МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История европейского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv50_03_03_История искусств_ДиСИ-2022
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 247
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 19 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 10 10 22 22
Практические 18 18 10 10 28 28
Сам. работа 78 78 169 169 247 247
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 216 216 324 324

Программу составил(и):
ст.преп., Айхлер Н.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История европейского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск.,доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск.,доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - дать целостное представление о развитии искусства Западной Европы XIX века, выделить его отличительные особенности, определить место и значение искусства рассматриваемого периода в мировой художественной культуре.
Задачи дисциплины:
1. представить характеристику исторических, культурных и художественных процессов, определивших особенности эпохи и повлиявших на развитие искусства;
2. познакомить с хронологией искусства, динамикой смены стилей и направлений, провести сравнительную характеристику, определить преемственность и различия в специфике художественных систем (революционный классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм);
3. изучить творчество ведущих представителей изобразительного искусства и архитектуры, выделив ключевые произведения в их творчестве, а также остановиться на рассмотрении деятельности художественных объединений;
4. применить полученные в ходе освоения других учебных курсов (описание и анализ памятников и др.) навыки анализа художественных произведений к искусству изучаемого периода с целью более четкого усвоения сущностных и формально-стилистических особенностей произведений различных стилей, направлений, течений, а также национальных живописных школ и отдельных живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию
ОПК-1.1 Знает: современные исторические и искусствоведческие факты, их описание, анализ и интерпретацию
ОПК-1.2 Умеет: выявлять авторский стиль, распознает проявление различных подходов к пониманию роли значения произведения искусства
ОПК-1.3 Владеет: навыками критического анализа произведений искусства
ОПК-2Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии
ОПК-2.1 Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-2.2 Умеет: осуществить основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о закономерностях развития изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы XIX века, о наиболее крупных коллекциях западноевропейского искусства в России (Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина).
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать особенности художественной жизни, творческих объединений, а также отличительные черты стилей, направлений, течений в искусстве указанного периода. Студенту необходимо также ориентироваться в проблемах изучения искусства Западной Европы, знать труды ведущих искусствоведов – авторов монографий, статей, учебных пособий.
Уметь атрибутировать памятники живописи, графики, скульптуры, архитектуры, рассматриваемых в ходе освоения теоретического материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.стилистического анализа произведений искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Проблемы изучения истории западноевропейского искусства. Историография. Лекции 6 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.2. Изучение лекционного материала по теме - Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века. Сам. работа 6 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.3. Домашнее задание по теме - Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Сам. работа 6 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
1.4. Общая характеристика культуры и искусства Западной Европы XIX века.Стили и направления в искусстве Западной Европы XIX в. Сам. работа 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 2. Классицизм в искусстве Западной Европы рубежа XVIII-XIXвв.
2.1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.2. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.3. Контрольная работа по теме - Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.4. Подготовка к семинарскому занятию по теме - Французский революционный классицизм. Жак Луи Давид. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.5. Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.6. Школа Давида. Энгр.Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
2.7. Подготовка к семинарскому - Школа Давида. Энгр. Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
2.8. Тема для самостоятельного изучения - Классицизм в скульптуре Западной Европы конца XIII – начала XIX вв. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 3. Романтизм и реализм в искусстве Западной Европы середины XIХв.
3.1. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.2. Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.3. Подготовка к семинарскому занятию Романтизм как идейное и художественное направление в искусстве Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.4. Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.5. Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.6. Контрольная работа по теме - Романтизм в искусстве Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа. Малые романтики Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.7. Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя.Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.8. Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.9. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Испании. Ф.Гойя Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.10. Романтизм в искусстве Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих. Назарейская и дюссельдорфская школы. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.11. Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.12. Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты.Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.13. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм в искусстве Англии. Дж. Констебл. У. Тернер. У Блейк. Прерафаэлиты. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
