МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историко-психологический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_06_01_Общая психология-2021,2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.психол.н., Доцент, Волкова Т.Г,

Рецензент(ы):
к.психол.н., Доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Историко-психологический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.психол.н. доцент Волкова Т.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой к.психол.н. доцент Волкова Т.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений слушателей (аспирантов) об исторической динамике, условиях и механизмах формирования современных научно-психологических теорий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способность применять результаты научных психологических исследований для решения прикладных задач в области психологической практики и в сфере преподавательской деятельности по основным и дополнительным программам высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историческое развитие психологической науки, ее этапов, ведущих научных идей, подходов, концепций отечественной и зарубежной психологии, методологического и методического аппарата; становление психологической науки в контексте истории изучения закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять исторический анализ к постановке актуальных исследовательских задач и их решения в изучении закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности;
проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, выполнять задачи в рамках работы исследовательских коллективов опираясь на понимание системного научного мировоззрения, используя знания в области истории психологии, истории и философии науки; применять критический анализ к современным научным достижениям в области психологической науки через призму ее исторического развития, генерировать новые идей при решении исследовательских и практических задач в; учитывать преемственность в развитии методов научного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками системного анализа процесса становления психологического знания, решения научных и научно-образовательных задач в области истории психологии, применения исторического анализа к разработке и реализации современных научных исследований в области изучения психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности; системным научным мировоззрением, опытом проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных; навыками критического анализа с опорой на знание истории психологии и генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторический анализ научно-психологических теорий
1.1. Проблема исторического анализа научно-психологических теорий Лекции 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные исторические и социально-культурные периоды формирования психологических теорий Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные периоды становления психологии: мифологический, философский, научный Сам. работа 2 6 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Динамика предмета науки Сам. работа 2 6 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Субъективизм психологического знания и объективизм психологического познания: представленность в психологических теориях в исторической динамике Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Проблема субъекта знания и познания Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Социальная релевантность психологических теорий Сам. работа 2 8 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Классицизм и не-классицизм в психологии Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Объясняющий и понимающий подходы в психологии Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Основные подходы в определении предмета психологии в контексте различных теорий: интернальный, экстернальный, личностный Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Основные подходы в определении предмета психологии в контексте различных теорий: интернальный, экстернальный, личностный Лекции 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Основные психологические метатеории: глубинная, бихевиоральная, гуманистическая Сам. работа 2 10 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Психологические теории как результат дифференциации предмета психологии: история и современность Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Динамика предмета психологии в рамках метатеорий Сам. работа 2 8 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Современное состояние предмета психологии, как результат его историко-культурного становления Практические 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Принципы историко-психологического анализа Сам. работа 2 2 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Принципы историко-психологического анализа: Принцип детерминизма. Принцип единства логического и исторического. Принцип системности. Принцип объективности. Принцип периодизации и преемственности. Принцип единства коллективного и индивидуального Сам. работа 2 8 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Зачет 2 4 ПК-3 Л2.2, Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберете верное определение науки «Психология»
А. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности
Б. Наука о поведении
В. Наука о душе
Д. Наука о сознании
ОТВЕТ: А

2. Сознанием в науке психологии называют

А. Высшую форму психики необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей,
Б. Особые состояния психики,
В Упорядоченные события прошлого.

ОТВЕТ: А

3. Что в 1879г. в Лейпциге открыл В.Вундт?
А. Первую лабораторию экспериментальной психологии
Б. Закон развития коллектива
В. Стадии интеллекта
ОТВЕТ: А


5. Кто является представителем направления «психоанализ» в психологии?
А. Фрейд
Б. Павлов
В. Леонтьев
Г. Адлер
ОТВЕТ: А, Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


1. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности называется
ОТВЕТ : Психология

2. Высшая форма развития психики человека, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни человека называется
ОТВЕТ: Сознание

3. Напишите фамилию ученого, который является основателем психоанализа?
ОТВЕТ: Фрейд

5. Назовите Фамилию основателя культурно-исторического направления в психологии в России?
ОТВЕТ: Выготский
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра ЭКЗАМЕНА (для обучающихся, не получивших ЭКЗАМЕН по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. ЭКЗАМЕН проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы к экзамену:
1. Сравнительный анализ категорий «психологическое знание» и «психологическое познание»
2. Особенности понимания предмета психологии в различные социально-культурные периоды
3. Особенности понимания предмета психологии различными метатеориями
4. Сравнительный анализ основных подходов в определении предмета психологии в историческом ключе
5. Проблема объекта, предмета и субъекта в психологической науке: историографический анализ
6. Социальная релевантность психологии: теоретический и практический контексты
7. Кризис, как ключевой компонент становления предмета психологии (проблема его дифференциации)
55. Этапы и направления развития бихевиоризма.
56. Развитие концепций бессознательного в истории психологии.
57. Проблема социальной обусловленности психики человека в истории психологии.
58. Психология в работах Л.С. Выготского.
59. Психология в работах С.Л. Рубинштейна.
60. Историческое развитие познавательных процессов, языка и сознания в работах А.Р. Лурии.
61. А.Н. Леонтьев: Развитие психики в филогенезе и онтогенезе.
62. Естественнонаучная и гуманистическая стратегии исследования в психологии.
63. Предмет психологии и объяснение психических явлений в работах П.Я. Гальперина.
64. Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна.
65. Деятельностный подход – аргументы его обоснования и критики.
66. Развитие постановки проблемы роста личности в истории психологии.
67. Пространство и время в концепциях психологии.



Пример практических заданий
1.. Ниже приведены два определения, поставьте напротив каждого соответствующую букву
А) индуктивная гипотеза
Б) дедуктивная гипотеза
Гипотеза, основанная на наблюдении за фактами
Гипотеза, основанная на существующей теории

2. Возможно ли в психологии абсолютное доказательство той или иной гипотезы
Да
Нет

3. Ниже приведены четыре определения, поставьте напротив каждого соответствующую букву
А) Системный детерминизм
Б) Статистический детерминизм
В) Целевой детерминизм
Г) Детерминизм типа обратной связи
Предваряющая результат цель позволяет определить процесс ее достижения
Зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого
Следствие воздействует на вызвавшую его причину
Зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого

4. Верно ли утверждение, что «системность - это объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, благодаря этому присущие целому новые свойства».
Да
Нет

5. Верно ли утверждение, что системность и гомеостаз (гомеостазис), это синонимы
Да
Нет

6. Ниже приведены три определения, поставьте напротив каждого соответствующую букву
А) Историогенез
Б) Филогенез
В) Онтогенез
Развитие человека как вида
Развитие человека как индивида
Развитие человека как личности

7. В современной психологии адекватным является употребление термина:
Нормальное развитие
Возрастная норма

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Митрошенков О.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Бряник Н. В., Томюк О. Н., Стародубцева Е. П., Ламберов Л. Д. ; Под общ. ред. Бряник Н.В., Томюк О.Н. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, ФМКФиП История и философия науки [Электронный ресурс]: хрестоматия АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черданцева И. В., Ельчанинов В. А., Мельников А. Н., Федюкин В. П., Метелев А. В., Сердюк Т. Г., Серединская Л. А., Дегтярев С. И., Романова И. М. История и философия науки: хрестоматия Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, ФМКФиП, Каф. социальной философии, онтологии и теории познания История и философия науки (социально-гуманитарные науки): учеб.-метод. комплекс Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в moodl "Историrо-психологический анализ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала аспирантам рекомендуется:

1. Обязательное посещение всех практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для подготовки к выполнению практических заданий, докладов.
2. При подготовке к семинарским занятиям следует не только знакомиться с основной литературой, но и активно читать дополнительную литературу по проблеме.
3. Активное участие в различных формах проведения занятий, а именно: в презентации докладов или психодиагностических методик, составление карт-схем психологических теорий и пр.
4. Доклад – оценочное средство, позволяющее оценить рефлексивный процесс, умения студента осознавать и анализировать теоретический материал.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное посещение семинаров, выполнение практических заданий