МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональная модель политолога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст. преподаватель, Качусов Дмитрий Анатольевич

Рецензент(ы):
к.полит. н., доцент, Асеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Профессиональная модель политолога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., зав. кафедрой Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.целью дисциплины «Профессиональная модель политолога» является формирование у студентов целостного представления о возможных сферах деятельности выпускника по специальности "политология", предварительное знакомство с политикой, ее интерпретациями, политической наукой и ее современными достижениями, спецификой формирования политологического образования в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
ПК-1.1 Осуществляет планирова ние, разработку и участие в приня тии политико-управленческих ре шений в органах государственной власти и местном самоуправлении в аппаратах политических партий и общественно-политических объ единений, органах местного само управления, международных орга низациях
ПК-1.2 Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организа циями сферы бизнеса и обще ственными организациями
ПК-1.3 Организует и проводит мероприятия общественно политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4 Готовит проекты офици альных документов, в том числе соглашений, договоров, аналити ческие доклады, презентации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.эволюцию представлений о политике; цели и функции профессий политолога; особенности становления политологического образования в России; цели деятельности в различных сферах профессии политолога; способы, особенности самообразования и возможные институциональные формы повышения квалификации в различных сферах деятельности политолога; перспективы профессионального развития в политологической сфере и особенности требований на рынке труда.
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленять основные мотивационные цели в различных сферах профессиональной деятельности политолога с учетом условий, средств и личностных возможностей, выбирать наиболее эффективные способы самообразования и институциональные формы повышения квалификации в различных сферах профессиональной деятельности политолога, планировать этапы карьерного роста с учетом временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью планировать цели в профессиональной деятельности и реализовывать их на каждом из этапов карьерного роста с учетом личных возможностей, объективной самооценки полученных навыков, перспектив развития профессиональной деятельности и требований к политологу на рынке труда.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция представлений о политике
1.1. Основные этапы формирования представлений о политике. Лекции 2 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Политические мыслители ХХ века о политике Практические 2 2 Л1.3, Л2.1
1.3. Основные этапы формирования представлений о политике Сам. работа 2 4 Л1.3, Л1.2
1.4. Современные подходы к пониманию политики Практические 2 2 Л1.1
1.5. Современные подходы к апониманию политики Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Эволюция представлений о предмете политической науки
2.1. Предмет политической науки в истории политической мысли и современности. Лекции 2 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Ч. Мерриам о будущем науки о политике в работе «Новые аспекты политики» Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Основные американские политологические школы. Лекции 2 2 Л1.3, Л2.1
2.4. Основные идеи работы Ч. Мерриама "Новые аспекты политики" Сам. работа 2 4 Л1.3, Л2.1
2.5. Основные политологические школы в европейских странах. Практические 2 2 Л1.3, Л2.1
2.6. Основные политологические школы в европейскимх странах Сам. работа 2 4 Л1.3, Л2.1
2.7. Основные американские политологические школы Сам. работа 2 6 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Профессиональные политики
3.1. Профессиональные политики в зеркале политической мысли ХХ века. Лекции 2 2 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.2. Политические мыслители Хх века о профессиональных политиках. Сам. работа 2 3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.3. М. Вебер о профессиональных политиках Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. М. Вебер и другие политические мыслители о професссиональных политиках Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.5. Типы и свойства профессиональных политиков. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2
3.6. Типы и свойства профессиональных политиков Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Место политолога в системе профессиональной подготовки в области политической науки.
4.1. Требования к специалистам в области политической науки. Практические 2 2 Л2.1, Л1.2
4.2. Профессии в области политики. Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.2
4.3. Роль известных политологов политике и политической науке Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.4. Профессии в области политики и их профессиональные стандарты. Сам. работа 2 4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
4.5. Тенденции в изменении места политолога в современном обществе Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.6. Политология и политолог в современном российском обществе Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
4.7. Роль известных политологов в политике и политической науке Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В каком году в Москве прошел конгресс Международной ассоциации политической науки?
a) 1955 г.
b) 1963 г.
c) 1979 г.
d) 1988 г.
ОТВЕТ: 1979 г.

2. В каком году СССР был принят в Международную ассоциацию политической науки?
a) 1947 г.
b) 1955 г.
c) 1963 г.
d) 1980 г.
ОТВЕТ: 1955 г.

3. В античности целью политической науки считали…
a) власть.
b) индивидуальный интерес.
c) прогресс.
d) общее благо.
ОТВЕТ: общее благо.

4. «Смертными» грехами в политике М. Вебер называл отсутствие…
a) ответственности.
b) профессионализма.
c) связей во властных структурах.
d) морали
ОТВЕТ: Ответственности

5. Авторами теории элит являются…
a) Т. Парсонс и Д. Истон.
b) К. Каутский и Э. Бернштейн.
c) Г. Моска и В. Парето.
d) К. Маркс и Ф. Энгельс.
ОТВЕТ: Г. Моска и В. Парето.

6. Политическая философия и этика стали главными направлениями политической науки ХХ века …
a) во Франции.
b) в США.
c) в России.
d) в Германии.
ОТВЕТ: в Германии.

7. Изучение власти и госуправления стало главной темой исследования политической науки ХХ века…
a) во Франции.
b) в Италии.
c) в Германии.
d) в США.
ОТВЕТ: во Франции.

8. Политическая наука, изучающая связь пространственных характеристик с политикой называется…
a) геополитикой.
b) геологией.
c) географией.
d) международной политикой.
ОТВЕТ: геополитикой.

9. Политический консалтинг и политическая реклама раньше всего появились и развились…
a) В Германии
b) Во Франции.
c) В Британии.
d) В США.
ОТВЕТ: В США

10. Термин «бюрократия» был впервые сформулирован…
a) А) А. де Токвилем
b) Б) В. де Гурне
c) В) М. Вебером
d) Г) Дж. Локком
ОТВЕТ: В. де Гурне

11. Как называется функция политической науки, предполагающая необходимость всесторонней и полной фиксации внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков?
a) Дескриптивная функция
b) Аксиологическая функция
c) Функция социализации
d) Прогностическая функция
ОТВЕТ: дескриптивная функция

12. Политика - это…
a) раздел общественной науки;
b) сфера общественной жизни;
c) природное явление.
d) все вышеперечисленное
ОТВЕТ: сфера общественной жизни

13. Политика как учебная дисциплина для подготовки специалистов возникла…
a) в середине ХIХ века.
b) в Античности.
c) во второй половине ХХ века.
d) в позднем Средневековье.
ОТВЕТ: в середине ХIХ века.

14. Политические технологии – предмет изучения…
a) политической истории.
b) геополитики.
c) прикладной политологии.
d) политической психологии.
ОТВЕТ: прикладной политологии.

15. На какие годы приходится «золотой век» отечественного политического консалтинга, связанный с увеличением числа субъектов избирательного процесса, ростом новых консалтинговых агентств и политических консультантов, видоизменении и активном использовании политических и избирательных технологий?
a) 1985-1993 гг.
b) 1995-1999 гг.
c) 2000-2004 гг.
d) 2012-2018 гг.
ОТВЕТ: 1995-1999 гг.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Многообразие мнений и интересов в политике носит название…
ОТВЕТ: Плюрализм.

2. Какой ученый древности первым разработал проект идеального государства?
ОТВЕТ: Платон.

3. Политические технологии, которые не предполагают прямого нарушения закона, но вступают в противоречие с нормами общественной морали и принятыми способами ведения политической деятельности, на профессиональном языке обозначаются как…
ОТВЕТ: «серые» технологии.

4. Политику как сферу разделения на категории «друг-враг» определял немецкий исследователь и философ
ОТВЕТ: К. Шмитт.

5. Как называется направление прикладной политической науки, которое изучает формы и методы деятельности, направленные на достижение целей определенных групп и индивидуумов по целенаправленному изменению социально-политической ситуации?
ОТВЕТ: Политический консалтинг, политическое консультирование.

6. Назовите 3-4 российских центра политического анализа, консалтинга и экспертизы.
ОТВЕТ: Агентство политического консалтинга "Нике", Независимый некоммерческий фонд "Политика", Центр политического консультирования "Никколо М", Центр прикладных политических исследований "Индем", «Сова» (информационно-аналитический центр), Московский центр Карнеги и т.д.

7. Как называется функция политической науки, которая отражается в разработке вероятностного знания, предвидящая возможные последствия предпринимаемых действий и попытках гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей
ОТВЕТ: прогностическая функция.

8. Автором античного трактата о государстве с названием «Политика» был…
ОТВЕТ: Аристотель

9. Учебная дисциплина, изучающая базовые, наиболее общие понятия политологии, носит название…
ОТВЕТ: Политическая философия

10. Как называется философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека?
ОТВЕТ: либерализм

11. В каком году в России в номенклатуру специальностей научных работников были внесены специальности по политическим наукам?
ОТВЕТ: 1988 г.

