МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Монументальная живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
д.иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Монументальная живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов целостное представление об искусстве монументальной живописи и его применении в области ландшафтной архитектуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен использовать навыки изобразительного искусства, основные способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.1 Знает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.2 Умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования, визуализировать проектные предложения и графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-2.3 Имеет навыки изобразительного искусства, владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает способы и средства графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет с помощью приемов изобразительного искусства зафиксировать состояние объекта проектирования, визуализировать проектные предложения и графически оформить проектную документацию на объекты ландшафтной архитектуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Имеет навыки изобразительного искусства, владеет основными способами и средствами графической подачи проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный.
1.1. Основы монументальной живописи. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3
1.2. История развития монументальной живописи. Сам. работа 3 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Виды и особенности монументальной живописи.
2.1. Композиция живописного произведения. Ознакомление с техникой сграффито. Витраж. Мозаика. Использование монументальной живописи в ландшафтно-архитектурном планировании. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3
2.2. Виды монументальной живописи. Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3
2.3. Особенности создания мозаики. Техники набора и укладки мозаики. Практические 3 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3
2.4. Изучение техники фресковой живописи Сам. работа 3 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
2.5. Изучение техники витраж Сам. работа 3 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
2.6. Изучение техники римской мозаики Сам. работа 3 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
2.7. Подговка к зачету. Сам. работа 3 26 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.5, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.8. Монументальная живопись как древнейший вид живописи. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3
2.9. Зачет 3 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.5, Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (рефераты, индивидуальные практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4055

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Абрис – это:
a. линейные очертания изображаемой фигуры или предмета
b. вид изобразительного искусства, использующий линии в качестве основных изобразительных средств
c. обобщенное название произведений печатной графики

2. Акцент – это:
a. прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.
b. прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя
c. это авторское произведение искусства

3. Витраж - это:
a. авторское повторение произведения или его отдельных частей с некоторыми изменениями
b. деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин
c. орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет

4. Мозаика – это:
a. оттиск с печатной формы на бумаге
b. монументально-декоративное искусство, произведения которого изготавливаются посредством закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, мрамора, керамических плиток и др. материалов
c. вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение получается при помощи обжига эмалевых красок, нанесенных на металлическую поверхность

5. Диптих – это:
a. одна картина, созданная одним автором
b. две картины, связанные единым замыслом
с. серия картин на одну тему

6. Жанр – это:
a. воздушная кисть
b. тщательная проработка деталей изображения
с. род, вид, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусств

7. Что такое жухлость?
a. изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок
b. золотистый оттенок красочного слоя картины
c. покрытый лаком красочный слой картины

8. Карнация - это
a. живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.
b. живописные приемы наложения красок, при изображении животных
c. живописные приемы наложения красок, при изображении природы

9. Колорит – это:
a. контрастное использование цветовых тонов в живописи
b. тональное решение картины при использовании созвучии белой и черной краски
c. цвет, окраска, система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.

10. Контрапост – это:
a. противоположность, прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части
b. единство противоположностей в изображении тела человека
c. ассиметричное изображение частей тела на картине

11. Корпусное письмо – это:
a. технический прием в графике; работа углем, сангиной, пастелью
b. технический прием в живописи; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемым и уплотненным, непрозрачным слоем.
c. технический прием в мозаике; работа кусочками смальты на вертикальной стене

12. Мастихин – это:
a. инструмент из дерева в виде подставки для картины
b. инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки.
c. инструмент из легкого пластика для смешивания краски

13. Нюанс - это
a. очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени
b. контрастный цвет для четкой градации сета и тени
c. способ нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину

14. Рефлекс – это:
a. орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка
b. особенность композиционного построения произведений
c. отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.)

15. Ракурс - это:
a. изображение людей в определенной позе
b. копия художественного произведения
c. перспективное сокращение изображенных предметов, применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. a
2. b
3. с
4. b
5. b
6. c
7. a
8. a
9. c
10. a
11. b
12. b
13. a
14. c
15. с

Критерии оценивания:
(в 4 семестре дисциплина заканчивается зачетом):
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. _________________ — вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.
2. _________________ — это когда художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком.
3._________________ — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.), как правило, произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.).
4. _________________— тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.
5. _________________ - качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.
6. ________________ - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
7. Что такое пинакотека ?
8. Что такое панорама ?
9. Что такое палитра?
10. Что такое основа в живописи?
11. Что такое набросок ?
12. Что такое перспектива?
13. Что такое ракурс?
14. ________________ - картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).
15. ________________ - древнегреческая станковая живопись на досках.
16. ______________ - виды искусства, произведения которых: существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
17. ________________ – подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи.
18. Что такое полихромия?
19.__________________- вид лица или предмета сбоку.
20. __________________- элемент светотени, градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. живопись
2. станковая живопись
3. монументальная живопись
4. грунт
5. пастозность в живописи
6. перспектива
7. (от греч. pinax - картина и theke - вместилище) - собрание произведений живописи,
картинная галерея
8. круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план
9. небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок
10. холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и
красочный слой живописи
11. произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и
быстро исполненное художником
12. система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости в
соответствии со зрительным восприятием человека
13. перспективное сокращение архитектурных форм, изображенных фигур и
предметов
14. панно
15. пинакс
16. пластические искусства
17. подмалевок
18. многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного
искусства, скульптуры и архитектуры.
19. профиль
20. полутень

Критерии оценки открытых вопросов.

Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.

Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.

Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.

Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения: итоговое оценивание, позволяющее выявить уровень освоения компетенций студентом, включает три блока:

1) блок на проверку базовых теоретических знаний, в области изобразительного искусства;
2) блок на выявление навыков анализа средств графической подачи проектной документации на основе знаний изобразительного искусства;
3) собеседование (ответ студента в рамках данного блока представляет собой устное монологическое высказывание и беседу с преподавателем по одной из предложенных тем, проводится очно в учебной аудитории).
Пример оценочного средства блоков 1 и 2:
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4055

Вопросы по блоку 3:
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4055

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, представляющего собой тест с закрытыми вопросами, студент может получить максимум 12 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ);
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест с открытыми вариантами ответов, студент может получить максимум 58 баллов (от 1 до 5 баллов за вопрос, в зависимости от их сложности)баллы вычитаются в зависимости от количества сделанных ошибок.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный ответ на предложенную тему и собеседование с преподавателем, студент может получить максимум 30 баллов при выполнении следующих условий: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса;
от 21 до 29 баллов – Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа;
от 16 до 20 баллов – Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускаются незначительные ошибки в содержании ответа;
от 0 до 15 баллов – Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны.
Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Finaltest)» может составлять максимум 100 баллов.
Далее, баллы, суммарно начисленные студенту за выполнение всех трёх блоков пересчитываются в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»)по схеме:
0-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».

Вопросы к зачету:
1. Материалы масляной живописи.
2. Способы выполнения масляной живописи в архитектуре.
3. Технология масляной монументальной живописи.
4. Материалы, оборудование и инструменты темперной живописи.
5. Связующие вещества и технология приготовления темперы.
6. Техника стенописи темперой.
7. Понятие о фреске.
8. Виды фрески и их особенности.
9. Связующие фрески, ее краски и грунты.
10. Ретушь фрески.
11. Клеевая живопись, применение в архитектуре.
12. Виды сграффито.
13. Технология приготовления колеров сграффито.
14. Техника сграффито.
15. Материалы мозаики.
16. Разновидности грунтов мозаики.
17. Изготовление полимерной смальты.
18. Способы набора мозаик.
19. Особенности силикатной живописи.
20. Технология фаюмского портрета.
21. Горячий полированный способ энкаустики.
22. Холодный полированный способ энкаустики.
23. Техника восковой темперы.
24. Классический витраж.
25. Отмывка архитектуры и архитектурных деталей.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 3 - От Эпохи Возрождения до наших дней: Санкт-Петербург : Лань, 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 1 - От древности до эпохи Возрождения: Санкт-Петербург : Лань, 2013 e.lanbook.com
Л2.3 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 e.lanbook.com
Л2.4 Гнедич, П.П. История искусств в 3 томах. Зодчество, живопись, ваяние. Том 2 - Эпоха Возрождения: монография : Санкт-Петербург : Лань, 2013 e.lanbook.com
Л2.5 Андреев, А.А. Живопись и живописцы главнейших европейских школ: монография Санкт-Петербург : Лань, , 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека искусств www.liart.ru
Э2 Курс на образовательном портале АлтГУ "Монументальная живопись" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- выполнение самостоятельных работ.
- использование компьютерной техники, интернета и др.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля

Методические указания по подготовке к зачёту

Основное в подготовке к зачёту – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачёту, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.