МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные системы и технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Шаповалова С.В.

Рецензент(ы):
Канд. физ.-мат.наук, доцент, Юдинцев А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Информационные системы и технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Галина Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания курса является ознакомление с различны-ми информационными системами и технологиями, используемыми в экономике.
Основная задача курса - дать студенту общее представление о современных экономических информационных системах, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами экономиста – программными комплексами и информационными ресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-8Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-8.1 Знает основные технологии создания и внедрения информационных систем, стандарты управления жизненным циклом информационной системы
ОПК-8.2 Умеет осуществлять организационное обеспечение выполнения работ на всех стадиях и в процессах жизненного цикла информационной системы
ОПК-8.3 Владеет навыками составления плановой и отчетной документации по управлению проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-рекомендации по выбору оптимальных средств для решения экономических задач: стандартных программных пакетов и информационных технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.-осуществлять выбор оптимальных средств для решения экономических задач: стандартных программных пакетов и информационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-способностью вырабатывать рекомендации по оптимальному подбору стандартных программных пакетов и информационных технологий для решения экономических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные процессы преобразования информации. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Основные процессы обработки информации. Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем. Классификация информационных систем. Декомпозиция информационных систем. Функциональные и обеспечивающие подсистемы. Организация программного обеспечения информационных систем. Базовое и прикладное программное обеспечение. Организация информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение. Способы организации внрутримашинного информационного обеспечения Модели данных. Представление данных в памяти ЭВМ. Локальные и корпоративные экономические информационные системы. АРМ управленческого работника как часть ЭИС. Интеллектуальные системы. Понятие информационной технологии. Классификация информационных технологий. Наиболее популярные виды информационных технологий. Интегрированные технологии. Технологии защиты данных. Защита данных в СУБД. Организационные аспекты защиты информации. Сетевые информационные технологии. Программное и аппаратное обеспечение локальных сетей. Графические информационные технологии. Иллюстративная графика: растровая, векторная, фрактальная. Геоинформационные технологии. Основы построения геоинформационных систем.
1.1. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Информационная деятельность. Сам. работа 2 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.2. Определение информационной системы (ИС). Задачи и функции ИС. Состав и структура информационных систем, основные элементы, порядок функционирования. Классификация информационных систем, документальные и фактографические системы. Предметная область ИС. Лекции 2 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.3. Декомпозиция информационных систем. Способы выделения подсистем: предметный, функциональный, проблемный, предметно-функциональный. Построение схемы декомпозиции информационной системы. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.4. Обеспечивающие подсистемы. Виды обеспечения информационных систем: организационное, правовое, математическое, техническое, программное, информационное, технологическое, лингвистическое, эргономическое. Взаимосвязь обеспечивающих подсистем, связь обеспечивающих подсистем с функциональными. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.5. Организация программного обеспечения информационных систем. Базовое программное обеспечение. Операционные системы. Сервисное программное обеспечение. Трансляторы языка программирования. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Пакеты прикладных программ. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.6. Организация информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение. Система классификации и кодирования технико-экономической информации. Фактографические системы: предметная область(ПО), концептуальные средства описания, модель сущность-связь. Модели данных. Представление данных в памяти ЭВМ. Базы данных. Программные средства реализации фактографических ИС.Способы организации внрутримашинного программного обеспечения: централизованный и децентрализованный. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.7. Локальные и корпоративные экономические информационные системы. Особенности создания экономических информационных систем предприятий на различных уровнях управления по характеру решаемых задач, по использованию информации, по использованию математического аппарата. Системы обработки данных. Автоматизированные системы управления. Системы поддержки принятия решений. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.8. Документальные системы: информационно-поисковый язык, система индексирования, технология обработки данных, поисковый аппарат, критерии оценки документальных систем. Программные средства реализации документальных ИС. Механизм индексирования. Поисковый образ документа. Стратегии информационного поиска. Информационно-поисковые системы. Правовые информационные системы. Проблемы автоматизации информационного поиска. Информационный поиск в Internet. Сам. работа 2 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.9. Автоматизация работы конечного пользователя. АРМ управленческого работника как часть ЭИС. Пакетный и интерактивный режим решения задач управления, режим реального времени. Проблемы защиты информации в АРМ. Классификация АРМ по уровню управления и сфере применения. Возможность настройки и расширения возможностей АРМ. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.10. Интеллектуальные системы. Нейрокомпьютерные системы. Понятие нейрокомпьютера. Сфера использования нейрокомпьютерных технологий. Экспертные системы, решение неформализованных задач, базы знаний, правила, факты, механизм вывода. Естественно-языковые системы. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.11. Самостоятельное изучение теоретического материала по заданным темам Сам. работа 2 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.12. Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; свойства информационных технологий; понятие платформы. Итология и ее место в системе научных знаний. Основные положения итологии. Проблемы стандартизации информационных технологий. Свойства информационных технологий. Понятие программно-аппаратной платформы. Классификация информационных технологий, предметная технология, функциональные технологии, обеспечивающие информационные технологии, распределенные функциональные информационные технологии. Лекции 2 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.13. Наиболее популярные виды информационных технологий. Интегрированные технологии. Технология обработки данных и ее виды; технологический процесс обработки данных; графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, автоматизированное рабочее место, электронный офис. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.14. Технологии защиты данных. Способы хранения информации в информационных системах. СУБД, как средство автоматизации хранения, обработки и управления данными. Защита данных в СУБД от несанкционированного доступа. Резервное копирование и восстановление информации. Организационные аспекты защиты информации. Технологический процесс обработки данных. АРМ специалиста предметной области. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.15. Сетевые информационные технологии. Классификация сетей. Локальные сети: принципы построения и функционирования. Программное и аппаратное обеспечение локальных сетей. Технологии «клиент-сервер», «файл-сервер». Модели «клиент-серверного» взаимодействия. Централизованные и распределенные технологии хранения и обработки информации. Сети Intranet, как инструмент создания корпоративной сети предприятия. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.16. Графические информационные технологии. Иллюстративная графика: растровая, векторная, фрактальная. Представление изображений в различных видах графики. Представление цвета. Форматы графических файлов. Алгоритмы сжатия информации. Преобразование графических изображений. Сам. работа 2 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.17. Геоинформационные технологии. Основы построения геоинформационных систем. Атрибутивные и координатные данные. Векторные и растровые модели. Инструментальные средства ГИС. Применение ГИС. Сам. работа 2 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.18. Самостоятельное изучение лекционного материала Сам. работа 2 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Практические занятия
2.1. Изучение логических функций Excel, примеры решения задач с их использованием. Самостоятельное решение экономических задач с элементами математической логики. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.2. Автоматизация финансовых расчетов с помощью финансовых функций Excel. Решение различных финансовых задач. Лабораторные 2 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.3. Решение многовариантных, задач с помощью таблиц подстановки. Параметрические ячейки. Подстановка данных. Однопараметрические таблицы с одной формулой. Однопараметрические таблицы с несколькими формулами. Двухпараметрические таблицы с одной формулой. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.4. Решение многовариантных, задач с помощью диспетчера сценариев. Изучение механизма диспетчера сценариев. Присвоение имен ячейкам и диапазонам. Задание итоговых функций. Определение диапазонов изменяемых ячеек. Создание и изменение сценариев. Получение итоговых таблиц. Решение задач. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.5. Решение прогнозных задач. Аналитический и графический способ решения прогнозных задач. Оценка найденных решений. Аналитическое выражение прогнозных кривых. Трендовый анализ. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.6. Изучение интерфейса и способов поиска информации в ИПС «Консультант +». Проверка полученных навыков посредством выполнения тестовых заданий. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.7. Изучение интерфейса и способов поиска информации в ИПС «Гарант». Проверка полученных навыков посредством выполнения тестовых заданий. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.8. Автоматизация создания текстовых документов. Создание шаблонов текстовых документов. Использование текстовых полей, полей со списками. Полей для вставки даты и времени. Полей для вставки текстов из файла. Самостоятельное создание шаблона. Лабораторные 2 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.9. Разработка документа MS Excel со сложными вычислениями, использующими логические функции, функции обработки строк и даты Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.10. Создание документа MS Word с полями слияния (шаблона слияния). Слияние документа MS Word c документом MS Excel, MS Access. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.11. Создание документа MS Excel c подключением справочников и элементов проверки данных. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.12. Создание модулей на VBA, для автоматизации процесса создания документа в MS Excel Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.13. Создание таблиц базы данных. Определение ключевых атрибутов. Связывание таблиц. Лабораторные 2 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.14. Создание запросов. Создание форм ввода. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.15. Создание отчетов. Графическое отображение данных базы данных. Сам. работа 2 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
2.16. Доработка лабораторных работ и оформление отчета по выполненным работам Сам. работа 2 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
«Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4095.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств,
в том числе отечественного производства.
