МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтный дизайн

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доц., Барышникова О.Н.

Рецензент(ы):
к..гн., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтный дизайн

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование фундаментальных основ и навыков ландшафтного планирования
Задачи курса:
- дать представление о целях ландшафтного планирования как составной части региональной политики и регионального развития;
- познакомиться с отечественным и зарубежным опытом ландшафтного планирования;
- освоить теорию ландшафтного планирования;
- ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением ландшафтного планирования;
- освоить приемы и методы ландшафтного планирования;
- приобрести навыки составления ландшафтных планов разных масштабов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен применять теорию ландшафтной архитектуры и творческий подход в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.1 Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры
ПК-3.2 Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
ПК-3.3 Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает теорию и методологию ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Умеет применять творческий подход в проектировании объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Имеет навыки применения теории и методологии ландшафтной архитектуры и творческого подхода в проектировании и дизайне объектов ландшафтной архитектуры с учетом современных тенденций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История становления ландшафтного планирования
1.1. Этап разработки научных основ ландшафтного планирования Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Правовые основы ландшафтного планирования и экологического проектирования Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Подготовка презентаций для семинарских занятий Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Принципы ландшафтного планирования и структура ландшафтных планов
2.1. Научно-методические принципы ландшафтного планирования. Нормативно-правовое обеспечение ландшафтного планирования Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Структура ландшафтного плана и этапы его составления Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Разработка содержания рамочного ландшафтного плана региона Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Разработка структуры ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Методологические основы разработки содержания ландшафтных планов
3.1. Систематизация характеристик компонентов природно-хозяйственных систем Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Оценочный этап ландшафтного планирования. Этап формирования отраслевых и нтеграньных целей ландшафтного планирования Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Разработка структуры ландшафтной программы Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Характеристика части территории природной зоны как основа разработки ландшафтной программы и рамочного ландшафтного плана Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Характеристика положения территории планирования в схеме экономико-географического районирования Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Исследование устойчивости и чувствительности геосистем к внешнему воздействию Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Создание отраслевых карт Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Разработка ландшафтно-экологического каркаса как основы ландшафтного планирования Практические 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.9. Разработка карт ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.10. Создание интегральных карт для ландшафтного планирование Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.11. Создание интегральных карт для рамочного ландшафтного плана Сам. работа 3 27 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Контрольные вопросы и задания для проведения
текущего контроля освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля (рефераты, индивидуальные практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном порталеhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10304

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Альпийская горка или альпинарий – это:
a. каменистый сад фантазийного стиля, получивший широкое распространение в конце XIX — начале XX в., его назначение – показ флоры альпийских высокогорий
b. изящная клумба или газон (шириной 10-30см) из одного или нескольких рядов цветов
c. участок насаждений с однородными показателями для преобладающей породы

2. Классицизм - это:
a. художественный стиль в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII в., для которого характерны декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность композиции
b. художественный стиль XVIII – начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу
c. ряд последовательно сменяемых визуальных планов в парках, лесопарках, отдельных друг от друга кулисами и воспринимаемых на достаточном расстоянии

3. Доминант - это:
a. размещенные на определенном расстоянии друг от друга древесные, собранные в самостоятельную композицию
b. архитектурно-обрамленный искусственный водоем
c. господствующий элемент композиции, выделяющийся своими размерами, положением, особой формой, семантической значимостью и т.д. выделение доминанты подразумевает наличие каких-то второстепенных элементов, подчиненных главному

4. Живая изгородь – это:
a. это небольшой симметричный цветник в виде геометрических фигур
b. плотная, сомкнутая рядовая посадка деревьев или кустарников одинаковой высоты, создающая впечатление «ширмы» или «зеленой стены»
c. художественное сочетание и взаимосвязь всех элементов создаваемого ансамбля, обеспечивающая его законченность и целостность

5. Ландшафтное проектирование – это:
a. парк со свободным решением расположения элементов планировки, близкой к природной
b. это комплекс архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений, используемый для разработки методов художественного оформления открытого пространства
с. садовая затея в виде стриженых изгородей, меняющих направление и проходов между ними с затруднительной ориентировкой

6. Акведук – это:
a. искусственно устроенная территория, образующая уступ на склоне местности
b. транспортная или пешеходная дорога, обсаженная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями
с. водопровод для доставки воды из отдаленных источников, используется как декоративный элемент оформления садово-паркового пространства, введен в романтические сады второй половины XVIII века

7. Вертюгаден - это:
a. небольшое террасированное возвышение типа амфитеатра с полукруглыми выпуклыми ступенями на фоне стриженой зеленой стенки
b. древнерусское название сада
c. устройство для перевода дороги через ущелье, глубокий овраг, суходол, над поперечной дорогой

8. Ампир – это:
a. художественный стиль эпохи Наполеона I, характеризующийся стремлением к монументальности и порядку художественных форм
b. зрелищное сооружение в древней римской архитектуре, имевшее в плане форму эллипса
c.глиняный сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначенный для украшения парков

9. Глориэтта – это:
искусственное парковое сооружение для отдыха в тени, созданное по подобию естественного грота в скалах или нагромождениях из естественных камней
b. цветник в виде узкой длинной полосы, размещаемой вдоль аллей, дорожек
c. небольшое парковое сооружение в форме открытого колонного павильона, расположенного обычно на возвышенности или замыкающего перспективу

10. Курдонер – это:
a. парадный двор дворца, виллы, замка в виде сада, со стороны улицы огражденный сквозной оградой, с остальных сторон - частями или корпусами П-образного в плане здания.
b. небольшое пространство перед домом в виде плоского, разбитого на квадраты или прямоугольники сада с четким осевым построением, преобладанием газонов и бордюров
c. группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство или ландшафт

11. Вид – это:
a. место на парковой территории, с которого лучше всего воспринимаются виды
b. часть пейзажа, умелое раскрытие его отдельных художественно выразительных видов в пейзаже является важным аспектом проектирования и реставрации садов и парков
c. узкая перспектива, направленная обрамляющими плоскостями в сторону выдающегося элемента ландшафта - фокуса перспективы

12. Ротонда – это:
a. декоративный участок, предназначенный для выращивания и экспонирования различных видов и сортов роз
b. открытое или закрытое здание на колоннах, чаще всего перекрытое куполом

c. сад, участок парка, где декоративные растения сочетаются с камнями

13. Партер английский – это:
a. разновидность классического садового партера, отличающаяся относительно более простым рисунком, выполненным с помощью газона и песка, с использованием цветов
b. вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из «мертвых» материалов, обычно на фоне песка
c. вид партера кружевного, сочетающегося с поверхностями стриженого газона, фоном обычно служила толченая черепица

14. Шпалера – это:
a. группа деревьев и кустарников на открытых полянах в пейзажных парках
b. условная черта, отделяющая территорию парка от улицы и застройки
c. - ряд густо посаженных деревьев, стриженных в стенку или на опорах, опорой служит деревянная или металлическая решетка или натянутая в несколько рядов проволока, прикрепленная к столбам

15. Оранжерея – это:
a. насаждение, окаймляющее лесные массивы, куртины, крупные древесно-кустарниковые группы по периметру
b. здание или площадка для физических упражнений в Древней Греции
c. парковое сооружение с одним или несколькими залами, предназначенными для выращивания цитрусовых и других экзотических растений.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. a
2. b
3. с
4. b
5. b
6. c
7. a
8. a
9. c
10. a
11. b
12. b
13. a
14. c
15. с

Критерии оценивания:
(в 4 семестре дисциплина заканчивается экзаменом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
0-6 баллов – оценка «2»,
7-8 баллов – оценка «3»,
9-10 баллов – оценка «4»,
11-12 баллов – оценка «5».

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. _________________ — художественный стиль в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII в., для которого характерны декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность композиции.
2. _________________ — специальное водное сооружение, создаваемое для естественного или искусственного водотока, ниспадающего с последовательного ряда террас или ступеней. Часто оформляется балюстрадами, скульптурой, фонтанами.
3._________________ — воспроизведением природы на небольших пространствах, тонкой проработкой деталей, создающее у посетителя определенное состояние созерцательности.
4. ________________ — возникшее в древности искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм (например, животных, архитектурных сооружений и т. д.)
5. _________________— тип сада, в котором преобладают садовые постройки, архитектура и другие искусственные сооружения.
6. Что такое трельяж?
7. Что такое скульптура?
8. ___________________- это стиль в садово-парковом искусстве, имитирующий идиллические сельские и «героические» пейзажи, для романтических парков характерны искусственные руины, каменные «хаосы», «античные», «готические» постройки.
9. __________________- священная роща у источника, украшенная скульптурой, колоннадой, стелой и т. п., характерна для садового искусства Древней Греции, где считалась местом обитания нимф и муз
10. _______________ - садово-парковая постройка, состоящая из деревянного или металлического каркаса, с плоской или сводчатой поверхностью, подчеркиваемой столбами или каменными колоннами, обвивается вьющимися растениями (лианами), образующими закрытую галерею
11. ________________ - способ посадки деревьев сдвинутыми рядами в шахматном порядке, с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами.
12. ________________ - художественный стиль XVIII - начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу.
13. ________________ - это пересечение нескольких планировочных осей в одной точке, на которой формируется центр паркового ансамбля (или одного из районов парка), архитектурно-ландшафтное построение развивается по всем радиальным направлениям от периферии к центру.
14. ________________ - группировки деревьев или кустарников, располагаемые в пространстве параллельно друг другу с целью создания многоплановой перспективы, раскрывают главное с целью улучшения восприятия окружающего ландшафта.
15. ________________ - искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и т. п.
16. ________________- садовый павильон типа большой беседки, обычно с пышной архитектурной отделкой. – .
17. ______________ - внешний вид, форма различных деревьев и кустарников.
18. ________________ - временные легкие сооружения в парках XVIII в., рассчитанные на иллюзорный или мимолетный эффект.
19. Что такое модульный сад?
20.__________________- в декоративной дендрологии означает структуру кроны; определяется ее размерами, формой, характером разветвленности побегов и ветвей, красотой их взаимного расположения.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. барокко
2. каскад
3. японский сад
4. топиарное искусство
5. архитектурный сад
6. вертикальная плоскостная опора (каркас) для вьющихся растений (роз, клематисов) выполняется в виде ажурной решетки из дерева, металла с различными размерами гнезд
7. вид пространственного искусства, создающего объемное изображение, высеченное из камня, отлитое из бронзы, в парках имеет не только декоративное, но часто и символическое значение, одухотворяющее пейзаж, придающее ему определенный идейно-художественный смысл
8. романтизм в садово-парковом искусстве
9. нимфей
10. пергола
11. квинкунс
12. классицизм
13. радиально-звездная композиция парка
14. кулисы
15. малые архитектурные формы
16. люстгауз
17. габитус
18. эфемериды
19. прием оформления цветника, небольшого пространства сада или фрагмента парка, построенного на геометрической системе модулей, повторяющихся через определенные промежутки
20. архитектоника

Критерии оценки открытых вопросов.

Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.

Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: итоговое оценивание, позволяющее выявить уровень освоения компетенций студентом, включает три блока:

1) блок на проверку базовых теоретических знаний, в области изобразительного искусства;
2) блок на выявление навыков анализа средств графической подачи проектной документации на основе знаний изобразительного искусства;
3) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание и беседу с преподавателем по одной из предложенных тем, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства блоков 1 и 2:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7530
Вопросы по блоку 3:
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7530
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест с закрытыми вопросами, студент может получить максимум 12 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ);
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест с открытыми вариантами ответов, студент может получить максимум 58 баллов (от 1 до 5 баллов за вопрос, в зависимости от их сложности)баллы вычитаются в зависимости от количества сделанных ошибок.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный ответ на предложенную тему и собеседование с преподавателем, студент может получить максимум 30 баллов при выполнении следующих условий: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса;
от 21 до 29 баллов – Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа;
от 16 до 20 баллов – Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускаются незначительные ошибки в содержании ответа;
от 0 до 15 баллов – Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны.
Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Finaltest)» может составлять максимум 100 баллов.
Далее, баллы, суммарно начисленные студенту за выполнение всех трёх блоков пересчитываются в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»)по схеме:
0-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценк

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.К. Казаков Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2008
Л1.2 О. Н. Барышникова, Ю. В. Козырева Основы ландшафтного планирования : учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3489
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.А. Васильева, А.И. Головня, Н.Н. Лазарев Ландшафтный дизайн малого сада: учебное пособие для академичсекого бакалавриата М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E6DC4B39-F5ED-410F-A883-29AC85BD2C3D
Л2.2 Д.В. Черных, Д.А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие для экол. спец. Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/144
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Ландшафтный дизайн» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Ландшафтный дизайн»

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.
Найдите место, с которого хорошо видно и слышно лектора. Вы также должны хорошо видеть доску или экран проектора. Придите на лекцию заранее, чтобы занять удобное место.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Студенты все больше и больше привыкают печатать, а не писать от руки, но все же не стоит сбрасывать со счетов старый проверенный метод "ручка + бумага". Некоторые исследования показывают, что студенты, пишущие от руки, лучше осмысливают и запоминают материал лекции, чем печатающие. Пишущие от руки обычно больше фокусируются на услышанном.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Оставляйте побольше свободного места или хотя бы достаточно широкие поля. Тогда в ваш конспект можно будет вписать дальнейшие комментарии и пояснения. Кроме того, свободно расположенный на странице текст легче читать и усваивать
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Например:
! - важно;
!! - очень важно;
? - под вопросом;
P - проверить;
R - запомнить;
C - скопировать;
Y - посмотреть в учебнике;
ZB - пример (например), и т.д.
Конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Один из методов ведения записей - Метод Корнелла. Заключается он в том, что сначала делаются замет-ки, а затем задаются вопросы к ним. Разделите страницу на две части, проведя вертикальную линию примерно в 6,5 см от левого края страницы. Внизу не доводите ее до конца примерно на 5 см. В этом месте разделите страницу горизонтальной чертой.
В самой большой (правой) секции страницы отмечайте основные мысли лекции. Оставляйте достаточно места для последующих правок. Левая секция страницы отводится для записи вопросов, которые у возникают в отношении записанного материала. Эти вопросы могут помочь прояснить отдельные пункты и термины. Пересмотрите свои заметки в течение одного-двух дней. Это обеспечит лучшее запоминание информации.
Нижняя секция вашей страницы нужна для того, чтобы кратко резюмировать записанный на ней материал. Это поможет вам вспомнить важные моменты данной части лекции.
Важно осуществлять систематическую работу с конспектом лекций. Просматривать конспект сразу после занятий. Помечать материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Пытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.
Если самостоятельно разобраться в материале не удалось, нужно сформулировать вопросы и задать их на текущей консультации или обратиться за помощью к преподавателю на ближайшей лекции или семинаре. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Важно проводить дополнительную работу с текстом конспекта: внимательно прочитать его, дополнить пропуски в записях материалами из других источников, рекомендованных преподавателем; выделить все незнакомые понятия и термины и в дальнейшем поместить их в словарь. При переработке конспекта целесообразно использовать электронные носители информации. Вдумчиво переписав и дополнив конспект лекции в текстовом редакторе, у вас появиться широкие возможности для его использования.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Ландшафтное планирование» необходимо вести конспекти-рование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предпо-лагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале по-нять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Ландшафтное планирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Ландшафтное планирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Ландшафтное планирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Ландшафтное планирование»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Ландшафтное планирование», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Самостоятельная работа, предусмотренная учебным планом предполагает:
- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы наиболее значимой в теоретическом и прикладном отношении (В.В.Докучаева, Г.Н.Высоцкого, Л.С.Берга, Б.Б.Полынова, Д.Л.Арманда, Н.А.Солнцева, Ф.Н.Милькова, А.Г.Исаченко и др.;
- изучение современных ландшафтных концепций;
- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературы);
- работа с нормативными документами и законодательной базой;
- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации по основным разделам курса;
- выполнение практических работ.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.