МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Программная инженерия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.физ.-мат.наук, доцент, Патудин В.М.

Рабочая программа дисциплины
Программная инженерия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кожевина О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 16.03.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Кожевина О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение современных инженерных принципов (методов) создания надежного, качественного программного обеспечения, удовлетворяющего предъявляемым к нему требованиям, формирование у студентов понимания необходимости применения принципов программной инженерии.
Формирование у студентов теоретических и практических навыков по изучению и использованию современных технологий разработки программного обеспечения в соответствии с международными стандартами обучения программной инженерии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, и использовать их при решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-8Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-8.1 Знает основные технологии создания и внедрения информационных систем, стандарты управления жизненным циклом информационной системы
ОПК-8.2 Умеет осуществлять организационное обеспечение выполнения работ на всех стадиях и в процессах жизненного цикла информационной системы
ОПК-8.3 Владеет навыками составления плановой и отчетной документации по управлению проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• методологии проектирования и разработки; технологии, стандарты и средства проектирования и разработки ИС различных предметных областей; основные этапы проектирования и разработки ИС; модели жизненного цикла ИС;
• отличительные особенности внедрения, адаптации и настройки программного обеспечения различных архитектур и целевого назначения;
• различные методы и технологии тестирования компонентов ИС;
• различные методы и технологии комплексного тестирования ИС;
• преимущества применения принципов программной инженерии при разработке качественного ПО.
3.2.Уметь:
3.2.1.• осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации;
• внедрять, адаптировать и настраивать программное обеспечение ИС;
• осуществлять тестирование компонентов ПО и комплексное тестирование ИС;
• разрабатывать сценарии тестирования ПО;
• ориентироваться в методах и средствах, используемых для разработки ИС;
• определять эффективность выбираемых решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• основных методов проектирования ИС с использованием CASE-технологий;
• навыками использования современных технологий внедрения, адаптации и настройки ИС;
• навыками компонентного и комплексного тестирования программного обеспечения ИС (в том числе и с использованием сценариев);
• современными средствами разработки программного обеспечения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ПИ в жизненном цикле программных средств.
1.1. Понятие процесса разработки ПО. Универсальный процесс. Текущий процесс. Конкретный процесс. Стандартный процесс. Совершенствование процесса. Классические модели процесса: водопадная модель, спиральная модель. Фазы и виды деятельности. Лекции 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Жизненный цикл программного обеспечения, модели и процессы.
2.1. Понятие программной инженерии. Основные определения: информатика, Системотехника, Бизнес-реинжиниринг. Программное обеспечение: определение, свойства. Лекции 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Программная инженерия: назначение, основные принципы и понятия. Составление плана проекта по разработке программного обеспечения. Определение ролей в проектной команде. Жизненный цикл и процессы разработки ПО. Ознакомление с требованиями к разрабатываемому программному обеспечению. Фиксация требований к программному обеспечению. Составление спецификации требований. Лабораторные 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Рабочий продукт, проект.
3.1. Рабочий продукт. Дисциплина обязательств. Проект. Управление проектами. Лекции 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Анализ предметной области и требования к ПО. Разработка компонентов модели данных приложения. Лабораторные 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Архитектура ПО. Моделирование архитектуры.
4.1. Понятие архитектуры ПО. Точка зрения и характеристики точек зрения. Множественность точек зрения при разработке ПО. Цели и принципы системного проектирования сложных программных средств. Процессы системного проектирования программных средств. Структурное проектирование сложных программных средств. Проектирование программных модулей и компонентов. Задачи и особенности объектно-ориентированного проектирования программных средств. Основные понятия и модели объектно-ориентированного проектирования программных средств. Варианты представления моделей и средства объектно-ориентированного проектирования программных средств. Создание простых UML-диаграмм классов, пакетов и компонентов. Анализ, архитектура и проектирование простых систем «клиент-сервер» с использованием UML и акцентом на диаграммах классов и состояний. Лекции 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Основы проектирования программного обеспечения. Разработка компонентов модели данных приложения. Лабораторные 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
4.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Разработка требований к ПО. Управление требованиями.
5.1. Виды требований: функциональные требования, нефункциональные требования. Свойства требований: ясность и недвусмысленность, полнота и непротиворечивость, необходимый уровень детализации, прослеживаемость, тестируемость и проверяемость, модифицируемость. Формализация требований. Цикл работы с требованиями. Организация разработки требований к сложным программным средствам. Процессы разработки требований к характеристикам сложных программных средств. Структура основных документов, отражающих требования к программным средствам. Лекции 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Методологии разработки ПО. Проектирование и создание базы данных приложения. Лабораторные 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
5.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Управление конфигурацией в жизненном цикле программных средств.
6.1. Понятие конфигурационного управления. Управление версиями. Понятие "ветки" проекта. Управление сборками. Средства версионного контроля. Единицы конфигурационного управления. Понятие baseline. Процессы управления конфигурацией программных средств. Этапы и процедуры при управлении конфигурацией программных средств. Технологическое обеспечение при сопровождении и управлении конфигурацией программных средств. Лекции 3 0,25 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
6.2. Архитектура программного обеспечения. Определение и разработка архитектуры программного обеспечения. Лабораторные 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
6.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 6 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Качество ПО. Верификация и аттестация, тестирование.
7.1. Стандартизация качества. Методы обеспечения качества ПО. Понятие тестирования. Тестирование черного ящика. Тестирование белого ящика. Инструменты тестирования. Критерии тестирования. Виды тестирования. Работа с ошибками. Средства контроля ошибок (bug tracking systems). Принципы верификации и тестирования программ. Процессы и средства тестирования программных компонентов. Процессы оценивания характеристик и испытания программных средств. Организация и методы оценивания характеристик сложных комплексов программ. Средства для испытаний и определения характеристик сложных комплексов программ. Оценивание надежности и безопасности функционирования сложных программных средств. Лекции 3 0,25 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
7.2. Принципы создания удобного пользовательского интерфейса. Определение архитектуры пользовательского интерфейса приложения. Лабораторные 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 8 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Документирование ПО.
8.1. Организация документирования программных средств. Формирование требований к документации сложных программных средств. Планирование документирования проектов сложных программных средств. Шаблоны документов разработки программных продуктов. Лекции 3 0,25 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2
8.2. Управление разработкой программного обеспечения. Проектирование отдельных форм разрабатываемого программного обеспечения. Лабораторные 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2
8.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2
Раздел 9. Сопровождение ПО.
9.1. Организация и методы сопровождения программных средств. Этапы и процедуры при сопровождении программных средств. Задачи и процессы переноса программ и данных на иные платформы. Ресурсы, для обеспечения сопровождения и мониторинга программных средств. Лекции 3 0,25 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2
9.2. Методы верификации и тестирования программ и систем. Разработка системных тестов для приложения. Лабораторные 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2
9.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.2
Раздел 10. Управление проектами разработки ПО.
10.1. Цели и процессы технико-экономического обоснования проектов программных средств. Экспертное технико-экономическое обоснование проектов программных средств. Основные ресурсы для обеспечения жизненного цикла сложных программных средств. Ресурсы специалистов для обеспечения жизненного цикла сложных программных средств. Ресурсы для обеспечения функциональной пригодности при разработке сложных программных средств. Лекции 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Качество программного обеспечения и методы его контроля. Разработка отдельных форм и интеграция разрабатываемого программного обеспечения. Лабораторные 3 0,5 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2
10.3. Проработка необходимых вопросов для подготовки к лекциям и лабораторным работам Сам. работа 3 12 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Бизнес-процессы договорного отдела
2. Бизнес-процессы подразделения, отвечающего за работоспособность железнодорожных переездов
3. Бизнес-процессы подразделения дефектоскопии рельсов
4. Бизнес-процессы складского подразделения
5. Бизнес-процессы коменданта общежития
6. Бизнес-процессы бухгалтера- расчетчика зарплаты
7. Бизнес-процессы бухгалтера по учету материальных ценностей
8. Бизнес-процессы бухгалтера учетчика финансово- расчетных операций
9. Бизнес-процессы бухгалтера по учету основных средств (ОС).
10. Бизнес-процессы компьютерной фирмы (продажа компьютеров и ПО)
11. Бизнес-процессы компьютерной фирмы (разработка ПО)
12. Бизнес-процессы домоуправления (ЖКХ)
13. Бизнес-процессы агентства по недвижимости
14. Бизнес-процессы ресторана
15. Бизнес-процессы плавательного бассейна
16. Бизнес-процессы отдела работы с претензиями
17. Бизнес-процессы службы, работающей с замечаниями машиниста
18. Бизнес-процессы банка при работе с физическими лицами
19. Бизнес-процессы гаража
20. Бизнес-процессы кафедры ВУЗа
21. Бизнес-процессы поликлиники
22. Бизнес-роцессы подразделения, работающего с ветеранами и инвалидами производства
23. Бизнес-процессы подразделений, учитывающих здания и сооружения организации
24. Бизнес-процессы правления общества собственников жилья
Задание 1. Бизнес- процессы договорного отдела
1. Основные задачи, которые решает подразделение- составление договор с внешними организациями и спецификации (список поставляемых материалов) к договору, отслеживание выполнения и срывов поставок, консолидированный анализ спецификаций.
2. Описание предметной области. Договор представляет собой два документа. Сам договор, имеющий примерную структуру
Номер договора
Организация, с которой заключен договор

Дата завершения договора
2431 СиБТехМаш 30.11.2005
и спецификации к договору, имеющей примерную структуру
Спецификация к договору 2431
Материал Количество Дата поставки
Бензин
Электропровод 250 т
1500 м 01.10.2005
01.11.2005

Инженер, должен на основе этих документов, составить консолидированный план поставок материалов на свое предприятие, отмечать, что выполнено по поставкам, что сорвано, формировать всевозможные отчеты.
Задание 2. Бизнес- процессы подразделения, отвечающего за работоспособность железнодорожных переездов
Основные задачи, которые решает подразделение. Регулярный осмотр работоспособности переездов, сбор замечаний, контроль ремонтов по замечаниям, формирование справок и отчетов.
Описание предметной области. На жд имеется множество переездов, которые должны быть в работоспособном состоянии. Имеются инструкции о периодичности комиссионной (созданием комиссии из железнодорожников и представителей ГАИ) и профилактической проверки состояния переездов, в зависимости от их класса (регулируемый, нерегулируемый и т.д.). Информация заносится в журнал, по замечаниям составляются мероприятия по ремонту. Далее контролируется исправление замечаний, формируются всевозможные отчеты.
Рекомендуемые таблицы- типы переездов, переезд (закреплен за километровым участком жд, имеет тип, фамилию осмотрщика), план контроля, фактический контроль, замечания (включая- исправление).
Задание 3. Бизнес- процессы подразделения дефектоскопии рельсов
Основные задачи, которые решает подразделение. Планирование участков пути, подлежащих дефектоскопии, учет остродефектных рельсов, послеремонтный контроль, учет средств дефектоскопии и их ремонт.
Описание предметной области. Существуют инструкции, которые указывают периодичность контроля участков рельсов, в зависимости от классификации участка пути. Каждый участок пути имеет свой паспорт, в котором указаны его начальные параметры при построении участка, загруженность (тоннаж составов, проходящих по участку), результаты предыдущих контролей. У подразделения имеется набор средств дефектоскопии (переносные и вагоны- дефектоскопы). Эти средства подлежат (по инструкциям) периодическому контролю. Существуют несколько уровней контроля- краткосрочный профилактический и капитальный контроль, когда средство увозят в специальную лабораторию. Необходимо выполнять учет контроля средств дефектоскопии.
Рекомендуемые таблицы- типы приборов, приборы, план контроля, фактический контроль, материально ответственные.
Задание 4. Бизнес- процессы складского подразделения
Основные задачи, которые решает подразделение. Учет поступления и движения материалов в натуральном (не денежном) выражении.
Описание предметной области. Имеется классификатор материалов. Материалы поступают на склад. Затем, по определенным документам их выдают материально- ответственным лицам, которые закреплены за структурными подразделениями. Кладовщик должен обеспечить сохранность материалов и достоверно знать остатки и кому и когда материалы были отданы. Кроме того важны всевозможные отчеты.
Рекомендуемые таблицы- классификатор материалов, материал, материально ответственные лица, подразделения, приход-расход материалов.
Задание 5. Бизнес- процессы коменданта общежития
Основные задачи, которые решает комендант. Учет наличия комнат, их площадей и прописанных в них жильцов. Расселение по заявкам деканатов.
Описание предметной области. Имеется информация о наличие комнат и их вместимость (по человекам). Имеется информация о прописке. По документу «листок учета» происходит прописка и выписка жильцов. Он подает список о наличие свободных мест. К нему приходят люди с направлениями. Он предлагает некоторые варианты поселения (либо отказывает). Кроме того, комендант отвечает за распорядок и дисциплину в общежитии.
Рекомендуемые таблицы- комнаты, жильцы, факультеты, журнал учета прописки, список нарушителей дисциплины.
Задание 6. Бизнес- процессы бухгалтера- расчетчика зарплаты
Основные задачи, которые решает бухгалтер. Учет личного состава работников, учет условно- постоянной и условно- переменной информации, расчет начислений и удержаний, формирование всевозможных отчетных документов.
Описание предметной области. На предприятии имеются работники, каждый из которых идентифицируется числом- табельным номером. До конца месяца работнику начисляется два вида зарплат- по тарифу и сдельная. Основой для расчета является условно- постоянная информация о работнике (куда включается разряд, определяющий стоимость часа рабочего времени), а также условно- переменная информация (табеля и наряды). К концу месяца нормировщики и табельщики предоставляют в бухгалтерию документы об отработанном времени и выполненных работах.. Одновременно к расчетчику поступают документы об отпусках, больничных, кредитах и т.д.. Расчетчик «обсчитывают» документы (вручную или автоматизировано) и формирует всевозможные документы, включая «квиток для работника». Затем, на основе документов деньги работнику выдаются через кассу, либо перечисляются в банк.
Рекомендуемые таблицы- подразделения, работники, табеля, наряды, тарифные ставки.
Задание 7. Бизнес- процессы бухгалтера по учету материальных ценностей
Основные задачи, которые решает бухгалтер. Движение материальных ценностей (в денежном выражении) на складе. Ведение справочника материалов (с ценами), учет материально- ответственных работников, оформление прихода материалов и расхода материалов, списание материальных ценностей, выписка доверенностей на получение материалов. Формирование всевозможных отчетов.
Описание предметной области. Бухгалтер практически дублирует карточки складского учета, но делает акцент на деньги, а не на нутуральное выражение. Он выбирает политику цен (материалы на складе могут быть куплены по разной цене и он решает, как рассчитывать усредненную цену). У некоторых материалов есть срок до списания, после которого материал списывается и не числится за ответственным.
Рекомендуемые таблицы- справочник материалов, подразделения, материально ответственные, приход- расход материалов, акт списание материалов.
Задание 8. Бизнес- процессы бухгалтера учетчика финансово- расчетных операций
Основные задачи, которые решает бухгалтер. Учет операций с банком и документов по кассе.
Описание предметной области. Для получения денег в банке бухгалтер выписывает чек и подписывает его у руководителя предприятия. С этим чеком идет в банк и получает указанную в чеке сумму. В чеке расписывается, на какие цели берутся наличные деньги (на зарплату, на материалы и т.д.). В зависимости от цели бак начисляет комиссионные. Например, на зарплату комиссионные не начисляются. Придя в (свою) кассу бухгалтер оформляет документ «приходный ордер» на сумму поступивших средств. Работники могут вносить и получать деньги в кассе. Происходит это по приходным и расходным ордерам. С внешними организациями финансовое взаимодействие происходит по платежным поручениям. В нем отмечается расчетный счет банка исходного предприятия и р.счет другого предприятия, а также сумма для получения либо перечисления. Необходимо формирование всевозможных отчетов.
Рекомендуемые таблицы- приходные- расходные (кассовые) ордера, чеки (для банка), ведомость выплат работникам зарплаты, ведомость выплат командировочных расходов, платежные поручения, платежные требования, внешние организации (с расчетными счетами).
Задание 9. Бизнес- процессы бухгалтера по учету основных средств (ОС).
Основные задачи, которые решает бухгалтер. Учет ОС, ведение нормативно- справочной информации о классификации ОС и нормах износа, расчет остаточной стоимости ОС. Формирование всевозможной отчетности.
Описание предметной области. К ОС относятся предметы длительного пользования. С течением времени стоимость (остаточная) ОС уменьшается. Каждое ОС закреплено за конкретным материально ответственным лицом (МОЛ). Возможны ситуации, когда ОС передается от одного к другому МОЛ. Бухгалтер должен знать какие, где и какова остаточная стоимость ОС. По поступлению ОС на него заводится карточка, в которой отмечается информация об ОС, за каким подразделением оно закреплено и за каким материально ответственным лицом. Если ОС предается другому подразделению, то это отмечается в карточке. По окончанию срока службы ОС производится его списание.
Рекомендуемые таблицы- классификатор ОС (код, группа), справочник ОС, карточка ОС, подразделения, МОЛ.
Задание 10. Бизнес- процессы компьютерной фирмы (продажа компьютеров )
Основные задачи, которые решает подразделение. Заключение договоров на поставку компьютеров различной комплектации , ведение складского учета.
Описание предметной области Исходя из справочной информации о возможностях фирмы покупатель заказывает конкретную конфигурацию компьютера и оплачивает ее. Оформив заказ продавец проверяет наличие компонентов компьютера на складе. Если есть, то происходит сборка конфигурации компьютера. Если некоторых компонент нет- оформляется заявка на центральный склад и ждут получения на склад магазина. Нужен учет и всевозможные отчеты.
Рекомендуемые таблицы- справочник комплектующих, заказ и спецификация к заказу (конфигурация компьютера), платежная ведомость (оплачен ли заказ, типовые комплектации компьютеров.
Задание 11. Бизнес- процессы компьютерной фирмы (разработка ПО)
Основные задачи, которые решает подразделение. Заключение договоров на разработку, привлечение (закрепление) работников за разработками, оформление актов на выполненные работы. Учет, формирование всевозможных отчетов.
Описание предметной области. Фирма разрабатывает два вида программного обеспечения- заказное и коробочное. В первом случае находится заказчик (предприятия), с ним заключается договор на разработку, который затем выполняется. Коробочный программный продукт разрабатывается следующим образом. Прорабатывается рынок и определяется потребность в едином программном обеспечении для многих организаций. Далее ищется источник финансирования (собственные либо инвесторы) и на свой страх и риск программа разрабатывается. Программа разрабатывается вместе с инструкцией («коробка») и поступает на рынок на продажу.
Рекомендуемые таблицы- заказчики и инвесторы, договора и календарный план к договору, акты выполненных работ, программисты (разработчики).
Задание 12. Бизнес- процессы домоуправления (ЖКХ).
Основные задачи, которые решает домоуправление. Обеспечение безаварийности работ ЖКХ в закрепленных домах (водо-, электрообеспечение), работа с заявками жильцов, плановые ремонтные работы, расчет квартплаты и обеспечение получения денег с жильцов.
Описание предметной области. На жилищном массиве, для обеспечения работоспособности коммунальных хозяйств, имеется служба домоуправление. В ее задачи входит поддержание в работоспособном состоянии коммуникаций вне квартир жильцов. Они имеют собственный штат работников (сантехников, электриков). За каждым домом закреплен свой работник, обслуживающий коммуникации. Имеются сроки осмотров работоспособности коммуникаций, по которым оформляются акты осмотра, замечания. По замечаниям формируется план ликвидации замечаний. Аварийная ситуация исправляется немедленно. Если своих сил на ликвидацию аварии не хватает, вызывается городская аварийная служба. Если в квартире жильца появляется проблема, он обращается с устным заявлением к диспетчеру. Тот либо посылает специалиста, либо предлагает оформить услугу как платную.
Рекомендуемые таблицы- дома (характеристика), типы ремонтных работ, план ремонтных работ (по квартирам), факт ремонтных работ (по квартирам), заявки на ремонт (квартира, тип ремонта, рабочий), рабочие.
Задание 13. Бизнес- процессы агентства по недвижимости.
Основные задачи, которое решает агентство. Оказание посреднических услуг при покупке- продаже либо съеме жилья и другой недвижимости.
Описание предметной области. Сотрудники агентства дают объявление, что готовы купить либо продать недвижимость. Предложения заносят в информационную базу данных. С клиентом заключается договор. В договоре отмечаются условия клиента на параметры квартиры, сумма сделки и моржа агентства. Клиенту запрещается продавать свою квартиру вне агентства в течение определенного срока. Из накопленной базы клиентам выдаются варианты. Если вариант подходит, организуется встреча заинтересованных сторон. Если стороны договариваются, то агентство проверяет сделку на юридическую чистоту, оформляет документы и получает свой процент.
Рекомендуемые таблицы- квартиры (характеристика), заявки (имя заявителя, характеристика квартиры от и до , стоимость от и до), сделки (пары продавец- покупатель, пришедшие к согласию), городские районы, типы домов (каменные, панельные,…)
Задание 14. Бизнес- процессы ресторана.
Основные задачи, которые решает ресторан. Организация питания и развлечения клиентов.
Описание предметной области. Ресторан имеет помещения, в которых можно питаться (за столиком), танцевать, приготавливать пищу. Клиент может либо заказать столик заранее, либо (если будут свободные места) придти без предварительной заявки. Ресторан расписывает заранее столики по заявкам и рассаживает по свободным местам. Клиенты по заявкам могут заранее заказать меню. Можно выбрать заказ блюд из меню, представленного официантом. Затем заказ на блюда относится на кухню, где эти блюда изготавливают и подносятся клиенту. По окончанию либо до окончания своего присутствия в ресторане клиент рассчитывается за питание и уходит.
Рекомендуемые таблицы- столики (характеристики), меню, заказ(столик, меню), заказ(столик, кол-во клиентов), повара (за контренной строчкой меню закрепляется повар). Все привязано к дате.
Задание 15. Бизнес- процессы плавательного бассейна.
Основные задачи, которые решает бассейн. Предоставление услуг по плаванию, слежение за техническим состоянием бассейна и воды, обеспечение финансовой стабильности.
Описание предметной области. Бассейн начинает работать с раннего утра до позднего вечера. В ночное время производятся профилактические мероприятия. Людей запускают группами (в зависимости от числа дорожек). В бассейн ходят как бесплатно, так и на платной основе. Вышестоящая организация ставит задачу собрать определенную сумму. Исходя из различных соображений бассейн рассчитывает стоимость посещения для разных категорий граждан.
Рекомендуемые таблицы-, список водных дорожек, проданные индивидуальные билеты (время посещения, дорожка), коллективные билеты, перечень и расценки услуг, тренер, типы профилактического обслуживания бассейна, план и факт профилактического обслуживания.
Задание 16. Бизнес- процессы отдела работы с претензиями.
Основные задачи, которое решает отдел. Прием и контроль за ходом работ над претензиями.
Описание предметной области. При оказании некачественных услуг предприятию выставляется претензия. Это некоторый документ, в котором описывается причина претензии, сумма претензии и дата, после которой, в случае невыполнения требований по претензии материалы будут переданы в суд. Если дата отсутствует, то время соответствует 1 месяцу. Получив претензию и, зафиксировав ее в базе данных, ее затем направляют «виновному подразделению» и дают ему срок для принятия решения. Виновное подразделение убеждает высшее руководство как отвечать на претензию. Если принято решение согласиться, то выписывается платежное поручение на перечисление денег по претензии. Иначе либо никак не реагируют, либо пишут письмо- ответ, что с претензией не согласны.
Рекомендуемые таблицы- внешние организации, внутренние подразделения, претензии, список договоров(по которым выставляются претензии), справочник видов работ(по которым выставляются претензии).
Задание 17. Бизнес- процессы службы, работающей с замечаниями машиниста электропоезда.
Основные задачи, которое решает отдел. Сбор замечаний машиниста, доведение их до конкретных служб, контроль за исправлением, анализ.
Описание предметной области При движении электропоезда все свои замечания машинист заносит в журнал. По окончанию работу данные из журнала формализуются и заносятся в компьютер. Реализация по замечаниям закрепляется за конкретной службой (пути, электрообеспечения,…) и этой службе дается срок на составление плана мероприятий. Долее этот план контролируется, и после его полного завершения делается отметка об исправлении замечаний.
Рекомендуемые таблицы- участок жд (Барабинский, Новосибирский,…), машинисты, замечания, службы жд, план мероприятий по замечанию.
Задание 18. Бизнес- процессы банка при работе с физическими лицами.
Основные задачи, которое решает банк. Привлечение клиентов выгодными условиями, выдача и возврат кредитов, обеспечение безопасности хранение денег, ведение документации.
Описание предметной области Клиент открывает счет в банке, перечисляет (кладет) на него деньги и , при необходимости, их получает. Деньги можно получать как в офисе банка, так и в банкомате. Клиент может получить кредит. При этом он заполняет бланк. Если клиент что то дает в залог, то кредит может быть по сумме неограничен в зависимости от стоимости залога. На кредит начисляются проценты. Если сроки погашения срывается, то банк может либо скорректировать эти сроки, либо (через суд) выставить залог на аукцион, из выручки забрать причитающуюся сумму, а остаток вернуть клиенту. Возможно (в зависимости условия договора) полное отчуждение залога банком.
Рекомендуемые таблицы- клиенты, типы вкладов, приход- расход денег клиентов, типы кредитов, кредиты, возвращаемые суммы по кредитам.
Задание 19. Бизнес- процессы гаража.
Основные задачи, которое решает подразделение. Обеспечить выполнение услуг по автотранспорту, работоспособность автотранспорта.
Описание предметной области Гараж содержит автомобили разных марок (легковые, грузовые, автобусы). Имеет штат водителей, у которых допуск на определенный тип транспорта. За каждым транспортом может быть закреплен один или несколько водителей. В гараж с утра поступает заявка на автотранспорт. В заявке отмечается тип машины, время, в течение которого нужен автомобиль и пункты назначения. Диспетчер, на основании заявок, выписывает путевки водителям. В путевке отмечается то же, что и в заявке. Путевка может суммировать несколько заявок. Выполнив заявку, водитель просит расписаться в документе, что заказ выполнен. В случае поломки автомобиля водитель «встает на ремонт».
Рекомендуемые таблицы- марки автомобилей, автомобили, водители, заявки, подразделения.
Задание 20. Бизнес- процессы кафедры ВУЗа.
Основные задачи, которое решает подразделение. Обеспечить учебный процесс (лекции, лабораторные занятия, экзамены,…) среди студентов по специализации кафедры. Обеспечить методическими материалами.
Описание предметной области Кафедре передается перечень дисциплин, которые должны быть прочитаны студентам. Дисциплины делятся на федеральные (на которые есть общие требования, что читать) и на Вузовские (тематика свободная на усмотрение кафедры). Дисциплины закрепляются за преподавателями, после чего преподаватели пишут подробный план обучения. После этого, по этим планам производятся занятия.
Рекомендуемые таблицы- дисциплины, преподаватели, специальности, студенческие группы, аудитории.
Задание 21. Бизнес- процессы поликлиники.
Основные задачи, которое решает подразделение. Оказание лечебных услуг на микрорайоне.
Описание предметной области Поликлиника имеет здание (помещения), в которых работают врачи различной специализации. Для каждого больного выписывается «карточка», куда заносится история болезни. Первоначально больной приходит к терапевту. Если есть необходимость терапевт направляет больного к врачам- специалистам.
Рекомендуемые таблицы- врачи, пациенты, карточки, кабинеты, лекарства.
Задание 22. Бизнес-процессы подразделения, работающего с ветеранами и инвалидами производства
Основные задачи, которое решает подразделение. Учет ветеранов и инвалидов, проведение с ними плановых мероприятий.
Описание предметной области На крупном многотысячном предприятии за взаимодействие с ветеранами и инвалидами производства отвечает специальный человек или даже подразделение. К знаменательным датам им дарят подарки, организуют всевозможные массовые мероприятия, выплачивают надбавки к пенсии. За каждым из этих людей закреплена категория (ветеран труда, ВОВ, Чернобылец и т.д.).
Рекомендуемые таблицы- список ветеранов и инвалидов, справочник категорий ветеранов, справочник категорий инвалидов, надбавки к пенсии (ветеран или инвалид- сумма надбавки), справочник льгот (санаторий, курорт, бесплатный проезд), распределение льгот.
Задание 23. Бизнес- процессы подразделений, учитывающих здания и сооружения организации
Основные задачи, которое решает подразделение. Паспортизация зданий и сооружений, учет капитальных и профилактических ремонтов.
Описание предметной области Предприятия, имеющее в собственности здания, должно поддерживать его в целости и сохранности. Для этого составляется паспорт здания, закрепляются ответственные (коменданты), которые должны за этим следить и при необходимости, принимать меры. У них есть планы капитального ремонта и профилактических ремонтов. Для этих целей они либо приглашают бригады со стороны, либо привлекают собственные структуры.
Рекомендуемые таблицы- паспорт здания, справочник ремонтных работ, бригады и имеющиеся у них лицензии на виды ремонтов, план ремонтов, факт ремонтов.
Задание 24. Бизнес- процессы правления общества собственников жилья
Основные задачи, которое решает подразделение. Поддержание коммунальных структур многоквартирного дома в работоспособном состоянии, контроль за поступлением денег от жильцов за квартплату, взаимодействовать с внешними обслуживающими организациями.
Описание предметной области По жилищному кодексу жильцы многоквартирного дома должны провести общее собрание и выбрать из своих жильцов правление для управления общим (коммунальным) хозяйством. Правление должно заключить договора с различными службами и контролировать их работу. Жильцы должны платить квартплату на общий расчетный счет и с этого счета правление оплачивает все расходы.
Рекомендуемые таблицы- список квартир (включая сумму месячной квартплаты), список жильцов (если льготник, то его доля квартплаты на 50% снижается), выписка из банка о поступлении оплаты от жильцов, список поступления компенсаций (на эту сумму субсидии жилец в данном месяце должен меньше платить квартплаты).

Рекомендуемый перечень вопросов:
1. Понятие модели ЖЦ.
2. Стадии ЖЦ.
3. Преимущества и недостатки каскадной модели ЖЦ.
4. Преимущества и недостатки спиральной модели ЖЦ.
5. Техническое задание. Перечислить и охарактеризовать разделы, входящие в техническое задание.
6. Понятие метода проектирования.
7. Понятие технологии проектирования.
8. Методология IDEF0.
9. Методология IDEF3.
10. Методология DFD.
11. Методология IDEF1X.
12. Особенность объектно-ориентированного подхода к проектированию.
13. Назначение языка UML.
14. Классификация диаграмм UML.
15. Понятие прецедента и диаграммы прецедентов. Примеры диаграмм прецедентов.
16. Понятие класса, атрибута, операции, объекта. Нназначение диаграмм классов. Примеры диаграмм классов.
17. Понятие и назначение диаграмм последовательностей. Примеры диаграмм последовательностей.
18. Понятие и назначение коммуникационных диаграмм (диаграмм коопераций). Примеры коммуникационных диаграмм.
19. Понятие и назначение диаграмм состояний. Примеры диаграмм со-стояний.
20. Понятие и назначение диаграмм компонентов. Примеры диаграмм компонентов.
21. Понятие и назначение диаграмм развертывания. Примеры диаграмм
22. Основные паттерны проектирования
23. Тестирование и отладка
24. Автоматизация и интеллектуализация процесса разработки программных средств.
25. Обзор CASE-технологий.
26. Специфицирование требований к программному обеспечению.
27. Эволюция сложных программных систем.
28. Бизнес-аспекты разработки программных систем.
29. Инструменты планирования и отслеживания программных проектов.
30. Инструменты, реализующие поддержку инфраструктуры разработки.
31. Жизненный цикл ПО. Содержание основных этапов жизненного цикла ПО.
32. Тяжеловесные и легковесные методологии разработки ПО.
33. Основные характеристики методологий разработки ПО.
34. Характеристики эффективных требований к ПО.
35. Основные методы выявления требований к ПО.
36. Виды архитектуры ПО.
37. Методы верификации и тестирования программ и систем.
38. Стандарты качества в области разработки ПО.
39. Основные принципы проектного управления при разработке ПО.
40. Определение программной инженерии.
41. Место программной инженерии среди других дисциплин, связанных с созданием программного обеспечения.
42. Ключевые отличия программной инженерии (software engineering) от информатики (computer science), от других инженерий.
43. Стандарт SWEBOK: области знаний (компетенций) программного инженера.
44. Понятие жизненного цикла программного обеспечения.
45. Основные модели жизненного цикла программного обеспечения.
46. Основные методологии жизненного цикла программного обеспечения.
47. Диаграммы потоков данных.
48. Основные характеристики набора требований к ПО.
49. Продуктивные свойства отдельного требования к ПО.
50. Ключевые атрибуты требований.
51. Диаграмма вариантов использования (use case): основные характеристики.
52. Понятие и определение архитектуры ПО.
53. Основные этапы архитектурного проектирования ПО.
54. Модели архитектуры на этапе структурирования ПО.
55. Модели архитектуры на этапе определения принципов управления работой ПО.
56. Модели архитектуры на этапе модульной композиции ПО.
57. Виды диаграмм UML.
58. Понятие Usability ПО.
59. Факторы, влияющие на принципы Usability ПО.
60. Принципы Usability ПО: краткая характеристика.
61. Описание процесса тестирования ПО.
62. Классификация видов тестирования ПО.
63. Понятие «управления проектом».
64. Основные характеристики «проекта».
65. PMBOK: 9 областей управленческих знаний.
66. Ролевая модель организации проектных команд.
67. Модели управления командой. Критерии выбора оптимальной модели.
68. Определение качества ПО.
69. Характеристики и атрибуты качественного ПО.
70. Стандарт ISO9000. TQM - фундаментальные требования к организациям-разработчикам ПО.
71. Пять уровней зрелости модели CMM. Характеристика уровней.

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень)
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо (базовый уровень)
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно (пороговый уровень)
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован)
Студентом задание не решено.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов, выносимых на зачет:
1. Модели и процессы жизненного цикла программного обеспечения.
2. Модели оценки зрелости процессов ПО.
3. Метрики процессов ПО.
4. Извлечение требований.
5. Методы моделирования для анализа требований.
6. Функциональные и нефункциональные требования.
7. Прототипирование.
8. Основные понятия методов формальной спецификации.
9. Основные понятия и принципы разработки ПО.
10. Архитектура ПО.
11. Структурная разработка.
12. Объектно-ориентированный анализ и разработка.
13. Нотация UML: вид диаграмм и блоков, принципы построения.
14. Компонентно-базированная разработка.
15. Разработка ПО для повторного использования.
16. Планирование аттестационного тестирования.
17. Основы тестирования (проектирование и генерации тестов, процесс тестирования).
18. Тестирование по методу «черного ящика» и методу «белого ящика».
19. Тестирование модулей, интеграция модулей и проверка правильности интеграции, тестирование системы.
20. Объектно-ориентированное тестирование.
21. Инспектирование.
22. Сопровождение ПО.
23. Свойства сопровождаемого ПО.
24. Реинжинирия ПО.
25. Наследуемые системы.
26. Повторное использование и переносимость ПО.
27. Управление командой проекта (процессы проекта, организация команды и принятие решений, распределение ролей и ответственности, отслеживание состояния процесса, решение проблем в команде).
28. Планирование работ.
29. Методы оценки стоимости проекта и измерения характеристик качества ПО.
30. Анализ рисков.
31. Управление конфигурациями.
32. Управление качеством.
33. Средства поддержки управления проектом.
34. Среда программирования.
35. Средства моделирования для разработки и анализа требований ПО.
36. Средства тестирования.
37. Средства управления конфигурациями.
38. Механизмы для интеграции средств.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Батоврин В.К. Системная и программная инженерия. Словарь-справочник: учебное пособие для вузов М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2010// ЭБС "Лань" e.lanbook.com
Л1.2 Золотов С.Ю. Проектирование информационных систем: Учебное пособие Томск: Эль Контент // ЭБС "ONLINE", 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: "ДМК Пресс" //ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
Л2.2 Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э2 Microsoft Virtual Academy mva.microsoft.com
Э3 MSDN msdn.microsoft.com
Э4 Форум по ИТ citforum.ru
Э5 Сайт Министерства образования www.edu.ru
Э6 Интернет университет www.intuit.ru
Э7 Открытые системы www.osp.ru
Э8 Курс в Moodle "Программная инженерия" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Visual Studio, Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: http://biblioclub.ru.
Электронно-библиотечная система «Лань»: http://e.lanbook.com/
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде комплекта документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.