МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление, надзор и контроль в сфере безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление, надзор и контроль в сфере безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить правовые, организационно-экономические, технические и технологические аспекты исследования изменений состояния компонентов среды обитания человека в результате действия естественных, техногенных и антропогенных факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами
ПК-3.1 Знает нормативно-правовую базу по охране труда; теоретические и практические основы организации охраны труда; порядок проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда; методы расследования и учета несчастных случаев на объектах экономики; методы контроля за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда
ПК-3.2 Проводит идентификацию опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, производит расчет риска их воздействия и осуществляет сбор и анализ информации об условиях труда
ПК-3.3 Владеет навыками контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, правильностью применения средств индивидуальной защиты, проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труд; принятия мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по обращениям работников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые, органзационно экономические, технические и технологические аспекты исследования изменений состояния компонентов среды обитания человека в результате действия естественных, техногенных и антропогенных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать опасноти техносферы, применять нормативно-правовую базу в области надхора и контроля.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обеспечения безопасности на объекте экономи в ЧС и повседневном режиме функцилнирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс «Управление, надзор и контроль в сфере безопасности»
1.1. Общее положение об управлении, надзоре и контроле Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общее положение об управлении, надзоре и контроле Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Государственный контроль и надзор: понятие и отличие Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Органы контроля и надзора за обеспечением различных видов безопасности Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Виды контроля и надзора
2.1. Государственный контроль и надзор Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Государственный контроль и надзор Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Административный надзор и контроль Сам. работа 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Государственное управление охраной труда
3.1. Понятие охраны труда и техники безопасности Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Понятие охраны труда и техники безопасности Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Правовая основа охраны труда и техники безопасности Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Краткое содержание трудового кодекса РФ Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Полномочия федеральных инспекторов труда и его региональных структур Сам. работа 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Организация внутриведомственного, государственного и общественного контроля и надзора Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Надзор и контроль в области пожарной безопасности
4.1. Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики Сам. работа 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Сам. работа 4 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Надзор и контроль в области промышленной безопасности
5.1. Основные направления по повышению уровня промышленной безопасности предприятий ОПК и машиностроительного комплекса Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Нормативные документы в области промышленной безопасности Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Государственный контроль и надзор в области транспорта.Ответственность должностных лиц за нарушения требований законодательства в сфере безопасности. Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Управление экологической безопасностью
6.1. Ведомственный и производственный экологический контроль Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Ведомственный экологический контроль. Сам. работа 4 10 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7951
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3. Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
1) Что не является основной задачей безопасности труда
1. улучшение микроклимата производственных условий
2. приведение уровня воздействия опасных производственных факторов к уровням, не превышающим установленных нормативов
3. исключение воздействия на работников вредных производственных факторов
Ответ: 1.
2) Охрана труда – это….
1. система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
2. система мер, обеспечивающих безопасность труда
3. все определения верны
Ответ 3.
3) Объектом целевых проверок в сфере безопасности труда НЕ является
1. средства коллективной защиты
2. вентиляция
3. производственное оборудование цеха
Ответ: 1.
4) Проверка – это….
1. последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом
2. процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы
3. систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев
Ответ: 1.
5) Специальная оценка условий труда - это комплекс мероприятий с целью определения
1. потенциально вредных факторов производственной среды
2. потенциально опасных факторов производственной среды
3. оба варианта верны
Ответ: 3
6) Нормативный срок хранения утвержденных программ, планов и смет мероприятий по улучшению состояния и охраны труда составляет
1. 3 года
2. 5 лет
3. 10 лет
Ответ: 2.
7) Сертификация в сфере охраны труда – это процедура подтверждения соответствия нормативно-правовым требованиям
1. уровня знаний и компетенций сотрудников службы охраны труда
2. работ по охране труда
3. продукции предприятия
Ответ: 2.
8) Что является основной целью Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
1. Ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших в результате техногенной аварии
2. Снижение загрязнения окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов
3. Предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий
4. Установление порядка расследования и учета несчастных случаев на опасном производственном объекте
Ответ: 3.
9) Какой экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» подлежит обоснование безопасности опасного производственного объекта
1. Государственной экспертизе.
2. Экспертизе промышленной безопасности.
3. Экологической экспертизе.
Ответ: 2.
10) Какие объекты из указанных объектов не относятся к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование
1. Опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасные промышленные объекты.
2. Лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы /за исключением эскалаторов в метрополитенах.
3. Автозаправочные станции жидкого моторного топлива.
4. Опасные производственные объекты, расположенные в границах объектов использования атомной энергии.
Ответ: 4.
11) Кто обязан представлять в Ростехнадзор сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов
a. Территориальные органы Ростехнадзора.
2. Владельцы опасных производственных объектов
3. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов, независимо от организационно-правовой формы.
4. Федеральные государственные учреждения, эксплуатирующие опасные производственные объекты.
Ответ:3.
12) Федеральной службой в сфере экологического надзора является
1. Ростехнадзор
2. Роспотребнадзор
3. Ространснадзор
Ответ: 1.
13) Комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это система наблюдений
1. за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду
2. за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов
3. основанная на оценке химической и биологической составляющих окружающей среды
Ответ: 2.
14) Общее руководство и координацию деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области экологического мониторинга осуществляет
1. Росгидромет
2. Минприроды России
3. Ростехнадзор
Ответ: 2.
15) Риск для здоровья воздействия химических веществ – это…
1. процесс установления вероятности определенного воздействия химического вещества на людей
2. результат неблагоприятных последствий для здоровья людей, подвергшихся определенному воздействию химического вещества
3. вероятность развития неблагоприятных последствий для здоровья людей, подвергшихся определенному воздействию химического вещества
Ответ: 3.
16) Одной из основных целей экологического аудита является
1. сверка суммы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду
2. контроль порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду
3. сертификация систем управления качеством окружающей среды
Ответ:2.
17) Нормирование базируется на использовании метода
1. оценки жизненного цикла
2. математического моделирования
3. предельно допустимых воздействий на окружающую среду
Ответ: 3.
18) Установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции – это……
1. норматив образования отходов
2. норматив накопления отходов
3. лимит отходов
Ответ: 1.
19) Предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством РФ о недрах
1. объекты хранения отходов
2. объекты обезвреживания отходов
3. объекты захоронения отходов
Ответ: 3.
20) Нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Законом
1. «Об отходах производства и потребления»
2. «Об охране окружающей среды»
3. оба варианта верны
Ответ: 1.
21) Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом
1. «Об отходах производства и потребления»
2. «О лицензировании отдельных видов деятельности»
3. «Об охране окружающей среды»
Ответ: 2.
22) Показатель общей экономической эффективности мероприятий по безопасности определяется
1. как отношение экономических результатов к затратам
2. в виде разности между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами мероприятий и затратами на их осуществление
3. в виде разницы приведенных на эти мероприятия затрат с учетом фактора времени
Ответ: 1.
23) Экологическое страхование осуществляется в целях
1. финансирования мероприятий, направленных на материальное обеспечение защиты окружающей среды
2. защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков
3. защиты имущественных интересов государственных и муниципальных органов власти и учреждений
Ответ: 2.
24) Экологический риск означает возможность нанесения ущерба
1. юридическим и физическим лицам
2. государственным и муниципальным органам власти и учреждениям
3. природной среде
Ответ: 3.
25) Планы ликвидации аварий составляются
1. по предписанию надзорного органа
2. на основании типового плана ликвидации аварий
3. исходя из оценки рисков аварий
Ответ: 3.
26) Конкретные обязанности каждого должностного лица по действиям в аварийных ситуациях могут быть внесены в
1. инструкции по охране труда на рабочем месте
2. должностные инструкции
3. все варианты верны
Ответ: 3.
27) Перечень тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается
1. работодателем с учетом мнения профсоюзов
2. трехсторонними комиссиями
3. Правительством РФ
Ответ: 3.
28) Травма – это…
1. совокупность внешних условий воздействия на человека
2. результат физического повреждения организма под воздействием условий жизнедеятельности
3. повреждение, под которым понимают нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей тела человека
Ответ: 3.
29) Система мер, обеспечивающих безопасность труда, НЕ включает… меры
1. психологические
2. санитарно-гигиенические
3. социально-общественные
4. организационно-технические
5. этические
Ответ: 5.
1) Часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человечества (города, поселения, промышленная зона и др.) – это ……..
Ответ: техносфера.
2) Пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека это…..
Ответ: производственная среда.
3) Совокупность производственных, природных и социальных опасностей, разрушающих техносферу – это……
Ответ: техносферные опасности.
4) Состояние деятельности, при котором с определённой вероятностью исключено проявление опасностей (отсутствие чрезмерной опасности) или свойство объекта, выраженное в его способности противостоять опасности – это…
Ответ: безопасность.
5) Система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, их влияние на его здоровье, и разрабатывающая методы и средства безопасности – это….
Ответ: безопасность человека.
6) Свойство объекта, выраженное в его способности противостоять техносферным опасностям – это…..
Ответ: техносферная безопасность.
7) Создание и поддержание техносферного пространства в качественном состоянии, исключающем его негативное влияние на человека и природную среду – это…
Ответ: обеспечение техносферной безопасности.
8) Непрерывная, целенаправленная и организующая деятельность – это….
Ответ: управление.
9) По своему содержанию управление — непрерывный целенаправленный циклический процесс ………………………………………...(органа управления) на объект управления (технологическую установку, производственный процесс, включающий коллектив или отдельную личность, предприятие, государство), как воздействие управляющей системы на управляемую.
Ответ: упорядоченного воздействия субъекта.
10) Сущность управления состоит ……………………………………………
Ответ: в практической организации деятельности управляемых объектов, а сама организация является неотъемлемым свойством управления.
11) Процесс управления - …………………..
Ответ: совокупность функций, объединённых управляющим воздействием.
12) Управление осуществляется путём реализации нескольких взаимосвязанных функций:……..
Ответ: целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля и учёта, оценки и совершенствования, совокупность которых с указанием последовательности их выполнения представляет собой цикл управления.
13) Непрерывный целенаправленный циклический процесс воздействия органа управления на объект управления с целью противостоять негативным факторам техносферных опасностей – это….
Ответ: управление техносферной безопасностью.
14) Система управления представляет собой предназначенный для достижения целей управления строго определённый набор…………….
Ответ: средств сбора сведений об объекте управления и средств воздействия на его поведение.
15) Система, в которой осуществляется процесс управления – это……
Ответ: система управления.
16) Воздействие управляющего субъекта на объект — это….
Ответ: установление его прямых связей с объектом (орган управления — объект управления).
17) Во всех процессах управления имеет место обратная связь — ответная реакция………..
Ответ: управляемой системы на воздействие со стороны управляющей системы (объект управления — орган управления).
18) Цель, команда и обратная связь — это…..
Ответ: главные составляющие любого управления.
19) Система управления безопасностью — это……..
Ответ: совокупность органов управления, реализующих определёнными методами, основанными на принципах управления, функции управления в целях достижения заданного социально приемлемого уровня безопасности.
20) Что является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач?
Ответ: планирование.
21) Что осуществляется в системе управления с помощью обратных связей и обеспечивает количественную и качественную оценку результатов деятельности и учёта средств для достижения поставленной цели.
Ответ: контроль.
22) В государственном управлении в отношении обеспечения технической безопасности субъектом управления выступает……………….
Ответ: государство в лице контрольных надзорных органов в области производственной и промышленной безопасности, экологической безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, а управляемым субъектом — хозяйствующий субъект, представляющий ту или иную степень опасности для человека и окружающей среды.
23) Меры управления риском – это…….
Ответ: защитные или превентивные меры, предпринимаемые для снижения вероятности и (или) тяжести последствий воздействия источника опасности.
24) Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов – это….
Ответ: нормативный документ.
25) Составная часть системы управления промышленной безопасностью – это…..
Ответ: производственный контроль.
26) Часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации, включающая в себя набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели обеспечения охраны труда и процедуры по достижению этой цели – это….
Ответ: система управления охраной труда (СУОТ).
27) Часть общей системы управления организации, обеспечивающая выполнение требований промышленной безопасности, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий при всех видах деятельности организации – это……….
Ответ: система управления промышленной безопасностью (СУПБ).
28) Управление риском – это…………..
Ответ: действия по управлению организацией, направленные на снижение риска.
29) Государственное управление выражается в …………….
Ответ: практической деятельности государственных органов по реализации политики государства.
30) Государство контролирует выполнение работодателем…………..
Ответ: государственных нормативных требований ОТ с помощью специально предназначенных для этого федеральных органов исполнительной власти (надзоров, инспекций, служб) в области государственного надзора.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л1.2 Бабайцев И.В., Мастрюков Б.С., Медведев В.Т., Папаев С.Т., Мастрюков Б.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов М.: Академия, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Угарова Л. А. Управление техносферной безопасностью : учебно-методическое пособие: В учебно-методическом пособии представлены методические рекомендации и практические занятия для изучения дисциплины «Управление техносферной безопасностью». Пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и учебными планами. Предназначено для студентов очной формы обучения направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность». Тольяттинский государственный университет, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление, надзор и контроль в сфере безопасности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.