МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Озеленение интерьеров и эксплуатируемых кровель

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.04.09. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное планирование комфортной среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz35_04_09_Ландшафтная архитектура_ЛПКС-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 132
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 132 132 132 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Ст.преп., Легачева Н.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Озеленение интерьеров и эксплуатируемых кровель

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 712)

составлена на основании учебного плана:
35.04.09 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является получение теоретических основ декоративного озеленение интерьеров и кровель и практических навыков, необходимых для ведения профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий
ПК-1.1 Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
ПК-1.2 Умеет применять технологии ландшафтно- архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов
ПК-1.3 Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает законы архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет применять технологии ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками компьютерных технологий ландшафтно-архитектурного проектирования для разных типов объектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в декоративное растениеводство
1.1. Основы декоративного растениеводства Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Декоративное растениеводство в закрытом грунте Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Декоративное растениеводство Сам. работа 2 22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Виды озеленений
2.1. Линейные посадки. Групповые посадки Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Солитеры Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Вертикальное озеленение. Озеленение подпорных стен Сам. работа 2 22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Ландшафтные композиции в интерьере Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Ландшафтные композиции на кровле Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Виды озеленений Сам. работа 2 22 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Декоративные признаки растений
3.1. Высота растений Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Формы и фактура ствола, цветы и плоды Сам. работа 2 26 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Многолетние растения в ландшафтном проектировании Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен осуществлять ландшафтно-архитектурное проектирование разных типов объектов ландшафтного строительства по законам архитектурной композиции, визуального восприятия ландшафтов, с учетом природных, социально-культурных и историко-архитектурных условий, с применением компьютерных технологий


1.Некроз это:
А) отмирание отдельных клеток или участков ткани под действием токсинов патогена или абиотических факторов
Б) уменьшение размера или количества клеток под действием абиотических факторов
В) Увеличение размера и изменение формы клеток под влиянием патогена или абиотических факторов
Д) разъединение клеток вследствие разрушения патогенами срединных пластинок или обо-лочек
2.Наука, изучающая болезни растений называется:
Фитопатология
Физиология
Энтомология
3.Имаго это:
половозрелая особь насекомого
личинка насекомого
куколка насекомого
нет такого термина
4.К макроэлементам относятся:
азот, фосфор, калий
азот, фосфор, кальций
азот, фосфор, сера
азот, фосфор, цинк
5.Азотные удобрения не рекомендуется вносить в конце вегетационного периода
Верно
Неверно
6.Как называются болезни растений, возникающие в результате неблагоприятных воздей-ствий абиотических факторов?
Неинфекционные
Инфекционные
Паразитные
Абиотические
7.Болезни растений, вызванные грибами называются:
Микозы
Вирозы
Микоплазмозы
Бактериозы
8.Пигмент, участвующий в фотосинтезе называется:
Хлорофилл
Антоциан
Хлоропласт
Цианофилл
9.Болезни хвои, проявляющиеся в изменении цвета, отмирании и осыпании вызванные раз-личными видами грибов называются:
Шютте
Парша
Мозаика
Антракноз
10.Пятнистость - одна из самых распространенных в природе болезней растений
Верно
Неверно

1. КОРЕНЬ, РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ИЗ ЗАРОДЫШЕВОГО КОРЕШКА
A) главный
B) боковой
C) придаточный
D) видоизмененный

2. КАК НАЗЫВАЮТ ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ, ПРИ КОТОРОМ НОВЫЕ ОСОБИ РАСТЕ-НИЙ РАЗВИВАЮТСЯ ИЗ ТАКИХ ОРГАНОВ, КАК КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТ?
A) естественное
B) генеративное
C) соматическое
D) вегетативное

3. ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НИЖЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗ-МНОЖЕНИЯ?
A) в его основе лежат мейоз и половой процесс
B) вновь образуемые организмы по наследственным факторам, т.е. генетически не отличаются от материнского организма
C) участвуют специализированные половые клетки
D) вновь образуемые организмы по наследственным факторам, т.е. генетически отличаются от материнского организма

4. НАЗОВИТЕ СПОСОБ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНЫМ ДЛЯ РАЗМНОЖЕНИЯ ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ
A) гибридизация
B) скрещивание
C) прививка
D) размножение стеблевыми черенками

5. ПРОЦЕСС, ЛЕЖАЩИЙ В ОСНОВЕ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ
A) регенерация
B) оплодотворение
C) мейоз
D) опыление

6. КАКОЕ РАСТЕНИЕ ИМЕЕТ ПРОСТЫЕ ЛИСТЬЯ
A) акация
B) шиповник
C) земляника
D) дуб

7. В КАКОЙ ЧАСТИ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ КЛЕТКИ СОДЕРЖАТ ОЧЕНЬ МНОГО ХЛОРОПЛАСТОВ?
A) древесина
B) кожица листа
C) мякоть листа
D) луб

8. ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЛИСТЬЯХ БОЛЬШИНСТВА РАСТЕНИЙ НОЧЬЮ?
A) дыхание и испарение
B) только фотосинтез
C) фотосинтез и испарение
D) только дыхание

9. НАЗОВИТЕ РАСТЕНИЕ, У КОТОРОГО ПЛОДЫ ФОРМИРУЮТСЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ
A) картофель
B) топинамбур
C) арахис
D) пырей

10. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЭВОЛЮЦИИ СЕМЕНИ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ?
A) уменьшение эндосперма и увеличение зародыша за счет увеличения в нем запаса пита-тельных веществ
B) увеличение эндосперма и уменьшение зародыша за счет уменьшения в нем запаса пита-тельных веществ
C) пропорциональное увеличение эндосперма и зародыша за счет увеличения в нем запаса питательных веществ
D) пропорциональное уменьшение эндосперма и зародыша за счет уменьшения в нем запаса питательных веществ

11. НАЗОВИТЕ СТРУКТУРУ ЦВЕТКА, ЧАСТЯМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ЕГО ВЕНЧИК И ЧАШЕЧКА
A) цветоложе
B) околоцветник
C) пестик
D) тычинка

12. НАЗОВИТЕ ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО СОЦВЕТИЙ ПО СРАВНЕНИЮ С ОДИ-НОЧНЫМИ ЦВЕТКАМИ
A) более успешно улавливают пыльцу
B) издают более сильный аромат, привлекая насекомых
C) лучше видны на большом расстоянии, что делает их более заметными для насекомых
D) цветки развиваются и распускаются последовательно друг за другом, что увеличивает общий период цветения, повышая возможность опыления

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. D
3. B
4. C
5. A
6. D
7. C
8. D
9. C
10. B
11. B
12. D

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ (С КРАТКИМ СВОБОДНЫМ ОТВЕТОМ)

1. При возделывании культурных растений очень трудно избавиться от пырея, потому что он очень интенсивно размножается с помощью особых структур (органов). назовите эти структуры (органы) _____________________
2. Как называют молодое растение, выращенное из семени плодового дерева? ___________
3. Назовите видоизменение одного из органов крапивы, пырея, ландыша ____________
4. Как называют сухой односемянной плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой _______________________
5. Назовите структуру (часть) семени фасоли, в которой находится основной запас питатель-ных веществ __________________
6. Как называют сочный многосемянный плод, у которого на белом коническом сухом цве-толоже расположены многочисленные сочные костянки?_____________
7. Назовите группу химических соединений, который в запас в семенах растений не откла-дываются _________________________
8. Назовите структуру цветковых растений, из части которой развивается семенная кожура ________________________
9. Назовите группу химических соединений, к которой относят клейковину семян растений _______________________
10. Назовите плод, который созревает у арбуза и огурца __________________
11. Назовите структуру цветка, частями которой являются рыльце, столбик и завязь
______________________
12. Как называют околоцветник, состоящий из листочков двух типов: лепестков венчика и чашелистиков? _______________________
13. Назовите структуру (часть) цветка, из которой у большинства растений формируется околоплодник _____________________
14. Назовите структуры, из которых в процессе эволюции произошли лепестки цветков большинства растений ___________________
15. Назовите соцветие, у которого многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и уплощенном ложе соцветия __________________
16. Совокупность пестиков цветка называется ____________________
17. Назовите у цветкового растения орган, представляющий собой зачаточное растение ________________________
18. Эти клетки отличаются сложностью и разнообразием, имеют общие черты строения. Важнейшие части клетки неразрывно связаны между собой. В основе структурной организа-ции лежит мембранный принцип строения: _________________________
19. При нанесении на клетки эпидермиса лука 8 % раствора хлорида натрия наблюдается постепенное отставание цитоплазмы от оболочки клетки. Это явление называется _________________
20. В клетке постоянно осуществляется сложнейшая и многообразная химическая деятель-ность, необходимым условием которой является обмен веществ с окружающей средой, а также превращения форм энергии в клетке. Первичным источником энергии для всего живого служит солнечная радиация, улавливаемая зелёными растениями и превращаемая в процессе фотосинтеза в энергию химических связей запасных органических веществ. У прокариот, в сравнении с эукариотами, отсутствуют: _______________________
21. Клеточная мембрана состоит из молекул липидов, расположенных в два слоя. В ней находятся на внешней или на внутренней стороне поверхности липидной части мембраны различные белковые молекулы; другие пронизывают всю толщину мембраны. Прохождение через мембрану ионов натрия и калия происходит путем _______________________
22. Фотосинтез – процесс образования органических соединений из диоксида углерода (СО2) и воды с использованием и преобразованием солнечной энергии. Происходит он в зеленых растениях, цианобактериях и водорослях. Реакции, вызываемые светом, происходят в: __________________
23. Клетка – сложная химическая лаборатория. В ней постоянно происходит расщепление сложных веществ с выделением энергии. Продукты расщепления и образовавшаяся энергия идут на образование новых веществ и структурных элементов клетки. Только в этом случае клетка считается живой. Непременным участником всех этапов окисления глюкозы являют-ся: ____________________
24. У мхов, в отличие от других высших растений, отсутствуют _______________________
25. Покрытосеменные растения объединяют в семейства на основе __________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. корневище
2. дичок
3. корневище
4. зерновка
5. семядоли зародыша
6. многокостянка
7. нуклеиновые кислоты
8. семязачаток (семяпочка)
9. белки
10. померанец
11. пестик
12. двойной
13. стенка завязи
14. тычинки
15. корзинка
16. гинецей
17. семя
18. прокариоты
19. синтез
20. митохондрии
21. диффузии
22. строме хлоропластов
23. кислород
24. листья
25. строения цветка и плода