3.14. Тема для самостоятельного изучения - Романтизм в скульптуре Франции середины XIX в. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.15. Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.16. Реализм как направление в искусстве.Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.17. Контрольная работа - Реализм как направление в искусстве. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.18. Анализ научных публикации по теме - Реализм в пейзажной живописи Франции середины XIX века. Барбизонская школа. Творчество К.Коро. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.19. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.20. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.21. Тема для контрольной работы - Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле. Сам. работа 6 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.22. Подготовка к семинару и практикуму по разделу - Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
3.23. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Сам. работа 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.24. Подготовка к семинарскому занятию - Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
Раздел 4. Импрессионизм и постимпрессионизм в искусстве Западной Европы второй половины XIX в.
4.1. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.2. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Практические 6 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.3. Контрольные работы на выбор по теме - Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения. Сам. работа 7 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.4. Тема для самостоятельного изучения - Эдуард Мане как предшественник импрессионизма. Сам. работа 7 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.5. Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 7 0 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.6. Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.7. Подготовка к семинарскому занятию - Творчество художников-импрессионистов. К.Моне. К.Писсарро. О.Ренуар. Э.Дега. А.Сислей. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.8. Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Сам. работа 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.9. Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра.Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.10. Подготовка к семинарскому занятию - Неоимпрессионизм. П.Синьяк. Ж.Сёра. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л3.1
4.11. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.12. Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Сам. работа 7 29 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.13. Проработка лекций по теме - Постимпрессионизм. Творчество П.Сезанна, П.Гогена, В.Ван Гога, А.Тулуз-Лотрека. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 7 60 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.14. Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.15. Работа с литературой, подготовка к семинарскому занятию - Традиции импрессионизма и постимпрессионизма в искусстве Германии и Италии. Сам. работа 7 60 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л3.1
4.16. Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Лекции 7 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
4.17. Символизм в искусстве Западной Европы конца XIX века. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
Раздел 5. Архитектура Западной Европы XIX в.
5.1. Архитектура Франции XIX в. Сам. работа 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1
5.2. Архитектура Англии, Италии, Германии XIX в. Практические 7 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять знание основных проблем и концепций в области истории искусства с учетом знания историографии;
ОПК-1: Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой термин происходит от французского «ренессанс»?
А) Модерн
Б) Классика.
В) Возрождение
Г) Античность
Ответ: В
2.Укажите жанры и виды изобразительного искусства:
А) архитектура
Б) икона
В) палех
Ответ: Б
3.Укажите истоки древнерусской иконописи:
А) Сирия
Б) Византия
В) Болгария
Г) Древний Рим
Ответ: Б
4. Укажите главную постройку Афинского Акрополя:
А) Пантеон
Б) Парфенон
В) храм Артемиды
Ответ: Б
5.Архитектуру какого стиля характеризуют термины: каркас, нервюры, витраж, неф, «роза», стрельчатость, вимперг?
А) архаика
Б) готика
В) ренессанс
Г) ампир
Ответ: Б
6. В каком веке Русь приняла христианство?
А)VI в.
Б) X в.
В) XI в.
Г) XII в.
Ответ: Б
7. В конце неолита (6-4 тыс. до н.э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального, культового предназначения.
А) пирамиды
Б) дольмены
В) зиккураты
Г) мастабы
Ответ: Б
8.Кто автор иконы «Троица»?
А) Дионисий
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Феофан Грек
Ответ: В
9. Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи - художник, мыслитель, ученый. В своих картинах он впервые применил собственный прием живописи, получивший название "сфумато". Выберите и укажите правильное определение сфумато:
А) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции
Б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды
В) четкое геометрическое построение фигур как бы написанных в треугольнике
Г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением
Ответ: Б
10. Именно это произведение Леонардо да Винчи сегодня находится в Эрмитаже:
А) «Тайная вечеря»
Б) «Мадонна Литта»
В) «Страшный суд»
Ответ: Б
11. Укажите мастеров исторического жанра живописи:
А) В. Тропинин
Б) В.Суриков
В) А. Куинджи
Г) П.Федоров
Ответ: Б
12. Укажите основоположника лирического пейзажа в России:
А) О. Кипренский
Б) А.Саврасов
В) А. Бенуа
Ответ: Б
13. Кому 1818 г был открыт памятник на Красной площади в Москве?
А) Петру I
Б) А.С. Пушкину
В) Минину и Пожарскому
Г) Г.К. Жукову
Ответ :В
14. Что означает понятие «импрессионизм» в переводе с французского impression?
А) восторг
Б) впечатление
В) восхищение
Ответ: Б
15. Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая природа»?
А) натюрморт
Б) пейзаж
В) дизайн
Ответ: А
16. Назовите фамилию скульптора — автора гигантской статуи «Рабочий и колхозница», установленной на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в 1937 году.
А) И. Мартос
Б) В. Татлин
В) В. Мухина
Г) Е. Вучетич
Ответ: В


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Что такое живопись?
Ответ: Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

2. Что такое фреска?
Ответ: живопись красками, разведенными на воде, которые наносились по сырой штукатурке.

