МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтное проектирование в континентальных условиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.04.09. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование комфортной среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz35_04_09_Ландшафтная архитектура_ЛПКС-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 155
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 4 4
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 98 98 57 57 155 155
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Барышникова О.Н. ;Ст.преп., Субботина Л.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н, Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтное проектирование в континентальных условиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)

составлена на основании учебного плана:
35.04.09 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с объектами и элементами ландшафтного проектирования, изучение методов комплексного анализа среды, овладение традиционными и современными методами ландшафтного и средового проектирования, понимание значения национальных и социальных факторов при формировании средовых объектов и ландшафтных комплексов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий
ПК-1.1 Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
ПК-1.2 Умеет применять технологии ландшафтно- архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов
ПК-1.3 Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов
ПК-2Способен подготовить и защитить проектную документацию объектов ландшафтной архитектуры
ПК-2.1 Знает перечень проектной документации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-2.2 Умеет составлять проектную документацию объектов ландшафтной архитектуры
ПК-2.3 Владеет навыками представления и защиты проектной документации объектов ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основы методологии научно-исследовательских работ в области ландшафтноархитектурного проектирования.
ПК-2.1. Знает перечень проектной документации объектов ландшафтной архитектуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет систематизировать научно-техническую информацию и результаты исследований в области ландшафтноархитектурного проектирования.
ПК-1.3. Осуществляет планирование научноисследовательских работ, необходимых для разработки ландшафтно-архитектурного
проекта.
ПК-2.2. Умеет составлять проектную документацию объектов ландшафтной архитектуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками представления и защиты проектной документации объектов ландшафтной архитектуры
ПК-1.4. Владеет навыками подготовки публикаций о проектах и проектной деятельности в области ландшафтной архитектуры для профессиональных изданий.
ПК-1.5. Владеет навыками представления результатов исследования в форме пояснительных записок или технических заключений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социально-экономические факторы, влияющие на процесс проектирования
1.1. Основные представления о процессе Озеленения интерьеров и кровель. Основные требования к выполнению проектно-сметной документации. Лекции 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.2. Факторы, влияющие на процесс формирования ландшафтной композиции. Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.3. Значение ландшафтного проектирования Сам. работа 1 46 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
1.4. Подготовка к зачету Сам. работа 1 52 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Этапы, стадии ландшафтного проектирования
2.1. Порядок проектирования, разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации. Стадии проектирования: архитектурно-планировочное задание, технический проект. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Порядок проектирования, разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации. Стадии проектирования: архитектурно-планировочное задание, технический проект. Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Подготовка курсового проекта Сам. работа 2 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11063

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Стратегические ограничения проектирования в континентальных условиях:
а. Недостаток влаги и высокие суточных и сезонные амплитуды температуры воздуха;
б. Запыленность атмосферы;
в. Высокое давление;
г. геоморфологические условия. Ответ: а.
2.Фактор ландшафтной дифференциации, обусловленный шарообразной формой Земли:
а. Зональность;
б. Секторность;
в. Ярусность;
г. Высотная поясность. Ответ: а.
3.Секторность - это
а. Изменение компонентов природы от экватора к полюсам;
б. Изменение степени континентальности климата от океанических побережий в глубь материков;
в. Изменение температуры воздуха с высотой;
г. выпадение осадков в предгорьях. Ответ: б.
4. Что такое стиль в ландшафтной архитектуре
а. Гармоничное сочетание характерных свойств художественного оформления объекта, обусловленных единством творческих приемов проектирования;
б. это живой язык композиции, который, как любой другой живой язык, перенимает отдельные черты из разных направлений;
в. Сочетание отдельных компонентов;
г. Морфологическая структура. Ответ: а.
5.Модульная сетка — это
а. Система организации объектов в пространстве, основанная на рядах и колонках заданного размера;
б. Ограждение;
в. Композиция;
г. Декомпозиция. Ответ: а.
6. Какие элементы египетских садов позволяли снизить инсоляцию
а. Перголы (горизонтальные решетчатые конструкции, увитые растениями);
б. Крыши;
в. Пруды;
г. сухие русла. Ответ: а.
7. Основной прием ландшафтного проектирования, применявшийся в Междуречье:
а. Многоуровневая система озеленения (сады на террасах);
б. Обустройство лестниц;
в. Создание фонтанов;
г. Плетение матов. Ответ: а.
8. Персидский принцип построения плана сада -
а. Шахар-баг;
б. Трехлучье;
в. Открытая перспектива;
г. Стрижка растений. Ответ: а.
9. Какой прием в индийской культуре позволяет снизить испарение с поверхности водоема -
а. Создание сада на воде с помощью матов;
б. Защита плёнкой;
в. Создание островов;
г. Создание горбатых мостиков. Ответ6 а.
10. Значения какого коэффициента необходимо знать для подбора ассортимента растений в аридной зоне -
а. Коэффициента увлажнения;
б. Высоты над уровнем моря;
в. Коэффициент извилистости русла;
г. Коэффициент полезного действия. Ответ: а.
11. Растения какой экологической группы подойдут для озеленения объектов ландшафтной архитектуры в аридной зоне -
а. Гигрофиты;
б. Мезофиты;
в. Ксерофиты;
г. Гидрофиты. Ответ: в.
12. Какой вид орошения подходит для аридных зон -
а. Дождевание;
б. Капельное орошение;
в. Мелиорация;
г. Создание прудов. Ответ: б.
13. Географическая зональность это -
а. Закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов (геосистем) от экватора к полюсам;
б. Изменение температуры воздуха с высотой;
в. функциональные зоны, выделенные на территории;
г. Изменение растительности. Ответ: а.
14. На равнинах типично зональными являются ландшафты -
а. Речных и озерных террас;
б. Пойменных долин;
в. Возвышенных равнин (плакоров);
г. Предгорий. Ответ: в.
15. В горах горизонтальная зональность проявляется -
а. В геологическом строении;
б. Спектре высотных поясов (зон);
в. В ярусности гор;
г. В рельефе. Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какой тип растительного покрова формируется на территории, где коэффициент увлажнения больше 1 (К > 1).
Ответ: лесной
2. Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
------------ участок или часть сада или парка, объединяющая и связывающая воедино несколько участков или частей, составляющих в результате единую композицию. Ответ: композиционный узел.
3. ------------- сопоставление предметов или явлений, противоположных по своим свойствам, например малое противопоставляется большому, низкое — высокому, гладкое — шероховатому, темное — светлому и т. д. Ответ: контраст.
4.--------------- группировки деревьев или кустарников (массивы, куртины, группы), располагаемые в пространстве параллельно друг другу с целью создания многоплановой перспективы. Ответ: кулисы.
5.------------------ это планировочный прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности (в Вавилоне) и получивший широкое развитие в садах Италии и Франции XVI-XVIII вв. Ответ: регулярная планировка.
6.--------------------- планировка – прием планировки садов и парков, который характеризуется свободным размещением насаждений и сооружений в пространстве с максимальным использованием рельефа местности и водоемов. Ответ: Свободная планировка.
7.--------------------- композиция (парка) — построение системы главных дорог парка, при котором доминирует одно ярко выраженное направление. Вдоль главной оси развивается начало, кульминация и завершение ансамбля. Ответ: осевая композиция.
8. ---------------------- комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории. Специфика ее при реконструкции и восстановлении исторических парков состоит в необходимости сохранения ценной существующей растительности и почвенного покрова террас, лестниц, подпорных стенок, сходов к воде и других элементов ансамбля. Ответ: вертикальная планировка
9.Преобразование рельефа, разновидность вертикальной планировки – это – Ответ: террасирование.
10.Какой документ с координатной сеткой, горизонталями, с указанием границ участка и нанесением существующих насаждений, водоемов, подземных коммуникаций и наземных сооружений является основой проектных чертежей. Ответ: топографическая съемка.
11.Как называется план, на котором в масштабе 1:500 отмечено местоположение каждого дерева и каждой группы кустарников с приложением подробного описания. Ответ: подеревная съемка насаждений.
12.Как называется краткое описание естественно исторических условий и факторов почвообразования, а также сведения о химических свойствах и механическом составе почв. Ответ: техническое заключение о почвах.
13.Основные средства создания ландшафтных композиций. Ответ: растительность, рельеф и вода.
14.Как называется основной документ проекта создания объекта ландшафтной архитектуры. Ответ: генеральный план.
15.Как называется план, на котором показано размещение композиций из растений. Ответ: дендроплан.
16.Вертикальный разрез рельефа местности с картограммой земляных работ с указанием мест срезки и подсыпки грунта. Ответ. Проект вертикальной планировки.
17.Документ, включающий в себя подробный перечень проведенных изыскательских работ, описание проектной документации, существующих сооружений и коммуникаций. Ответ: Пояснительная записка.
18.Они составляются на выполнение отдельных видов работ, на строительство сооружений. Ответ: сметы.
19.Чертёж размещения проектируемой растительности (составляются на основе разбивочных чертежей). Ответ: посадочный чертеж.
20.Документ, содержащий генеральный план, наглядный материал, схему функционального зонирования территории. Ответ: эскизный проект.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ не верен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2 Способен подготовить и защитить проектную документацию объектов ландшафтной архитектуры

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Стратегические ограничения проектирования в континентальных условиях
А - недостаток влаги и высокие суточных и сезонные амплитуды температуры воздуха;
Б - запыленность атмосферы;
В - высокое давление.
Г-лесистость.
Ответ -А
2. Факторы ландшафтной дифференциации
А – зональность.
Б – секторность.
В – ярусность.
Г – высотная поясность.
Д – барьерность.
Ответ – все ответы верные
3.Секторность - это
А – изменение компонентов природы от экватора к полюсам
Б - изменение степени континентальности климата от океанических побережий в глубь материков.
В – изменение температуры воздуха с высотой.
Г- изменение осадков.
Ответ: Б.
4. Что такое стиль в ландшафтной архитектуре
А - гармоничное сочетание характерных свойств художественного оформления объекта, обусловленных единством творческих приемов проектирования.
Б - это живой язык композиции, который, как любой другой живой язык, перенимает отдельные черты из других направлений.
В – сочетание элементов проекта.
Г – расположение компонентов в пространстве.
Ответ: А.
5.Модульная сетка — это
А - Система организации объектов в пространстве, основанная на рядах и колонках заданного размера.
Б - ограждение.
В – расположение растений в группе.
Г – рисунок.
Ответ: А.
6. Какие элементы египетских садов позволяли снизить инсоляцию
А - перголы (горизонтальные решетчатые конструкции, увитые растениями);
Б - крыши.
В – зонтики.
Г – бассейны.
Ответ: А.
7. Основной прием ландшафтного проектирования, применяемый в Междуречье:
А- Многоуровневая система озеленения (сады на террасах).
Б- Обустройство лестниц.
В – разбивка участка на круги.
Г – деление территории на квадраты.
Ответ: А.
8. Персидский принцип построения плана сада
А - шахар-баг.
Б - трехлучье.
В – шахматная планировка.
Г – свободная планировка.
Ответ: А.
9. Какой прием в индийской культуре позволяет снизить испарение с поверхности водоема.
А - создание сада на воде с помощью матов.
Б - защита плёнкой.
В – силиконовые шарики.
Г – запуск рыбы.
Ответ: А.
10. Значения какого коэффициента необходимо знать для подбора ассортимента растений в аридной зоне
А - коэффициента увлажнения.
Б - высоты над уровнем моря.
В – долготы местности.
Г – барьерности.
Ответ: А.
11. Растения какой экологической группы подойдут для озеленения объектов ландшафтной архитектуры в аридной зоне
А – гигрофиты.
Б - мезофиты.
В - ксерофиты.
Г – псаммофиты.
Ответ: В.
12. Какой вид орошения подходит для аридных зон
А – дождевание.
Б - капельное орошение.
В- полив из шланга.
Г- полив из лейки.
Ответ: Б.
13. Травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав
A. Газон
B. Клумба
C. Рабатка
D. Боскет
Ответ: А.
14. Цветник правильной геометрической формы плоского или повышающегося к центру профиля, один из основных элементов цветочного оформления архитектурно-ландшафтных объектов
A. Газон
B. Клумба
C. Рабатка
D. Боскет
Ответ: В.
15. Единичный декоративный экземпляр дерева или кустарника на открытом пространстве или на фоне массива, как акцент ландшафтной композиции
A. Солитер
B. Рабатка
C. Клумба
D. Боскет
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Запишите формулу, по которой вычисляется индекс увлажнения Н.Н. Высоцкого-Иванова.
Ответ: K=r / Ео;
r - годовое количество осадков (мм),
Ео- испаряемость
2. Какие типы растительного покрова формируется на территории, где коэффициент увлажнения меньше 1 (К < 1).
Ответ: степной и пустынный.
3. С помощью какого планировочного приема можно избежать целого ряда ошибок при проектировании.
Ответ: с помощью модульной сетки.

4. В центре дубовой, кедровой или оливковой рощи располагался источник или грот, называемый -------- Ответ: нимфеей.
5. Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:
------------ участок или часть сада или парка, объединяющая и связывающая воедино несколько участков или частей, составляющих в результате единую композицию.
Ответ: композиционный узел.
6. ------------- сопоставление предметов или явлений, противоположных по своим свойствам, например малое противопоставляется большому, низкое — высокому, гладкое — шероховатому, темное — светлому и т. д.
Ответ: контраст.
7.--------------- группировки деревьев или кустарников (массивы, куртины, группы), располагаемые в пространстве параллельно друг другу с целью создания многоплановой перспективы, закрывают несущественное или чрезмерно бросающееся в глаза, раскрывают главное с целью улучшения восприятия части парка или окружающего ландшафта.
Ответ: кулисы.
8.------------------ это планировочный прием в садово-парковом искусстве, зародившийся в глубокой древности (в Вавилоне) и получивший широкое развитие в садах Италии и Франции XVI-XVIII вв.
Ответ: регулярная планировка.
9.--------------------- планировка – прием планировки садов и парков, который характеризуется свободным размещением насаждений и сооружений в пространстве с максимальным использованием рельефа местности, водоемов и растительности.
Ответ: свободная планировка.
10.--------------------- композиция (парка) — такое построение системы главных дорог парка, при котором доминирует одно ярко выраженное направление. Вдоль главной оси развивается начало, кульминация и завершение ансамбля.
Ответ: осевая композиция.
11. ---------------------- комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории.
Ответ: Вертикальная планировка.
12. Архитектурно-художественное преобразование рельефа, разновидность вертикальной планировки – это ----------------------------------.
Ответ: геопластика.
13. Ландшафтный дизайн - это…
Ответ - деятельность по проектированию эстетических свойств окружающей человека ближней природной и природно-антропогенной среды («художественное конструирование окружающей человека среды»).
14.Фитодизайн – это … Ответ - целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении.
15.Флористика – это … Ответ - разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветков, листьев, трав, плодов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
16.С помощью какого приема можно избежать целого ряда ошибок при проектировании. Ответ: построения модульной сетки.
17.___ - группа стелющихся низкорослых травянистых и кустарниковых растений, обладающих вегетативной подвижностью, способных к активному захвату новой площади и удержанию ее за собой.
Ответ: почвопокровные растения.
18. Из каких разделов состоит научно-проектная документация на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия
Ответ: Предварительные работы; - Комплексные научные исследования; - Проект реставрации и приспособления; - Научно-реставрационный отчет.
19. -------------- свободно растущие или формованные деревья, высаженные в один или более рядов по обеим сторонам пешеходных или транспортных дорог.
Ответ: аллея.
20.____ неширокая полоса из низкорослых кустарников, многолетников или однолетников, окаймляющая газоны, площадки, дорожки, цветники
Ответ: живая изгородь.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ не верен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1. Функциональное зонирование парковых территорий города Барнаула.
2. Обоснование проектов ландшафтного обустройства объектов здравоохранения г. Барнаула.
3. Концепция развития экологического каркаса урбанизированной территории.
4. Озеленение территорий, прилегающих к главному зданию Алтайского государственного университета.
5. Влияние сезонной ритмики климата на выбор древесно-кустарниковых пород для объектов ландшафтной архитектуры.
6. Ландшафтное обустройство территории гостевой зоны Южно-Сибирского ботанического сада АлтГУ.
7. Ландшафтное обустройство территории ООПТ.
8. Эскизный проект ландшафтного обустройства «Сада искусств» художественного музея города Барнаул.
9. Образ райских садов (земные сады как имитация образа рая в разных культурах).
10. Сады средневековых рыцарских замков.
11. Гулистан – сад цветов.
12. Китайские сады философов (на примере садов Сучжоу). Мир в тыкве. Омонимы в символике китайского сада.
13. Заимствование вида (цзе цзин и шаккей) как приём построения пространства сада в Китае и Японни.
14. Храм Мхов Сайходзи. Мастер храмового сада Мусо Кокуси (Сосэки).
15. Сады созерцания в стиле «каре сансуй» (сухой пейзаж).
16. Художник и придворный Соами (Шинсо).
17. Сады и клуатры монастырей средневековой Европы.
18. Ботанические сады средневековых университетов Европы.
19. Японский сад эпохи Хейан.
20. Чайные сады эпохи Момояма.
21. Хатиноки и икебана.
22. Миниатюрные сады в стиле Харе, Суке и Ке.
23. Парк Александрия в Петергофе. Архитектор Андрей Иванович Штакеншнайдер.
24. Парк Шарлоттенхоф. Архитектор Карл Йозеф Лене.
25. Английский сад эпохи королевы Виктории. Характеристика стиля.
26. Ботанические коллекции XIX века. Интродукция. Ботаник Огюстен Декандоль.
27. Труды Клаудиуса Лудона.
28. Путешествия ботаника и архитектора Эдуарда Андре, его проект розария Багатель.
29. Городские парки Адольфа Альфана.
30. Городские сады XIX века. Примеры: Сефтон парк в Ливерпуле, Тет-де-Ор в Лионе.
31. Париж эпохи Большого строительства. Общая ландшафтная схема.
32. Парки Парижа эпохи Большого строительства. Бьют Шомон, Монсо, Монсури.
33. Джозеф Пакстон фантазии и проекты. Оранжереи. Общественные сады.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание курсового проекта в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Объекты ландшафтного проектирования.
2. Приёмы организации растительности в регулярных и пейзажных садах.
3. Задачи и последовательность ландшафтного анализа территории.
4. Задачи и последовательность градостроительного анализа.
5. Задачи и последовательность ландшафтного проектирования.
6. Исходный материал проектирования.
7. Классификация ландшафтов в ландшафтном проектировании.
8. Социальные и экологические факторы как основа ландшафтного проектирования.
9. Эстетические факторы в ландшафтном проектировании; архитектурно-пространственная структура, восприятие композиции.
10. Роль открытых озеленённых пространств в структуре городов и агломераций.
11. Принципы размещения озеленённых территорий в структуре городов и населённых мест.
12. Понятие функционального зонирования территории.
13. Плоскостные сооружения в ландшафте и особенности их озеленения.
14. Композиционные особенности садов в жилой застройке.
15. Многофункциональные парки: особенности зонирования и композиции.
16. Специализированные парки: виды, особенности композиции.
17. Озеленение объектов общественного центра: улиц, площадей, бульваров, набережных.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Цели и задачи ландшафтного проектирования на современном этапе общественного развития.
2. Социально-экономические факторы, влияющие на процесс проектирования.
3. Роль природных условий и градостроительной ситуации в оформлении объектов ландшафтной архитектуры различного назначения.
4. Социальные, демографические, эстетические, экологические факторы, влияющие на формирование объекта ландшафтной архитектуры.
5. Эстетическая задача при формировании объекта ландшафтной архитектуры.
6. Понятие стилистических направлений и художественного образа в ландшафтном проектировании.
7. Объекты ландшафтного проектирования и их характеристика.
8. Природные компоненты и искусственные элементы, их значение в трактовке проектного решения объекта в зависимости от стилевого направления и художественного решения.
9. Социально-экономические факторы, влияющие на процесс проектирования.
10. Основные представления о процессе ландшафтного проектирования.
11. Основные требования к выполнению проектно-сметной документации.
12. Этапы стадии проектирования объектов ландшафтной архитектуры.
13. Порядок проектирования, разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации.
14. Стадии проектирования: архитектурно-планировочное задание, технический проект. Состав и содержание проектной документации: изыскательские материалы и задание на проектирование, эскизный проект, рабочий проект

Критерии оценивания:

Оценивание ответа на зачете и экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Полнота и правильность решения практического задания;
3. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
4. Самостоятельность ответа;
5. Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.О. Цитман Архитектурное проектирование: учебно-методическое пособие Астрахань: АИСИ, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 В.В. Храпач Ландшафтный дизайн : учебное пособие Ставрополь: СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457337
Л1.3 Е.В. Черняева, В.П. Викторов Основы ландшафтного проектирования и строительства: учебное пособие М.: МГПУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Л. Субботина Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование : Учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 М.В. Панкина, С.В. Захарова Экологический дизайн : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA06BF9C-4BED-4F76-9157-39377ECC9FE2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы Internet:
Э2 Ландшафтный дизайн и архитектура сада www.gardener.ru
Э3 Сады и время http: //www.gardenhistory.ru/
Э4 Курс Moodle "Ландшафтное проектирование в континентальных условиях"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС «Лань» - http://e.lanbook.com /

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Ландшафтное проектирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Ландшафтное проектирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Ландшафтное проектирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Ландшафтное проектирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ (проектов)

В рамках освоения дисциплины «Ландшафтное проектирование» предполагается подготовка и защита курсовых проектов, в т.ч. проектов полного жизненного цикла.
Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов по дисциплине «Ландшафтное проектирование» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/education/methodical/20470/

В слечае подготовки курсовых проектов в виде начальных этапов проектов полного жизненного цикла - допускается командное их выполнение коллективом студентов от 2-х человек и более. В таком случае область ответственности каждого студента должна быть точно определена и закреплена в задании на выполнение курсового проекта, для возможности оценивания его вклада и качества проделанной работы.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Ландшафтное проектирование»
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.