МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая теория

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планv41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 163
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 16 16 24 24 40 40
Сам. работа 46 46 117 117 163 163
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 180 180 252 252

Программу составил(и):
д.ф.н., Проф., Широкова М.А.

Рецензент(ы):
к.и. н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Политическая теория

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Политическая теория» является формирование у студентов целостного представления о современных процессах осмысления фундаментальных проблем политики, ее наиболее глубоких сущностных основаниях и способах ее познания, роли человека в политике и идеологических особенностях познания и интерпретации политического мира.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
знакомство с истоками и процессом становления политической теории, причинами ее кризиса в ХХ веке;
анализ объективных оснований политики, специфики политического детерминизма, пространственных и временных характеристик политического мира, сущностных характеристик власти;
изучение ценностного измерения политики, в т.ч. ее моральных оснований и возможностей, а также иных внеинституциональных проявлений политики;
выявление специфики «политического человека», природы его творчества, политических ролей и политической самореализации индивида в политике;
осуществление анализа особенностей познания политической реальности, специфики политического знания, в т.ч. познавательных возможностей различных политических парадигм;
выявление структуры и смысла политического действия, его внешних условий и границ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Использует методики систематизации и статистиче ской обработки потоков информации, интерпретации содер жательно значимых эмпирических данных
ОПК-3.2 Выделяет и систематизирует смысловые конструк ции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.2: Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2: Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2: Выделяет и систематизирует смысловые конструкции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и содержание политической теории
1.1. Эволюция понятия политической теории и ее природа политической теории Лекции 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Политическая теория Сам. работа 5 4 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
1.3. Кризис политической теории в ХХ веке Сам. работа 5 4 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Кризис политической теории в Хх веке Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
1.5. Подходы к пониманию политической теории и ее кризису Лекции 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Функции и виды политической теории Лекции 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
1.7. Функции и типы политической теории Сам. работа 5 4 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Политическая теория и политическая философия Лекции 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
1.9. Связь политической философии и теории Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
1.10. Политическая теория и идеология. Концепции идеологии В.Парето и К.Мангейма Сам. работа 5 4 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Теории политики и власти в ХХ веке
2.1. Многообразие подходов к трактовке политики в современных теориях. Лекции 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Сущность и природа политического у К.Шмитта и Х. Арендт Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Сущность и природа политического Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.4. Политическое время и пространство в эпоху традиционализма, модерна и постмодерна Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.5. Политическое время и пространство в эпоху традиционализма, модерна и постмодерна. Сам. работа 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
2.6. Осмысление власти в современных теориях Лекции 5 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
2.7. Концепции власти в ХХ веке Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
2.8. Концепции власти в политической философии ХХ века Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
2.9. Теории политического режима Лекции 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Тоталитаристика как теория тоталитарного режима Лекции 5 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
2.11. Философия политического режима Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Проблема государства в современной политической теории Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
2.13. Современные теории государства Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
2.14. Образы современного российского государства Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
2.15. Образы современного российского государства Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
2.16. Политические философы ХХ века о государстве Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
2.17. Политические философы о государстве Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4
Раздел 3. Идеологические варианты политических теорий
3.1. Политические ценности и идеологии Лекции 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Свобода в теориях политических мыслителей ХХ века Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Свобода в теориях политических мыслителей ХХ века Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Теория справедливости Дж. Ролза Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Ф. Фукуяма о проблемах современной политики и мира Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.6. Концепция Ф. Фукуямы. Сам. работа 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.7. Теория справедливости Дж. Ролза Сам. работа 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.8. Концепции нового либерализма Лекции 5 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Дж.М. Кейнс и Ф.Хайек Практические 5 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Отражение связи экономики и политики в либеральных политических концепциях Сам. работа 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Проблема порядка и традиции в современном консерватизме Лекции 5 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.12. Традиции в концепциях Р. Генона, М.Уакшотта. Практические 5 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.13. Консервативные политические теории Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.14. Концепция столкновенния цивилизаций С Хантингтона Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.15. Социалистические теории Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.16. Справедливость и равенство в социалистических теориях Лекции 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.17. Идеи фабианцев: природа и эволюция и значение Лекции 5 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.18. Образ общественного идеала в социалистических теориях Практические 5 4 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
3.19. Общественный идеал Сам. работа 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.20. Концепция А.Грамши и Э. Карделя Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.21. Концепции китайских коммунистов: Мао Дзедун и Дэн Сяопин. Сам. работа 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.22. Идеи анархизма в современных теориях Лекции 5 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.23. Проблемы политики в концепции Н.Хомского Практические 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
3.24. Анархисиские теории Сам. работа 5 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Проблема человека в политической теории
4.1. Политическая антропология: предмет и значение Лекции 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
4.2. Предмет и принципы политической антропологии Сам. работа 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
4.3. Проблема влияния личности на политические события Практические 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
4.4. Проблема идентичности в политической теории Лекции 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
4.5. Проблема влияния личности на политические события в политических концепциях Сам. работа 6 4 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
4.6. Политический человек у Г.Лассуэлла и А.С.Панарина Лекции 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.7. Бюрократ и чиновник в политических теориях Лекции 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.4
4.8. Бюрократ и чиновник в политических теориях Сам. работа 6 6 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.4
4.9. Человек массы и толпы Сам. работа 6 12 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.10. Человек массы и толпы в концепциях западных мылителей ХХ века Лекции 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
4.11. Человек массы и толпы в концепциях западных мылителей ХХ века Практические 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
4.12. Человек массы и толпы в концепциях отечественных мыслителей Практические 6 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.4
4.13. Отечественные концепции бюрократии Практические 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
4.14. Профессиональные политики в зеркале политической теории Лекции 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
4.15. Бюрократ как политический тип человека Сам. работа 6 10 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.4
4.16. Интеллектуалы в политике Лекции 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
4.17. Интеллигенция в концепциях отечестивенных мыслителей Практические 6 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
4.18. Интеллигенция в политической жизни России Сам. работа 6 10 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
4.19. Человек в переходной эпохе. Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
4.20. Человек в контексте идеологий: пример национал-социализма Сам. работа 6 8 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.21. Человек в контексте идеологий Сам. работа 6 8 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Познание в политической теории
5.1. Парадигмы политического знания Лекции 5 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
5.2. Проблема критерия рационального и иррационального в политике у М.Вебера и К.Витгенштейна Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.3. Рациональное и иррациональное в политике Сам. работа 6 6 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.4. Концепция знания К.Мангейма Лекции 6 0 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.5. Политическое образование в концепциях политических мыслителей ХХ века. Сам. работа 6 8 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.6. Политический язык в контекте политической теории Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.3
5.7. Политический язык Сам. работа 6 7 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.8. : вариант Х. Арендт. Лекции 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Политическая практика в политических теориях сиология
6.1. Мир как политический феномен Лекции 6 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
6.2. Война в политических теориях Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
6.3. Философия войны Сам. работа 6 6 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.4. Философские основания войны Сам. работа 6 6 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
6.5. Концепции политической модернизации: природа и эволюция Лекции 6 1 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
6.6. Концепции политической модернизации Практические 6 4 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.4
6.7. Политическая теория революции Лекции 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
6.8. Революции: многообразие концепций (Х.Арендт и др.) Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.3
6.9. Реформы и изменения. Сам. работа 6 6 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
6.10. Современные отечественные мысоитеои о реформах Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
6.11. Философский анализ реформ и революций Сам. работа 6 6 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
6.12. Насилие и ненасилие в политической теории Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
6.13. Насилие в политике Сам. работа 6 6 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2, Л1.4
Раздел 7. Новейшие теории
7.1. Модерн и постмодерн в политической теории Лекции 6 4 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
7.2. Модерн и постмодерн в политической теории Сам. работа 6 6 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
7.3. Феминизм и коммунитаризм Лекции 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
7.4. Современные феминистские теории Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2
7.5. Коммунитаризм Практические 6 2 ОПК-3.2 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4512

