МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Машины и механизмы в садово-парковом строительстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с/х н., доцент, Рыжова М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Машины и механизмы в садово-парковом строительстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение прочных знаний по устройству и применению машин и механизмов в садово-парковом и ландшафтном строительстве

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен к воплощению/реализации проектов в сфере ландшафтной архитектуры
ПК-5.1 Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию
ПК-5.2 Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1. Знает технологию реализации проектов ландшафтной архитектуры от этапа проектирования и первичной подготовки территории до сдачи объекта в эксплуатацию;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Имеет навыки реализации проектов ландшафтной архитектуры на этапах проектирования, первичной подготовки территории, воплощения проекта и сдачи объекта в эксплуатацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация и назначение машин и механизмов.
1.1. Классификация, типы и предназначение машин и механизмов и условия их применения. Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Типы и предназначение машин и механизмов и условия их применения. Сам. работа 3 18 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Применение машин и механизмав в садово-парковом и ландшафтном строительстве. Сам. работа 3 16 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Машины для работ в лесном и садово-парковом хозяйстве.
2.1. Машины по обработке почвы, посеву, посадке, уходу за лесом и зелеными насаждениями в городе. Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Машины для работ в лесном и садово-парковом хозяйстве по обработке почвы, посеву, посадке, уходу за лесом и зелеными насаждениями в городе. Сам. работа 3 12 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Машины и механизмы для создания газонов и ухода за ними.
3.1. Машины и механизмы для создания газонов и ухода за ними. Лекции 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Машины и механизмы для создания газонов и ухода за ними. Практические 3 2 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Машины и механизмы для создания газонов и ухода за ними. Сам. работа 3 10 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Машины и механизмы для обрезки и формирования кроны деревьев и обрезки кустарников. Машины и механизмы для уборки садовых дорожек и площадок.
4.1. Машины и механизмы для обрезки и формирования кроны деревьев и обрезки кустарников. Машины и механизмы для уборки садовых дорожек и площадок. Сам. работа 3 20 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Подготовка к зачету Сам. работа 3 20 ПК-5.1, ПК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5076
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие тракторы имеют класс тяги 20 кН:
а)Беларус 1222
б)К-745
в)ХТЗ-3521
г)Т-40М
2. У какого трактора из списка самый большой класс тяги?
а) К-745
б) ЮМЗ-8080
в) ХТЗ-2511
г) Беларус 510
3. У какого гусеничного трактора наибольший класс тяги?
а) Т-130Б
б) Т-4А
в) ХТЗ-153В
г) ДТ-75
4. У какого трактора больше площадь опоры?
а) у колесного трактора
б) У гусеничного трактора
в) одинаковая
5. При снижении давления в шинах площадь опоры становится:
а) Меньше
б) не меняется
в) больше
6. У какого трактора маневренность больше?
а) у колесного
б) у гусеничного
в) одинаковая
7. Какой класс тяги у трактора ХТЗ-121?
а) 50 кН
б) 14 кН
в) 6 кН
г) 30 кН
8. Какого способа удаления пней не существует?
а) Корчевание
б) разложение
в) фрезерование надземной части пня
г) взрывной способ
9. Кусторезы с пассивными рабочими органами:
а) КОК-2 и ДП-24
б) КТГ-2,4 и МКИ-0,08
10. Плантажные плуги применяют для обработки почвы на глубину:
а) до 50 см
б) до 70 см
в) до 80 см
г) до 40 см
11. Для выкопки крупномерного посадочного материала в питомниках применяют:
а) выкопочные плуги
б) ярусные плуги
в) клавишные плуги
г) челночные плуги
12. По типу рабочего органа плуги не могут быть:
а) Клавишными
б) Лемешными
в) Шнековыми
г) Чизельными
13. Скорость обработки почвы у обычных (не скоростных) плугов:
а) до 1,4 м/с
б) до 2,0 м/с
в) до 4,0 м/с
14. По принципу действия фрезы не могут быть:
а) продольного действия
б) поперечного действия
в) вертикального действия
г) диагонального действия
15. Наука о способах, технических средствах обработки предметов труда, а также о самих процессах такой обработки называется:
а) технология производства
б) технологическая операция
г) технологический процесс

Правильные ответы: 1а, 2а, 3а, 4б, 5в, 6а, 7г, 8б,, 9а, 10б, 11а, 12а, 13а, 14г, 15а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Технологический процесс является составной частью технологии производства и состоит из отдельных частей. Как они называются?
ответ: технологическая операция
2. На какие категории подразделяется технологические операции?
ответ: основные и вспомогательные
3. К какой категории технологических операций относятся обработка почвы, посев, посадка, кошение травы?
ответ: основные операции
4. К какой категории технологических операций относятся подготовка объектов к работе, погрузочно-разгрузочные работы?
ответ: к вспомогательным
5. Что является основным первичным документом по технологии механизированных работ?
ответ: технологическая карта
6. Технологические операции в лесном и садово-парковом хозяйствах выполняются в определенные календарные сроки. С чем это связано?
ответ: с природно-климатическими условиями
7. Какой подход принят в нашей стране к созданию и применению машин?
ответ: зональный подход
8. Как называется способ лесовосстановления посадкой саженцев или посевом семян?
ответ: искусственное лесовосстановление
9. Какую расчистку территории вырубок применяют при создании питомников, лесосеменных плантаций промышленного типа?
ответ: сплошную расчистку
10. Как называется поверхностное рыхление почвы с одновременным уничтожением естественного возобновления и травянистой растительности по обе стороны рядка культур?
ответ: агротехнический уход
11. Как называется лесоводственный уход который предусматривает уничтожение естественно возобновившихся мягколиственных породи высокостебельной травянистой растительности?
ответ: осветление
12. Какая техника применяется при планировке участка?
ответ: бульдозеры или автогрейдеры
13. Какой процесс необходимо провести с целью улучшения контакта семян с почвой и повышения энергии их прорастания при посеве газона?
ответ: прикатывание
14. Как называется способ внесения удобрений по листу?
ответ: некорневая подкормка
15. У какого трактора больше маневренность?
ответ: у колесного трактора
16. Как называются бензины в которые добавлена этиловая жидкость?
ответ: этилированные бензины
17. Что применяют для снижения трения между трущимися поверхностями деталей двигателя?
ответ: моторное масло
18. Какое масло применяют для предохранения поверхностей трения агрегатов трансмиссии от износа?
ответ: трансмиссионные масла
19. У какого трактора больше поверхность соприкосновения с почвой?
ответ: у гусеничного трактора
20. Как называется процесс прокалывания газона для улучшения воздухообмена?
ответ: аэрация


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Машины и приспособления для сбора и обработки лесных семян, для расчистки лесных площадей под лесные культуры и ландшафтное строительство, для мелиоративных и дорожных работ.
2. Схема устройства машин для внесения удобрений. Конструкции машин для внесения удобрений.
3. Почвообрабатывающие машины. Фрезерные машины. Конструкции фрезерных машин. Выкопочные машины и орудия. Ямокопатели и площадкоделатели. Террасеры.
4. Машины для посева и посадки.
5. Дождевальные машины и установки для полива.
6. Машины и аппараты для химической зашиты городских насаждений от вредителей и болезней.
7. Машины для рубок ухода за насаждениями в лесопарковых зонах.
8. Средства малой механизации в садово-парковом хозяйстве и ландшафтном строительстве.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота выполнения реферата;
2. Своевременность выполнения;
3. Правильность ответов на вопросы;
4. Самостоятельность подготовки реферата.
Каждая позиция оценивается 1 баллом. Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

Перечень вопросов к зачету:
1.Цель, задачи, основные направления и перспективы развития механизации ландшафтного строительства.
2.Тенденции в современной механизации ландшафтного строительства.
3.Машины для лесного хозяйства и садово-паркового строительства.
4.Классификация, типы и предназначение машин и механизмов, условия их применения.
5.Машины и приспособления для сбора и обработки лесных семян, для расчистки лесных площадей под лесные культуры и ландшафтное строительство, для мелиоративных и дорожных работ.
6.Машины для расчистки лесных площадей.
7.Машины для срезания кустарника и нежелательной растительности.
8.Машины для корчевки пней. Виды машин для расчистки лесных площадей.
9.Машины и орудия для мелиоративных работ.
10.Машины и механизмы для дорожных работ.
11.Машины для внесения удобрений.
12.Агротехнические требования к удобрениям и машинам.
13.Способы внесения удобрений и классификация машин.
14.Принципиальная схема устройства машин для внесения удобрений.
15.Конструкции машин для внесения удобрений.
16.Почвообрабатывающие машины.
17.Виды основной обработки почвы.
18.Лемешные плуги. Рабочие органы лемешного плуга. Вспомогательные части лемешного плуга. Силы, действующие на плуг. Конструкции лемешных плугов общего и специального назначения.
19.Дисковые плуги.
20.Выкопочные и фрезерные машины и орудия.
21.Выкопочные машины и орудия.Фрезерные машины. Назначение и классификация фрезерных машин. Принцип действия и общее устройство фрезы. Конструкции фрезерных машин.
22.Ямокопатели и площадкоделатели.
23.Террасеры.
24.Бороны и катки.
25.Зубовые бороны и их конструкции.
26.Дисковые бороны и их конструкции.
27.Катки.
28.Культиваторы. Классификация культиваторов. Общее устройство культиваторов. Рабочие органы лаповых культиваторов и их параметры. Размещение лап на культиваторе и их крепление.
29.Особенности устройства дисковых культиваторов.
30.Конструкции культиваторов.
31.Лесотехнические требования, предъявляемые к посеву. Способы посева и классификация сеялок.
32.Общее устройство сеялки. Рабочие органы сеялки. Установка сеялки на заданную норму высева семян. Вспомогательные части и конструкции сеялок. Конструкции лесных сеялок. Способы посадки. Лесотехнические требования к посадке.
33.Классификация лесопосадочных машин.
34.Дождевальные машины и установки для полива. Классификация дождевальных машин и установок для полива.
35.Системы подачи воды.
36.Элементы дождевальных установок. Конструкции дождевальных машин и установок.
37.Задачи и способы защиты насаждений от вредителей и болезней.
38.Опрыскиватели. Их классификация и основные составные части. Расчет и регулирование рабочей жидкости в опрыскивателях. Конструкция и работа опрыскивателей. Опыливатели. Аэрозольные генераторы, фумигаторы и протравливатели семян. Аппаратура для борьбы с вредителями и болезнями леса, устанавливаемая на самолетах и вертолетах.
39.Назначение и виды рубок ухода за лесом. Виды работ, выполняемых при рубках ухода за лесом.
40.Моторизованный инструмент и машины для осветлений и прочисток.
41.Машины для трелевки, погрузки, вывозки и переработки древесины от рубок ухода. Технология лесосечных работ.
42.Способы разработки лесосек и пасек. Машины и механизмы, применяемые на лесосечных работах.
43.Малогабаритные тракторы и мотоблоки.
44.Машины и механизмы для создания газонов и ухода за ними.
45.Машины и механизмы для обрезки и формирования кроны деревьев и обрезки кустарников.
46.Машины для очистки газонов, садовых дорожек и площадок.
47.Технологии и организация механизированных работ в лесном и садово-парковом хозяйствах.
48.Экологические проблемы и пути их решения при эксплуатации машинно-тракторного парка.

Критерии оценивания:
В билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. В. Силаев Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве 2 ч. Часть 1 : Учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/762794E7-2A9F-4C40-A498-B4C0469C0D18
Л1.2 Г. В. Силаев Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве 2 ч. Часть 2 : Учебник для вузов Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9886697C-39BC-4C90-99A8-3DC4F69942EF
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Н. Цепляев, В. Г. Абезин, Д. В. Скрипкин Машины и оборудование для природообустройства и водопользования: Учебное пособие , 2018 www.biblio-online.ru/book/12A00F83-24CF-44D6-89D2-02106F3C7113
Л2.2 О.Б. Соокльская, В.С. Теодоронская, А.П. Вергунов Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: уч. пособие для студентов высш. учеб. заведений Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Машины и механизмы в садово-парковом строительстве" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине "Машины и механизмы в садово-парковом строительстве"

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.