МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мониторинг природных и техносферных объектов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., доцент, Темерев Сергей Васильевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Мониторинг природных и техносферных объектов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – усвоение основных закономерностей взаимодействия техногенных источников с компонентами экосистем.
Задачи:
- классифицировать природные и техногенные источники по типу, мощности и масштабу негативного воздействия на окружающую среду;
- основные представления о способах выражения концентраций и содержаний токсикантов в составляющих окружающей среды;
- методические основы идентификации химических и иных источников негативных воздействий на экосистемы в целом и компоненты природной среды;
- количественно рассчитывать химическую нагрузку от точечных и диффузных источников в экосистемах различного уровня сложности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-12 способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности экологии природных экосистем;
- характеристики различных средств измерений параметров природной среды;
- основы современных методических разработок (руководящих документов РД, методических указаний МУ в области санитарно-гигиенического мониторинга) и передовых достижений в области эко-аналитического контроля;
- принципы, методы количественной оценки экологического состояния природных объектов;
- специфику и механизм токсичного действия на живое вещество организмов приоритетных загрязнителей в атмосферном воздухе, водоемах(водотоках) и биогеоценозах;
- принципы и методы идентификации химических источников загрязнений различных типов, а также других источников негативных воздействий на компоненты природной среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формулировать основные понятия, методы и термины экологического мониторинга;
- выбрать методы и средства измерений параметров окружающей среды с целью оценки качества и контроля;
- рассчитать необходимое количество и оптимальное размещение следящей аппаратуры;
- нормировать результаты контрольных параметров природной среды для оценки ее состояния и прогноза;
- разрабатывать элементы информационно-аналитических систем мониторинга;
- использовать готовые пакеты программ, предназначенные для обработки результатов мониторинга с целью кратко-, долго-срочного прогнозирования экологической ситуации для оптимизации управленческих решений в экспертных задачах экологического контроля технических проектов;
- принципы и методы проведения экологической экспертизы масштабных гидротехнический и энергетических проектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.расчета нагрузки химических источников в экосистемах; оценки опасности химических источников в экосистемах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение Предмет и задачи дисциплины
1.1. Предмет и задачи курса. Актуальность информации о природных и техногенных источниках. Позиционирование курса в блоке экологических дисциплин. Классификация загрязнений по Н.Ф. Реймерсу. Химические загрязняющие вещества. Токсикант. Приоритетные токсиканты Лекции 4 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Природные и техногенные источники Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Определение общих фихико-химических показателей воды (pH, Eh). Лабораторные 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Природные и техногенные источники загрязнения окружающей среды Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Токсиканты. Классификация токсикантов. Особенности приоритетности для составляющих природной среды Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Химические источники загрязнений экосистем. Точечные и диффузные химические источники
2.1. Природные и техногенные источники. Антропогенез, техногенез. Закономерности миграции токсикантов от источника в компоненты природной среды. Особенности техногенной миграции элементов в окружающей среде Лекции 4 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Токсиканты. Приоритетные токсиканты Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Источники химического загрязнения экосистем. Классификация источников загрязнения экосистем Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Закономерности миграции токсикантов от источника в компоненты природной среды. Особенности техногенной миграции элементов в окружающей среде Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Выбросы ЗВ(загрязняющих веществ) в атмосферу. Понятие атмосферного аэрозоля. Характеристика источников на примере диоксида серы. Коэффициент аэрозольной аккумуляции на примере тяжелых металлов. Приоритетные и неприоритетные ЗВ атмосферного воздуха. Формы алкилированного свинца как источники загрязнения атмосферы и криосферы от транспорта. Идентификация источников алкилированного свинца с применением инструменальных методов анализа Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Группы источников загрязнения окружающей среды
3.1. Жидкий и твердый сток промышленных предприятий, коммунальные и бытовые стоки городов. Утечка из инженерных сетей. Формирование антропогенного загрязнения океана. Понятие водной экосистемы. Формирование антропогенного загрязнения водоемов и водотоков в различных отраслях промышленности. Характеристика спектра загрязнений от каждого вида производства. Источники загрязнения водных экосистем и их идентификация Лекции 4 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Твердые отходы. Радиация и радиоактивные вещества.Тяжелые металлы. Минеральные удобрения Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Группы источников загрязнения окружающей среды Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Источники загрязнения окружающей среды Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Основы количественных измерений в экологических оценках загрязнений водных экосистем
4.1. Основы гидрометрии. Взаимосвязь уровня и расхода. Концентрация химического вещества. Содержание ЗВ в речных взвесях. Понятие твердого и жидкого стока ЗВ. Донные осадки – источники вторичных химических загрязнений Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Основы количественных измерений в экологических оценках загрязнений водных экосистем Сам. работа 4 8 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Точечные и диффузные источники водных экосистем
5.1. Количественный расчет химической нагрузки на экосистему от точечного источника. Особенности идентификации точечных источников химических загрязнений водных объектов. Модели диффузного загрязнения водных экосистем. Модуль химического стока ЗВ Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Статистический метод оценки диффузного загрязнения Агентства по охране окружающей среды США: средняя концентрация события (СКС), закон распределения СКС, поллютограф, коэффициент вариации. Статистический расчет средней концентрации ЗВ. Регрессионная модель урбанизированных территорий (Геологической службы США). Российские компьютерные программы «RIVER», «FLOD», «БОР» (расчет волн прорыва) Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Оценка диффузного загрязнения речных систем от снеговых паводков
6.1. Взаимодействие водотока с урбанизированными территориями в период снеговых (дождевых) паводков. Идентификация точечных и диффузных загрязнений снежного покрова Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Оценка диффузного загрязнения речных систем от снеговых паводков Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Идентификация источников химических загрязнений воздуха, воды и почв методами аналитической химии
7.1. Оптические методы анализа окружающей среды. Атомная и молекулярная спектрометрия. Эмиссионные методы. Электрохимические методы анализа компонентов природной среды. Потенциометрия. Кулонометрия. Вольтамперометрия Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.2. Оптические методы анализа окружающей среды. Электрохимические методы анализа компонентов природной среды Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 8. Новые информационные технологии идентификации источников химических и иных загрязнений
8.1. ГИС в идентификации источников загрязнений. Электронное картографирование. Изолинии и изоконцентраты Лекции 4 1 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.2. Электронное картографирование. Изолинии и изоконцентраты Практические 4 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.3. Новые информационные технологии идентификации источников химических и иных загрязнений Сам. работа 4 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9261

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность операций и правил, применяемых при контроле загрязнения окружающей среды аттестованных или стандартизированных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Методики (методы) измерений», выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью – это _________
A) методика выполнения измерений 
B) аттестация методик выполнения измерений 
C) приписанная характеристика погрешности измерений 
D) экологический мониторинг 
Ответ: A
2. Носимые мобильные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
B) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
D) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
Ответ: B
3. Носимые мобильные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
B) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
D) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
Ответ: A
4. Средства измерения, измеряющие содержание практически любых веществ различных классов, - это:
A) целевые
B) групповые
C) универсальные
D) автоматические
Ответ: C
5. Биологический, химический, геофизический, автоматический, дистанционный – это  _________
A) экологический мониторинг по масштабам обобщения информации 
B) экологический мониторинг по методам ведения
C) экологический мониторинг по свойствам наблюдаемых объектов
D) экологический мониторинг по состоянию окружающей среды
Ответ: B
6. Количественная характеристика состояния объекта окружающей среды – это _________ 
A) загрязнение окружающей среды 
B) показатель загрязнения окружающей природной среды 
C) экологический мониторинг 
D) экологический контроль 
Ответ: B
7. Переносные мобильные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
B) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
D) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
Ответ: B
8. Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов – это  ______
A) экологический контроль 
B) экологический мониторинг 
C) экологический аудит 
D) экологический риск 
Ответ: B
9. Перевозимые мобильные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
B) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
D) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
Ответ: A
10. Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды – это  _________
A) экологический мониторинг
B) экологический контроль
C) экологический аудит
D) природоохранные нормативы
Ответ: B
11. Стационарные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
B) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
D) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
Ответ: D
12. Независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности – это _______________
A) экологический контроль 
B) экологический мониторинг 
C) экологический аудит 
D) экологический риск
Ответ: C
13. Средства измерения в зависимости от степени их автоматизации делятся на:
A) универсальные и групповые
B) мобильные и стационарные
C) автоматические и ручные
D) анализаторы и сигнализаторы
Ответ: C
14. Поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду – это:  __________
A) экологический контроль
B) загрязнение окружающей среды 
C) экологический риск
D) экологический мониторинг
Ответ: B
15. Средства измерения в зависимости от формы выдаваемого аналитического сигнала делятся на:
A) универсальные и групповые
B) мобильные и стационарные
C) автоматические и неавтоматические
D) анализаторы и сигнализаторы

