МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Продвижение научного контента и основы научного фандрайзинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки04.06.01. Химические науки
НаправленностьАналитическая химия; Органическая химия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz04_06_01_Химические науки_АХ_ОХ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 110
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 55 55 55 55 110 110
Часы на контроль 9 9 9 9 18 18
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
докт. биол. наук, Профессор, А.В. Мацюра

Рецензент(ы):
докт.биол.наук, Профессор, Р.В. Яковлев

Рабочая программа дисциплины
Продвижение научного контента и основы научного фандрайзинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.06.01 ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 869)

составлена на основании учебного плана:
04.06.01 Химические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра Александр Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра Александр Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование у аспирантов представлений о возможностях и технологиях позиционирования и продвижения научного контента и результатов проводимых научных исследований, а также их финансовй поддержки со стороны различных институтов развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает и понимает:
Основные виды научной работы и дифференцирует их
Специфику научных и научно-популярных мероприятий (конференций, форумов, научных семинаров и ридинг-групп)
Специфику рецензирования и экспертизы научных заявок и работ и процесса оппонирования с коллегами
Основные положения научной этики
Жанры научных текстов и способен их отличать
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет:
Ставить и обосновывать проблему исследования для подготовки грантовых заявок и заявок на участие в научных мероприятиях
Подготовить и оформить заявку для участия в научных и научно-популярных мероприятиях
Разбираться в научных стилях
Излагать результаты научного исследованиях, используя академический язык и терминологию соответствующей области научного знания
Оформить в соответствии с требованиями грантовую заявку
Вести научную дискуссию и аргументированно обосновывать продвигаемый научный контент и полученные результаты научной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет:
Навыками работы в составе научного коллектива
Технологиями представления результатов научных исследований для академических и неакадемических аудиторий
Навыками ведения самостоятельной и коллективной исследовательской работы в соответствующей области научного знания
Навыками представления научных докладов
Технологиями продвижения и шеринга результатами научного исследования (доклады, презентации, публикации), информирования об организуемых научных мероприятиях с использованием социальных сетей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Продвижение научного контента и основы научно фанрайзинга
1.1. Научные коммуникации как инструмент открытой науки. Научная статья как средство научной коммуникации Важность научных коммуникаций в современном мире. Современные тенденции научной коммуникации. Концепция открытой науки. Научная статья как основной жанр научного стиля. Ключевая роль публикации и трансформация форм обнародования и форм присвоения научных результатов: публикация как оперативный способ распространения информации о результатах оригинальных научных исследований; публикация как основной источник библиометрических исследований и оценки развития науки и достижений участников научного процесса. Уникальный идентификатор статьи DOI и уникальный идентификатор автора ORCID: зачем они нужны для позиционирования научного контента и осуществления научных коммуникаций? «Бесплатный открытый доступ» (Gratis OA) и «свободный открытый доступ» (Libre OA) к научным статьям. «Зеленый» (green OA) и «золотой» (gold OA) пути в открытый доступ. Мифы об открытом доступе к научным статьям. Оценка научного контента через публикации и ее последствия. Цитирование научной статьи как индикатор оценки научного контента и успешного его продвижения. Природа цитирования и типы цитирований. Сам. работа 2 55 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Уникальный идентификатор статьи DOI и уникальный идентификатор автора ORCID: зачем они нужны для позиционирования научного контента и осуществления научных коммуникаций? «Бесплатный открытый доступ» (Gratis OA) и «свободный открытый доступ» (Libre OA) к научным статьям. «Зеленый» (green OA) и «золотой» (gold OA) пути в открытый доступ. Лекции 2 4
1.3. Оценка научного контента через публикации и ее последствия. Цитирование научной статьи как индикатор оценки научного контента и успешного его продвижения. Природа цитирования и типы цитирований. Практические 2 4
1.4. Научные коммуникации как инструмент открытой науки. Научная статья как средство научной коммуникации Важность научных коммуникаций в современном мире. Современные тенденции научной коммуникации. Концепция открытой науки. Научная статья как основной жанр научного стиля. Ключевая роль публикации и трансформация форм обнародования и форм присвоения научных результатов: публикация как оперативный способ распространения информации о результатах оригинальных научных исследований; публикация как основной источник библиометрических исследований и оценки развития науки и достижений участников научного процесса. Уникальный идентификатор статьи DOI и уникальный идентификатор автора ORCID: зачем они нужны для позиционирования научного контента и осуществления научных коммуникаций? «Бесплатный открытый доступ» (Gratis OA) и «свободный открытый доступ» (Libre OA) к научным статьям. «Зеленый» (green OA) и «золотой» (gold OA) пути в открытый доступ. Мифы об открытом доступе к научным статьям. Оценка научного контента через публикации и ее последствия. Цитирование научной статьи как индикатор оценки научного контента и успешного его продвижения. Природа цитирования и типы цитирований. Лекции 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Научные коммуникации как инструмент открытой науки. Научная статья как средство научной коммуникации Важность научных коммуникаций в современном мире. Современные тенденции научной коммуникации. Концепция открытой науки. Научная статья как основной жанр научного стиля. Ключевая роль публикации и трансформация форм обнародования и форм присвоения научных результатов: публикация как оперативный способ распространения информации о результатах оригинальных научных исследований; публикация как основной источник библиометрических исследований и оценки развития науки и достижений участников научного процесса. Уникальный идентификатор статьи DOI и уникальный идентификатор автора ORCID: зачем они нужны для позиционирования научного контента и осуществления научных коммуникаций? «Бесплатный открытый доступ» (Gratis OA) и «свободный открытый доступ» (Libre OA) к научным статьям. «Зеленый» (green OA) и «золотой» (gold OA) пути в открытый доступ. Мифы об открытом доступе к научным статьям. Оценка научного контента через публикации и ее последствия. Цитирование научной статьи как индикатор оценки научного контента и успешного его продвижения. Природа цитирования и типы цитирований. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Научный журнал и его роль в продвижении научного контента Научные издания в инфраструктуре глобального научного обмена. Как пользователи ищут и находят научный контент в журнальной и электронной среде? Сервисы (сайты библиотек, где есть электронный каталог, перечни доступных лицензионных ресурсов или сервисы discovery; реферативно-библиографические базы; сайты контент-провайдеров (издателей, агрегаторов, научных обществ); сайты конкретных журналов; социальные и научные сети; архивы и репозитории; глобальные поисковые сервисы общего назначения (Google и подобные); научные поисковые сервисы (Google Scholar и подобные)). «Пиратские» ресурсы (Sci-Hub, LibGen др.) Оценка и отбор научных журналов для публикации научных статей. Журналы открытого доступа. Основные ресурсы, предназначенные для отбора целевых журналов. Авторитетность и репутация журнала, их роль в продвижении научного контента. Индекс Хирша журнала. Квартили журналов и их роль в продвижении научного контента. Критерии и определение недобросовестных журналов. Лекции 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Научный журнал и его роль в продвижении научного контента Научные издания в инфраструктуре глобального научного обмена. Как пользователи ищут и находят научный контент в журнальной и электронной среде? Сервисы (сайты библиотек, где есть электронный каталог, перечни доступных лицензионных ресурсов или сервисы discovery; реферативно-библиографические базы; сайты контент-провайдеров (издателей, агрегаторов, научных обществ); сайты конкретных журналов; социальные и научные сети; архивы и репозитории; глобальные поисковые сервисы общего назначения (Google и подобные); научные поисковые сервисы (Google Scholar и подобные)). «Пиратские» ресурсы (Sci-Hub, LibGen др.) Оценка и отбор научных журналов для публикации научных статей. Журналы открытого доступа. Основные ресурсы, предназначенные для отбора целевых журналов. Авторитетность и репутация журнала, их роль в продвижении научного контента. Индекс Хирша журнала. Квартили журналов и их роль в продвижении научного контента. Критерии и определение недобросовестных журналов. Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Научный журнал и его роль в продвижении научного контента Научные издания в инфраструктуре глобального научного обмена. Как пользователи ищут и находят научный контент в журнальной и электронной среде? Сервисы (сайты библиотек, где есть электронный каталог, перечни доступных лицензионных ресурсов или сервисы discovery; реферативно-библиографические базы; сайты контент-провайдеров (издателей, агрегаторов, научных обществ); сайты конкретных журналов; социальные и научные сети; архивы и репозитории; глобальные поисковые сервисы общего назначения (Google и подобные); научные поисковые сервисы (Google Scholar и подобные)). «Пиратские» ресурсы (Sci-Hub, LibGen др.) Оценка и отбор научных журналов для публикации научных статей. Журналы открытого доступа. Основные ресурсы, предназначенные для отбора целевых журналов. Авторитетность и репутация журнала, их роль в продвижении научного контента. Индекс Хирша журнала. Квартили журналов и их роль в продвижении научного контента. Критерии и определение недобросовестных журналов. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Этические принципы и нормы научно-публикационного процесса как необходимое условие создания качественного научного контента Спектр нарушений норм научной этики (фабрикация, фальсификация и плагиат). Самоплагиат. Авторство научной статьи. Конфликт интересов и научная работа. Преодоление конфликта интересов. Лекции 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Этические принципы и нормы научно-публикационного процесса как необходимое условие создания качественного научного контента Спектр нарушений норм научной этики (фабрикация, фальсификация и плагиат). Самоплагиат. Авторство научной статьи. Конфликт интересов и научная работа. Преодоление конфликта интересов. Практические 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Этические принципы и нормы научно-публикационного процесса как необходимое условие создания качественного научного контента Спектр нарушений норм научной этики (фабрикация, фальсификация и плагиат). Самоплагиат. Авторство научной статьи. Конфликт интересов и научная работа. Преодоление конфликта интересов. Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Профиль ученого и его роль в продвижении научного контента. Модель жизненного цикла ученого в цифровой эпохе. Наукометрия как показатель научной производительности. Профиль ученого в базах цитирования. Индекс Хирша ученого. Персональный веб-сайт, страница и/или блог ученого, их роль в позиционировании и продвижении научного контента. Ученый как рецензент. Ученый как эксперт. Важность и роль этих позиций в продвижении научного контента. Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Профиль ученого и его роль в продвижении научного контента. Модель жизненного цикла ученого в цифровой эпохе. Наукометрия как показатель научной производительности. Профиль ученого в базах цитирования. Индекс Хирша ученого. Персональный веб-сайт, страница и/или блог ученого, их роль в позиционировании и продвижении научного контента. Ученый как рецензент. Ученый как эксперт. Важность и роль этих позиций в продвижении научного контента. Практические 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Профиль ученого и его роль в продвижении научного контента. Модель жизненного цикла ученого в цифровой эпохе. Наукометрия как показатель научной производительности. Профиль ученого в базах цитирования. Индекс Хирша ученого. Персональный веб-сайт, страница и/или блог ученого, их роль в позиционировании и продвижении научного контента. Ученый как рецензент. Ученый как эксперт. Важность и роль этих позиций в продвижении научного контента. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1
1.15. Научные и научно-популярные мероприятия. Академическая мобильность. Конференции, их виды, научные семинары, ридинг группы. Научно-популярные мероприятия. Роль этих мероприятий в продвижении научного контента. Продвижение научного контента: формирование «повесток» очных научных мероприятий, участие в организационных комитетах научных мероприятий. Выступление в качестве «ключевого докладчика» на научных и профессиональных конференциях и семинарах. Выступление с мастер классами. Виды и способы оформления, представления и презентации научного контента. Академический язык, его роль в оформлении и презентации результатов научных исследований. Как делиться результатами научной деятельности с академическими и неакадемическими аудиториями. Популяризация научного знания: формы и примеры. Академическая мобильность как инструмент позиционирования и продвижения научного контента. Связь между академической мобильностью и научной производительностью. Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Научные и научно-популярные мероприятия. Академическая мобильность. Конференции, их виды, научные семинары, ридинг группы. Научно-популярные мероприятия. Роль этих мероприятий в продвижении научного контента. Продвижение научного контента: формирование «повесток» очных научных мероприятий, участие в организационных комитетах научных мероприятий. Выступление в качестве «ключевого докладчика» на научных и профессиональных конференциях и семинарах. Выступление с мастер классами. Виды и способы оформления, представления и презентации научного контента. Академический язык, его роль в оформлении и презентации результатов научных исследований. Как делиться результатами научной деятельности с академическими и неакадемическими аудиториями. Популяризация научного знания: формы и примеры. Академическая мобильность как инструмент позиционирования и продвижения научного контента. Связь между академической мобильностью и научной производительностью. Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.17. Научные и научно-популярные мероприятия. Академическая мобильность. Конференции, их виды, научные семинары, ридинг группы. Научно-популярные мероприятия. Роль этих мероприятий в продвижении научного контента. Продвижение научного контента: формирование «повесток» очных научных мероприятий, участие в организационных комитетах научных мероприятий. Выступление в качестве «ключевого докладчика» на научных и профессиональных конференциях и семинарах. Выступление с мастер классами. Виды и способы оформления, представления и презентации научного контента. Академический язык, его роль в оформлении и презентации результатов научных исследований. Как делиться результатами научной деятельности с академическими и неакадемическими аудиториями. Популяризация научного знания: формы и примеры. Академическая мобильность как инструмент позиционирования и продвижения научного контента. Связь между академической мобильностью и научной производительностью. Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.18. Технологии и инструменты продвижения научного контента в научных и социальных сетях Виды научных сетей (Mendeley, Research Gate, Google Scholar, Academia.edu и др.). Признаки идентификации научных сетей (идентичность, беседы, присутствие, распространение, отношения, репутация, сообщества). SMM-инструменты продвижения научного контента (создание общества, научные проекты, диалог и взаимодействие в социальных сетях, вирусный посев, постинг у лидеров мнений, хэштег). Почему ученому важно вести собственный блог или профиль в социальных сетях? Преимущества («сарафанное радио», таргетинг / гипертаргетирование, нерекламный формат / интерактивное взаимодействие, отсутствие принудительного характера ознакомления, ненавязчивость и активное выражение заинтересованности со стороны целевых аудиторий, имидж-билдинг, точечный характер воздействия на целевую аудиторию, относительно низкая стоимость кампании) и недостатки (недостаточность информации в аналитике, контроль со стороны модераторов сетей, потребность в администрировании) продвижения научного контента в социальных сетях. Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.19. Технологии и инструменты продвижения научного контента в научных и социальных сетях Виды научных сетей (Mendeley, Research Gate, Google Scholar, Academia.edu и др.). Признаки идентификации научных сетей (идентичность, беседы, присутствие, распространение, отношения, репутация, сообщества). SMM-инструменты продвижения научного контента (создание общества, научные проекты, диалог и взаимодействие в социальных сетях, вирусный посев, постинг у лидеров мнений, хэштег). Почему ученому важно вести собственный блог или профиль в социальных сетях? Преимущества («сарафанное радио», таргетинг / гипертаргетирование, нерекламный формат / интерактивное взаимодействие, отсутствие принудительного характера ознакомления, ненавязчивость и активное выражение заинтересованности со стороны целевых аудиторий, имидж-билдинг, точечный характер воздействия на целевую аудиторию, относительно низкая стоимость кампании) и недостатки (недостаточность информации в аналитике, контроль со стороны модераторов сетей, потребность в администрировании) продвижения научного контента в социальных сетях. Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.20. Технологии и инструменты продвижения научного контента в научных и социальных сетях Виды научных сетей (Mendeley, Research Gate, Google Scholar, Academia.edu и др.). Признаки идентификации научных сетей (идентичность, беседы, присутствие, распространение, отношения, репутация, сообщества). SMM-инструменты продвижения научного контента (создание общества, научные проекты, диалог и взаимодействие в социальных сетях, вирусный посев, постинг у лидеров мнений, хэштег). Почему ученому важно вести собственный блог или профиль в социальных сетях? Преимущества («сарафанное радио», таргетинг / гипертаргетирование, нерекламный формат / интерактивное взаимодействие, отсутствие принудительного характера ознакомления, ненавязчивость и активное выражение заинтересованности со стороны целевых аудиторий, имидж-билдинг, точечный характер воздействия на целевую аудиторию, относительно низкая стоимость кампании) и недостатки (недостаточность информации в аналитике, контроль со стороны модераторов сетей, потребность в администрировании) продвижения научного контента в социальных сетях. Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1
1.21. Научный фандрайзинг. Основная структура финансирования науки в Российской Федерации. Институты развития и институты поддержки научной деятельности. Поддержка аспирантов в рамках национального проекта «Наука». РНФ, РФФИ, конкурсы и гранты Президента РФ и Правительства РФ, региональных органов государственной власти. Роль негосударственных институтов развития в финансовой поддержке научной деятельности. Зарубежные источники финансирования. Ресурсы для поиска информации о проводимых конкурсах. Виды научных конкурсов и грантов. Репутация и бэкграунд ученого в фандрайзинге Лекции 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.22. Научный фандрайзинг. Основная структура финансирования науки в Российской Федерации. Институты развития и институты поддержки научной деятельности. Поддержка аспирантов в рамках национального проекта «Наука». РНФ, РФФИ, конкурсы и гранты Президента РФ и Правительства РФ, региональных органов государственной власти. Роль негосударственных институтов развития в финансовой поддержке научной деятельности. Зарубежные источники финансирования. Ресурсы для поиска информации о проводимых конкурсах. Виды научных конкурсов и грантов. Репутация и бэкграунд ученого в фандрайзинге Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.23. Научный фандрайзинг. Основная структура финансирования науки в Российской Федерации. Институты развития и институты поддержки научной деятельности. Поддержка аспирантов в рамках национального проекта «Наука». РНФ, РФФИ, конкурсы и гранты Президента РФ и Правительства РФ, региональных органов государственной власти. Роль негосударственных институтов развития в финансовой поддержке научной деятельности. Зарубежные источники финансирования. Ресурсы для поиска информации о проводимых конкурсах. Виды научных конкурсов и грантов. Репутация и бэкграунд ученого в фандрайзинге Сам. работа 3 8 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.24. Технологии подготовки заявок и материалов для отчетов по грантам Методика подготовки конкурсной документации. Требования к оформлению заявок для получения финансовой поддержки со стороны научных фондов и институтов развития. Формы подачи заявок. Научная проблема, цель, декомпозиция задач, обобщение опыта. Формирование научного коллектива для участия в конкурсе на получение финансовой поддержки. Определение соисполнителей, круга задач, объемов финансирования, сроков исполнения. Подготовка пакета документов для отчета по гранту. Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.25. Технологии подготовки заявок и материалов для отчетов по грантам Методика подготовки конкурсной документации. Требования к оформлению заявок для получения финансовой поддержки со стороны научных фондов и институтов развития. Формы подачи заявок. Научная проблема, цель, декомпозиция задач, обобщение опыта. Формирование научного коллектива для участия в конкурсе на получение финансовой поддержки. Определение соисполнителей, круга задач, объемов финансирования, сроков исполнения. Подготовка пакета документов для отчета по гранту. Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.26. Технологии подготовки заявок и материалов для отчетов по грантам Методика подготовки конкурсной документации. Требования к оформлению заявок для получения финансовой поддержки со стороны научных фондов и институтов развития. Формы подачи заявок. Научная проблема, цель, декомпозиция задач, обобщение опыта. Формирование научного коллектива для участия в конкурсе на получение финансовой поддержки. Определение соисполнителей, круга задач, объемов финансирования, сроков исполнения. Подготовка пакета документов для отчета по гранту. Сам. работа 3 3 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Наука - это...
а) выработка и теоретическая систематизация объективных знаний
б) учения о принципах построения научного познания
в) учения о формах построения научного познания
г) стратегия достижения цели
Правильные ответы: а
2. Научное исследование - это...
а) целенаправленное познание
б) выработка общей стратегии науки
в) система методов, функционирующих в конкретной науке
г) учение, позволяющее критически осмыслить методы познания
Правильные ответы: а
3. Методология науки - это...
а) система методов, функционирующих в конкретной науке
б) целенаправленное познание
в) воспроизведение новых знаний
г) учение о принципах построения научного познания
Правильные ответы: а
4. Теория - это...
а) выработка общей стратегии науки
б) логическое обобщение опыта в той или иной отрасли знаний
в) целенаправленное познание
г) система методов, функционирующих в конкретной науке
Правильные ответы: б
5.Основу методологии научного исследования составляет:
а) диагностический метод
б) общий метод
в) обобщение общественной практики
г) совокупность правил какого-либо искусства
Правильные ответы: а

1.Система последовательно используемых приемов в соответствии с целью
исследования: систему и последовательность действий по исследованию явлений
и процессов: совокупность теоретических принципов и методов исследования
реальности: способ познания объективного мира при помощи последовательных
действий и наблюдений – это (методика исследования)
2. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний
о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью
постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения
реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции
развития действительности и способствовать ее изменению, это (наука).
3. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения
различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно
действительно научное познание этого предмета, это (синтез)
4. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых
общих посылок к частным результатам-следствиям, это (анализ)
5. Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы
методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы, это (замысел исследования)
6. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям (реалистичность, проверяемость).
7. Методы исследования – это (способы решения исследовательских задач).
8. Теория – это__________________.
9. Научное исследование начинается с (выбора темы).
10. Как соотносятся объект и предмет исследования (объект содержит в себе предмет исследования)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.П. Заграй, И.А. Кириченко Организация научных исследований: учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2016 (ЭБС "Университетская библиотека online") biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комлацкий В. И., Логинов С. В., Комлацкий Г. В. Планирование и организация научных исследований: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство «Феникс», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.consultant.ru
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://www.biblioclub.ru/
5. Юрайт https://www.biblio-online.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины аспирантами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем осуществляется в рамках лекционных и практических занятий. Практическое занятие требует подготовки аспирантов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Методические рекомендации при подготовке к практическому занятию
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

Методические рекомендации аспирантам по самостоятельной работе
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В практическом задании аспирант должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
Результатом самостоятельной работы является подготовка заявки для получения финансирования в государственных и негосударственных институтах развития.


Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы.