Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Техника подготовки и толкования правовых актов |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой
1.1. | формирование у магистранта комплексного представления о правовых актах государства и навыков использования этой информации в сфере правоприменения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | Способен разрабатывать нормативные правовые акты |
ПК-1.1 | Знает основные стадии нормотворчества. |
ПК-1.2 | Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов. |
ПК-1.3 | Владеет навыками формулирования юридических дефиниций. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает основные стадии нормотворчества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-1.3. Владеет навыками формулирования юридических дефиниций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы правового акта | ||||||
1.1. | Понятие и виды правовых актов | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Понятие и виды правовых актов | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Понятие и виды правовых актов | Сам. работа | 4 | 14 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Значение правового акта в механизме правового регулирования | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Значение правового акта в механизме правового регулирования | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.6. | Значение правового акта в механизме правового регулирования | Сам. работа | 4 | 16 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Правовые акты в российской правовой системе | ||||||
2.1. | Система правовых актов органов государственной власти РФ | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | Система правовых актов органов государственной власти РФ | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Система правовых актов органов государственной власти РФ | Сам. работа | 4 | 15 | Л1.1, Л2.1 | |
2.4. | Правотворческая и правоприменительнная практика как основа создания системы правовых актов органов государственной власти РФ | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.5. | Правотворческая и правоприменительнная практика как основа создания системы правовых актов органов государственной власти РФ | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
2.6. | Правотворческая и правоприменительнная практика как основа создания системы правовых актов органов государственной власти РФ | Сам. работа | 4 | 16 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 – Способен разрабатывать нормативные правовые акты ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Что является заключительным этапом правотворческого процесса? а) законодательная инициатива б) разработка законопроекта в )принятие нормативно-правового акта г) официальное опубликование документа Ответ: г Вопрос 2. Основной законодательной палатой Федерального Собрания РФ является: а) Государственная Дума б) Совет Федерации в) Аппарат Государственной Думы г) Правительство РФ Ответ: а Вопрос 3. Что НЕ является принципом правотворчества? а) демократизм б) равноправие в) законность г) научный характер Ответ: б Вопрос 4. Как соотносятся понятия «правотворчество» и «законотворчество»? а) правотворчество шире, чем законотворчество б) являются синонимами в) правотворчество уже, чем законотворчество г) вне ответы неправильные Ответ: а Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении? а) юридический документ б) устное соглашение в) негласное правило г) договор между людьми Ответ: а Вопрос 6. Для какой правовой системы характерно использование понятия «нормативно-правовой акт» для обозначения позитивного права: б) правовой системы Израиля в) правовой системы России г) правовой системы Великобритании д) правовой системы Франции Ответ: в Вопрос 7. Монополия на правотворчество рассматривается как признак а) ООН б) армии в) народа г) государства Ответ: г Вопрос 8. Какой из перечисленных ниже нормативно-правовых актов НЕ относится к подзаконным: а) Конституция; б) указ президента; в) постановление правительства; г) приказ министра. Ответ: а Вопрос 9. Назовите нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу: а) законы; б) указы; в) постановления; г) распоряжения. Ответ: а Вопрос 10. Что НЕ относится к источникам права? а) нормативно-правовой акт б) законопроект в) судебный прецедент г) правовой обычай Ответ: б Вопрос 11.Что не является нормативно-правовым актом? а) решение профсоюзного комитета б) постановление правительства в) конституция г) все перечисленные Ответ: а Вопрос 12.Что является формой права?а) разновидность праваб) внешнее выражение права в) процесс создание праваг) соблюдение права Ответ: б Вопрос 13. Какой из источников права является результатом правотворчества? а) правовая доктрина; б) правовой обычай; в) нормативно-правовой акт; г) принцип международного права Ответ: в Вопрос 14. Какой из перечисленных должностных лиц и органов РФ НЕ обладает правом законодательной инициативы? а) сенаторы Совета Федерации б) депутаты Государственной Думы РФ в) Верховный Суд РФ г) генеральный прокурор РФ Ответ: г Вопрос 15. Какой подзаконный акт в РФ имеет высшую юридическую силу? а) Постановление Правительства РФ б) Указ Президента РФ в) Постановление Администрации Алтайского края г) Приказ директора юридического института АлтГУ Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. __________________ – основные идеи, исходные положения, связанные с изданием, изменением либо отменой норм права Ответ: Принципы правотворчества Вопрос 2. Как называется официальный акт правотворчества компетентного органа, содержащий правовые нормы. Ответ: нормативный правовой акт Вопрос 3. Является ли гражданско-правовой договор нормативным правовым актом? Ответ: нет (не является) Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения? Ответ: локальный Вопрос 5. На какие виды подразделяются нормативно-правовые акты зависимости от юридической силы? Ответ: На законы и подзаконные акты Вопрос 6. Назовите правовую семью, в которой нормативно-правовой акт является основным источником права? Ответ: романо-германская правовая семья Вопрос 7.В какой правовой семье придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с нормативно-правовым актом, принимаемым парламентом? Ответ: Англосаксонская правовая семья / англо-американская правовая семья / семья общего права Вопрос 8. Принцип ____________как принцип правотворчества – это открытость процесса принятия нормативно-правового акта для общества.Ответ: гласности Вопрос 9. Как называются нормативно-правовые акты Правительства РФ? Ответ: Постановления Вопрос 10. Федеральное Собрание является представительным и _______________органом Российской Федерации. Ответ: законодательным Вопрос 11. Правительство относиться к ____________ ветви власти, но может принимать нормативно-правовые акты. Ответ: исполнительной Вопрос 12. Правительство Российской Федерации принимает ______________ и распоряжения Ответ: постановления Вопрос 13. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ вопрос регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина находится в ведении ______________________ Ответ: Российской Федерации Вопрос 14. Как называет законодательный орган Алтайского края? Ответ: Алтайское краевое Законодательное Собрание Вопрос 15. Председатель Правительства РФ организует работу Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ, указами, распоряжениями и ____________Президента РФ. Ответ: поручениями Вопрос 16. ______________ государственные органы – органы, осуществляющие свою деятельность в какой-либо определенной сфере (министерства, службы, агентства) Ответ: Специальные Вопрос 17. _________________государственные органы – органы, решения которых принимаются законодательно установленным количеством голосов членов данного органа Ответ: коллегиальные Вопрос 18. Из каких палат состоит Федеральное Собрание РФ? Ответ: Государственная Дума и Совет Федерации Вопрос 19. Кем могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ РФ, указам и распоряжениям Президента РФ? Ответ: Президентом РФ Вопрос 20. Как называются члены Совета Федерации? Ответ: сенаторы Российской Федерации КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. Н. Селютина, В. А. Холодов | Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | www.urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. А. Федорченко, Е. В. Федорченко | Правовое пространство: концептуальные теоретические основы : монография | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | https://www.urait.ru/bcode/517576 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows; Microsoft Office; 7-Zip; AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru). Курс в Moodle (Правовые акты): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6231 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tgip.worldpress.com, на сайте образовательного портала «Юридическая Россия», Научной электронной библиотеки e-library.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ. Прежде чем приступить к изучению источника, необходимо ознакомиться в соответствующим разделом учебника и лекционным материалом. Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради. |