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Способность средств контроля обнаруживать загрязняющие вещества или физические факторы максимально избирательно называется … .
Ответ: избирательностью

2. Способность фиксировать минимально возможные концентрации загрязняющего вещества или уровни физического фактора называется … .
Ответ: чувствительностью

3. Способность одновременно (или последовательно) различать в анализируемой среде несколько даже похожих по свойствам веществ (факторов) называется … .
Ответ: селективностью

4. Устройства, обладающие свойствами быстродействующего первичного преобразователя контролируемого параметра окружающей среды в аналитический сигнал, называются … .
Ответ: сенсорами

5. Способность обнаружения загрязняющего вещества или физического фактора за минимальное промежуток контрольного времени называется … .
Ответ: экспрессностью

6. Оценка и прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов – это … экологического мониторинга.
Ответ: цель

7. Наблюдение за состоянием окружающей среды – это … экологического мониторинга.
Отве: задача

8. Обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения неблагоприятных последствий таких изменений – это … экологического мониторинга.
Ответ: задача

9. Пробы, в которых содержание определяемых ингредиентов не изменяется при отборе проб, их хранении и транспортировке к месту анализа называют … .
Ответ: представительными

10. Проба, которую берут один раз в определенном месте и рассматривают результат одного анализа, называется … .
Ответ: разовым пробоотбором

11. Установление характера воздействия или природы загрязняющего вещества, расшифровка состава основных компонентов называется … .
Ответ: идентификацией

12. Наблюдение за веществом или фактором непрерывно или хотя бы периодически, но с минимальным временем паузы между повторяющимися циклами анализа называется … .
Ответ: режимом работы

13. Наблюдение за состоянием окружающей среды – это … экологического мониторинга.
Ответ: задача

14. Оценка и прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов – это … экологического мониторинга.
Ответ: цель

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: выполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: выполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупность операций и правил, применяемых при контроле загрязнения окружающей среды аттестованных или стандартизированных в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Методики (методы) измерений», выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью – это _________
A) методика выполнения измерений 
B) аттестация методик выполнения измерений 
C) приписанная характеристика погрешности измерений 
D) экологический мониторинг 
Ответ: A
2. Носимые мобильные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
B) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
D) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
Ответ: B
3. Носимые мобильные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
B) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
D) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
Ответ: A
4. Средства измерения, измеряющие содержание практически любых веществ различных классов, - это:
A) целевые
B) групповые
C) универсальные
D) автоматические
Ответ: C
5. Биологический, химический, геофизический, автоматический, дистанционный – это  _________
A) экологический мониторинг по масштабам обобщения информации 
B) экологический мониторинг по методам ведения
C) экологический мониторинг по свойствам наблюдаемых объектов
D) экологический мониторинг по состоянию окружающей среды
Ответ: B
Количественная характеристика состояния объекта окружающей среды – это _________ 
A) загрязнение окружающей среды 
B) показатель загрязнения окружающей природной среды 
C) экологический мониторинг 
D) экологический контроль 
Ответ: B
6. Переносные мобильные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
B) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
D) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
Ответ: B
7. Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов – это  ______
A) экологический контроль 
B) экологический мониторинг 
C) экологический аудит 
D) экологический риск 
Ответ: B
Перевозимые мобильные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
B) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
D) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
Ответ: A
8. Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды – это  _________
A) экологический мониторинг
B) экологический контроль
C) экологический аудит
D) природоохранные нормативы
Ответ: B
9. Стационарные средства измерения - это:
A) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения с помощью каких-то транспортных средств
B) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним человеком, причем постоянно
C) Перемещение средства измерения к источнику загрязнения одним или несколькими людьми для периодического измерения
D) Неперемещаемые средства измерения к источнику загрязнения
Ответ: D
10. Независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности – это _______________
A) экологический контроль 
B) экологический мониторинг 
C) экологический аудит 
D) экологический риск
Ответ: C
11. Средства измерения в зависимости от степени их автоматизации делятся на:
A) универсальные и групповые
B) мобильные и стационарные
C) автоматические и ручные
D) анализаторы и сигнализаторы
Ответ: C
12. Поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду – это:  __________
A) экологический контроль
B) загрязнение окружающей среды 
C) экологический риск
D) экологический мониторинг
Ответ: B
13. Средства измерения в зависимости от формы выдаваемого аналитического сигнала делятся на:
A) универсальные и групповые
B) мобильные и стационарные
C) автоматические и неавтоматические
D) анализаторы и сигнализаторы
Ответ: D
14. В зависимости от возможности перемещения средства измерения к источнику загрязнения делятся на:
A) универсальные и групповые
B) мобильные и стационарные
C) автоматические и неавтоматические
Ответ: B
15. Состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий – это ____________
A) экологический контроль
B) экологическая безопасность
C) экологический риск 
D) природоохранные требования
Ответ: B