3. Что такое архитектура?
Ответ: искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

4. Назовите пример классического готического архитектурного сооружения во Франции?
Ответ: Собор Парижской Богоматери

5. Для этого направления характерно создание образа главного героя как одинокого и глубоко страдающего человека. Именно страданиям и душевным переживаниям уделяется наиболее большое внимание авторов, как в литературе, так и в живописи. По сути, это вечное передвижение попутно с различными мыслями и размышлениями, и борьба человека с постоянными изменениями в мире, который его окружает. Назовите это направление в русском искусстве?
Ответ: романтизм.

6. Известный музей в Санкт-Петербурге, в котором собрана крупная коллекция произведений русских художников?
Ответ: Русский музей.

7. Назовите испанского художника, автора произведения «Девочка на шаре»?
Ответ: Пабло Пикассо

8. Стиль в европейском искусстве 17 века, который рассматривал античность как этическую и художественную норму.
Ответ: классицизм.

9.Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти –это мастера эпохи ……
Ответ: Возрождения.

10.Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом. Что это?
Ответ: Мольберт.

11.Сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства это-…
Ответ: колорит.

12. Испанский художник Сальвадор Дали - яркий представитель направления, которое называется ….
Ответ: Сюрреализм.

13. Художественное направление, возникшее во Франции в последней трети 19 века. На выставке в 1874 году была представлена картина Клода Моде «Впечатление. Восход Солнца». Назовите это направление
Ответ: импрессионизм.

14. Назовите вид искусства, разновидностью которого является гравюра.
Ответ: графики.

15. Сколько медведей изображено на картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"?
Ответ: медведица с тремя медвежатами

16. Этот цвет преобладает на многих картинах Винсента Ван Гога?
Ответ: желтый.

17.Пейзаж Василия Поленова носит название «…….дворик»
Ответ: Московский.

18. Сколько человек изображено на фреске Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"?
Ответ: 13

19. Живопись на открытом воздухе это –
Ответ: пленэр

20. Архитектурно-скульптурный комплекс, установленный в память о погибших героях – это
Ответ: мемориальный ансамбль

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Революционный классицизм в искусстве Франции рубежа XVIII-XIX вв.
2. Образ человека и природы в творчестве Ж.Ф. Милле.
3. Критический реализм. Г.Курбе. О.Домье.
4. Романтизм и реализм в искусстве Италии XIX в.
5. Импрессионизм как направление в искусстве. История импрессионизма как художественного объединения.
6. Эдуард Мане как предшественник импрессионизма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Свидерская М.И Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков: учеб. пособие: в 2 кн. МГУ, Гос. ин-т искусствознания.- М. : Галарт, 2010
Л1.2 Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник: в 2т. М. : ИЦ «Академия», 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство: учеб. для вузов М.: Высш. шк., 2004
Л2.2 Шестаков В.П. История английского искусства. От Средних веков до наших дней: М. : Галарт, 2010
Л2.3 Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова Мировая художественная культура: [Т.3, кн.1] ХIХ век. Изобразительное искусство, музыка и театр : СПб.[и др.] : Питер, 2007
Л2.4 Герман М. Импрессионизм. Основоположники и последователи: СПб.: Азбука-классика, 2008
Л2.5 Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца ХVIII-ХХ веков: учеб. для вузов Л. : Изд-во ЛГУ, 1990
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Изобразительное искусство Западной Европы XIX в. : рабочая прогр. и метод. материалы для студентов очного и заочного обучения специальности "Искусствоведение" и направления "Искусствоведение" АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 9.Романтизм. М. : ДиректМедиа, 2004.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
Э2 8.Музей Лувр [Электрон. ресурс]. - 2001-2010. - Режим доступа: http://louvre.historic.ru/
Э3 7.Импрессионизм. Постимпрессионизм.- М. : ДиректМедиа, 2005.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-(Электронная библиотека ДМ)
Э4 6.Государственный Эрмитаж [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э5 5.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm
Э6 4.Web Gallery of Art [Электрон. ресурс]. - 1996-2010. - Режим доступа: http://www.wga.hu
Э7 3.Musee d'Orsay [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.musee-orsay.fr/
Э8 2.Louvre [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.louvre.fr
Э9 1.Art Project. Powered by Google [Электрон. ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.googleartproject.com
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины