Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Журналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор
1.1. | Целями освоения дисциплины являются: ознакомить магистрантов с философскими основами науки и журналистики, соотнести наиболее значимые философские и общенаучные парадигмы с развитием журналистики как научной дисциплины; дать представление об онтологических, гносеологических, социономных (праксиологических), аксиологических, синергетических аспектах журналистики как социоинформационной системы |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-2 | Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах |
ОПК-2.1 | Выявляет причинно следственные связи в проблемах взаимодействия общественных и государственных институтов |
ОПК-2.2 | Соблюдает принцип беспристрастности и баланс интересов в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов |
ПК-1 | Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики |
ПК-1.1 | Знает основные направления и школы научных исследований всфере журналистики и медиа |
ПК-1.2 | Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию |
ПК-1.3 | Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты |
ПК-1.4 | Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-1.1. Знает основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа. ПК-1.2. Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-2.1. Выявляет причинно-следственные связи в проблемах взаимодействия общественных и государственных институтов. ПК-1.3. Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-2.2. Соблюдает принцип беспристрастности и баланс интересов в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов. ПК-1.4. Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. «Философия науки, её место в истории философии и науки» | ||||||
1.1. | Философия науки, её место в истории философии и науки | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.2. | Философия науки, её место в истории философии и науки | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.3. | «Основные темы и проблемы философии науки» | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.4. | «Основные темы и проблемы философии науки» | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.5. | Научная картина мира, её становление | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.6. | Научная картина мира, её становление | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.7. | Место журналистики в социогуманитарном познании | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
1.8. | Место журналистики в социогуманитарном познании | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 2. Социально-философский феномен журнализма | ||||||
2.1. | Социально-философский феномен журнализма | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.2. | Социально-философский феномен журнализма | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.3. | Журнализм и журналистика в системе научного знания | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.4. | Журнализм и журналистика в системе научного знания | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.5. | Информационная и коммуникационная сущность современного журнализма | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.6. | Информационная и коммуникационная сущность современного журнализма | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.7. | Media turn» – медиальный поворот и социальная реальность новых медиа | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.8. | Media turn» – медиальный поворот и социальная реальность новых медиа | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 3. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности | ||||||
3.1. | Онтология журналистики | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
3.2. | Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
3.3. | Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности | Сам. работа | 4 | 3 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
3.4. | Гносеология журналистики | Сам. работа | 4 | 5 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 4. Основные парадигмы журналистской деятельности: социокультурная парадигма современного журнализма | ||||||
4.1. | Социокультурная парадигма современного журнализма | Практические | 4 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
4.2. | Персонологический поворот» в медиакоммуникации как фактор трансформации «классической» парадигмы журналистики | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
4.3. | Роль масс-медиа как антропологического института общества | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
4.4. | Основные парадигмы журналистской деятельности: социокультурная парадигма современного журнализма | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
Раздел 5. Журнализм и журналистика в свете постнеклассической философии | ||||||
5.1. | От «Галактики Гутенберга – к Галактике Интернет | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
5.2. | Постмодернизм и сетевое общество: новая структура коммуникативного опыта | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
5.3. | Журнализм как синергетический феномен | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
5.4. | Журнализм и журналистика в свете постнеклассической философии | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
5.5. | Реферат, ответ на вопросы теста | Сам. работа | 4 | 8 | Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Число глобальных научных революций в истории науки (согласно В.С. Степину) а) 2 б) 3 в) 4 г) 5 Ответ: в 2. Философское учение о знании — это: а) онтология б) гносеология в) аксиология г) праксиология Ответ: б 3. Философское учение, которое предполагает существование двух принципиально различных и независимых друг от друга видов бытия — материи и сознания, — это: а) монизм б) дуализм в) бихевиоризм г) редукционизм Ответ: б 4. Философское учение, принимающее материю за единственное основание всего существующего, — это: а) экзистенциализм б) позитивизм в) материализм г) идеализм Ответ: в 5. Философское учение, принимающее сознание или мысль (дух) за единственное основание всего существующего, — это: а) экзистенциализм б) позитивизм в) материализм г) идеализм Ответ: г 6. Феномен техники с позиций экзистенциализма исследует: а) Ортега-и-Гассет б) Вебер в) Спенсер г) Мертон Ответ: а 7. Физический идеал науки формируется в а) эпоху античности б) в средневековье в) в эпоху Возрождения г) в Новое время Ответ: г 15. Умозаключение, в котором логически переходят от общего к частному, называется: а) индукцией б) дедукцией в) редукцией г) верификацией Ответ: б 16. Теория, согласно которой все происходящее обусловлено причинно-следственными связями, — это: а) детерминизм б) механицизм в) органицизм г) агностицизм Ответ: а 17. Третья глобальная научная революция произошла: а) на рубеже XX и XXI веков б) в XV-XVI веках в) конце ХIХ — начале ХХ веков г) в XVIII веке Ответ: в 18. Учение о смене общественно-экономических формаций как естественно-историческом процессе создал: а) Конт б) Смит в) Маркс г) Мертон Ответ: в 19. Теория истины, согласно которой истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, — это теория ... а) корреспонденции б) когеренции в) эманации г) интуиции Ответ: а 20. Учение, полагающее познание истинной сущности предмета невозможным, — это: а) герменевтика б) агностицизм в) эмпириокритицизм г) детерминизм Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; • «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; • «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; • «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; • «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИП 1. Человек, осуществляющий познающую деятельность, — это: ____________ Ответ: субъект познания 2.Часть объективной реальности, выделяемая субъектом с целью познания ее законов — это:_______________ Ответ: объект науки 3. Форма теоретического познания объективных законов действительности, опирающаяся на эмпирические процедуры проверки своих представлений и использующая точный строгий язык, называется:______________ Ответ: наукой 4. Философское течение, рассматривавшее положительное знание как результат деятельности отдельных специальных наук, как объединение, синтез этих результатов, отрицавшее на данном основании самостоятельный статус философии, — это: _____ Ответ: позитивизм 5. Феномен техники в философском аспекте, его сущность исследует:_________ Ответ: философия техники 6. Философско-мировоззренческая, культурная ориентация, абсолютизирующая ценность науки, основанная на вере в способность науки разрешить все социальные проблемы, называется:__________ Ответ: сциентизм 7. Исследовательский метод перехода от частного к общему, называется:______ Ответ: индукция 15. Уровень познания, обеспечивающий непосредственную связь ученого с интересующим его объектом реальности, ориентированный на изучение явлений и зависимостей между ними, — это ________________ Ответ: эмпирический уровень 16. Суть механизма перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние выражает в современной научной картине мира принцип_________ Ответ: самоорганизации 17. Учение, сводящее все свойства сложных структур к свойствам простых структур, из которых они состоят, — это:______________ Ответ: редукционизм 18. Учение об идеальных типах разработал_______________ Ответ: Конт 19. Теория истины, которая признает в качестве основания истинности знания его согласованность с более общей системой знания, это __________________ теория Ответ: когерентная 20. Учение, признающее все существующие научные истины только условным соглашением научного сообщества, — это_________ Ответ: конвенционализм КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ЖТиММР ФилосОсновы.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мансурова В.Д. | Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: монография | Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2002 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | под ред. С. А. Лебедева | Философия науки. Общий курс : учеб. пособие для вузов | Академ. Проект, 2010 | |
Л1.3 | Ушаков, Евгений Владимирович | Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов | КноРус, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. В. Черданцева | Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Мандель, Б.Р. | Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие | Директ-Медиа, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Электронное научное издание «Медиаскоп» | www.mediascope.ru | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ. | polpred.com | ||
Э4 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Реферат - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее . Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |