МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 135
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 54 54 54 54
Сам. работа 135 135 135 135
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. искусствоведения, Доцент, Шелюгина О.А.

Рецензент(ы):
К. искусствоведения, Доцент, Ю.В. Кирюшина

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование базовых компетенций в области цифровых технологий и их применения в сфере цифрового дизайна и проектирования информационных систем, включая технологии машинного обучения, нейронных сетей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии
ОПК-2.1 Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-2.2 Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-5Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5.1 Знает: основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в искусствоведческой деятельности
ОПК-5.2 Умеет: применять навыки и приемы современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности
ОПК-5.3 Владеет: способностью к реализации современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности
УК-6.2 Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания
УК-6.3 Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности. Содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Основные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в искусствоведческой деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания. Осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности. Применять навыки и приемы современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях. Навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных
организациях и образовательных организациях высшего образования. Способностью к реализации современных информационно коммуникационных технологий в учебной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в программирование на языке Python, знакомство со средами разработки Jupyter Notebook и GoogleColab
1.1. Установка фреймворка Anaconda. Настройка рабочего окружения. Знакомство со средой программирования Jupyther Notebook. Знакомство с облачной средой разработки Google Colab. Преимущества и особенности Python Лабораторные 2 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Установка фреймворка Anaconda. Настройка рабочего окружения. Знакомство со средой программирования Jupyther Notebook. Знакомство с облачной средой разработки Google Colab. Преимущества и особенности Python. Сам. работа 2 12 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Загрузка данных в рабочую среду. Визуализация данных и описательная статистика. Корреляционно-регрессионный анализ
2.1. Библиотека Pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками (порциями). Библиотека NumPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировка, сортировка и агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn Лабораторные 2 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Библиотека Pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками (порциями). Библиотека NumPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировка, сортировка и агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn Сам. работа 2 22 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Типовые задачи машинного обучения: кластеризация, классификация и регрессия
3.1. Избранные методы кластеризации данных (k-means, иерархическая и спектральная кластеризация, DBSCAN). Задачи обучения с учителем. Понятие переобучения. Деревья решений для задач классификации и регрессии. Методы, основанные на деревьях решений: Random Forest, XGBoost и CatBoost. Метрики качества обучения и валидация Лабораторные 2 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Избранные методы кластеризации данных (k-means, иерархическая и спектральная кластеризация, DBSCAN). Задачи обучения с учителем. Понятие переобучения. Деревья решений для задач классификации и регрессии. Методы, основанные на деревьях решений: Random Forest, XGBoost и CatBoost. Метрики качества обучения и валидация Сам. работа 2 18 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Введение в нейронные сети и глубокое обучение
4.1. Полносвязные нейронные сети. Фреймворк TensorFlow и инструментарий Keras для построения нейронных сетей. Контроль переобучения. Классификация и регрессия с помощью нейронных сетей Лабораторные 2 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Полносвязные нейронные сети. Фреймворк TensorFlow и инструментарий Keras для построения нейронных сетей. Контроль переобучения. Классификация и регрессия с помощью нейронных сетей Сам. работа 2 20 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Сверточные нейронные сети в задачах анализа изображений
5.1. Идеи, лежащие в основе сверточной нейронной сети, ее преимущество в сравнении с полносвязной нейронной сетью в задачах обработки изображений. Инструментарий Keras для построения сверточных нейронных сетей. Предобученные нейронные сети и перенос обучения. Примеры задач компьютерного зрения Лабораторные 2 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Идеи, лежащие в основе сверточной нейронной сети, ее преимущество в сравнении с полносвязной нейронной сетью в задачах обработки изображений. Инструментарий Keras для построения сверточных нейронных сетей. Предобученные нейронные сети и перенос обучения. Примеры задач компьютерного зрения Сам. работа 2 12 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Нейронные сети в задачах анализа текста. Конструирование чат-ботов
6.1. Особенности обработки естественных языков. Векторная модель текста и классификация длинных текстов. Базовые нейросетевые методы работы с текстами. Языковые модели и генерация текста. Прикладные задачи обработки текста. Конструирование чат-ботов. Лабораторные 2 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Особенности обработки естественных языков. Векторная модель текста и классификация длинных текстов. Базовые нейросетевые методы работы с текстами. Языковые модели и генерация текста. Прикладные задачи обработки текста. Конструирование чат-ботов. Сам. работа 2 12 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Сервисы, использующих технологии искусственного интеллекта
7.1. Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач Лабораторные 2 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2
7.2. Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач Сам. работа 2 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Технологии искусственного интеллекта в проектировании информационных ресурсов
8.1. Применение машинного обучения для аналитики трендов веб-дизайна.Генеративный дизайн Лабораторные 2 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2
8.2. Применение машинного обучения для аналитики трендов веб-дизайна.Генеративный дизайн Сам. работа 2 14 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2
Раздел 9. Цифровая среда проектной работы дизайнера
9.1. Ключевые инструменты и принципы организации работы дизайнера в цифровой среде Лабораторные 2 6 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2
9.2. Ключевые инструменты и принципы организации работы дизайнера в цифровой среде Сам. работа 2 17 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8809.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2:Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое открытый исходный код программного обеспечения, и какие преимущества он может предоставить в профессиональной деятельности?

