МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_Культурология_УвСК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 103
индивидуальные консультации 32
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 103 103 103 103
Консультации 32 32 32 32
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. культурологии, доцент, Шорина Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели и задачи дисциплины
Цель курса – представить в целостном виде историю мировой культуры и продемонстрировать специфику культурного развития в различные периоды.
В соответствии с целью обозначены задачи курса:
1) сформировать представления о культурно-исторических эпохах;
2) рассмотреть и способствовать осмыслению явлений культурного развития стран Востока и Запада;
3) ознакомить с содержанием историко-культурных понятий;
4) сформировать представления об основных источниках по истории культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике;
ОПК-1.1 Знает теоретические и исторические основы, методы культурологии, категории и концепции, связанные с изучением культурных форм, процессов, практик
ОПК-1.2 Умеет применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-периодизацию в истории мировой культуры и её характеристику;
-основные явления и достижения в истории мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.-составлять историко-культурную характеристику для определенной исторической эпохи;
-анализировать динамику социокультурных процессов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками применения современных подходов к изучению истории мировой культуры;
- умением выявлять проблемы современного социокультурного проектирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культура Древнего мира
1.1. Основные проблемы и подходы к изучению истории мировой культуры Лекции 2 2 Л1.1
1.2. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.5. Культура Древнего Ирана.Культура народов Малой и Передней Азии в древности Сам. работа 2 8 Л1.1
1.6. Культура Древнего Китая и Древней Индии. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Культура Древнего Китая и Древней Индии. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.8. Культура Днерней Греции и Древнего Рима Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Древнееврейская кульутра. Возникновение христианства Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Культура Древней Греции и Древнего Рима. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Мировая культура эпохи средневековья
2.1. Западноевропейское средневековье как тип культуры.Европейская система образования и наука V–XIV вв.Европейская художественная культура V–XIV вв. Лекции 2 2 Л2.1
2.2. Особенности культурного развития Европы в раннем и развитом Средневековье Практические 2 4 Л2.1
2.3. Западноевропейское средневековье как тип культуры Сам. работа 2 6 Л2.1
2.4. Культура Китая, Индии и Японии в Средние века Сам. работа 2 6 Л2.1
2.5. Европейская культура эпохи Позднего Средневековья Лекции 2 2
2.6. Идеология и культурные достижения эпохи Возрождения: революция в европейском мировоззрении Практические 2 4 Л2.1
2.7. Европейская культура эпохи Позднего Средневековья Сам. работа 2 8 Л2.1
2.8. Великие географические открытия. Культура цивилизаций доколумбовой Америки Практические 2 2 Л2.1
2.9. Культура Византии Практические 2 4
2.10. Культура Византии Сам. работа 2 6
2.11. Культура арабо-мусульманского мира Практические 2 2
2.12. Культура арабо-мусульманского мира Сам. работа 2 10
Раздел 3. Культура Нового времени
3.1. Раннее Новое время. Культура европейского Просвещения: общая характеристика. Особенности культурного развития стран Европы и Америки в эпоху Просвещения Лекции 2 2 Л2.1
3.2. Идеология и культурные достижения стран Европы и Америки в эпоху Просвещения. Практические 2 4 Л2.1
3.3. Культура европейского Просвещения: общая характеристика. Особенности культурного развития стран Европы и Америки в эпоху Просвещения Сам. работа 2 8 Л2.1
3.4. Основные направления и особенности развития западной культуры в XIX – начале XX в. Лекции 2 2 Л2.1
3.5. Основные направления и особенности развития западной культуры в XIX – начале XX в. Сам. работа 2 6 Л2.1
3.6. Модернизация традиционных культур Востока в Новое время Сам. работа 2 4 Л2.1
Раздел 4. Культура Новейшего времени
4.1. Культура в меняющемся мире: XX в. Художественная культура. Киноискусство в США и Европе в XX в. Лекции 2 2 Л2.1
4.2. Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Практические 2 4 Л2.1
4.3. Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Сам. работа 2 6 Л2.1
4.4. Трансформации в западном мировоззрении и социальной культуре в середине - второй половине XX века. Развитие научного знания и образование в Европе и США в XX в. Музыкальная культура Запада в XX в. Лекции 2 4 Л2.1
4.5. Культурные традиции стран Европы и Америки и культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в. Практические 2 2 Л2.1
4.6. Культурные традиции стран Европы и Америки и культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в. Сам. работа 2 6 Л2.1
4.7. Культура Востока в XX веке: основные тенденции и особенности развития Сам. работа 2 9 Л2.1
4.8. Консультации 2 32
4.9. Экзамен по дисциплине Экзамен 2 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные проблемы и подходы к изучению истории мировой культуры.
2. Основные культурные достижения Древнего Египта. Мировоззрение древних египтян.
3. Культура древней Месопотамии.
4. Культура Древнего Ирана. Культура народов Малой и Передней Азии в древности.
5. Культура Древней Индии
6. Культура Древнего Китая.
7. Общая характеристика культуры Древней Греции.
8. Культура Древнего Рима.
9. Древнееврейская культура.
10. Возникновение христианства.
11. Западноевропейское средневековье как тип культуры.
12. Идеология эпохи Возрождения. Реформация и Контрреформация.
13. Культурные достижения эпохи Возрождения.
14. Великие географические открытия. Культура цивилизаций доколумбовой Америки.
15. Культура Византии.
16. Культура арабо-мусульманского мира.
17. Культура Китая, Индии и Японии в Средние века.
18. Культура раннего Нового времени.
19. Идеология и культурные достижения стран Европы и Америки в эпоху Просвещения.
20. Основные направления и особенности развития западной культуры в XIX – начале XX в.
21. Модернизация традиционных культур Востока в Новое время.
22. Культура в меняющемся мире: XX в. Культурные достижения стран Европы и США первой половины XX в.
23. Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Киноискусство в США и Европе в XX в.
24. Трансформации в западном мировоззрении и социальной культуре в середине второй половине XX века.
25. Культурные традиции стран Европы и Америки и культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в.
26. Культура Востока в XX веке: основные тенденции и особенности развития.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС в приложении.
1. Подготовьте презентацию на тему: «Божественный пантеон и основные функции богов» (ЗЕВС как глава Олимпийского пантеона; ГЕРА – верховная олимпийская богиня; АИД – владыка царства мертвых; АПОЛЛОН в многообразии божественных функций; АРЕС как бог вероломной войны и АФИНА как богиня мудрости и справедливой войны; АРТЕМИДА – богиня охоты; АФРОДИТА – богиня любви и красоты; ГЕРМЕС как вестник богов и ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного дела; ДИОНИС как бог плодоносящих сил земли и виноградарства; ПОСЕЙДОН как бог водной стихии и ГЕЛИОС – бог Солнца).
2. Подготовьте сообщение по теме «Развлечения древних римлян (термы, прогулки, зрелища, игры в цирке, театральные представления, игры на стадии)». Литература для подготовки: 1). Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. М., 1995. С. 247–270. 2). Театральная энциклопедия. М., 1963. Том 2. С. 546–561 (древнеримский театр).
3. Подготовьте презентацию по теме: «Леонардо да Винчи как деятель эпохи Возрождения».
4. Подготовьте сообщение по теме: Тема сообщения: Мусульманские праздники.
Литература для подготовки:
1). Религия в истории и культуре. М., 1998. С. 238–240.
2). Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2004 (раздел: мусульманские праздники).
5. Подготовьте презентацию по теме: «Роль публичных музеев в культуре Просвещения». Литература: Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М.: «Русское слово», 2003. – С. 205 260.
6. Подготовьте сообщение по теме: Мюзикл как новый жанр в театральном искусстве Европы и США. Литература: 1). Америка. Энциклопедия повседневной жизни. М., 1998. Статья: Мюзикл. 2). Культура и культурология. Словарь. / Сост. и ред. А.И. Кравченко. М.; Екатеринбург, 2003. Статья: Мюзикл.
7. Укажите датировку периода истории культуры Средних веков:
а) конец IV тыс. до н.э. – середина I тыс. н.э.
б) V – начало XVII вв. н.э.
в) XVII – XIX вв. н.э.
8. Мировоззрение представляет собой
а) представление о мире в форме устных повествований,
б) срез индивидуальных и коллективных психических качеств людей,
в) стремление человека к связи с Абсолютом,
г) система человеческих знаний о мире и месте человека в мире.
9. Укажите положение, соответствующее реформе Эхнатона:
а) Атон – главный среди множества египетских богов, прообраз фараона;
б) Атон – единственный бог и прообраз фараона;
в) Атон – единственный бог, которому подчинен фараон.
10. Как назывались священные книги иудеев?
а) Ветхий Завет
б) Тора
в) Талмуд
г) Библия
11. Первый европейский университет был основан в
а) в Париже (Франция)
б) в Болонье (Италия)
в) в Оксфорде (Англия)
12. Самое известное произведение Данте Алигьери называется:
а) «Песнь о Роланде»
б) «Божественная комедия»
в) «Песнь о Нибелунгах»
г) «Деяния Робин Гуда».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А.Н. Марковой Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Античная мифология godsbay.ru
Э2 Вольтер. Статьи из «Философского словаря» lib.ru
Э3 Египетская мифология godsbay.ru
Э4 История западноевропейской культуры. Культура рыцарской среды klio.tsu.ru
Э5 История рыцарских турниров www.world-history.ru
Э6 Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта www.rodon.org
Э7 История мировой культуры yanko.lib.ru
Э8 Культура Древнего Китая www.grandars.ru
Э9 Культура Нового времени www.grandars.ru
Э10 Культура Возрождения и Реформации www.grandars.ru
Э11 История мировой культуры portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Курс «История мировой культуры» ориентирован на развитие и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, овладение которыми необходимо для успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При изучении объемного по содержанию курса «История мировой культуры» необходимо, ознакомившись с терминологией и периодизацией, осваивать материал, структурируя его по эпохам и культурам. Для этого необходимо пользоваться программой курса, в которой имеется деление по разделам и темам с соответствующим распределением литературы и электронных ресурсов. Необходимо уяснить содержание понятий, необходимых для изучения содержания курса (культура, материальная и духовная культура, период, традиция, наука, идеология, религия, мифология, культурные универсалии, музей, культурный ареал и др.).
В рамках каждого из разделов курса осваиваются установленные компетенции. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект.
В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционные занятия выстроены таким образом, чтобы студенты научились воспринимать и самостоятельно составлять историко-культурную характеристику регионов мира для определенной исторической эпохи, выявлять и анализировать сведения о достижениях и деятелях в истории мировой культуры. На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы студенты овладевают навыками применения современных подходов к изучению истории мировой культуры и навыками представлять сведения о достижениях и деятелях мировой культуры в различных формах.
На практических занятиях студенты изучают и анализируют источники, смотрят видео фильмы, представляют сообщения, письменные работы, доклады-презентации, подготовленные в рамках заданий-кейсов. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. При подготовке к практическим занятиям и ответах на них необходимо знать историко-географические характеристики изучаемой культуры, хронологические рамки, выдающихся деятелей и достижения культуры в соответствии с планом занятия, особенности культурного развития региона в рассматриваемый период.
Большое внимание в курсе уделяется персоналиям, которые внесли значительный вклад в становление, эволюцию и сохранение мировой культуры (императоры и другие государственные деятели, ученые, писатели и поэты, художники и архитекторы, композиторы, актеры и др.).
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке практических заданий следует использовать дополнительную литературу.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое тестирование или практическое задание.
Полный перечень практических и тестовых заданий для студентов представлен в дисциплине на ЕОП АлтГУ. Режим доступа: https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=9291.