МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_Искусство костюма и текстиля_ДКвИМ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 108
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 28 28 26 26 54 54
Сам. работа 53 53 55 55 108 108
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1005)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
другие средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики, разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи, синтезировать набор возможных решений и научно обосновать свои предложения
ОПК-3.1 Знает: изобразительные средства и способы проектной графики; концептуальные, творческие подходы к решению художественных задач
ОПК-3.2 Умеет: выполнять поисковые эскизы; разрабатывать проектную идею; синтезировать возможные решения и научно обосновывать свои предложения; проводить предпроектные изыскания
ОПК-3.3 Владеет: способами проектной графики, методами разработки проектных идей, основанных на концептуальном, творческом подходе к решению художественной задачи; приемами синтезировать набор возможных решений и
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и практические основы художественного проектирования,понятие «художественный проект»;
основные эстетические категории художественного проекта;
основные законы построения композиции художественного проекта,историю развития живописи, стилевые ообенности, технику и технологию выполнения живописных работ


3.2.Уметь:
3.2.1.реферировать современную научную литературу по специальности,изображать объёмно – пространственную среду средствами академической живописи,анализировать с применением современных теоретических подходов закономерности создания художественного проекта,
умеет использовать инструментарий для достижения наибольшей выразительности при решении творческих задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть современными методами художественного проектирования,навыками работы различными живописными материалами для создания выразительных образов в учебных и творческих работах, основными методами и приемами живописного изображения,
навыками ведения длительной работы над художественным проектом,
различными живописными техниками для создания художественного проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тематический натюрморт с драпировками
1.1. Спектральный круг и цветовые гармонии Практические 3 1 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Натюрморт из 2-3 предметов с введением драпировки Практические 3 4 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Живопись драпировки со складками Практические 3 7 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Натюрморт с введением в композицию драпировок с орнаментом Практические 3 16 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Этюды тканей в складках Сам. работа 3 6 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Этюды цветов, разных по цветовой гамме Сам. работа 3 4 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Преобразование цветов и листьев в условно - плоскостную форму Сам. работа 3 6 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Этюды драпировок с орнаментом Сам. работа 3 10 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.9. Преобразование натюрморта в условно - плоскостную форму Сам. работа 3 10 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.10. Преобразование драпировки с орнаментом в условно - декоративную форму Сам. работа 3 5 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Сюжетно-тематический натюрморт
2.1. Сложный сюжетно-тематический натюрморт состоящий из 4-5 предметов и трех драпировок со складками Практические 4 12 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Преобразование натюрморта в условно-знаковое изображение (стилизация) Практические 4 14 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Этюды натюрморта в технике гризайль Сам. работа 4 9 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Этюды натюрморта в технике акварель Сам. работа 4 10 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Этюды натюрморта в технике гуашь Сам. работа 3 12 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Этюды сложного натюрморта в технике акрил Сам. работа 4 12 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.7. Этюды сложного натюрморта в технике масляной живописи Сам. работа 4 12 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Стилизация натюрморта Сам. работа 4 12 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.9. Экзамен 4 27 ОПК-3.1 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/attempt.php?attempt=2083506&cmid=466256&page=19

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Уровень Знать / Уметь / Владеть
ОПК-3: Способен выполнять поисковые эскизы изобразительными средствами и способами проектной графики, разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи, синтезировать набор возможных решений и научно обосновать свои предложения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Выберите правильную последовательность.
1.обобщение, компоновка, лепка формы, построение.
2.компоновка, построение, лепка формы, обобщение.
3.компоновка, лепка формы, построение, обобщение.

Правильный ответ: 2

2. Живописный метод, при котором цвет каждой детали постановки берется сразу в полную силу, в один слой, называется...:
1.по-сырому.
2.алла прима.
3.лессировка.

Правильный ответ: 2


3. Рефлекс по отношению к освещенной части головы натурщика всегда...
1.точно такой же.
2.темнее.
3.светлее.

Правильный ответ: 3


4. Живопись сложной пластической формы – головы натурщика должна базироваться на знаниях...
1. анатомической конструкции черепа.
2. истории искусств.
3. линейной перспективы.

Правильный ответ: 1


5. На черном серое кажется более светлым, а на белом- более темным. Такое явление называется...
1.светлотным контрастом.
2.цветовым контрастом.
3.колоритом.

Правильный ответ: 1


6. Какой цвет не является хроматическим?
1.белый.
2.синий.
3.красный.

Правильный ответ: 1


7. Наложение одного красочного слоя на другой называется...
1.лессировка.
2.по-сырому.
3.алла прима.

Правильный ответ: 1


8. Изображения морских пейзажей называют...
1.мариями.
2.маринами.
3.морянами.

Правильный ответ: 2


9. Какой из этих цветов не относится к ахроматической группе?

1. серый.
2. белый.
3. фиолетовый.

Правильный ответ: 3


10. С чего начинается работа над живописным этюдом?
1. построение.
2.компоновка в формате.
3.проработка деталей.

Правильный ответ: 2


11. Какой этап самый важный при написании этюда на состояние?
1. проработка деталей.
2. лепка формы.
3. цветовые отношения.

Правильный ответ: 3


12. Какой из перечисленных разбавителей используется в гуашевой живописи?
1. скипидар.
2. вода.
3. ацетон.

Правильный ответ: 2


13. Основные задачи реалистической живописи...:
1. использовать больше цвета.
2. писать живо, броско.
3. писать отношениями.

Правильный ответ: 3


14. Основной цвет предмета без учета внешних влияний – это...:
1.полутон.
2.рефлекс.
3.локальный цвет.

Правильный ответ: 3


15. Гармоничные состояния, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине - это...
1.светлота.
2.колорит.
3.монохром.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. При работе над пейзажем с натуры за какое время состояние природы меняется полностью?

Правильный ответ: два часа.

2. Рисунок под гуашевую живопись обычно выполняется...

Правильный ответ: карандашом.

3. Определенные сложившиеся системы приемов работы, которые вырабатывались различными национальными школами...:

Правильный ответ: техника живописи.

4. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема?

Правильный ответ: три четверти.

5. Живописная работа, выполненная с натуры - это...

Правильный ответ: этюд.

6. Писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - это...
Правильный ответ: живопись.

7. Вид живописи, в основе которой лежит неизобразительная цветовая композиция...

Правильный ответ: абстрактная.

8. Вид живописи в основе, которой лежит принцип стилизации...

Правильный ответ: декоративная.

9. Каким этапом можно пренебречь при написании краткосрочного этюда головы?

Правильный ответ: проработка деталей.

10. Какая форма живописи может передавать объем предметов в пространстве, их взаимосвязь с окружающей средой?

Правильный ответ: реалистическая.

11. Какое освещение не выявляет форму, объем и фактуру изображаемых объектов?

Правильный ответ: боковое.

12. Выполняя живописное произведение, необходимо придерживаться следующей последовательности...

Правильный ответ: от общего к частному.

13. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется...

Правильный ответ: колоритом.

14. Основные цвета это…

Правильный ответ: красный, желтый, синий.

15. Дайте определение понятию «воздушная перспектива».

Правильный ответ:изменение цвета предмета в зависимости его удаления от точки наблюдения.

16. В какое время суток, благодаря особенностям зрительного восприятия, цвета предметов воспринимаются разбеленными?

Правильный ответ: в солнечный полдень.

17. Элементы, благодаря которым мы зримо воспринимаем объемную форму, материал, пространственное положение предметов...

Правильный ответ: светотень, свет.

18. Характер измельчения пигментов красок влияет наих...

Правильный ответ: светотень, цвет.

19. Фломандский способ живописи был открыт...

Правильный ответ: светотень, Ван Эйком.

20. У художников XVII - XVIII веков главное в работе это –

Правильный ответ: светотень, пространство, свет, воздух.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета по окончании изучения дисциплины. Зачет проводится в виде академического просмотра выполненных за семестр практических работ по рисунку. Все работы должны быть оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, название № группы и ФИО преподавателя). При оценивании также учитываются результаты тестирования в течение семестра.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Зубова И. С., Семизорова Л. Б. Натюрморт в родственной, родственно-контрастной и контрастной цветовой гамме: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов Н. П. Цветная графика: учебное пособие Гум.издательский центр "Владос", 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России М.: Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2012 ЭБС «Лань»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Энциклопедия русской живописи. url http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
Э2 шедевры русской живописи http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э3 Музеи России http:// www. museum.ru/ Музеи России
Э4 Российская государственная библиотека по искусству http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству
Э5 онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах http://www.artsandculture.google.com/ онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах
Э6 Курс в Moodle "Живопись" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий и вопросы к экзамену.
Зачет проводится в форме академического просмотра, по изученным в рамках освоения дисциплины темам в соответствующем семестре.
Экзамен проводится в виде академического просмотра всех выполненных за семестр практических работ. Все выполненные работы должны быть выполнены на формате А-2 и оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, № группы, название и ФИО преподавателя). Кроме того, студенты дают развернутый ответ на один теоретический вопрос. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения экзамена. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит испытания повторно.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.