Примеры заданий закрытого типа
1. Совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных и технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
a) Информационная система
b) Информатизация
c) Информационное обеспечение
d) Информационные технологии
Ответ: a
2. К видам обеспечения АРМ относятся (несколько вариантов ответа):
a) антивирусное
b) эргономическое
c) математическое
d) кадровое
e) правовое
Ответ: b, c, e
3. К какому виду ИС относятся банковские ИС:
a) автоматизированного проектирования
b) научных исследований
c) автоматизированного управления технологическими процессами
d) организационного управления
Ответ: d
4. Какие элементы входят в структуру кибернетической модели управления? (несколько вариантов ответа)
a) прямая и обратная связи
b) персонал предприятия
c) объект управления
d) руководитель проекта
Ответ: a, c
5. К средним интегрированным системам относятся (несколько вариантов ответа):
a) Microsoft Dynamics AX (ранее известный как Microsoft Business Solutions Axapta)
b) БОСС
c) MFG-Pro (QAD/BMS)
d) 1С Предприятие
Ответ: a, c
6. Какой аспект при изучении информации дает возможность раскрыть ее содержание и показать отношение между смысловыми значениями ее элементов?
a) структурный
b) прагматический
c) семантический
d) качественный
Ответ: c
7. Нормативно-справочная информация – это:
a) неизменяющаяся информация
b) условно-постоянная информация
c) оперативная информация
Ответ: b
8. Системы, ориентированные на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ это:
a) Системы поддержки принятия решений
b) Информационные системы управления
c) Системы обработки данных
Ответ: b
9. Какие символы используются для составления поискового запроса в Интернет (несколько вариантов ответа):
a) ?
b) +
c) -
d) *
Ответ: a, d
10. Какие элементы входят в структуру кибернетической модели управления? (несколько вариантов ответа)
a) объект управления
b) персонал предприятия
c) руководитель проекта
d) прямая и обратная связи
Ответ: a, d
11. Алгоритмические языки, языки моделирования и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ) относятся к подсистеме
a) информационное обеспечение
b) программное обеспечение
c) лингвистическое обеспечение
Ответ: c
12. Признак, по которому ведётся разбиение множества на подмножества на пределенной ступени классификации - это ...
a) основание классификации
b) детерминант
c) показатель классификации
Ответ: a
13. К локальным системам относятся (несколько вариантов ответа):
a) 1CПредприятие
b) ИнфоБухгалтер
c) БЭСТ
d) Baan (Baan)
Ответ: b, c
14. Калым интегрированным системам относятся
a) БЭСТ
b) 1C Предприятие
c) Галактика
d) Парус
e) MFG-Pro (QAD/BMS)
f) Baan (Baan)
Ответ: b, c, d
15. К крупным интегрированным системам относятся (несколько вариантов ответа):
a) Галактика
b) 1С Предприятие
c) SAP/R3 (SAP AG)
d) Baan (Baan)
Ответ: с,d
Примеры заданий открытого типа
1. Представление сообщений в сознании человека, наложенное на систему его понятий и оценок. Это ... информация.
Ответ: ассимилированная
2.Сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком – либо физическом носителе - это ... информация
Ответ: документированная
3. Особая форма информации, представляющая собой совокупность структурированных теоретических и эмпирических положений известных специалисту-эксперту по конкретной предметной области это…
Ответ: знания
4. Информация, характеризующая производственные отношения в обществе - это ... информация
Ответ: экономическая
5. Материальный носитель информации, имеющий юридическую силу и оформленный в установленном порядке - это ...
Ответ: документ
На согласованность цели функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов указывает свойство ...
Ответ: целостность
6. Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на … уровне управления.
Ответ: верхнем
7. Сведения, зафиксированные в знаковой форме на каком – либо физическом носителе - это ... информация
Ответ: документированная
8. Подсистемы, охватывающие все виды хозяйственной деятельности предприятия (производство, снабжение, сбыт, персонал, финансы), построены по … принципу
Ответ: функциональному
9. Совокупность языковых средств, предназначенных для формализации естественного языка это … обеспечение.
