МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Модифицирование биополимеров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.06.01. Химические науки
НаправленностьАналитическая химия; Органическая химия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz04_06_01_Химические науки_АХ_ОХ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Модифицирование биополимеров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 869)

составлена на основании учебного плана:
04.06.01 Химические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 28.06.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство с современными направлениями научных исследований в области модифицирования биополимеров для формирования способности критической оценки достижений науки и генерирования новых идей для решения научных и практических задач, в том числе, междисциплинарных

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные научные достижения в области модифицирования биополимеров
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений в области модифицирования полимеров с целью генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и методов в области модифицирования биополимеров, генерирования новых идей для решения исследовательских и практических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы модифицирования биополимеров
1.1. Химический состав растительного сырья Лекции 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4
1.2. Целлюлоза. Строение, свойства, модифицирование Лекции 3 1 ПК-1 Л1.2, Л2.4
1.3. Гемицеллюлозы. Строение, свойства, модифицирование Лекции 3 1 ПК-1 Л2.5, Л1.2
1.4. Лигнин. Строение, свойства, модифицирование. Лекции 3 1 ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.5. Методы модифицирования целлюлозы. Практические 3 1 ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л1.2
1.6. Методы модифицирования гемицеллюлоз. Практические 3 1 ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л1.2
1.7. Методы модифицирования лигнина. Практические 3 2 ПК-1 Л2.3, Л2.5, Л1.2
1.8. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 3 91 ПК-1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Для химической переработки, древесина интересна своим комплексом природных органических полимеров…
1. Целлюлозы
2. Нецеллюлозных полисахаридов
3. Гексозан
4. Пентозан
5. Лигнина
6. Экстрактивных веществ
ОТВЕТ:1,2,5
2. В древности древесина являлась..
1. Топливом
2. Пищей
3. Орудием
4. Символом жизни
5. Строительным материалом
6. Конструкционном материалом
ОТВЕТ:1,3,5
3. Наука о строении, составе и взаимодействии веществ, входящих в древесный комплекс, и тех превращениях, которые происходят с этими веществами в процессах химической переработки и при воздействии различных природных факторов.
А) химия древесины
Б)органическая химия
В)химия твердого тела
ОТВЕТ:1
4. Общая потребность в круглых лесоматериалах оценивается в
А) 0,6 млрд. м3
Б) 1,8 млрд. м3
В) 5 млрд. м3
Г) 3 млрд. м3
ОТВЕТ: В
5. Химия древесины как наука изучает:
А) основы и химизм технологических процессов химической переработки древесины и ее отдельных компонентов с целью разумного управления этими процессами.
Б) физические свойства, такие как большая прочность при малой плотности, низкие тепло- и электропроводность, легкость обработки, внешний вид
ОТВЕТ:А
6. В механической технологии древесина это:
А) многолетняя ткань, образующаяся в результате вторичного прироста в стволе, ветвях и корнях деревьев и кустарников
Б) материал, состоящий целиком из натуральной древесины и используемый в качестве строительного, конструкционного, поделочного материалов и т.п.
В) сырье для химической переработки в целлюлозно-бумажном производстве, гидролизных и лесохимических производствах и для химико-механической переработки в производстве древесных плит и пластиков.
Г) комплекс многолетних тканей древесных растений, освобожденная от коры ткань ствола, ветвей, корней
ОТВЕТ:Б
7. В химической технологии древесина это
А) многолетняя ткань, образующаяся в результате вторичного прироста в стволе, ветвях и корнях деревьев и кустарников
Б) материал, состоящий целиком из натуральной древесины и используемый в качестве строительного, конструкционного, поделочного материалов и т.п.
В) сырье для химической переработки в целлюлозно-бумажном производстве, гидролизных и лесохимических производствах и для химико-механической переработки в производстве древесных плит и пластиков.
Г) комплекс многолетних тканей древесных растений, освобожденная от коры ткань ствола, ветвей, корней
ОТВЕТ:В
8. Виды сырья для химической переработки:
А) продукты лесопиления;
Б) продукты химических производств
В) отходы сельскохозяйственных культур.
Г) побочные продукты
ОТВЕТ:А,В
9. Критериями использования материалов являются:
А) их стоимость
Б) размер запасов
В) энергоёмкость
Г) возможности концентрирования в районе расположения химического производства.
ОТВЕТ:А,Б,Г
10. Лесосечные отходы это
А) обрезки
Б) горбыль
В) ветви
Г) рейка
Д) корни
ОТВЕТ:В,Д

11. Укажите вид сырья с большим содержанием лигнина:
А) солома хлебных злаков
Б) подсолнечная лузга
В) многолетний злак бамбук
Г) эспарто
ОТВЕТ: Б
12. Элементный состав органической части древесины
А) 49–50 % 1. углерода
Б) 43–44 % 2. кислорода
В) около 6 % 3. водорода
Г) 0,1–0,3 % 4. Азота
ОТВЕТ: 1А,2Б,3В,4Г
13. Структурные компоненты – это
А) вещества, которые можно извлекать из древесины нейтральными полярными и неполярными растворителями
Б) вещества, образующие клеточную стенку, они представлены исключительно высокомолекулярными соединениями, подразделяющимися на углеводную и ароматическую части
ОТВЕТ:Б
14. Экстрактивные вещества это –
А) вещества, которые можно извлекать из древесины нейтральными полярными и неполярными растворителями
Б) вещества, образующие клеточную стенку, они представлены исключительно высокомолекулярными соединениями, подразделяющимися на углеводную и ароматическую части
ОТВЕТ:А
15. Углеводная часть, представляющая комплекс полисахаридов это
А) D-Глюкуроновая кислота
Б) Холоцеллюлоза
В) Целлюлоза
Г) Пектиновые вещества
ОТВЕТ:Б
16. Полисахарид, макромолекула которого построена из повторяющихся звеньев – остатков β-D-глюкопиранозы это
А) D-Глюкуроновая кислота
Б) Холоцеллюлоза
В) Целлюлоза
Г) Холоцеллюлоза
ОТВЕТ:В

17. К основным направлениям переработки древесины относят отрасли:
1. ЦБП
2. Гидролизная
3. Лесохимическая
4. Деревоперерабатывающая
ОТВЕТ:1-4

18. К жизненным формам растений относятся:
1. Грибы
2. Деревья
3. Кустарники
4. Папоротники
5. Травянистые растения
ОТВЕТ:2,3,5

19. Сложное сочетанием деревьев и множества других растений, тесно связанных в своей жизнедеятельности друг с другом и окружающей средой называется…
1. лесом
2. степью
3. тундрой
ОТВЕТ: 1

20. Сопоставьте распространение основных пород древесины в РФ:
1. 5% А. Ель
2. 11% Б. Пихта
3. 22% В. Сосна
4. 38% Г. Лиственница

ОТВЕТ:А-2, Б-1, В-3, Г-4


21. Виды сырья, использующиеся для химической переработки:

1. Продукты лесопиления
2. Продукты деревопереработки
3. Продукты органического синтеза
4. Отходы сельскохозяйственных культур
ОТВЕТ:1,2,4
22. Вещества, которые можно извлекать из древесины нейтральными полярными и неполярными растворителями, называют…
1.экстрактивными 2 полиозами 3 лигнинами
ОТВЕТ:1
23. К структурным компонентам древесины относятся…
1. Холоцеллюлоза
2. Лигнин
3. Целлюлоза
4. Гемицеллюлозы
ОТВЕТ: 2-4
24.Холоцеллюлоза – это комплекс полисахаридов древесины, получающийся в виде волокнистого остатка после удаления экстрактивных веществ соответствующими нейтральными растворителями и делигнификации (удаления лигнина). Укажите выход холоцеллюлозы из древесины хвойных:
1. 72-79%
2. 70-73%
ОТВЕТ: 2

25. Методы выделения холоцеллюлозы основаны на реакциях:
1. разложения целлюлозы
2. восстановления лигнина
3.окисления и растворения низкомолекулярных соединений, образующихся из лигнина
ОТВЕТ: 3
26.Выберите верные утверждения:
1.Выделение целлюлозы довольно сложный процесс, так жиры, воски, белки, пектиновые вещества можно легко удалить экстрагированием.
2.Из древесины целлюлозу выделяют посредством интенсивной химической обработки, то есть варочных процессов или процессов делигнификации.
ОТВЕТ: 1,2
27. Выберите пункты, которые верно описывают строение макромолекулы целлюлозы:
1. Целлюлоза- линейный полимер нерегулярного строения
2. Элементарным звеном макромолекулы целлюлозы является ангидро--D-глюкопираноза (при полном гидролизе выход 96 – 98 % глюкозы).
3. Элементарное звено содержит 3 гидроксильных группы. Получают только трех замещенные эфиры.
4. Гидроксильные группы находятся у 2, 3, 6 атомов углерода. При гидролизе триметилцеллюлозы идентифицирована 2,3,6-три-О-метил-D-глюкоза. Глюкозные остатки связаны связью.
ОТВЕТ: 2-4
28. Выберите пункты, которые верно описывают строение макромолекулы целлюлозы:
1. Остатки D-глюкозы имеют пиранозную форму. Отмечается устойчивость целлюлозы к кислотному гидролизу.
2. Элементарные звенья макромолекул целлюлозы – ангидро--D-глюкопираноза – соединены между собой -гликозидной связью.
3. Продуктом гидролиза является целлобиоза [4-О-(-D-глюкопиранозил)-D-глюкоза]. Другие связи в целлюлозе встречаются не чаще, чем 1 на 1000.
4.Целлюлоза относится к стереорегулярным полимерам.
ОТВЕТ: 1-4
29. К химическим способам установления молекулярного веса целлюлозы относятся методы, основанные на определении:
1. количества альдегидных групп
2. числа элементарных звеньев, содержащих 3 гидроксильные группы
3. числа элементарных звеньев, содержащих 4 гидроксильные группы
ОТВЕТ: 1,3
30. Существенным фактором, влияющим на скорость диффузии реагентов внутрь волокна, а следовательно, и на реакционную способность целлюлозы является величина внутренней поверхности целлюлозного волокна, определяемая размерами имеющихся в нём капилляров (пор), их распределением в волокне и изменение размеров капилляров в результате различных обработок целлюлозы. Каким методом можно оценить внутреннюю поверхность целлюлозы, выберите:
1.рентгенографическим
2. ИК-спектроскопическим
3. суммарная поверхность пор и капилляров определение сорбцией инертных газов (азот) или паров растворителей
4. обработкой метиленовым синим
ОТВЕТ: 3,4
31. Увеличение внутренней поверхности целлюлозы происходит при:
1. обработке целлюлозы аминами,
2. при синтезе низкозамещенных производных целлюлозы
3. в результате инклюдирования целлюлозы системой различных растворителей
ОТВЕТ: 1-3
32. Углеводная часть древесины содержит в своем составе целлюлозу, а также нецеллюлозные полисахариды, которые называют “полиозами”. Как называют полиозы, которые являются структурными компонентами:
1. полиурониды
2.лигнины
3. гемицеллюлозы
4. пектины
ОТВЕТ:3
33. Свойства, характерные для гемицеллюлоз:
1. не растворимы в органических растворителях, которыми извлекают экстрактивные вещества
2. не растворимы в воде
3. растворимы в водных растворах щелочей
4.более доступны воздействию разбавленных растворов минеральных кислот, то есть легче гидролизуются.
ОТВЕТ: 1-4
34. Соотнесите функции полиоз в древесине:
1.Гемицеллюозы
2.ВРВ – водорастворимые вещества
А. структурные компоненты клеточной стенки
Б. резервные питательные вещества
ОТВЕТ: 1А, 2Б
35. Верно ли утверждение: «Лигнин можно определить как компонент растительного вещества, редокс-полимер, построенный из арилпропановых структурных звеньев».
1.нет
2. да
ОТВЕТ: 2
36. После целлюлозы лигнины самые распространенные соединения биосферы Земли, их содержание в растительных тканях достаточно велико, соотнесите содержание лигнина в различных породах древесины:
1.древесина хвойных пород
2. древесина лиственных пород
А.19-23%
Б. 25-30%
ОТВЕТ: 1Б, 2А.
37. Содержание лигнина определяется не только породой, но и многими другими факторами, какими:
1. климатической зоной произрастания
2. характером почвы
3 возрастом дерева
4. разными частями дерева
5.способом выделения
ОТВЕТ: 1-4

38. Функциональный состав макромолекул лигнина:
1. гидроксильные группы (фенольные, общие)
2.карбонильные группы
3. аминогруппы
4. метоксильные группы
ОТВЕТ:1,2,4
39. Каков элементный состав одного из препаратов лигнина:
1.Углерод
2. водород
3. кислород
А. 62-64%
Б. 6.04 -6.17%
В. 29.68-30.20%
ОТВЕТ: 1А, 2Б, 3В
40. Лигнин – аморфное вещество, по своей химической природе представляющее пространственный гетероцепной полидисперсный полимер. Установлено, что основу лигнина составляют арилпропановые структурные единицы, с преобладающим содержанием в определенном растительном сырье, установите соответствие:
1. гваяцилпропановая структурная единица (G – единица)
2. сирингилпропановая единица (S),
3. п-гидроксифенилпропановая единица (H),
А -производные пирокатехина, преобладает в хвойных породах древесины
Б- производные пирогаллола, лиственные породы
В- травы, злаки
ОТВЕТ:1А, 2Б, 3В
41. Экстрактивные вещества – продукты жизнедеятельности растений, и как все производимое природой, очень разнообразны. Их состав зависит от многих факторов: рода, вида, условий произрастания, возраста, органа растения и др. Каково содержание экстрактивных веществ:
1. в древесине пород умеренной климатической зоны
2. древесные породы тропической климатической зоны
А. 3-4%
Б.20-40%
ОТВЕТ: 1А, 2Б
42. Классификацию экстрактивных веществ можно провести по химическому составу. К классу углеводов можно отнести вещества:
1. моно- и олигосахариды
2. водорастворимые полисахариды
3. полиурониды
4. гликозиды
5. терпеновые
6. жиры и воски
7.таннины
8.флавоноиды
9. лигнаны
10.алкалоиды
ОТВЕТ:1-4



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к экзамену.
Экзамен организуется в форме письменного опроса по всему изученному курсу.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Н.Г. Базарновой Методы исследования древесины и ее производных: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002
Л1.2 М.И. Штильман, А.В. Подкорытова, С.В. Немцев, В.Н. Кряжев. Технология полимеров медико-биологического назначения. Полимеры природного происхождения.: М. : Издательство "Лаборатория знаний", 2016. , 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семчиков Ю.Д., Жильцов С.Ф., Кашаева В.Н. Введение в химию полимеров: Учеб. пособие М.: Высш. шк., 1988
Л2.2 ред. Пикина С.А., Дмитриенко В.Е. Основы физики частично упорядоченных сред: Жидкие кристаллы, коллоиды, фрактальные структуры, полимеры и биологические объекты : М.: Физматлит, 2007
Л2.3 Рамбиди Н.Г. Структура полимеров – от молекул до наноансамблей: [учеб. пособие] Долгопрудный: Интеллект, 2009
Л2.4 Гумеров Ф.М Суб и сверхкритические флюиды в процессах переработки полимеров : Казань: ФЭН, 2007
Л2.5 Каллистер У.Д., Ретвич Д.Дж., Малкин А.Я. Материаловедение: от технологии к применению (металлы, керамика, полимеры): СПб.: Научные основы и технологии, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Химия привитых поверхностных соединений booksshare.net
Э2 www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
Э3 http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
Э4 http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
Э5 http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Э6 Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э7 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э8 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э9 Курс в Moodle "Модифицирование синтетических и природных полимеров в СКФ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели
преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.