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литера-турой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет суще-ственных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вла-деет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Сту-дент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала во-проса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Пример практической работы. Композиции растений интерьера и эксплуатируемой кровли

Требования к выполнению лабораторной работы: работа выполняется на основании выпол-ненного предыдущего задания, где студентом было выработано объемно-пространственное решение объекта и проведена работа по детальной проработке планировочной структуры объекта.

Работа по подбору растений и составлению объемных композиций, как части объемно-пространственного решения, выполняется в два этапа:

—разработка и утверждение ассортимента;

—детальная проработка растительных композиций по месту.

На первом этапе происходит составление студентом списка растений на основании их размеров, формы, декоративных качеств. Отбор растений происходит с учетом освещенности интерьера, влажности воздуха (интерьер), доступности водоснабжения, соблюдения температурного режима и пр. При проектировании ассортимента растений студент должен опираться на анализ климатических и погодных условий (для кровли), морфологических особенностей выбранных растений, технологических особенностей устройства кровли, модулей в зимнем саду и др. Кроме того, студентом обязательно учитываются устойчивость к экстремальным условиям (для кровли), наличие аллергенов и пр.

Работа выполняется на кальке в карандаше, в масштабе 1:100. Список используемых расте-ний с указанием их приблизительного количества представляется на проверку преподавате-лю. При необходимости студенты могут использовать как русское, так и латинское название растений и их сорта в общепринятой классификации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к зачету:

1. Интерьерное озеленение помещений
2. Озеленение крыш
3. Декоративное растениеводство в закрытом грунте
4. Линейные посадки
4. Групповые посадки
6. Солитеры
7. Вертикальное озеленение
8. Озеленение подпорных стен
9. Ландшафтные композиции в интерьере
10. Ландшафтные композиции на кровле
11. Что такое управление применительно к объектам ландшафтной архитектуры.
12. Классификация интерьерных и кровельных объектов ландшафтной архитектуры.
13. Что такое устойчивое управление объектами озеленения в интерьере
14. Что включает в себя система мер защиты растений в интерьере.
15. Каковы основные принципы устойчивого функционирования озелененных кровель.
16. В чем заключается управление объектом озеленения?
17. Что такое регуляционные мероприятия?
18. Чем вызвано проведение регуляционных мероприятий?
19. Что такое реинтродукция и для чего она проводится?
20. В чем заключается управление растительным миром (на примере национальных парков)?
21. В чем заключается управление травяными экосистемами (на примере национальных пар-ков)?
22. Какова роль функционального зонирования в управлении объектами озеленения?
23. Декоративные свойства растений.

На экзамен/зачет представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа сту-денту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить мак-симально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мальцева, Алифтина Николаевна. Декоративные деревья и кустарники: ландшафтный дизайн и озеленение участка : Ростов н/Д : Феникс, 2002
Л1.2 М. С. Александрова, А. Д. Крестникова Озеленение балконов: Справочное пособие Лесная промышленность , 1991
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. С. Теодоронский, Г. П. Жеребцова Озеленение населенных мест. Градостроительные основы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Школа ландшафтного дизайна landscape-school.ru
Э2 Учебники по зеленому строительству vk.com
Э3 Декоративное растениеводство. Древоводство herba.msu.ru
Э4 Курс Moodle "Озеленение интерьеров и эксплуатируемых кровель" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС «Лань» - http://e.lanbook.com /

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.
410М кабинет ландшафтоведения и физической географии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; Физическая карта мира М 1:20 000 000; карта Республики Алтай (физическая) М 1:600 000; карта Алтайского края (административная) М 1:600 000; карта Западной Сибири (физическая) М 1:2 500 000
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др.

Подготовка к семинару

Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.

Подготовка к сессии

Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен.