МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтный урбанизм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.04.09. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование комфортной среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_04_09_Ландшафтная архитектура_ЛПКС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 93
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преп., Субботина Л.Л.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтный урбанизм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)

составлена на основании учебного плана:
35.04.09 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у учащихся знания:
- об истории градостроительства в стране, о теории города, о городе как о форме бытия, сознания и цивилизации;
- о территориальном планировании о принципах формирования и взаимодействия основных структурных образований города;
- об организации городской среды;
- о разработках градостроительных проектов на основе нового Градостроительного кодекса РФ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен осуществлять технико-экономическое обоснование проектов в профессиональной деятельности;
ОПК-5.1 Знает порядок подготовки технико-экономического обоснования ландшафтно-архитектурных проектов
ОПК-5.2 Умеет разрабатывать технико-экономическое обоснование ландшафтно-архитектурных проектов
ОПК-5.3 Владеет навыками проектирования объектов с опорой на технико-экономические обоснования ландшафтно-архитектурных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1. Знает порядок подготовки технико-экономического обоснования ландшафтноархитектурных проектов;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.5. Умеет разрабатывать технико-экономическое обоснование ландшафтноархитектурных проектов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.2. Владеет навыками проектирования с опорой на технико-экономического
обоснования ландшафтно-архитектурных проектов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История и теория градостроительства
1.1. История возникновения городов на территории России. Планировочная структура и развитие города. Разновидности структурных схем городов Функциональное зонирование города. Основы архитектуры Лекции 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Понятие городская среда. Структурная модель городской среды. Транспортная инфраструктура города. Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Значение градостроительства Сам. работа 1 27 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Территориальное планирование
2.1. Территориальное планирование – система градостроительной документации трех уровней. Правовое регулирование градостроительной деятельности на разных территориальных уровнях. Лекции 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Градостроительный кодекс РФ. Территориальное плинирование городской среды. Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Значение территориального планирования Сам. работа 1 34 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 32 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11066

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-5 Способен осуществлять технико-экономическое обоснование проектов в профессиональной деятельности

Вопросы закрытого типа
1. Природно-территориальный комплекс (ПТК) – это
А – совокупность форм рельефа.
Б - совокупность взаимосвязанных природных компонентов (литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, растительного покрова и животного населения) в форме территориальных образований различного иерархического ранга.
В – совокупность отраслей хозяйства.

Ответ: Б.

2. Геосистема (географическая система) это -
А - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Б – комплекс, состоящий из элемепнтов.
В - земное пространство всех размерностей, где отдельные компоненты природы находятся в системной связи друг с другом и как определенная целостность взаимодействуют с космической средой и человеческим обществом.
Г- планеты, вращающиеся вокруг солнца.
Ответ: В.
3. Природные компоненты это –
А – морфологические части ландшафта.
Б – геомассы.
В - основные составные части природного территориального комплекса (природной геосистемы), взаимосвязанные процессами обмена веществом, энергией, информацией.
Ответ: В.
4. Фация – это
А - единственная природная геосистема, отличающаяся полной однородностью. На всей занимаемой ею площади вертикальная структура геогоризонтов одинакова.
Б – микроформа рельефа.
В – фитоценоз.
Ответ: А.
5. Урочищем называется
А - система генетически, динамически и территориально связанных фаций, сформировавшихся на основе мезоформы рельефа и являющаяся важной составной частью ландшафта.
Б – состав и вертикальные (радиальные) связи природных компонентов.
В - вертикальная структура геогоризонтов.
Ответ: А.
6. Географическая местность - это
А- биогеоценоз.
Б - наиболее крупная морфологическая часть ландшафта, характеризующаяся особым вариантом сочетания основных урочищ данного ландшафта.
В – часть сектора в границах природной зоны.
Ответ: Б.
7. Природный ландшафт - это
А- физико-географический район.
Б- физико-географическая область.
В - геосистема региональной размерности, состоящая из взаимосвязанных генетически и функционально локальных геосистем, сформировавшаяся на единой морфоструктуре в условиях местного климата.
Ответ:В.
8. Морфологическая структура ландшафта -
А - состав слагающих ландшафт природных геосистем локальной размерности, именуемых морфологическими единицами ландшафта;
Б - взаиморасположение морфологических единиц в пространстве, т. е. территориальная организация ландшафта;
В - парагенетическая сопряженность морфологических единиц;
Г - латеральный энерго-массообмен между морфологическими единицами.
Д - все ответы верные.
Ответ: Д.
9. Классификация ландшафтов – это
А - логическая операция по упорядочению и группировке множества индивидуальных ландшафтов в классы, типы, роды и виды согласно строго обусловленным признакам, отражающим их сущностные свойства.
Б – деление конкретной территории на части.
В – метод изучения структуры ландшафта.
Ответ: А.
10. Управление природно - антропогенными ландшафтами можетбыть
А - "мягкое".
Б - "жесткое"
В – дистанционное.
Ответ: А и Б.

11. К мягкому регулированию ландшафта относится
А – гидромелиорация.
В - ориентированная на оптимизацию водных режимов земель посредством осушения.
Г – изменение растительного покрова.
Ответ: Г.
12. Жесткое ландшафтное регулирование производится, как правило, путем создания
А - гидроузлов, плотин, шлюзов, каналов.
Б - всевозможного рода защитных сооружений в виде опорных стенок, водосливных лотков.
Г – экологического каркаса территории
Ответ: А и Б.

13. Главные и второстепенные планировочные оси, общественные узлы и центры города образуют его:
А. Планировку;
Б. Планировочный каркас;
В. Город.
Ответ: Б.
14. Дороги, которые соединяют между собой удаленные промышленные и селитебные зоны, обеспечивают выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха, другим поселениям называются:
А. Внутренними;
Б. Магистральными;
В. Федеральными.
Ответ: Б.
15. Улицы, которые служат для установления связи между жилыми, промышленными районами, общественными центрами города, обеспечения выхода на другие городские улицы и дороги называются:
А. Магистральными;
Б. Сельскими;
В. Федеральными.
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы открытого типа

1. Селитебная, производственная, административно-торговая, ландшафтно-рекреационная зоны образуют:
Ответ: схему функционального зонирования города.

2. Научная, проектная, управленческая деятельность, целью которой является оптимальное территориальное размещение и сочетание населения, производства и различных форм природопользования называется:
Ответ: территориальным планированием.
3. Основной документ, определяющий развитие поселений, функциональное назначение и строительное зонирование территории
Ответ: генеральный план;
4. Документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской:
Ответ: правила землепользования и застройки.

5. Документ, в котором указана вся информация о конкретном земельном участке:
Ответ: градостроительный план земельного участка.
6. Кто одним из первых разработал планировку в виде восьмилучевой звезды.
7. Ответ: Филарете
8. Какую концепцию предложил в 1898 году Э. Говард в качестве альтернативы перенаселенным, шумным, грязным большим городам? Ответ: Город-сад
9. Кто первым предложил и обосновал главные теоретические положения концепции ландшафтного урбанизма? Ответ: Джеймс Корнер
10. Под экологическим каркасом территории (ландшафта) следует понимать единую систему соединённых друг с другом каких звеньев каркаса. Ответ: Ядер.
11. Назовите страну, в которой есть закон о ландшафтном планировании: Ответ: Германия.
12. Экологические факторы планировки городов:
Ответ: природные (климат, рельеф, вода, почва, растительность и др.) и антропогенные (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.).
13. Ландшафтный урбанизм опирается на идею о том, что Город - это
Ответ: экосистема.
14. Градостроительная система – это
Ответ: совокупность пространственно-организованных и взаимосвязанных технически освоенных территорий, зданий и сооружений, дорог и инженерных коммуникаций.
15. Теория градостроительства изучает-------------- Ответ: планировочную организацию систем расселения и населённых мест.
16. Классическая для древнегреческих городов система планировки предполагает строительство в центре -----------------
Ответ: Акрополя.
17. Афинская хартия стала основой для
Ответ: пересмотра принципов и целей градостроительства.
18. В концепции ландшафтного урбанизма городская среда представляет собой-----------------. Ответ: ландшафтно-градостроительную систему.
19. Какой градостроительный прием позволяет реализовать концепцию ландшафтного урбанизма? Ответ: создание экологической инфраструктуры города.
20. Какая градостроительная концепция рассматривает город как ландшафт? Ответ: Ландшафтный урбанизм.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Градостроительное зонирование.
2. Жилой район. Основные требования к организации жилого района.
3. Микрорайон. Основные требования к организации микрорайона.
4. Расчет основных технико-экономических показателей при планировке населенных пунктов.
5. Санитарно-гигиенические нормы и правила и их учет при проектировании.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену
1. История возникновение городов на территории России.
2. Возникновение города как формы расселения. Город как форма прогресса бытия, со-знания, цивилизации.
3. Понятие градостроительной деятельности.
4. Территориальная организация города. Городские функции. Функциональное зониро-вание города.
5. Планировочная структура города. Разновидности городских структур.
6. Селитебная территория города.
7. Транспортная инфраструктура города. Планировочная система городских улиц.
8. Производственная зона города.
9. Рекреационные зоны города. Структура и функции озелененных территорий.
10. Понятие городская среда. Структурная модель городской среды. Факторы оценки «места»
11. Оценка городского пространства. Экономическая оценка. Социальная оценка. Оцен-ка ландшафта. Экологическая оценка.
12. Модели устойчивого развития городов. Методы охраны окружающей среды Эколо-гическая совместимость городов и природной среды.
13. Правовые основы градостроительной деятельности. Основные принципы законода-тельства о градостроительной деятельности.
14. Место территориального планирования в общей системе государственного планиро-вания и организации рационального использования земель и их охраны.
15. Обоснования в градостроительстве и территориальной планировке: социальные, эко-номические и экологические.
16. Структура и состав документов территориального планирования.
17. Состав градостроительных регламентов и установление территориальных зон.
18. Территория как объект планирования и проектирования. Системный подход в градо-строительстве.
19. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности.
20. Информационное обеспечение градостроительной деятельности.
21. Понятие территориального планирования. Назначение территориального планирова-ния и виды документов территориального планирования.
22. Содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских окру-гов.
23. Понятие градостроительного зонирования. Правила землепользования и застройки.
24. Понятие планировки территории. Назначения и виды документации по планировке территории. Проект планировки территории.
25. Комплексные исследования территории для территориального планирования.
26. Формирование основной планировочной концепции района.
27. Градостроительный план земельного участка.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафин, Р.Р. Градостроительство с основами архитектуры : учебное пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259045
Л1.2 Колясников, В.А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов : учебное пособие Екатеринбург : Архитектон, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221964
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Городков, А.В. Основы территориально-пространственного развития городов : учеб. пособие СПб. : Проспект науки, 2014
Л2.2 К. О. Ларионова [и др.] ; под общ. ред. А. К. Соловьева Основы архитектуры и строительных конструкций : учебник для академического бакалавриата М. : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2274773E-74DB-411C-86E8-ACB955A006E5
Л2.3 Севостьянов, А.В. Основы градостроительства и планировка населенных мест : учебник М. : Академия, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle "Ландшафтный урбанизм" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуются

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.