МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства Древнего Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планv50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 252
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 252 248 252 248
Итого 288 284 288 284

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, К.А. Мелехова

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства Древнего Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2022 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение комплексом знаний по проблемам и направлениям изучения истории искусства Древнего Востока (культур Древнего Египта и Месопотамии), а также критики источников и исследований по теме, где доминирующей является конкретно-историческая информация о развитии искусства для решения профессиональных исследовательских задач. Изучить информацию о содержании процессов развития духовной культуры Древнего Востока с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства
ОПК-3.1 Знает: способы сохранения, методы изучения, особенности трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.2 Умеет: осуществлять функции по сохранению, изучению, трансляции художественного наследия и популяризации научных знаний по истории искусства
ОПК-3.3 Владеет: навыками анализа и интерпретации произведения искусства
ОПК-4Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.1 Знает: теорию и методологию истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.2 Умеет: применять навыки и методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ОПК-4.3 Владеет: способностью к реализации знаний истории искусства а также мировой художественной культуры в учебной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. базовый материал основных учебных циклов;
2. периодизацию и историю развития всех видов, родов и жанров пластических
искусств Древнего Востока;
3. особенности материалов, техники пластических искусств и особенности архитектурных конструкций древневосточных цивилизаций и их историческую эволюцию;
4. профессиональную искусствоведческую терминологию по истории искусства Древнего Востока
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания в научно-исследовательской, образовательной,
культурно-просветительской деятельности;
определять типологическую и жанровую принадлежность произведений древневосточных цивилизаций;
устанавливать принадлежность памятника к той или иной эпохе, давать приблизительную его атрибуцию;
использовать полученные профессиональные знания по данной дисциплине в практической деятельности и дальнейшем профессиональном образовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения искусства Древнего Востока.
навыками междисциплинарного исследования;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство Древнего Египта
1.1. Общая характеристика зарождения и формирования культуры Древнего Египта Лекции 3 16 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Заупокойный культ и его роль в развитии культуры Древнего Египта Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Проблема стиля в искусстве Древнего Египта Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Особенности архитектуры, скульптуры, живописи в период Древнего царства Практические 3 14 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Искусство Древнего царства Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Архитектура гробниц Сам. работа 3 10 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Особенности искусства Среднего царства Сам. работа 3 8 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Эволюция стиля в период Среднего царства Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Тенденции развития искусства в период Среднего царства Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Искусство в период Амарны Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Особенности стиля в период Нового царства Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Реформы Эхнатона в период Нового царства Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусство Месопотамии
2.1. Особенности культуры и искусства царств на территории Месопотамии Лекции 3 2 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Шумеро-Аккадская культура и искусство - как основа художественных традиций в Месопотамии Практические 3 2 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Культура и искуссво Шумера Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Культура и искусство Аккада Сам. работа 3 20 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Формирование и развитие культуры Месопотамии в период Старовавилонского царства Сам. работа 3 18 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Особенности искусства в период Старовавилонского царства и Ассирии Сам. работа 3 3 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Стили и направления в архитектуре Ассирии Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Культра и суровый стиль хеттов и хурритов Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Монументальные задачи в искусстве хеттов и хурритов Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов Сам. работа 3 6 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Искусство Ассирии Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Искусство периода Нововавилонского царства, династий Ахеменидов и Сасанидов Сам. работа 3 4 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Художественные традиции в период династии Ахеменидов и Сасанидов Сам. работа 3 3 Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=10053
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-3: Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства
ОПК-4: Способен применять (на базовом уровне) знание теории и методологии истории искусства, а также методики преподавания истории искусства и мировой художественной культуры
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Необходимо правильно установить соответствие между понятием и определением:
свиток:
а) лист папируса, свернутый в трубочку +
б) существо с телом льва и головой человека, «охранявшее «гробницы фараонов
в) знак, используемый в египетском письме

2. Ключом к чему считался египетский символ Анх:
а) плодородию
б) бессмертию +
в) богатству

3. Необходимо правильно установить соответствие между понятием и определением:
сфинкс:
а) знак, используемый в египетском письме
б) лист папируса, свернутый в трубочку
в) существо с телом льва и головой человека, «охранявшее «гробницы фараонов +

4. Каким было отношение египтян к религии:
а) поклонялись разным божествам +
б) поклонялись одному божеству
в) не поклонялись ником

5. Необходимо правильно установить соответствие между понятием и определением:
иероглиф:
а) лист папируса, свернутый в трубочку
б) существо с телом льва и головой человека, «охранявшее «гробницы фараонов
в) знак, используемый в египетском письме +

6. На какой материал изначально наносили египетские иероглифы:
а) бересту
б) папирус +
в) бумагу

7. В Древнем Египте было мало грамотных людей, т. к.:
а) в стране не было школ
б) государству не нужны были грамотные люди
в) образование было дорогим и требовало большого усердия +

8. Когда появилась древнеегипетская письменность:
а) в конце 4 тыс. до н. э. +
б) в начале 3 тыс. до н. э.
в) в конце 1 тыс. до н. э.

9. Укажите главную особенность искусства Египта:
а) египетские художники редко изображали человека
б) искусство не было связано с религией
в) искусство служило возвеличиванию фараона +

10. В какой период были созданы Великие Пирамиды:
а) Среднего Царства
б) Древнего Царства +
в) Нового Царства

11. Пирамида фараона Хеопса была возведена в:
а) 2600 г. до н. э. +
б) 3000 г. до н. э.
в) 4000 г. до н. э.

12. На сколько основных периодов делят искусство Древнего Египта:
а) 2
б) 3 +
в) 4

13. Необходимо правильно установить соответствие между понятием и определением:
пирамида:
а) место захоронения, усыпальница фараона +
б) выпуклое изображение на камне
в) монолитный каменный столб, сужающийся кверху, с заостренной верхушкой

14. В каком музее Санкт-Петербурга можно увидеть египетские мумии и саркофаги:
а) Русском музее
б) Музее восковых фигур
в) Государственном Эрмитаже +

15. Необходимо правильно установить соответствие между понятием и определением:
рельеф:
а) выпуклое изображение на камне +
б) место захоронения, усыпальница фараона
в) монолитный каменный столб, сужающийся кверху, с заостренной верхушкой

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В эпоху III династии Ура окончательно сформировалась свойственная деспотиям ____________________ концепция божественной сущности царской власти, передаваемой богами от одного царя к другому.
• Древнего Востока

2. Редким образцом культовой скульптуры старовавилонского периода является раскопанная во дворце Мари пристенная каменная стятуя богини ____________________ с сосудом в руках.
• Иштар

3. Многочисленные и разнообразные колоннады стали характерной чертой храмов, построенных фараонами ____________________ царства.
• Среднего

4. Двуречье, политически разъединенное после падения Аккада и разоренное завоеваниями и поборами племен гутиев, к концу XX века до н.э. объединилось под эгидой ____________________ династии Ура в могучее государство.
• III

5. Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и првели к:
• ослаблению царской власти

6. Южномесопотамская архиологическая культура Обейд создавалась в:
• конце 5 — начале 4 тысячелетия до н.э

7. Царская усыпальница Аменемхета III занимала площадь в ____________________ квадратных метров и состояла из многочисленных залов и молебен, украшенных скульптурами и рельефами.
• 72000

8. С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства наметился новый этап, который начался в годы правления ____________________, достиг высшего расцвета при Аменхотепе III.
• Тутмоса IV

9. Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов и достигала в высоту свыше
• 60 метров

10. В скульптурных изображениях признаками божественной мудрости и магического прозрения были:
• непомерно большие уши и нос
11. Более всего ассирийское искусство прославилось ____________________, выполненными чеканкой на бронзовых листах или искусно высеченных на известняковых плитах, раскрашенными или тонированными с подцветкой важнейших деталей.
• рельефами

12. Правителем страны Ки-Ури в ____________________ стал человек незнатного происхождения, принявший имя Шаррум-кен, более известный как Саргон Древний.
• 2316 г. до н.э

13. Прекрасная коллекция храмовой скульптуры шумерского типа происходит из древнего города ____________________, расположенного на западном берегу Евфрата, вне пределов Двуречья.
• Мари

14. Саргон Аккадский силой оружия объединил Шумер Аккад и создал первую в истории ____________________ Азии могучую державу, владения которой простирались от Персидского залива до Сирии.
• Передней

15. В искусстве Передней Азии главенствующее положение занимала(-о) ____________________, тесно связанная с другими видами искусства.
• монументальная архитектура
16. Гробница должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, статуя умершего и куда бы его родные могли приносить все необходимое для его питания; эти требования и определили ____________________ гробниц Древнего царства.
• структуру

17. В религиозной жизни древних общин Двуречья важнейшую роль играли магические обряды ____________________, в ритуалах большое место отводилось керамике.
• жертвоприношения

18. Пирамида Хуфу, построенная, вероятно, зодчим Хемиуном, имеет высоту ____________________, а длина ее основания равна 233 метра, является самым большим каменным сооружением мира.
• 146,6 метра

19. Наиболее значительным архитектурным памятником Древнего Крита является:
• Кносский дворец

20. Одним из ранних примеров достижений художественной культуры Древнего Востока было искусство
• Передней Азии
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   Основы искусства ДВ 4.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
Л1.2 Петракова А. Е. Искусство Древнего Востока: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «СПбКО», 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Амиржанова А. Ш. История искусств : основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья:: учебное пособие Издательство ОмГТУ,, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493250
Л2.2 Титаренко И.Н. История культуры Древнего Востока: учебное пособие Издательство ЮФУ, 2010 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://ibooks.ru/reading.php?productid=344260 ibooks.ru
Э2 https://ibooks.ru/reading.php?productid=21971 ibooks.ru
Э3 Статьи по всеобщей истории искусств artyx.ru
Э4 Древняя Месопотамия bstudy.net
Э5 электронный курс в системе moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.