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Способность средств контроля обнаруживать загрязняющие вещества или физические факторы максимально избирательно называется … .
Ответ: избирательностью

2. Способность фиксировать минимально возможные концентрации загрязняющего вещества или уровни физического фактора называется … .
Ответ: чувствительностью

3. Способность одновременно (или последовательно) различать в анализируемой среде несколько даже похожих по свойствам веществ (факторов) называется … .
Ответ: селективностью

4. Устройства, обладающие свойствами быстродействующего первичного преобразователя контролируемого параметра окружающей среды в аналитический сигнал, называются … .
Ответ: сенсорами

5. Способность обнаружения загрязняющего вещества или физического фактора за минимальное промежуток контрольного времени называется … .
Ответ: экспрессностью

6. Оценка и прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов – это … экологического мониторинга.
Ответ: цель

7. Наблюдение за состоянием окружающей среды – это … экологического мониторинга.
Отве: задача

8. Обеспечение потребности государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения неблагоприятных последствий таких изменений – это … экологического мониторинга.
Ответ: задача

9. Пробы, в которых содержание определяемых ингредиентов не изменяется при отборе проб, их хранении и транспортировке к месту анализа называют … .
Ответ: представительными

10. Проба, которую берут один раз в определенном месте и рассматривают результат одного анализа, называется … .
Ответ: разовым пробоотбором

11. Установление характера воздействия или природы загрязняющего вещества, расшифровка состава основных компонентов называется … .
Ответ: идентификацией

12. Наблюдение за веществом или фактором непрерывно или хотя бы периодически, но с минимальным временем паузы между повторяющимися циклами анализа называется … .
Ответ: режимом работы

13. Наблюдение за состоянием окружающей среды – это … экологического мониторинга.
Ответ: задача

14. Оценка и прогноз изменения состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов – это … экологического мониторинга.
Ответ: цель

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Самостоятельная работа: источники загрязнений окружающей среды.
Самостоятельная работа: количественные измерения в экологических оценках загрязнений водных экосистем.
Контрольная работа: идентификация источников химических загрязнений воздуха, воды и почв методами аналитической химии.Способы оценки опасности химических источников загрязнения экосистем.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
онд оценочных средств прикреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. П. Хаустов, М. М. Редина Экологический мониторинг: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7DF1762C-ACA1-48D1-8C23-6D9F5F10D00E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хуаз С. Х., Киселёв М. В., Мельников С. П. Методические указания по дисциплине «Экологический мониторинг природных объектов» по выполнению практических занятий для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение» (квалификация (степень) «бакалавр»): Учебная литература для ВУЗов СПбГАУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мониторинг природных и техносферных объектов portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ;
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека;

Единый образовательный портал АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4843

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к выполнению лабораторных работ
Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности.
Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
Структура и последовательность занятий: на первом, вводном, занятии проводится инструктаж студентов по охране труда, технике безопасности и правилам работы в лаборатории по инструкциям утвержденного образца с фиксацией результатов в журнале инструктажа. Студенты также знакомятся с основными требованиями преподавателя по выполнению учебного плана, с графиком прохождения лабораторных занятий, с графиком прохождения контрольных заданий, с основными формам отчетности по выполненным работам и заданиям.
Студентам для выполнения лабораторных работ необходима специальная лабораторная тетрадь (рабочий журнал), которая должна быть соответствующим образом подписана, простые карандаши, линейка. Для каждого занятия подготовлены методические указания по выполнению лабораторной работы.
Структура лабораторного занятия:
1. Объявление темы, цели и задач занятия.
2. Проверка теоретической подготовки студентов к лабораторному занятию.
3. Выполнение лабораторной работы.
4. Подведение итогов занятия (формулирование выводов).
5. Проверка отчетов по лабораторной работе.
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями. Перед уходом из лаборатории студенты должны навести порядок на своем рабочем месте.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 1 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».


Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины завершается экзаметом в 4 семестре. Подготовка к зачету/экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Методика применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении занятий и на этапах текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине «Аналитическая химия»:
Дистанционное обучение реализуется в электронно-информационной образовательной среде Университета, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства, и обеспечивающей освоение обучающимися программы в полном объеме независимо от места нахождения.
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и преподавателя.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателя. Дистанционное обучение – это одна из форм обучения.
При использовании ЭО и ДОТ каждый обучающийся обеспечивается доступом к средствам электронного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения программы.
В практике применения дистанционного обучения по дисциплине используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Используются следующие технологии on-line: вебинары (или видеоконференции), удиоконференции, чаты.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и обучающимся в реальном времени – так называемое off-line общение, общение в режиме с отложенным ответом. Используются следующие технологии off-line:
образовательный ресурс Университета, электронная почта, рассылки, форумы.
Наибольшая эффективность при дистанционном обучении достигается при использовании смешанных методик дистанционного обучения, при этом подразумевается, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.
Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется посредством:
– размещения учебного материала на образовательном сайте Университета;
– сопровождения электронного обучения;
– организации и проведения консультаций в режиме «on-line» и «off-line»;
– организации обратной связи с обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– обеспечения методической помощи обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием всех доступных современных телекоммуникационных средств, одобренных локальными нормативными актами;
– организации самостоятельной работы обучающихся путем обеспечения удаленного доступа к образовательным ресурсам (ЭБС, материалам, размещенным на образовательном сайте);
– контроля достижения запланированных результатов обучения по дисциплине обучающимися в режиме «on-line» и «off- line»;
– идентификации личности обучающегося.
Реализация программы в электронной форме начинается с проведения организационной встречи с обучающимися посредством видеоконференции (вебинара). При этом преподаватель информирует обучающихся о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, осуществляет предварительную проверку связи с обучающимися, создание и настройку вебинара. Преподаватель также сверяет предварительный список обучающихся с фактически присутствующими, информирует их о режиме занятий, особенностях образовательного процесса, правилах внутреннего распорядка, графике учебного процесса.
После проведения установочного вебинара учебный процесс может быть реализован асинхронно (обучающийся осваивает учебный материал в любое удобное для него время и общается с преподавателем с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени) или синхронно (проведение учебных мероприятий и общение обучающегося с преподавателем в режиме реального времени).
Преподаватель самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между обучающимися и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций.
В содержание консультаций входят:
– разъяснение обучающимся общей технологии применения элементов ЭО и ДОТ, приемов
и способов работы с предоставленными им учебно-методическими материалами, принципов самоорганизации учебного процесса;
– советы и рекомендации по изучению программы дисциплины и подготовке к промежуточной аттестации;
– анализ поступивших вопросов, ответы на вопросы обучающихся;
– разработка отдельных рекомендаций по изучению частей (разделов, тем) дисциплины, по подготовке к текущей и промежуточной аттестации.
Также осуществляются индивидуальные консультации обучающихся в ходе выполнения ими письменных работ.
Обязательным компонентом системы дистанционного обучения по дисциплине является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), который включает электронные аналоги печатных учебных изданий (учебников), самостоятельные электронные учебные издания (учебники), дидактические материалы для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации, аудио- и видеоматериалы, другие специализированные компоненты (текстовые, звуковые, мультимедийные). ЭУМК обеспечивает в соответствии с программой организацию обучения, самостоятельной работы обучающихся, тренинги путем предоставления обучающимся необходимых учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения, контроль знаний. ЭУМК размещается в электронно-библиотечных системах и на образовательном сайте Университета.
При реализации программы или ее частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий кафедра ведет учет и хранение результатов освоения обучающимися дисциплины на бумажном носителе и (или) в электронно- цифровой форме (на образовательном сайте).
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине с применением ЭО и ДОТ осуществляется посредством собеседования (on-line), компьютерного тестирования или выполнения письменных работ (on-line или off-line).