а) Открытый исходный код - это программа, которая работает только на открытом воздухе.
б) Открытый исходный код - это старый и устаревший способ разработки программ.
в) Открытый исходный код - это программное обеспечение, исходный код которого доступен для общественности, что позволяет участникам сообщества улучшать и адаптировать его под свои нужды.
Ответ: в

2. Какой символ используется для комментариев в Python?
а) //
б) --
в) #
г) /* */
Ответ: в

3. Как создать переменную в Python?
а) var x = 5
б) x = 5
в) let x = 5
г) x := 5
Ответ: б

4. Какой оператор используется для условных выражений в Python?
а) switch
б) if-else
в) for
г) while
Ответ: б

5. Какой способ форматирования строк используется в Python 3?
а) % форматирование
б) .format() метод
в) f-строки (f-strings)
г) & форматирование
Ответ: в

6. Как объявить функцию в Python?
а) function my_function():
б) def my_function():
в) func my_function():
г) define my_function():
Ответ: б


7. Как создать список (list) в Python?
а) new list = []
б) list = new List()
в) list = {}
г) list = []
Ответ: г

8. Как завершить выполнение программы в Python?
а) [ ] exit()
б) [ ] done()
в) [ ] stop()
г) [ ] sys.exit()
Ответ: г

9. Как создать кортеж (tuple) в Python?
а) [ ] tuple = ()
б) [ ] tuple = []
в) [ ] tuple = {}
г) [ ] new tuple = tuple()
Ответ: а

10. Как выполнить округление числа до ближайшего целого в Python?
а) [ ] round()
б) [ ] ceil()
в) [ ] floor()
г) [ ] int()
Ответ: а

11. Какой библиотекой Python чаще всего используется для машинного обучения?
а) Pandas
б) NumPy
в) TensorFlow
г) Matplotlib
Ответ: в

12. Какие из перечисленных алгоритмов являются методами обучения с учителем?
а) K-средних (K-means)
б) Решающие деревья (Decision Trees)
в) Метод опорных векторов (Support Vector Machines)
г) Линейная регрессия (Linear Regression)
Ответ: г

13. Что представляют собой сверточные слои в сверточных нейронных сетях (CNN)?
а) Слои, которые уменьшают размерность входных данных.
б) Слои, которые применяют операцию свертки к входным данным для выделения признаков.
в) Слои, которые соединяют нейроны предыдущего слоя с нейронами текущего слоя.
г) Слои, которые добавляют случайный шум к данным.
Ответ: б

14. Какая модель окажется в среднем более эффективной в задачах распознавания образов?
а) модель на основе бэггинга,
б) полносвязная нейронная сеть,
в) сверточная нейронная сеть.
Ответ: в

15. Библиотека, предназначенная для визуализации данных:
а) Keras,
б) matplotlib,
в) pandas
г) TensorFlow
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какие основные принципы работы современных информационных технологий вы знаете?
Ответ: Принцип открытости, модульности, надежности.

2. Перечислите основные виды программных средств, которые используются в профессиональной деятельности.
Ответ: Операционные системы, офисные пакеты, специализированные программы.

3. Приведите примеры современных информационных технологий отечественного производства.
Ответ: Яндекс, Касперский, Лаборатория Касперского и т.д.

4. В чем заключается понимание принципов работы современных информационных технологий?
Ответ: Знание основ работы ИТ, умение объяснить их функционирование, способность выявлять проблемы и предлагать решения.

5. Какие задачи профессиональной деятельности можно решить с использованием информационных технологий?
Ответ: Управление данными, аналитика, автоматизация процессов.

6. Как выбирать современные информационные технологии для решения определенных задач профессиональной деятельности?
Ответ: Учитывать требования к задаче, анализировать доступные технологии, сравнивать их возможности и выбирать наиболее подходящую.

7. Какие критерии следует учитывать при выборе программных средств для решения задач профессиональной деятельности?
Ответ: Функционал, стоимость, совместимость с другими системами, производительность.

8. Для решения каких задач применяют Python?
Ответ: Python применяют для решения различных задач, включая обработку данных, веб-разработку, машинное обучение, написание скриптов и автоматизацию процессов.

9. Что такое современные информационные технологии, и почему они важны для профессиональной деятельности?
Ответ: Современные информационные технологии - это набор средств и методов для сбора, обработки, хранения и передачи данных. Они важны для профессиональной деятельности, потому что улучшают эффективность, доступность и точность информации.

10. Приведите примеры современных информационных технологий, которые могут быть полезными в вашей профессиональной области.
Ответ: Примеры включают в себя системы управления проектами, облачные хранилища данных, мобильные приложения для мониторинга, аналитику данных и программы для виртуальной коммуникации.

11. Какие критерии вы используете при выборе информационных технологий и программных средств для решения задач профессиональной деятельности?
Ответ: Основные критерии включают в себя соответствие целям задачи, бюджет, безопасность и удобство использования.

12.Опишите, какие принципы работы стоят за понятием "открытого исходного кода" в программном обеспечении и как оно может быть полезным для вас.
Ответ: Открытый исходный код предоставляет доступ к исходным текстам программы, позволяя пользователям участвовать в разработке и модификации программы. Это может быть полезным для настройки программ под конкретные нужды и снижения зависимости от вендоров.

13.Каким образом вы обновляете свои знания о новых информационных технологиях и программных средствах в вашей области?
Ответ: Обновление знаний включает в себя участие в профессиональных курсах, участие в вебинарах и практических проектах.

14.Какие возможности предоставляют облачные вычисления для решения задач профессиональной деятельности, и какие риски они могут представлять?
Ответ: Облачные вычисления позволяют доступ к ресурсам через интернет, обеспечивая гибкость и масштабируемость. Риски включают в себя безопасность данных и зависимость от поставщиков облаков.

15. Каким образом современные информационные технологии могут помочь в оптимизации процессов в вашей профессиональной области?
Ответ: Они могут автоматизировать задачи, улучшить аналитику данных, ускорить обмен информацией и повысить эффективность решения задач.

16.Какие меры безопасности вы принимаете при работе с информационными технологиями, чтобы защитить конфиденциальность и целостность данных?
Ответ: Меры включают в себя использование паролей, шифрование данных, регулярные резервные копии и обновления программного обеспечения.

17. Какие инструменты и ресурсы вы используете для автоматизации рутинных задач в своей профессиональной деятельности?
Ответ: Инструменты могут включать в себя скрипты, ботов, автоматизированные системы управления и программы для роботизации процессов.

18. Какие тренды в области информационных технологий вы считаете наиболее значимыми для будущего вашей профессиональной деятельности?
Ответ: Тренды включают в себя искусственный интеллект, интернет вещей (IoT), кибербезопасность и развитие облачных вычислений.

19. Каким образом вы оцениваете эффективность использования информационных технологий в решении профессиональных задач?
Ответ: Оценка может включать в себя анализ результатов, сравнение с планами, сбор обратной связи и измерение производительности.

20. Какие навыки и знания считаются важными для успешного применения информационных технологий в вашей профессиональной деятельности?
Ответ: Программирование, аналитическое мышление, способность к обучению новым технологиям и коммуникативные навыки.

21. Какие современные информационные технологии отечественного производства вы используете в своей учебной деятельности в университете?
Ответ: Онлайн-платформы для обучения и взаимодействия с преподавателями, а также специализированные программы для анализа данных и научных исследований

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5:
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие основные принципы информационной безопасности следует соблюдать при работе с конфиденциальными данными?
a) Опубликовывать данные в открытых источниках.
b) Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию.
c) Сохранять пароли на видном месте.
d) Делиться конфиденциальными данными с коллегами без разрешения.
Ответ: b

2. Что такое алгоритм и какую роль он играет в обработке данных с использованием информационных технологий?
a) Алгоритм - это физическое устройство для хранения данных.
b) Алгоритм - это последовательность инструкций, описывающая порядок выполнения задачи.
c) Алгоритм - это операционная система компьютера.
d) Алгоритм - это графический интерфейс пользователя.
Ответ: b

3. Какие виды программного обеспечения могут быть полезными для анализа больших объемов данных в профессиональной деятельности?
a) Текстовые редакторы.
b) Проигрыватели мультимедийных файлов.
c) Системы управления базами данных (СУБД).
d) Графические редакторы.
Ответ: c

4. Каким образом использование электронной почты и коммуникационных платформ может улучшить профессиональное взаимодействие в организации?
a) Упрощение процесса заказа товаров.
b) Сокращение времени на обед.
c) Улучшение коммуникации, обмен информацией и совместная работа на удаленном доступе.
d) Оптимизация производственных процессов.
Ответ: c

5. Какие технологии связи могут быть использованы для удаленной работы и совместной работы в команде?
a) Только телефон и факс.
b) Электронная почта.
c) Видеоконференции, чаты и совместное редактирование документов онлайн.
d) Письма на бумаге.
Ответ: c

6. Какие основные принципы эффективного управления паролями следует соблюдать для обеспечения безопасности информации?
a) Использовать один и тот же пароль для всех аккаунтов.
b) Сделать пароль как можно проще, чтобы не забыть его.
c) Использовать длинные и сложные пароли, а также уникальные пароли для разных аккаунтов.
d) Публично делиться паролями с коллегами.
Ответ: c

7. Какие инструменты и технологии можно использовать для управления проектами в профессиональной деятельности?
a) Календарь и бумага.
b) Программа для рисования.
c) Специализированные проектные управляющие системы (например, Trello, Asana, Microsoft Project).
d) Просто запоминать все задачи в голове.
Ответ: c

8. Что такое «социальные сети» и как они могут быть полезными для профессиональной деятельности?
a) Социальные сети - это места для обмена старыми фотографиями.
b) Социальные сети - это места для общения с друзьями и родственниками, но они не полезны в профессиональной деятельности.
c) Социальные сети - это онлайн-платформы для установления и поддержания профессиональных связей, обмена информацией и нахождения рабочих возможностей.
d) Социальные сети - это места только для развлечения и отдыха.
Ответ: c

9. Какие методы и инструменты можно использовать для защиты компьютера от вредоносных программ и атак?
a) Установка антивирусного программного обеспечения и регулярное обновление операционной системы и приложений.
b) Отключение интернета.
c) Публикация своих паролей в социальных сетях.
d) Скачивание файлов с незнакомых источников.
Ответ: a

10. Что такое «большие данные» (big data) и как они могут быть использованы в профессиональной деятельности?
a) Большие данные - это большие файлы, которые не могут быть открыты на обычном компьютере.
b) Большие данные - это информация большого объема и, как правило, неструктурированного типа, которая может быть анализирована для выявления тенденций и принятия бизнес-решений.
c) Большие данные - это большие картинки и видеоролики.
d) Большие данные - это информация, которая не имеет практического применения в профессиональной деятельности.
Ответ: b

11. Какие основные принципы обработки и анализа данных следует учитывать при работе с большими объемами информации в профессиональной деятельности?
a) Максимальная секретность данных.
b) Минимизация резервного копирования данных.
c) Защита данных от несанкционированного доступа и регулярное резервное копирование.
d) Открытое и публичное разглашение всех данных.
Ответ: c

12. Какие виды программного обеспечения используются для создания и редактирования текстовых и графических документов в профессиональной деятельности?
a) Проигрыватели мультимедийных файлов.
b) Торговые платформы для биржевых операций.
c) Офисные пакеты (например, Microsoft Office, LibreOffice).
d) Программы для рисования и анимации.
Ответ: c