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3:
Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Слово «консерватизм» было введено в научный оборот:
а. Э. Берком
б. Ж. де Местром
в. Шатобрианом
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. Основными ценностями консерватизма обычно считают…
а. равенство и справедливость
б. порядок и стабильность
в. свободу и права личности
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. К. Шмитт известен как критик…:
а. либерализма
б. фашизма
в. тоталитаризма
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Консерваторы считают человека
а. ограниченным и греховным по природе
б. рациональным
в. коллективистом
ОТВЕТ: а

Вопрос 5. Самуэль Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций» утверждал, что на смену конфликту государств приходит конфликт цивилизаций
а. Верно
б. Неверно
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Д. М. Кейнс, настаивая на государственном регулировании экономики, выступал сторонником…
а. нового социализма
б. нового либерализма
в. нового консерватизма
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Автором работы «Доктрина фашизма» является...
а. Б. Муссолини
б. А. Гитлер
в. Р. Гесс
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Основной ценностью национал-социализма выступает…
а. свобода народа
б. равенство перед законом
в. раса (принадлежность к расе)
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Гаэтано Моска называл меньшинство, которое осуществляет управление над большинством…
а. элитой
б. бюрократией
в. политическим (правящим) классом
ОТВЕТ: в

Вопрос 10. В политической доктрине ислама…
а. не существует разграничения между религией и политикой
б. существует четкое разграничение между политикой и религией
в. разграничение между религией и политикой носит условный характер
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Автором работы "Конец истории и последний человек" является:
а. Ф. Фукуяма
б. Р. Даль
в. И. Валлерстайн
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Важнейшей проблемой в творчестве М. Вебера считают проблему…
а. лоббизма
б. бюрократии
в. олигархии
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Под субъективным фактором, наличие которого необходимо для осуществления революции, В.И. Ленин понимал…
а. крайне обнищавшие массы
б. революционную партию, осознающую свою роль
в. революционно настроенное крестьянство
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Л.Д. Троцкий известен среди социалистов идеей
а. партии нового типа
б. перманентной революции
в. перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Либеральная идеология выражает интересы…
а. трудящихся
б. маргиналов
в. предпринимателей
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Идеология, направленная на сохранение существующих в обществе ценностей, традиций, поддержание исторически сложившихся форм общественно-политического и государственного устройства, противодействие изменениям в социально-политической жизни– это…
Ответ: консерватизм

2. Потенциальная элита, которая, в отличие от элиты правящей, лишена возможности принимать политические решения или влиять на процесс их принятия, не имеет доступа к реальному управлению государством из-за различного рода барьеров, существующих в обществе, называется…
Ответ: контрэлита

3. Идеология, основу которой составляет положение о физической и психической неравноценности различных рас – это…
Ответ: расизм

4. По Р. Далю, форма осуществления политической власти, характеризующаяся политическим плюрализмом, выборностью и сменяемостью органов власти, реализацией принципа разделения властей, верховенством права:
Ответ: полиархия

5. Выделяют две основные системы рекрутирования элит – антрепренерскую и систему ___________ (вставьте пропущенное слово)
Ответ: гильдий

6. Проверка истинности научных утверждений с помощью эмпирических процедур называется…
Ответ: верификация.

7. Учение, возникшее в эпоху Возрождения, которое провозгласило человека высшей ценностью и основной целью общественного развития – это…
Ответ: гуманизм

8. Принцип рассмотрения действительности как развивающейся и изменяющейся во времени – это…
Ответ: историзм.

9. Политическая идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и политических прав индивида и ограничения сферы деятельности государства – это…
Ответ: либерализм

10. Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности:
Ответ: материализм.

11. Изменение политической системы и формирование новых политических институтов в соответствии с требованиями современности – это политическая…
Ответ: модернизация

12. Любовь к родине, преданность отечеству, забота о его процветании – это…
Ответ: патриотизм

13. Власть духовенства, форма правления, при которой отсутствует четкое разделение светской и религиозной власти, и государством прямо или косвенно руководит высшее духовное лицо – это…
Ответ: теократия

14. Умозрительно сконструированная модель идеального общества и политического устройства – это…
Ответ: утопия

15. Теория, отстаивающая приоритет равенства как принцип организации общества (основной автор – Ж.-Ж. Руссо)
Ответ: эгалитаризм

16. Направление в политологии, основывающееся на изучении политического поведения на основе схемы «стимул – реакция», на применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов
Ответ: бихевиоризм (бихевиорализм)

17. Стиль политической деятельности, имеющий целью обеспечение популярности в массах с помощью примитивных аргументов, необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, использования стереотипов и мифов, – это…
Ответ: популизм

18. Наиболее общие понятия, отражающие существенные характерные черты и связи явлений, – это…
Ответ: категории

19. Смена научным сообществом объясняющих парадигм (по Т. Куну) – это научная…
Ответ: революция

20. По Р. Мертону, теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными и всеобщими теориями – это…
Ответ: теории среднего уровня

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета и экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Возникновение идеологии. Основные интерпретации феномена идеологии в политической теории
2. Структура и функции политической идеологии. Проблемы деидеологизации и реидеологизации.
3. Природа человека и политическая теория.
4. Политическая теория социал-демократии
5. Неомарксизм: критическая теория.
6. Английский консерватизм. «Культурный консерватизм» группы Солсбери.
7. Политическая философия Майкла Оукшотта.
8. Политические идеи «Консервативной революции» в Германии 20–30-х гг. XX в.
9. Политическая теория Карла Шмитта.
10. Природа, ценностное содержание и критический характер коммунитаризма.
11. Постмодернизм, его основные представители. Критика постмодернизма.
12. Феминизм. Основные направления в современном феминизме и их политическое измерение.
13. Проследите эволюцию представлений о национализме Шарля Морраса.
14. Охарактеризуйте концепцию национализма Эрнста Геллнера и идеи национализма в контексте политической модернизации
15. Изложите идеи Энтони Смита о национализме и модернизме.
16. Рассмотрите представления Бенедикта Андерсена о нации как «воображаемой общности».
17. Охарактеризуйте проблему национализма в марксистской интерпретации и работу Этьена Балибара и Иммануила Валлерстайна о национализме.
18. Выявите идейные источники фашизма.
19. Проследите концептуальное оформление фашизма в Германии.
20. Дайте характеристику итальянской теории фашизма.
21. Покажите оценки фашизма в политической мысли ХХ века и идеи Н.В. Устрялова и И.А. Ильина о фашизме.
22. Рассмотрите анализ и критику фашизма лидерами европейского коммунистического движения Г. Димитровым и П. Тольятти.
23. Выделите основные течения и ценности анархизма XX в.
24. Покажите значение мифа в концепции социализма Жоржа Сореля.
25. Охарактеризуйте историческое исследование анархизма Макса Неттлау.
26. Изложите критику капитализма Ноамом Хомским.
27. Выделите основные направления идейной борьбы в России начала ХХ века
28. Покажите идейное содержание «левых» и «правых» политических течений в России в начале ХХ века.
29. Покажите замысел сборника «Вехи» и его общественный резонанс. Назовите авторов-участников сборника.
30. Дайте оценку мировоззрения русской интеллигенции с позиции авторов «Вех».
31. Проследите историческое значение «веховства», а также критику «Вех» и ее особенности.
32. Рассмотрите проблемы государства и власти в концепциях евразийцев.
33. Проанализируйте критику марксизма и западных ценностей в евразийстве.
34. Проследите представления евразийцев о будущем России.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Выделите и охарактеризуйте причины кризиса политической науки в ХХ веке.
2. Покажите структуру политического знания
3. Сравните интерпретации природы и сущности политики К. Шмитта и Х. Арендт.
4. Сравните интерпретации власти М. Фуко, Д. Миллера и С. Льюкса.
5. Проанализируйте и сравните подходы к пониманию развития общества Ф. Фукуямы и С. Хантингтона
6. Сравните представления о свободе политических философов ХХ века: Х. Арендт, И. Берлин, Р.Арон, Э. Геллнер.
7. Выделите основные идеи работы Дж. Ролза «Теория справедливости».
8. Дайте характеристику концепции «бесшумной революции» Р. Ф. Инглхарта.
9. Охарактеризуйте утопическое сознание как тип политического сознания.
10. Дайте характеристику политическим мифам и их роли в политике.
11. Сравните общественные идеалы в разных идеологиях.
12. Охарактеризуйте влияние личности на политические события.
13. Дайте характеристику бюрократу как политическому типу личности.
14. Сравните роль гениев, героев и злодеев в политике.
15. Сравните человека массы и толпы.
16. Выделите критерии выделения антиподов в политике.
17. Обоснуйте положение об интеллигенте как политическом типе человека и дайте оценку роли интеллигенции в политической жизни России.
18. Сравните положение человека в разных режимах и идеологиях.
19. Приведите примеры проявления рационального и иррационального в политике.
20. Покажите значение языка в политике.
21. Выделите свойства и элементы войны, нашедшие отражение в концепциях политических философов.
22. Сравните сущность, содержание и значение для человека реформ и революций.
23. Выделите модели существования человека в переходных эпохах.
24. Сравните основные положения философии насилия и ненасилия.
25. Сравните функции политических мыслителей, теоретиков и доктринеров.
26. Объясните сущность антропологического подхода в политике.
27. Выделите основные парадигмы и особенности политического знания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л1.2 Гаджиев К.С. Введение в политическую философию : учебное пособие М. : Логос, 2004 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84688(15.03.2017).
Л1.3 Поздняков Э.А. Философия политики: М. : Весь Мир,, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276915 (15.03.2017)
Л1.4 Пивоев, В.М. Философия и психология политики : учебное пособие М. : Директ-Медиа,, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227300 (15.03.2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сирота Н.М. Идеология и политика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.). Политическая теория и международные отношения : учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс,, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМК "Политическая теория" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 Философский портал - гуманитарные науки и дисциплины, общественные науки и предметы. www.philosophy.ru
Э4 Виртуальный методический кабинет read.virmk.ru
Э5 Университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э6 Публичная интернет-библиотека http//: www.public.ru
Э7 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э8 Проект "ПолитНаука - политология в России и мире" www.politnauka.org
Э9 Обзор проектов фонда, направленных на развитие идей либерализма в России www.liberal.ru
Э10 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Политическая теория» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем обязательной к усвоению информации о проблематичности определения предметного поля политической философии, подходах к пониманию политики, ее функциях и признаках, о власти и ее основных характеристиках, философии государства, сущности и природе политических ценностей, политического сознания и идеологии , предмете и содержании политической антропологии, политическом человеке и его основных типах, философии мира, парадигмах политического знания, специфике познания в политике, политических теориях.
Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по дисциплине «Политическая теория» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные компетенциями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал в исследовательской работе при написании курсовой работы и приобрести навыки участия в дискуссии по проблемам политической жизни.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и практические задания будут обсуждаться на этом занятии и какая литература рекомендуется к данному занятию. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме данного занятия и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой учебной и научной литературы, составить планы ответов на практические задания данного занятия.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Это - необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практических занятиях проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения дисциплины и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по темам практических занятий. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.