МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология девиантного поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-2020, 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология девиантного поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Подготовка выпускников к использованию в профессиональной деятельности знаний проблемы социальных отклонений и представлений о различных видах девиаций, анализа современных тенденций отклоняющегося поведения в социуме, основ диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;возрастные особенности детей и подростков;
основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; помогать индивидам и группам переживать кризисные ситуации; сотрудничать со специалистами другого профиля;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний индивидов и групп; методиками диагностики детей и подростков с отклоняющимися формами поведения; приемами коррекционной работы с
детьми, подростками; приемами коррекционной работы с семьей; приемами консультативной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология и методы исследования психологии девиантного поведения
1.1. Предмет и задачи психологии девиантного поведения Лекции 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Методологические подходы исследования сущности девиантного поведения Лекции 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Взаимосвязь психологии девиантного поведения с другими науками Практические 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Методы исследования психологии девиантного поведения Практические 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Психология социальной нормы Практические 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Деонтологические аспекты психологии девиантного поведения Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Психологические структуры личности Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Девиантологические структуры личности Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Современные типологии девиантного поведения Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Феноменология девиантного поведения
2.1. Психология конфликта Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Деструктивное поведение Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Агрессия. Фрустрация. Депривация Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Психология социального риска Сам. работа 2 4 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Психология харассмента Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Брутальность в эпоху постмодерна Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Зависть как психологический маркер девиантологического ресурса личности Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Виктимная социализация личности (девиантологический подход) Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Девиантология хамства Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.11. Прокрастинация: девиантологический контекст проблемы Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.12. Девиантный имидж личности подростка Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.13. Эпатаж и манипуляция Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.14. Творчество как позитивная девиантность Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.15. Девиантология терроризма и экстремизма Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.16. Пенитенциарная психология Сам. работа 2 2 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клейберг Ю.А. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Д. Менделевич Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов СПб.: Речь, 2005
Л2.2 Гилева Н. С. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие: , 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология девиантного поведения Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология девиантного поведения ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология девиантного поведения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.