вопросами.
Подготовка к зачету следует начинать с повторения лекционного материала и материала, рассмотренного на практических занятиях. После этого необходимо повторно посмотреть нормативные правовые акты на предмет актуальности имеющихся у обучающихся знаний. Только после этого рекомендуется ознакомление с теоретическими источниками.

Кроме того, важно учитывать связь этого курса с социологией и при подготовке ряда вопросов ориентироваться прежде всего на накопленные ею знания (относительно, например, понятия социального института, природы общественного мнения, понятия и форм социализации личности, понятия социальной роли и т.д.). В то же время студентам необходимо помнить о «несовпадении» социологической трактовки тех или иных понятий (право, функции права, толкование права, преступность и т.д.) с их юридической трактовкой, представления о которой приобретаются ими в рамках курса по теории государства и права. Студент должен обращать особое внимание на сопоставление результатов теоретико-правовых и социолого-правовых исследований одних и тех же явлений, видеть сходства и отличия, а также понимать причины этих отличий.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Социология права» завершается зачетом.