12. Назовите номер укрупненной группы специальностей по политологии, бакалавриат.
ОТВЕТ: 41.03.04.

13. С 1920 до 1950-х гг. в СССР политические исследования осуществлялись «тайным образом», под маркой признававшихся правящим режимом дисциплин, этот этап в развитии политологии получил название…
ОТВЕТ: криптополитология.

14. Для какого политического процесса необходимы такие специалисты политической сферы, как политические технологи, электоральные юристы, специалисты по PR?
ОТВЕТ: Избирательная кампания, предвыборная кампания.

15. Макс Вебер в работе «Политика как призвание и профессия» выделял три вида политиков – политик по случаю, политик по призванию и профессии, а также…
ОТВЕТ: политик по совместительству.

16. Какова сфера деятельности специалиста по GR в организации или фирме?
ОТВЕТ: Организация взаимодействия с органами и представителями государственной власти и местного самоуправления.

17. Какой итальянский мыслитель разделил политику и мораль?
ОТВЕТ: Н. Макиавелли

18. Назовите трех известных зарубежных политологов современности (кон. ХХ – нач. ХХ1 вв.) и сферу их научных интересов.
ОТВЕТ:
1) Джозеф Най, концепция «мягкой силы»;
2) Даниэль Пайпс, исследования Ближнего Востока и ислама;
3) С. Верба и Г. Алмонд, гражданская культура;
4) Рональд Инглхарт, исследование политических трансформаций и общественных ценностей;
5) Джин Шарп, ненасильственная борьба с авторитарными режимами;
6) Дарон Аджемоглу, исследование политических трансформаций и экономики.
7) И т.д.

19. Назовите трех известных отечественных политологов современности, и сферу их научных интересов.
1) Зубаревич Н.В., исследование регионов России;
2) Голосов Г.В., партии и выборы;
3) Гаман-Голутвина О.В., политические элиты и лидерство;
4) Аузан А.А., гражданское общество и модернизация;
5) Мельвиль А.Ю., политические трансформации и развитие;
6) Сморгунов Л.В., государственная политика и управление;
7) Туровский Р.Ф., политическая география;
8) И т.д.

20. Какой исследователь рассматривал бюрократию как наиболее эффективный тип организации власти, который в силу технического превосходства бюрократии над исторически более ранними формами управления, стал господствующим в Европе?
ОТВЕТ: М.Вебер.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения
Приложение 1.   ФОС ПМП ++2022.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории : учеб. пособие М. : РУДH, , 2012
Л1.3 Пугачев В,П. Введение в политологию: Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Камардина, А.А. Профессиональная этика : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, ,2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный сайт политических комментариев www.politcom.ru
Э2 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э3 Информация о российских и мировых событиях в режиме реального времени. lenta.ru
Э4 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э5 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э7 Сайт гильдии политконсультантов izbass.ru
Э8 Центр Социологического и Политологического Образования www.sociology.ru
Э9 Профессиональная модель политолога portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Профессиональная модель политолога» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации об эволюции представлений о политике и этапах формирования политической науки, о предмете политической науке и ее содержании, о представлениях о профессиональных политиках, сформировавшихся в ХХ веке, о требованиях к специалисту в области политической науки, сформулированных Б. Жувенелем на конгрессе МАПН в 1964 г. Изучение курса начинается с самой общей проблемы - политики, которая рассматривается как объект изучения политической науки, сфера политической жизни, которая будет средой действия будущего политолога и объектом его изучения. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по дисциплине «Профессиональная модель политолога» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал и приобрести навыки участия в дискуссии при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на семинаре и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме практического занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составит планы ответов на практические задания данного занятия.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на семинарах проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем. Особое внимание при изучении данной дисциплины следует уделить работам о политике основоположников современной политической науки - Ч. Мерриама и М. Вебера. Последний впервые обобщил представления о политиках и о специалистах в области политической науки, сформулировал принципы познания политики и преподавания политической науки.
С целью более глубокого усвоения изучаемой дисциплины, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. В частности, в ходе изучения дисциплины студенту предлагается подготовить небольшой доклад для обсуждения на практическом занятии занятии об одной из политологических школ ХХ века. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.