Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Профиль | Дизайн и современное искусство |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | v50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 12 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 10 | 10 | 22 | 22 |
Практические | 18 | 18 | 10 | 10 | 28 | 28 |
Сам. работа | 78 | 78 | 169 | 169 | 247 | 247 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 216 | 216 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск.,доцент И.В. Черняева
1.1. | Цель дисциплины - дать целостное представление о развитии искусства Западной Европы XIX века, выделить его отличительные особенности, определить место и значение искусства рассматриваемого периода в мировой художественной культуре. Задачи дисциплины: 1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства; 2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем (революционный классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм); 3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений; 4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию |
ОПК-1.1 | Знает: современные исторические и искусствоведческие факты, их описание, анализ и интерпретацию |
ОПК-1.2 | Умеет: выявлять авторский стиль, распознает проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства |
ОПК-1.3 | Владеет: навыками критического анализа произведений искусства |
ОПК-2 | Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии |
ОПК-2.1 | Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
ОПК-2.2 | Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о закономерностях развития изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы XIX века, о наиболее крупных коллекциях западноевропейского искусства в России (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать особенности художественной жизни, творческих объединений, а также отличительные черты стилей, направлений, течений в искусстве указанного периода. Студенту необходимо также ориентироваться в проблемах изучения искусства Западной Европы, знать труды ведущих искусствоведов – авторов монографий, статей, учебных пособий. Уметь атрибутировать памятники живописи, графики, скульптуры, архитектуры, рассматриваемых в ходе освоения теоретического материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | стилистического анализа произведений искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс | ||||||
1.1. | Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. | Лекции | 6 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.2. | Изучение лекционного материала по теме - Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.3. | Домашнее задание по теме - Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
1.4. | Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века.Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 2. Классицизм в искусстве Западной Европы рубежа XVIII-XIXвв. | ||||||
2.1. | Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.2. | Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.3. | Контрольная работа по теме - Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.4. | Подготовка к семинарскому занятию по теме - Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.5. | Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.6. | Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
2.7. | Подготовка к семинарскому - Школа Давида. Энгр. | Практические | 6 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
2.8. | Тема для самостоятельного изучения - Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 3. Романтизм и реализм в искусстве Западной Европы середины XIХв. | ||||||
3.1. | Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.2. | Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.3. | Подготовка к семинарскому занятию Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.4. | Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.5. | Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.6. | Контрольная работа по теме - Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.7. | Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя.Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.8. | Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.9. | Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.10. | Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.11. | Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
3.12. | Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
3.13. | Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
3.14. | Тема для самостоятельного изучения - Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.15. | Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.16. | Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.17. | Контрольная работа - Реализм как направление в искусстве. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.18. | Анализ научных публикации по теме - Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.19. | Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.20. | Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.21. | Тема для контрольной работы - Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. | Сам. работа | 6 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.22. | Подготовка к семинару и практикуму по разделу - Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
3.23. | Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
3.24. | Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 4. Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве Западной Европы второй половины XIX в. | ||||||
4.1. | Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.2. | Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. | Практические | 6 | 14 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.3. | Контрольные работы на выбор по теме - Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения. | Сам. работа | 7 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.4. | Тема для самостоятельного изучения - Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. | Сам. работа | 7 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.5. | Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. | Сам. работа | 7 | 0 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.6. | Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.7. | Подготовка к семинарскому занятию - Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.8. | Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.9. | Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.10. | Подготовка к семинарскому занятию - Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1 |
4.11. | Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.12. | Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. | Сам. работа | 7 | 29 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.13. | Проработка лекций по теме - Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Подготовка к семинарскому занятию. | Сам. работа | 7 | 60 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.14. | Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.15. | Работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию - Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. | Сам. работа | 7 | 60 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
4.16. | Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. | Лекции | 7 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
4.17. | Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
Раздел 5. Архитектура Западной Европы XIX в. | ||||||
5.1. | Архитектура Франции XIX в. | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1 |
5.2. | Архитектура Англии, Италии, Германии XIX в. | Практические | 7 | 10 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии; ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»? А) Модерн Б) Классика. В) Возрождение Г) Античность Ответ: В 2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства: А) архитектура Б) икона В) палех Ответ: Б 3.Укажите истоки древнерусской иконописи: А) Сирия Б) Византия В) Болгария Г) Древний Рим Ответ: Б 4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя: А) Пантеон Б) Парфенон В) храм Артемиды Ответ: Б 5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг? А) архаика Б) готика В) ренессанс Г) ампир Ответ: Б 6. В каком веке Русь приняла христианство? А)VI в. Б) X в. В) XI в. Г) XII в. Ответ: Б 7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения. А) пирамиды Б) дольмены В) зиккураты Г) мастабы Ответ: Б 8.Кто автор иконы «Троица»? А) Дионисий Б) Симон Ушаков В) Андрей Рублёв Г) Феофан Грек Ответ: В 9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато: А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением Ответ: Б 10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже: А) «Тайная вечеря» Б) «Мадонна Литта» В) «Страшный суд» Ответ: Б 11. Укажите мастеров исторического жанра живописи: А) В. Тропинин Б) В.Суриков В) А. Куинджи Г) П.Федоров Ответ: Б 12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России: А) О. Кипренский Б) А.Саврасов В) А. Бенуа Ответ: Б 13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве? А) Петру I Б) А.С. Пушкину В) Минину и Пожарскому Г) Г.К. Жукову Ответ :В 14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression? А) восторг Б) впечатление В) восхищение Ответ: Б 15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»? А) натюрморт Б) пейзаж В) дизайн Ответ: А 16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году. А) И. Мартос Б) В. Татлин В) В. Мухина Г) Е. Вучетич Ответ: В ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1.Что такое живопись? Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. 2. Что такое фреска? Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке. 3. Что такое архитектура? Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. 4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции? Ответ: Собор Парижской Богоматери 5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве? Ответ: романтизм. 6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников? Ответ: Русский музей. 7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»? Ответ: Пабло Пикассо 8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму. Ответ: классицизм. 9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи …… Ответ: Возрождения. 10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это? Ответ: Мольберт. 11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-… Ответ: колорит. 12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется …. Ответ: Сюрреализм. 13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление Ответ: импрессионизм. 14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра. Ответ: графики. 15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"? Ответ: медведица с тремя медвежатами 16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога? Ответ: желтый. 17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик» Ответ: Московский. 18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"? Ответ: 13 19. Живопись на открытом воздухе это – Ответ: пленэр 20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это Ответ: мемориальный ансамбль КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. 2. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. 3. Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. 4. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. 5. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения. 6. Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Свидерская М.И | Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учеб. пособие: в 2 кн. | МГУ, Гос. ин-т искусствознания.- М. : Галарт, 2010 | |
Л1.2 | Сокольникова Н. М. | История изобразительного искусства: учебник: в 2т. | М. : ИЦ «Академия», 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильина Т.В. | История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. для вузов | М.: Высш. шк., 2004 | |
Л2.2 | Шестаков В.П. | История английского искусства. От Средних веков до наших дней: | М. : Галарт, 2010 | |
Л2.3 | Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова | Мировая художественная культура: [Т.3, кн.1] ХIХ век. Изобразительное искусство, музыка и театр : | СПб.[и др.] : Питер, 2007 | |
Л2.4 | Герман М. | Импрессионизм. Основоположники и последователи: | СПб.: Азбука-классика, 2008 | |
Л2.5 | Калитина Н.Н. | Французское изобразительное искусство конца ХVIII-ХХ веков: учеб. для вузов | Л. : Изд-во ЛГУ, 1990 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Изобразительное искусство Западной Европы XIX в. : рабочая прогр. и метод. материалы для студентов очного и заочного обучения специальности "Искусствоведение" и направления "Искусствоведение" | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, 2010 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 9.Романтизм. М. : ДиректМедиа, 2004.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ) | |||
Э2 | 8.Музей Лувр [Электрон. ресурс]. - 2001-2010. - Режим доступа: http://louvre.historic.ru/ | |||
Э3 | 7.Импрессионизм. Постимпрессионизм.- М. : ДиректМедиа, 2005.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ) | |||
Э4 | 6.Государственный Эрмитаж [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org | |||
Э5 | 5.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm | |||
Э6 | 4.Web Gallery of Art [Электрон. ресурс]. - 1996-2010. - Режим доступа: http://www.wga.hu | |||
Э7 | 3.Musee d'Orsay [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.musee-orsay.fr/ | |||
Э8 | 2.Louvre [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.louvre.fr | |||
Э9 | 1.Art Project. Powered by Google [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.googleartproject.com | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||