13. Каким образом использование цифровых медиаплатформ может помочь в продвижении товаров или услуг в профессиональной деятельности?
a) Цифровые медиаплатформы не имеют значения в продвижении.
b) Позволяют достичь аудитории через размещение рекламы, создание контента и взаимодействие с пользователями в онлайн-среде.
c) Ограничивают доступ к информации о товарах и услугах.
d) Предоставляют доступ к традиционным рекламным каналам.
Ответ: b

14. Каким образом знание основных принципов работы компьютерных сетей может быть полезным для обеспечения эффективного обмена информацией в профессиональной деятельности?
a) Компьютерные сети не имеют значения.
b) Знание о компьютерных сетях помогает понимать, как данные передаются между устройствами, и оптимизировать сетевые настройки для быстрого и надежного обмена информацией.
c) Знание о компьютерных сетях помогает только IT-специалистам.
d) Знание о компьютерных сетях вредит профессиональной деятельности.
Ответ: b

15. Что такое аналитика данных и какие инструменты могут быть использованы для анализа данных в профессиональной деятельности?
a) Аналитика данных - это изучение астрономических явлений.
b) Инструменты анализа данных включают в себя Microsoft Word и Excel.
c) Аналитика данных - это процесс преобразования текста в изображение.
d) Инструменты анализа данных включают в себя специализированные программы, такие как Python, R и Tableau.
Ответ: d

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В чем заключается смысл термина «цифровая трансформация» и какие основные шаги необходимо предпринять для успешной цифровой трансформации в организации? Ответ: Цифровая трансформация означает переход организации к использованию современных информационных технологий для оптимизации бизнес-процессов и улучшения результатов. Основные шаги включают в себя анализ текущих процессов, выбор подходящих технологий, обучение персонала и непрерывное улучшение.
2. Какие преимущества и недостатки сопряжены с использованием облачных вычислений в профессиональной деятельности? Ответ: Облачные вычисления позволяют снизить затраты на инфраструктуру, обеспечивают гибкость и масштабируемость, но также могут вызвать вопросы о безопасности данных и доступности сервисов.
3. Что такое «большие данные» и какие методы анализа данных могут быть полезными при работе с ними в профессиональной деятельности? Ответ: Большие данные представляют собой огромные объемы информации, которые требуют специальных методов анализа, таких как машинное обучение и алгоритмы обработки данных.
4. Какие меры безопасности следует предпринимать при работе с конфиденциальной информацией в электронном виде? Ответ: Меры безопасности включают в себя шифрование данных, установку сильных паролей, ограничение доступа к конфиденциальным данным и регулярное обновление системы безопасности.
5. Какие инструменты и методы могут быть использованы для защиты компьютера от вирусов и вредоносных программ? Ответ: Для защиты компьютера можно использовать антивирусное программное обеспечение, брандмауэры, регулярные обновления операционной системы и браузера, а также обучение сотрудников правилам безопасности.
6. Какие основные этапы процесса разработки информационной системы и почему понимание их важно для профессионала? Ответ: Этапы включают анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Понимание этапов помогает обеспечить успешное развертывание информационных систем и удовлетворение потребностей бизнеса.
7. Какие технологии и инструменты могут быть использованы для организации удаленной работы и виртуальных команд? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы, инструменты для управления задачами и обмена документами. Они помогают обеспечить эффективное взаимодействие удаленных сотрудников.
8. Что такое цифровая грамотность и как она влияет на профессиональную деятельность? Ответ: Цифровая грамотность - это умение эффективно использовать информационные технологии. Она влияет на профессиональную деятельность, улучшая производительность и способствуя успешному решению задач.
9. Какие методы анализа данных могут быть использованы для выявления тенденций и прогнозирования результатов в профессиональной деятельности? Ответ: Методы включают в себя статистический анализ, машинное обучение, анализ временных рядов и бизнес-интеллект. Они помогают выявлять закономерности и принимать обоснованные решения.
10. Какие преимущества и вызовы сопряжены с внедрением интернета вещей (IoT) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают в себя автоматизацию процессов и сбор данных в реальном времени. Вызовы - обеспечение безопасности и управление огромным количеством устройств.
11. Какие принципы следует соблюдать при оформлении электронных документов и электронной переписки в рабочей среде? Ответ: Принципы включают в себя ясность, конкретность, сохранение конфиденциальности, использование адекватного языка и правильное оформление.
12. Какие возможности и риски связаны с использованием социальных сетей в профессиональной деятельности? Ответ: Возможности включают в себя расширение профессиональных контактов и маркетинговые возможности. Риски - утечка конфиденциальной информации и отвлечение от работы.
13. Какие методы и инструменты могут быть использованы для управления проектами в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя методологии управления проектами, а инструменты - программное обеспечение для планирования, отслеживания и управления проектами.
14. Какие этапы включает в себя процесс создания веб-сайта и какие роли могут быть вовлечены в данном процессе? Ответ: Этапы включают в себя анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Роли могут включать веб-дизайнера, программиста, аналитика и менеджера проекта.
15. Какие методы анализа данных могут быть использованы для извлечения ценной информации из больших объемов текстовых данных? Ответ: Методы включают в себя анализ тональности текста, тематический анализ и машинное обучение. Они позволяют выявлять ключевые понятия и тенденции в текстах.
16. Какие принципы следует соблюдать при разработке и использовании баз данных в профессиональной деятельности? Ответ: Принципы включают в себя надежность, целостность данных, безопасность и оптимизацию запросов. Они обеспечивают эффективное хранение и доступ к информации.
17. Какие технологии и методы могут быть использованы для улучшения эффективности работы виртуальных команд и удаленных сотрудников? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы и инструменты для управления задачами. Методы - эффективная коммуникация, установление целей и мониторинг производительности.
18. Какие преимущества и вызовы сопряжены с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают автоматизацию рутинных задач и анализ данных. Вызовы - необходимость обучения моделей и вопросы этики при использовании ИИ.
19. Какие методы и инструменты могут быть использованы для улучшения продуктивности и организации рабочего времени в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя техники управления временем и приоритетами. Инструменты - приложения для планирования и отслеживания задач, календари и электронные заметки.
20. Каким образом профессионал может поддерживать свою цифровую компетенцию и следить за изменениями в информационных технологиях? Ответ: Для поддержания цифровой компетенции важно постоянное обучение, участие в курсах и вебинарах, чтение специализированной литературы и следление за новыми технологическими трендами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой из нижеперечисленных факторов может влиять на мотивацию личности?
a) Только внутренние убеждения.
b) Только внешние поощрения.
c) Внутренние убеждения и внешние поощрения.
d) Только случайные события.
Ответ: c) Внутренние убеждения и внешние поощрения.

2.Что представляет собой концепция "самоэффективности"?
a) Верность собственным убеждениям.
b) Уверенность в своей способности успешно выполнять задачи.
c) Умение эффективно управлять временем.
d) Зависимость от внешних факторов для достижения целей.
Ответ: b) Уверенность в своей способности успешно выполнять задачи.

3.Что включает в себя траектория саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни?
a) Только профессиональное обучение.
b) Учебу в школе и университете.
c) Постоянное обучение, развитие навыков и знаний на протяжении всей жизни.
Правильный ответ: c

4.Что включает в себя понятие "цифровая грамотность" в широком смысле?
a) Только умение работать с компьютером.
b) Умение использовать цифровые технологии для решения различных задач.
c) Умение готовить еду.
Правильный ответ: b

5.Какие основные шаги можно предпринять для развития личной эффективности?
a) Полное отсутствие планирования.
b) Уклонение от задач и обязанностей.
c) Установление целей, планирование, приоритизация и систематическое выполнение задач.
d) Полное подчинение внешним обстоятельствам.
Ответ: c) Установление целей, планирование, приоритизация и систематическое выполнение задач.

6.Какие факторы могут влиять на развитие личной мотивации?
a) Только внешние поощрения.
b) Только внутренние убеждения.
c) Внутренние убеждения и внешние поощрения.
d) Только случайные события.
Ответ: c) Внутренние убеждения и внешние поощрения.

7.Что означает термин "саморегуляция" в контексте личностного развития?
a) Отсутствие контроля над своими действиями.
b) Способность контролировать свои эмоции, поведение и реакции.
c) Полная зависимость от внешних стимулов.
d) Способность игнорировать собственные цели.
Ответ: b) Способность контролировать свои эмоции, поведение и реакции.

8.Что включает в себя понятие "цифровая безопасность"?
a) Отсутствие интернет-подключения.
b) Защита информации и данных от утечек и взломов.
c) Использование только бумажных документов.
Ответ: b

9.Какие основные черты характеризуют успешного лидера?
a) Агрессивность и недружелюбность.
b) Эгоизм и некоммуникабельность.
c) Вдохновение, способность к сотрудничеству и принятие решений.
d) Неверие в собственные способности.
Ответ: c) Вдохновение, способность к сотрудничеству и принятие решений.

10.Какие факторы могут влиять на развитие креативности у личности?
a) Только наследственность.
b) Только образование.
c) Генетические, образовательные, окружающая среда и стимулирование творческой деятельности.
d) Только социальное окружение.
Ответ: c) Генетические, образовательные, окружающая среда и стимулирование творческой деятельности.

11.Какое влияние оказывают цифровые технологии на процессы самоорганизации?
a) Не имеют влияния на процессы самоорганизации.
b) Облегчают доступ к информации и инструментам, что способствует более эффективной самоорганизации.
c) Полностью заменяют необходимость в самоорганизации.
Ответ: b) Облегчают доступ к информации и инструментам, что способствует более эффективной самоорганизации.

12.Какой фактор играет важную роль в самообразовании?
a) Только наличие учителя.
b) Место обучения.
c) Мотивация и самодисциплина.
d) Строгий контроль над учебным процессом.
Ответ: c) Мотивация и самодисциплина.

13. Что означает понятие "цифровая этика"?
a) Отсутствие правил поведения в интернете.
b) Соблюдение норм и правил в поведении в цифровой среде.
c) Использование только бумажных документов.
Правильный ответ: b

14.Какой из нижеперечисленных аспектов важен для эффективного управления временем?
a) Умение играть в видеоигры.
b) Планирование и приоритизация задач.
c) Чтение книг на досуге.
Правильный ответ: b

15.Какие сферы жизни могут быть затронуты цифровыми технологиями в контексте самоорганизации?
a) Только рабочая сфера.
b) Все сферы жизни, включая работу, учебу, личное развитие и отдых.
c) Только личное развитие.
d) Только личная жизнь.
Ответ: b) Все сферы жизни, включая работу, учебу, личное развитие и отдых.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое базы данных, и какие задачи можно решить с их помощью?
Ответ: База данных (БД) — это набор информации, которая хранится упорядоченно в электронном виде. Базы данных позволяют обрабатывать, хранить и структурировать намного большие объёмы информации, чем таблицы. Удалённый доступ и система запросов позволяет множеству людей одновременно использовать базы данных. С электронными таблицами тоже можно работать онлайн всей командой, но системы управления базами данных делают этот процесс организованнее, быстрее и безопаснее.

2. Какие методы и техники вы используете для планирования и управления своим временем?
Ответ: Google Keep, Maniac Time, Microsoft Outlook, Microsoft OneNote, Remember the Milk и тд
3. Укажите не менее двух направлений тайм-менеджмента, которые помогает эффективно управлять временем:
Ответ: Основные направления тайм-менеджмента включают планирование задач и установку приоритетов, использование методов учета времени, избегание прокрастинации.

4. Укажите специальный термин для теории управления временем и задачами:
Ответ: Тайм-менеджмент.

5. Процесс осмысления и анализа собственного опыта и действий в процессе обучения — это:
Ответ: Рефлексия.

6. Что такое фишинг и как можно защитить себя от подобных атак?
Ответ: Фишинг - это вид мошенничества, при котором злоумышленники пытаются обмануть людей, выдавая себя за надежные и доверенные источники, чтобы получить конфиденциальную информацию, такую как пароли, номера кредитных карт, социальные номера и другие личные данные. Будьте бдительны при открытии электронных писем. Проверяйте адреса электронной почты и URL-адреса. Не раскрывайте личные данные. Используйте двухфакторную аутентификацию (2FA).
Обновляйте программное обеспечение.
Обучение и информирование.
Используйте антивирусное программное обеспечение и фильтры спама.

7. Методология СМАРТ включает в себя
Ответ: конкретность, измеримость, достижимость, важность целей и их определённость по срокам

8. Двухмерный график и график Гантта – это одно и тоже?
Ответ: Да

9. Что означает термин "API" в контексте программирования?
Ответ: Application Programming Interface или интерфейс программирования приложений

10. Что представляет собой "цифровая подпись" (digital signature) в криптографии и информационной безопасности?
Ответ: Способ проверки целостности и подлинности данных

11. Что означает аббревиатура "URL" в Интернет?
Ответ: Universal Resource Locator

12. Фреймворк для тестирования (Testing Framework) - это
Ответ: Это набор инструментов, библиотек и соглашений, которые упрощают процесс написания и запуска тестов.

13. Тестовый набор (Test Suite) - это
Ответ: Это набор тестовых функций, который группируется вместе для выполнения как единое целое. Тестовый набор может быть создан с использованием unittest.TestLoader или аннотаций.

14. Модуль unittest - это
Ответ: встроенный модуль в Python, который предоставляет средства для написания и запуска тестовых сценариев.

15. Чем отличается Python 2 от Python 3?
Ответ: Синтаксис: Python 3 внес изменения в синтаксис, чтобы улучшить ясность и согласованность кода.
Поддержка символов Unicode: Python 3 обрабатывает строки как последовательности Unicode по умолчанию, в то время как Python 2 использует ASCII.
Функция print(): В Python 3 print является функцией (например, print("Hello, World!")), а в Python 2 это оператор (например, print "Hello, World!").
Другие изменения: Python 3 внес множество других изменений в библиотеки и функции для улучшения безопасности и производительности.

16. Что такое переменная в Python? Как объявить переменную и присвоить ей значение?
Ответ: Переменная в Python - это именованный контейнер для хранения данных. Для объявления переменной и присвоения ей значения используется следующий синтаксис:
x = 5 # Объявление переменной 'x' и присвоение ей значения 5
name = "John" # Объявление переменной 'name' и присвоение ей значения "John"

17. Разделение на юнит-тесты и интеграционные тесты - это
Ответ: Юнит-тесты проверяют отдельные компоненты кода (например, функции или методы), в то время как интеграционные тесты проверяют взаимодействие между компонентами.

18. Что такое сетевая информационная система?
Ответ: Информационная система, которая использует сеть для обмена данными между устройствами и пользователями

19. Что представляет собой жизненный цикл информационной системы?
Ответ: Время от создания до утилизации информационной системы, включая разработку, внедрение, эксплуатацию и обслуживание

20. Генеративные нейронные сети (GANs) - это
Ответ: класс нейронных сетей, который используется для генерации данных.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5:
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие основные принципы информационной безопасности следует соблюдать при работе с конфиденциальными данными?
a) Опубликовывать данные в открытых источниках.
b) Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию.
c) Сохранять пароли на видном месте.
d) Делиться конфиденциальными данными с коллегами без разрешения.
Ответ: b

2. Что такое алгоритм и какую роль он играет в обработке данных с использованием информационных технологий?
a) Алгоритм - это физическое устройство для хранения данных.
b) Алгоритм - это последовательность инструкций, описывающая порядок выполнения задачи.
c) Алгоритм - это операционная система компьютера.
d) Алгоритм - это графический интерфейс пользователя.
Ответ: b

3. Какие виды программного обеспечения могут быть полезными для анализа больших объемов данных в профессиональной деятельности?
a) Текстовые редакторы.
b) Проигрыватели мультимедийных файлов.
c) Системы управления базами данных (СУБД).
d) Графические редакторы.
Ответ: c

4. Каким образом использование электронной почты и коммуникационных платформ может улучшить профессиональное взаимодействие в организации?
a) Упрощение процесса заказа товаров.
b) Сокращение времени на обед.
c) Улучшение коммуникации, обмен информацией и совместная работа на удаленном доступе.
d) Оптимизация производственных процессов.
Ответ: c

5. Какие технологии связи могут быть использованы для удаленной работы и совместной работы в команде?
a) Только телефон и факс.
b) Электронная почта.
c) Видеоконференции, чаты и совместное редактирование документов онлайн.
d) Письма на бумаге.
Ответ: c

6. Какие основные принципы эффективного управления паролями следует соблюдать для обеспечения безопасности информации?
a) Использовать один и тот же пароль для всех аккаунтов.
b) Сделать пароль как можно проще, чтобы не забыть его.
c) Использовать длинные и сложные пароли, а также уникальные пароли для разных аккаунтов.
d) Публично делиться паролями с коллегами.
Ответ: c

7. Какие инструменты и технологии можно использовать для управления проектами в профессиональной деятельности?
a) Календарь и бумага.
b) Программа для рисования.
c) Специализированные проектные управляющие системы (например, Trello, Asana, Microsoft Project).
d) Просто запоминать все задачи в голове.
Ответ: c

8. Что такое «социальные сети» и как они могут быть полезными для профессиональной деятельности?
a) Социальные сети - это места для обмена старыми фотографиями.
b) Социальные сети - это места для общения с друзьями и родственниками, но они не полезны в профессиональной деятельности.
c) Социальные сети - это онлайн-платформы для установления и поддержания профессиональных связей, обмена информацией и нахождения рабочих возможностей.
d) Социальные сети - это места только для развлечения и отдыха.
Ответ: c

9. Какие методы и инструменты можно использовать для защиты компьютера от вредоносных программ и атак?
a) Установка антивирусного программного обеспечения и регулярное обновление операционной системы и приложений.
b) Отключение интернета.
c) Публикация своих паролей в социальных сетях.
d) Скачивание файлов с незнакомых источников.
Ответ: a

10. Что такое «большие данные» (big data) и как они могут быть использованы в профессиональной деятельности?
a) Большие данные - это большие файлы, которые не могут быть открыты на обычном компьютере.
b) Большие данные - это информация большого объема и, как правило, неструктурированного типа, которая может быть анализирована для выявления тенденций и принятия бизнес-решений.
c) Большие данные - это большие картинки и видеоролики.
d) Большие данные - это информация, которая не имеет практического применения в профессиональной деятельности.
Ответ: b

11. Какие основные принципы обработки и анализа данных следует учитывать при работе с большими объемами информации в профессиональной деятельности?
a) Максимальная секретность данных.
b) Минимизация резервного копирования данных.
c) Защита данных от несанкционированного доступа и регулярное резервное копирование.
d) Открытое и публичное разглашение всех данных.
Ответ: c

12. Какие виды программного обеспечения используются для создания и редактирования текстовых и графических документов в профессиональной деятельности?
a) Проигрыватели мультимедийных файлов.
b) Торговые платформы для биржевых операций.
c) Офисные пакеты (например, Microsoft Office, LibreOffice).
d) Программы для рисования и анимации.
Ответ: c

13. Каким образом использование цифровых медиаплатформ может помочь в продвижении товаров или услуг в профессиональной деятельности?
a) Цифровые медиаплатформы не имеют значения в продвижении.
b) Позволяют достичь аудитории через размещение рекламы, создание контента и взаимодействие с пользователями в онлайн-среде.
c) Ограничивают доступ к информации о товарах и услугах.
d) Предоставляют доступ к традиционным рекламным каналам.
Ответ: b

14. Каким образом знание основных принципов работы компьютерных сетей может быть полезным для обеспечения эффективного обмена информацией в профессиональной деятельности?
a) Компьютерные сети не имеют значения.
b) Знание о компьютерных сетях помогает понимать, как данные передаются между устройствами, и оптимизировать сетевые настройки для быстрого и надежного обмена информацией.
c) Знание о компьютерных сетях помогает только IT-специалистам.
d) Знание о компьютерных сетях вредит профессиональной деятельности.
Ответ: b

15. Что такое аналитика данных и какие инструменты могут быть использованы для анализа данных в профессиональной деятельности?
a) Аналитика данных - это изучение астрономических явлений.
b) Инструменты анализа данных включают в себя Microsoft Word и Excel.
c) Аналитика данных - это процесс преобразования текста в изображение.
d) Инструменты анализа данных включают в себя специализированные программы, такие как Python, R и Tableau.
Ответ: d

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В чем заключается смысл термина «цифровая трансформация» и какие основные шаги необходимо предпринять для успешной цифровой трансформации в организации? Ответ: Цифровая трансформация означает переход организации к использованию современных информационных технологий для оптимизации бизнес-процессов и улучшения результатов. Основные шаги включают в себя анализ текущих процессов, выбор подходящих технологий, обучение персонала и непрерывное улучшение.
2. Какие преимущества и недостатки сопряжены с использованием облачных вычислений в профессиональной деятельности? Ответ: Облачные вычисления позволяют снизить затраты на инфраструктуру, обеспечивают гибкость и масштабируемость, но также могут вызвать вопросы о безопасности данных и доступности сервисов.
3. Что такое «большие данные» и какие методы анализа данных могут быть полезными при работе с ними в профессиональной деятельности? Ответ: Большие данные представляют собой огромные объемы информации, которые требуют специальных методов анализа, таких как машинное обучение и алгоритмы обработки данных.
4. Какие меры безопасности следует предпринимать при работе с конфиденциальной информацией в электронном виде? Ответ: Меры безопасности включают в себя шифрование данных, установку сильных паролей, ограничение доступа к конфиденциальным данным и регулярное обновление системы безопасности.
5. Какие инструменты и методы могут быть использованы для защиты компьютера от вирусов и вредоносных программ? Ответ: Для защиты компьютера можно использовать антивирусное программное обеспечение, брандмауэры, регулярные обновления операционной системы и браузера, а также обучение сотрудников правилам безопасности.
6. Какие основные этапы процесса разработки информационной системы и почему понимание их важно для профессионала? Ответ: Этапы включают анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Понимание этапов помогает обеспечить успешное развертывание информационных систем и удовлетворение потребностей бизнеса.
7. Какие технологии и инструменты могут быть использованы для организации удаленной работы и виртуальных команд? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы, инструменты для управления задачами и обмена документами. Они помогают обеспечить эффективное взаимодействие удаленных сотрудников.
8. Что такое цифровая грамотность и как она влияет на профессиональную деятельность? Ответ: Цифровая грамотность - это умение эффективно использовать информационные технологии. Она влияет на профессиональную деятельность, улучшая производительность и способствуя успешному решению задач.
9. Какие методы анализа данных могут быть использованы для выявления тенденций и прогнозирования результатов в профессиональной деятельности? Ответ: Методы включают в себя статистический анализ, машинное обучение, анализ временных рядов и бизнес-интеллект. Они помогают выявлять закономерности и принимать обоснованные решения.
10. Какие преимущества и вызовы сопряжены с внедрением интернета вещей (IoT) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают в себя автоматизацию процессов и сбор данных в реальном времени. Вызовы - обеспечение безопасности и управление огромным количеством устройств.
11. Какие принципы следует соблюдать при оформлении электронных документов и электронной переписки в рабочей среде? Ответ: Принципы включают в себя ясность, конкретность, сохранение конфиденциальности, использование адекватного языка и правильное оформление.
12. Какие возможности и риски связаны с использованием социальных сетей в профессиональной деятельности? Ответ: Возможности включают в себя расширение профессиональных контактов и маркетинговые возможности. Риски - утечка конфиденциальной информации и отвлечение от работы.
13. Какие методы и инструменты могут быть использованы для управления проектами в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя методологии управления проектами, а инструменты - программное обеспечение для планирования, отслеживания и управления проектами.
14. Какие этапы включает в себя процесс создания веб-сайта и какие роли могут быть вовлечены в данном процессе? Ответ: Этапы включают в себя анализ требований, проектирование, разработку, тестирование и внедрение. Роли могут включать веб-дизайнера, программиста, аналитика и менеджера проекта.
15. Какие методы анализа данных могут быть использованы для извлечения ценной информации из больших объемов текстовых данных? Ответ: Методы включают в себя анализ тональности текста, тематический анализ и машинное обучение. Они позволяют выявлять ключевые понятия и тенденции в текстах.
16. Какие принципы следует соблюдать при разработке и использовании баз данных в профессиональной деятельности? Ответ: Принципы включают в себя надежность, целостность данных, безопасность и оптимизацию запросов. Они обеспечивают эффективное хранение и доступ к информации.
17. Какие технологии и методы могут быть использованы для улучшения эффективности работы виртуальных команд и удаленных сотрудников? Ответ: Технологии включают веб-конференции, коллаборативные платформы и инструменты для управления задачами. Методы - эффективная коммуникация, установление целей и мониторинг производительности.
18. Какие преимущества и вызовы сопряжены с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в профессиональной деятельности? Ответ: Преимущества включают автоматизацию рутинных задач и анализ данных. Вызовы - необходимость обучения моделей и вопросы этики при использовании ИИ.
19. Какие методы и инструменты могут быть использованы для улучшения продуктивности и организации рабочего времени в цифровой среде? Ответ: Методы включают в себя техники управления временем и приоритетами. Инструменты - приложения для планирования и отслеживания задач, календари и электронные заметки.
20. Каким образом профессионал может поддерживать свою цифровую компетенцию и следить за изменениями в информационных технологиях? Ответ: Для поддержания цифровой компетенции важно постоянное обучение, участие в курсах и вебинарах, чтение специализированной литературы и следление за новыми технологическими трендами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гласснер, Э. Глубокое обучение без математики. Том 2. Практика : , 2020 e.lanbook.com
Л1.2 Гудфеллоу Я., Бенджио И., Курвилль А. Глубокое обучение: Издательство "ДМК Пресс", 2018 e.lanbook.com
Л1.3 Гласснер, Э. Глубокое обучение без математики. Том 1: ДМК Пресс, 2019 https://e.lanbook.com/book/131696
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. Флах Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных: Учебник ДМК Пресс, 2015//ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Л2.2 Ганегедара, Т. Обработка естественного языка с TensorFlow: , 2020 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ng. A. Machine Learning. - http://coursera.org coursera.org
Э2 Нейронные сети и компьютерное зрение https://stepik.org/lesson/223828/ stepik.org
Э3 Нейронные сети и обработка текстa https://stepik.org/lesson/225309 stepik.org
Э4 Профессиональный информационно-аналитический ресурс, посвященный машинному обучению, распознаванию образов и интеллектуальному анализу данных. - http://machinelearning.ru machinelearning.ru
Э5 UCIMachineLearningRepository — репозиторий наборов данных для машинного обучения - http://archive.ics.uci.edu/ml/ archive.ics.uci.edu
Э6 IAPREducationCommittee&Resources — коллекция ссылок на образовательные ресурсы по распознаванию образов, машинному обучению, обработке сигналов, обработке изображений и компьютерному зрению, поддерживаемая Международной ассоциацией распознавания образов - http://homepages.inf.ed.ac.uk/rbf/IAPR/index.php homepages.inf.ed.ac.uk
Э7 Андрей Созыкин Учебный курс «Программирование нейросетей на Python» https://www.asozykin.ru/courses/nnpython www.asozykin.ru
Э8 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8809 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины целесообразно выполнять следующие рекомендации:
а) изучение должно быть систематическим, в течение всего семестра; для формирования устойчивых навыков и знаний эффективнее следовать логике построения курса и осваивать учебный материал небольшими порциями;
б)после изучения темы на практическом занятии следует выполнить самостоятельную работу по данной теме, если она предполагается, а также изучить дополнительные ресурсы, рекомендованные преподавателем, а также найденные самостоятельно в сети Интернет, в фондах научной библиотеки университета.
Приобретение композиционной грамотности предполагает, что в процессе освоения дисциплины студенты будут обращаться к крупным тематическим ресурсам сети Интернет, в которых представлен актуальный опыт дизайн-проектирования, цифрового дизайна. Рекомендованные преподавателем и найденные самостоятельно онлайн-ресурсы должны стать основой для развития аналитических навыков и общей насмотренности студентов в области визуального дизайна.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.