Ответ: лингвистическое
10. Совокупность технического, математического, программного, информационного, лингвистического, правового, эргономического, организационного обеспечения это ... подсистема АИС
Ответ: обеспечивающая
11. Свойство, которым обладает система в целом и не обладают ее отдельные элементы - это ...
Ответ: Эмерджентность
12. Совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники, а также комплекс средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления это… обеспечение.
Ответ: математическое
13. Многоуровневая рубрикация характерна для информационно-поисковых систем ... типа
Ответ: иерархического
14. Теоретические основы современной робототехники были заложены еще в ... году ХХ века
Ответ: 1960

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-8. Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла.
Примеры заданий закрытого типа
1. Алгоритмические языки, языки моделирования и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ) относятся к подсистеме
a) информационное обеспечение
b) программное обеспечение
c) лингвистическое обеспечение
Ответ: c
2. Признак, по которому ведётся разбиение множества на подмножества на пределенной ступени классификации - это ...
a) основание классификации
b) детерминант
c) показатель классификации
Ответ: a
3. К локальным системам относятся (несколько вариантов ответа):
a) 1CПредприятие
b) ИнфоБухгалтер
c) БЭСТ
d) Baan (Baan)
Ответ: b, c
4. Калым интегрированным системам относятся
a) БЭСТ
b) 1C Предприятие
c) Галактика
d) Парус
e) MFG-Pro (QAD/BMS)
f) Baan (Baan)
Ответ: b, c, d
5. К крупным интегрированным системам относятся (несколько вариантов ответа):
a) Галактика
b) 1С Предприятие
c) SAP/R3 (SAP AG)
d) Baan (Baan)
Ответ: с,d
6. К этапам цикла разработки информационных систем относятся
a) Моделирование
b) Анализ
c) Проектирование
d) Сопровождение
e) Все ответы верные
f) Нет правильного ответа
Ответ: b., c, d
7. Целью автоматизации финансовой деятельности является:
a. повышение квалификации персонала;
b. устранение рутинных операций и автоматизированная подготовка финансовых документов;
c. снижение затрат;
d. автоматизация технологии выпуска продукции;
e. приобретение нового оборудования.
Ответ: b
8. Цель информационного обеспечения определяется:
a. субъектом информационного обеспечения;
b. задачами организации;
c. руководителем организации;
d. информационными потребностями;
e. указами правительства;
Ответ: d
9. Какие методы позволяют моделировать поведение любых систем?
a. имитационное моделирование
b. линейное программирование
c. сетевые методы планирования и управления
Ответ: а
10. К информационным системам для решения частично структурированных задач не относятся:
a) информационные системы, создающие управленческие отчеты;
b) информационные системы, вырабатывающие возможные альтернативные решения;
c) информационные системы, обеспечивающие полную автоматизацию решения задач.
Ответ: с.

Примеры заданий открытого типа
1. Рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов, который отвечает единым правилам и требованиям и содержит информацию, необходимую для управления некоторым экономическим объектом – это…
Ответ: унифицированная система документации
2. Способность ИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях, называется…
Ответ: адаптивность
3. Технология эффективного управления и мониторинга процессов деятельности предприятия — это технология...
Ответ: OLAP
4. Элементарный процесс при диалоговой обработке информации- это …
Ответ: транзакция
5. Какой моделью является модель функционирования предприятия за определенный промежуток времени?
Ответ: Имитационной
6. Договор между разработчиком и заказчиком относится к подсистеме ... обеспечения
Ответ: правового
7. Функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных - это ...
Ответ: контроль
8. Документ, с помощью которого осуществляется формализованное описание экономической информации в ЭИС, содержащий наименования объектов, наименования классификационных группировок и их кодовые обозначения - это ...
Ответ: классификатор, справочник, словарь
9. Функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период - это ...
Ответ: анализ
10. … предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений)
Ответ: СОД
11. Схема разделения управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями это… структура.
Ответ: функциональная
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Система управления, субъект управления, объект управления, контур управления.
2. Функции управления, уровни управления.
3. Экономическая информационная система, ее место в контуре управления, информационные потоки.
4. Обработка информации в ЭИС, требования, предъявляемые к информации и к ее обработке.
5. Классификация ЭИС по уровню автоматизации, по сфере применения.
6. Разделение подсистем по характеру обработки информации на различных уровнях управления.
7. Системы обработки данных.
8. Информационные системы управления.
9. Системы поддержки принятия решений.
10. Локальные и корпоративные ЭИС.
11. Декомпозиция информационных систем. Функциональные и обеспечивающие подсистемы.
12. Функциональная декомпозиция, состав функциональных подсистем, принципы выделения подсистем.
13. Обеспечивающие подсистемы, их состав и назначение.
14. Состав и компоненты программного обеспечения.
15. Информационное обеспечение.
16. Системы классификации и кодирования технико-экономической информации.
17. Информационно-поисковые системы. Указатели, индексы, термины индексирования. Информационно- поисковый язык, поисковый образ документа, избыточное индексирование, механизм поиска, стратегии поиска, релевантность.
18. Информационные процессы и технологии, технологический процесс обработки информации.
19. Основные положения итологии, и ее место в системе научного знания.
20. Классификация ИТ. Интегрированные ИТ.
21. Функциональные ИТ. Обеспечивающие ИТ.
22. Понятие пользовательского интерфейса. Классификация интерфейсов. Командный интерфейс. Графический интерфейс. Речевой интерфейс. Биометрический интерфейс. Семантический (социальный) интерфейс.
23. Информационные технологии общего назначения: технологии обработки текста, таблиц, графики, технологии баз данных. Программное обеспечение ИТ общего назначения.
24. Графические ИТ, их классификация и применение.
25. ИТ иллюстративной графики.
26. Представление объектов векторной и растровой графики
27. Разрешающая способность. Представление цвета, цветовые схемы. Масштабирование изображений.
28. Сжатие изображений. Алгоритмы сжатия.
29. Форматы графических файлов.
30. Сетевые информационные технологии. Классификация сетей.
31. Локальные сети, топология ЛВС, методы доступа.
32. Каналы передачи данных, их основные характеристики и использование в компьютерных сетях.
33. Программное обеспечение ЛВС.
34. Технология «Файл-Сервер», «Клиент-Сервер». Модели взаимодействия «Клиент-Сервер».
35. Применение технологии Intranet для корпоративных информационных систем.
36. Аппаратное обеспечение ЛВС.
37. Архитектура открытых систем. Протоколы и интерфейсы.
38. Способы передачи информации в компьютерных сетях. Стеки коммуникационных протоколов.
39. Сервисы Internet, их использование в ЭИС.
40. Электронная почта, принципы работы и основные возможности.
41. Электронная цифровая подпись, и нормативные акты, регламентирующие ее использование.
42. Геоинформационные технологии. Основные понятия ГИС технологий.
43. Программное обеспечение ГИС технологий.
44. Сфера применения ГИС технологий.
45. Интеллектуальные технологии.
46. Технологии мультимедиа.
47. Гипертекстовые технологии.
48. IP-телефония.
49. Технологии сотовой связи
50. Электронные платежные системы
Вопросы практического характра
1. Какая сумма должна быть выплачена, если шесть лет назад была выдана ссуда 1500 тыс. руб. под 15% годовых с ежемесячным начислением процентов.
2. Сколько лет потребуется, чтобы платежи размером 1 млн. руб. в конце каждого года достигли значения 10.897 млн. руб., если ставка процента 14.5%?
3. По сертификату, погашаемому выплатой в 250 тыс. руб. через три года, проценты начисляются раз в полугодие. Определите цену продажи, если номинальная ставка 38%.
4. На сберегательный счет вносятся обязательные ежемесячные платежи по 200 тыс. руб. Рассчитайте, какая сумма окажется на счете через четыре года при ставке процента 13.5% годовых.
5. Рассчитайте процентную ставку для трехлетнего займа размером 5 млн. руб. с ежеквартальным погашением по 800 тыс. руб.
6. Разработайте базу данных «Поликлиника», состоящую из четырех таблиц со следующей структурой:
• Врачи – код врача (ключевое поле), ФИО, должность, специализация, стаж работы, адрес, телефон.
• Болезни– № п/п (ключевое поле), название заболевания, рекомендации по лечению, меры профилактики.
• Пациенты – код пациента (ключевое поле), ФИО, адрес, телефон, страховой полис, паспорт.
• Диагноз – № п/п (ключевое поле), пациент, заболевание, лечащий врач, дата обращения, дата выздоровления.
Установите связи между таблицами.
С помощью запроса отберите врачей-стоматологов и ортопедов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Зачтено: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Не зачтено: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник М. : Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 WWW.INTUIT.RU - открытый интернет университет
Э2 Информационные системы и информационные технологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.