МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские основы науки и современного журнализма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Философские основы науки и современного журнализма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: ознакомить магистрантов с философскими основами науки и журналистики, соотнести наиболее значимые философские и общенаучные парадигмы с развитием журналистики как научной дисциплины; дать представление об онтологических, гносеологических, социономных (праксиологических), аксиологических, синергетических аспектах журналистики как социоинформационной системы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-2.1 Выявляет причинно следственные связи в проблемах взаимодействия общественных и государственных институтов
ОПК-2.2 Соблюдает принцип беспристрастности и баланс интересов в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов
ПК-1Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
ПК-1.1 Знает основные направления и школы научных исследований всфере журналистики и медиа
ПК-1.2 Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию
ПК-1.3 Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты
ПК-1.4 Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа.
ПК-1.2. Определяет поле исследования, разрабатывает или адаптирует методологию.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.1. Выявляет причинно-следственные связи в проблемах взаимодействия общественных и государственных институтов.
ПК-1.3. Собирает и анализирует информацию, применяя избранную методику, и формулирует полученные результаты.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.2. Соблюдает принцип беспристрастности и баланс интересов в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов.
ПК-1.4. Создает научный текст в соответствии с академическими правилами и форматами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. «Философия науки, её место в истории философии и науки»
1.1. Философия науки, её место в истории философии и науки Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Философия науки, её место в истории философии и науки Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. «Основные темы и проблемы философии науки» Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. «Основные темы и проблемы философии науки» Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Научная картина мира, её становление Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Научная картина мира, её становление Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Место журналистики в социогуманитарном познании Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Место журналистики в социогуманитарном познании Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Социально-философский феномен журнализма
2.1. Социально-философский феномен журнализма Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Социально-философский феномен журнализма Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Журнализм и журналистика в системе научного знания Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Журнализм и журналистика в системе научного знания Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Информационная и коммуникационная сущность современного журнализма Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Информационная и коммуникационная сущность современного журнализма Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Media turn» – медиальный поворот и социальная реальность новых медиа Лекции 4 2 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Media turn» – медиальный поворот и социальная реальность новых медиа Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности
3.1. Онтология журналистики Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности Сам. работа 4 3 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Гносеология журналистики Сам. работа 4 5 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Основные парадигмы журналистской деятельности: социокультурная парадигма современного журнализма
4.1. Социокультурная парадигма современного журнализма Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Персонологический поворот» в медиакоммуникации как фактор трансформации «классической» парадигмы журналистики Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Роль масс-медиа как антропологического института общества Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Основные парадигмы журналистской деятельности: социокультурная парадигма современного журнализма Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Журнализм и журналистика в свете постнеклассической философии
5.1. От «Галактики Гутенберга – к Галактике Интернет Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Постмодернизм и сетевое общество: новая структура коммуникативного опыта Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Журнализм как синергетический феномен Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Журнализм и журналистика в свете постнеклассической философии Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.5. Реферат, ответ на вопросы теста Сам. работа 4 8 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Число глобальных научных революций в истории науки (согласно В.С. Степину)
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
Ответ: в

2. Философское учение о знании — это:
а) онтология
б) гносеология
в) аксиология
г) праксиология
Ответ: б

3. Философское учение, которое предполагает существование двух принципиально различных и независимых друг от друга видов бытия — материи и сознания, — это:
а) монизм
б) дуализм
в) бихевиоризм
г) редукционизм
Ответ: б

4. Философское учение, принимающее материю за единственное основание всего существующего, — это:
а) экзистенциализм
б) позитивизм
в) материализм
г) идеализм
Ответ: в

5. Философское учение, принимающее сознание или мысль (дух) за единственное основание всего существующего, — это:
а) экзистенциализм
б) позитивизм
в) материализм
г) идеализм
Ответ: г

6. Феномен техники с позиций экзистенциализма исследует:
а) Ортега-и-Гассет
б) Вебер
в) Спенсер
г) Мертон
Ответ: а

7. Физический идеал науки формируется в
а) эпоху античности
б) в средневековье
в) в эпоху Возрождения
г) в Новое время
Ответ: г

15. Умозаключение, в котором логически переходят от общего к частному, называется:
а) индукцией
б) дедукцией
в) редукцией
г) верификацией
Ответ: б

16. Теория, согласно которой все происходящее обусловлено причинно-следственными связями, — это:
а) детерминизм
б) механицизм
в) органицизм
г) агностицизм
Ответ: а

17. Третья глобальная научная революция произошла:
а) на рубеже XX и XXI веков
б) в XV-XVI веках
в) конце ХIХ — начале ХХ веков
г) в XVIII веке
Ответ: в

18. Учение о смене общественно-экономических формаций как естественно-историческом процессе создал:
а) Конт
б) Смит
в) Маркс
г) Мертон
Ответ: в

19. Теория истины, согласно которой истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел, — это теория ...
а) корреспонденции
б) когеренции
в) эманации
г) интуиции
Ответ: а

20. Учение, полагающее познание истинной сущности предмета невозможным, — это:
а) герменевтика
б) агностицизм
в) эмпириокритицизм
г) детерминизм
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
• «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИП

1. Человек, осуществляющий познающую деятельность, — это: ____________
Ответ: субъект познания

2.Часть объективной реальности, выделяемая субъектом с целью познания ее законов — это:_______________
Ответ: объект науки

3. Форма теоретического познания объективных законов действительности, опирающаяся на эмпирические процедуры проверки своих представлений и использующая точный строгий язык, называется:______________
Ответ: наукой

4. Философское течение, рассматривавшее положительное знание как результат деятельности отдельных специальных наук, как объединение, синтез этих результатов, отрицавшее на данном основании самостоятельный статус философии, — это: _____
Ответ: позитивизм

5. Феномен техники в философском аспекте, его сущность исследует:_________
Ответ: философия техники

6. Философско-мировоззренческая, культурная ориентация, абсолютизирующая ценность науки, основанная на вере в способность науки разрешить все социальные проблемы, называется:__________
Ответ: сциентизм

7. Исследовательский метод перехода от частного к общему, называется:______
Ответ: индукция

15. Уровень познания, обеспечивающий непосредственную связь ученого с интересующим его объектом реальности, ориентированный на изучение явлений и зависимостей между ними, — это ________________
Ответ: эмпирический уровень

16. Суть механизма перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние выражает в современной научной картине мира принцип_________
Ответ: самоорганизации

17. Учение, сводящее все свойства сложных структур к свойствам простых структур, из которых они состоят, — это:______________
Ответ: редукционизм

18. Учение об идеальных типах разработал_______________
Ответ: Конт

19. Теория истины, которая признает в качестве основания истинности знания его согласованность с более общей системой знания, это __________________ теория
Ответ: когерентная

20. Учение, признающее все существующие научные истины только условным соглашением научного сообщества, — это_________
Ответ: конвенционализм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: монография Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2002 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. С. А. Лебедева Философия науки. Общий курс : учеб. пособие для вузов Академ. Проект, 2010
Л1.3 Ушаков, Евгений Владимирович Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов КноРус, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Черданцева Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Реферат - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее
.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.