МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые акты государства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовые акты государства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистранта комплексного представления о правовых актах государства и навыков использования этой информации в сфере правоприменения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-1.1 Знает основные стадии нормотворчества.
ПК-1.2 Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
ПК-1.3 Владеет навыками формулирования юридических дефиниций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основные стадии нормотворчества.


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками формулирования юридических дефиниций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы правового акта
1.1. Понятие и виды правовых актов Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и виды правовых актов Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и виды правовых актов Сам. работа 4 14 Л1.1, Л2.1
1.4. Значение правового акта в механизме правового регулирования Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Значение правового акта в механизме правового регулирования Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Значение правового акта в механизме правового регулирования Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правовые акты в российской правовой системе
2.1. Система правовых актов органов государственной власти РФ Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Система правовых актов органов государственной власти РФ Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Система правовых актов органов государственной власти РФ Сам. работа 4 15 Л1.1, Л2.1
2.4. Правотворческая и правоприменительнная практика как основа создания системы правовых актов органов государственной власти РФ Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Правотворческая и правоприменительнная практика как основа создания системы правовых актов органов государственной власти РФ Практические 4 4 Л1.1, Л2.1
2.6. Правотворческая и правоприменительнная практика как основа создания системы правовых актов органов государственной власти РФ Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 – Способен разрабатывать нормативные правовые акты


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что является заключительным этапом правотворческого процесса?
а) законодательная инициатива
б) разработка законопроекта
в )принятие нормативно-правового акта
г) официальное опубликование документа
Ответ: г

Вопрос 2. Основной законодательной палатой Федерального Собрания РФ является:
а) Государственная Дума
б) Совет Федерации
в) Аппарат Государственной Думы
г) Правительство РФ
Ответ: а

Вопрос 3. Что НЕ является принципом правотворчества?
а) демократизм
б) равноправие
в) законность
г) научный характер
Ответ: б

Вопрос 4. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «законотворчество»?
а) правотворчество шире, чем законотворчество
б) являются синонимами
в) правотворчество уже, чем законотворчество
г) вне ответы неправильные
Ответ: а

Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении?
а) юридический документ
б) устное соглашение
в) негласное правило
г) договор между людьми
Ответ: а

Вопрос 6. Для какой правовой системы характерно использование понятия «нормативно-правовой акт» для обозначения позитивного права:
б) правовой системы Израиля
в) правовой системы России
г) правовой системы Великобритании
д) правовой системы Франции
Ответ: в

Вопрос 7. Монополия на правотворчество рассматривается как признак
а) ООН
б) армии
в) народа
г) государства
Ответ: г

Вопрос 8. Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов НЕ относится к подзаконным:
а) Конституция;
б) указ президента;
в) постановление правительства;
г) приказ министра.
Ответ: а

Вопрос 9. Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу:
а) законы;
б) указы;
в) постановления;
г) распоряжения.
Ответ: а

Вопрос 10. Что НЕ относится к источникам права?
а) нормативно-правовой акт
б) законопроект
в) судебный прецедент
г) правовой обычай
Ответ: б

Вопрос 11.Что не является нормативно-правовым актом?
а) решение профсоюзного комитета
б) постановление правительства
в) конституция
г) все перечисленные
Ответ: а

Вопрос 12.Что является формой права?а) разновидность праваб) внешнее выражение права в) процесс создание праваг) соблюдение права
Ответ: б

Вопрос 13. Какой из источников права является результатом правотворчества?
а) правовая доктрина;
б) правовой обычай;
в) нормативно-правовой акт;
г) принцип международного права
Ответ: в

Вопрос 14. Какой из перечисленных должностных лиц и органов РФ НЕ обладает правом законодательной инициативы?
а) сенаторы Совета Федерации
б) депутаты Государственной Думы РФ
в) Верховный Суд РФ
г) генеральный прокурор РФ
Ответ: г

Вопрос 15. Какой подзаконный акт в РФ имеет высшую юридическую силу?
а) Постановление Правительства РФ
б) Указ Президента РФ
в) Постановление Администрации Алтайского края
г) Приказ директора юридического института АлтГУ
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. __________________ – основные идеи, исходные положения, связанные с изданием, изменением либо отменой норм права
Ответ: Принципы правотворчества

Вопрос 2. Как называется официальный акт правотворчества компетентного органа, содержащий правовые нормы.
Ответ: нормативный правовой акт

Вопрос 3. Является ли гражданско-правовой договор нормативным правовым актом?
Ответ: нет (не является)

Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения?
Ответ: локальный

Вопрос 5. На какие виды подразделяются нормативно-правовые акты зависимости от юридической силы?
Ответ: На законы и подзаконные акты

Вопрос 6. Назовите правовую семью, в которой нормативно-правовой акт является основным источником права?
Ответ: романо-германская правовая семья


Вопрос 7.В какой правовой семье придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с нормативно-правовым актом, принимаемым парламентом?
Ответ: Англосаксонская правовая семья / англо-американская правовая семья / семья общего права

Вопрос 8. Принцип ____________как принцип правотворчества – это открытость процесса принятия нормативно-правового акта для общества.Ответ: гласности
Вопрос 9. Как называются нормативно-правовые акты Правительства РФ?
Ответ: Постановления

Вопрос 10. Федеральное Собрание является представительным и _______________органом Российской Федерации.
Ответ: законодательным

Вопрос 11. Правительство относиться к ____________ ветви власти, но может принимать нормативно-правовые акты.
Ответ: исполнительной

Вопрос 12. Правительство Российской Федерации принимает ______________ и распоряжения
Ответ: постановления

Вопрос 13. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ вопрос регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина находится в ведении ______________________
Ответ: Российской Федерации

Вопрос 14. Как называет законодательный орган Алтайского края?
Ответ: Алтайское краевое Законодательное Собрание

Вопрос 15. Председатель Правительства РФ организует работу Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ, указами, распоряжениями и ____________Президента РФ.
Ответ: поручениями

Вопрос 16. ______________ государственные органы – органы, осуществляющие свою деятельность в какой-либо определенной сфере (министерства, службы, агентства)
Ответ: Специальные

Вопрос 17. _________________государственные органы – органы, решения которых принимаются законодательно установленным количеством голосов членов данного органа
Ответ: коллегиальные

Вопрос 18. Из каких палат состоит Федеральное Собрание РФ?
Ответ: Государственная Дума и Совет Федерации

Вопрос 19. Кем могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ РФ, указам и распоряжениям Президента РФ?
Ответ: Президентом РФ

Вопрос 20. Как называются члены Совета Федерации?
Ответ: сенаторы Российской Федерации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. А. Федорченко, Е. В. Федорченко Правовое пространство: концептуальные теоретические основы : монография Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://www.urait.ru/bcode/517576
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office;
7-Zip;
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).
Курс в Moodle (Правовые акты): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6231

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tgip.worldpress.com, на сайте образовательного портала «Юридическая Россия», Научной электронной библиотеки e-library.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Прежде чем приступить к изучению источника, необходимо ознакомиться в соответствующим разделом учебника и лекционным материалом.
Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.