Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Дизайн костюма и текстиля |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v54_03_03_ДКиТ-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 20 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 4 | 4 | 16 | 16 |
Практические | 0 | 0 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 24 | 24 | 31 | 31 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | - формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века; - уяснение специфики культуры России, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны; - знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития; - в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2 |
ПК-3 | способностью использовать базовые знания по профессии в художественном проектировании |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века; • Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие; • Изменения физико-географических характеристик России на протяжении ее истории; влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны; • Основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях; • Использовать базовые знания о специфике культур регионов России и региональных исследованиях в области теории регионоведения и международных отношений; • Объяснять причины и последствия изменения основных тенденций и закономерностей исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторических процессов, оценивать вклад культуры России в мировое культурное наследие; • Составлять комплексную характеристику России с учетом ее физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей с учетом исторической ретроспективы; • Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации; • Навыками составления сравнительной характеристики культуры регионов России в разные исторические периоды; • Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса; • Навыками сравнения физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных факторов в разные периоды истории России; • Навыками формирования гражданской позиции относительно основных этапов развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические вопросы изучения русской культуры | ||||||
1.1. | История русской культуры как культурологическая дисциплина | Лекции | 3 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Дореволюционная история культуры России | ||||||
2.1. | Истоки и символические особенности культуры Древней Руси | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) | Сам. работа | 3 | 11 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Средневековая культура России | Лекции | 3 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Культура Древней Руси | Сам. работа | 3 | 13 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. История культуры России Нового и Новейшего времени | ||||||
3.1. | Культура России "на подступах к классике" и Золотой век русской культуры | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Древняя и средневековая культура России | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Русская культура XIX века | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Культура XX-XXI вв. | ||||||
4.1. | «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Культура России "на подступах к классике" и Золотой век русской культуры | Лекции | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Российская культура Серебряного века | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Серебряный век в искусстве | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Российская культура начала ХХ века. Авангард | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Искусство Авангарда | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Советская культура в российском и мирорвом контексте | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Российская культура второй половины XX века | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.9. | Классические традиции русской культуры в искусстве соцреализма | Практические | 4 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.10. | Экзамен по дисциплине | Экзамен | 4 | 27 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ИКР 54.03.03.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов, А. А. | История русской культуры: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Касьянов В. В. | ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильина Т. В. | История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : | СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Русская литература XIX в. | www.litraxixveka.ru | ||
Э2 | Русская литература XIX - начала XX веков. | www.abc-people.com | ||
Э3 | Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» | artclassic.edu.ru | ||
Э4 | Культура в современном мире | www.culturanew.ru | ||
Э5 | Электронный курс | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/ 5. Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/ 6. Культура и искусство http://art-history.ru 7. Мировая художественная культура http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm 8. Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточный контроль. Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |