МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инвестиции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_Э-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Лепешкина С.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Инвестиции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов теоретических знаний и практических навыков по формированию системы финансовых мер для достижения долгосрочных стратегических целей бизнеса на основе реализации инвестиционной деятельности, а так же осуществления индивидуальных и коллективных вложений на финансовом рынке в долгосрочной перспективе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
ПК-21 способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-экономические показатели деятельности государства, предпринимательской структуры, базовые статистические показатели, структуру финансовых планов организации, показатели, включаемые в финансовые планы организации, основы финансовых взаимоотношений организаций, государственной власти и местного самоуправления
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать социально-экономические показатели деятельности государства, предпринимательской структуры, базовые статистические показатели, составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами местного самоуправления и государственной власти
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа и интерпретации социально-экономических показателей отечественной и зарубежной статистики о социальных процессах и явлениях, выявление тенденцийизменения социально-экономических показателей, способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. инвестиции
1.1. Теоретические основы инвестиционной деятельности в условиях цифровизации экономики Лекции 5 1 ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические основы инвестиционной деятельности в условиях цифровизации экономики Практические 5 2 ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретические основы инвестиционной деятельности в условиях цифровизации экономики Сам. работа 5 20 ПК-6, ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Инвестиционная деятельность в реальном секторе экономики с использованием цифровых технологий Лекции 5 1,5 ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Инвестиционная деятельность в реальном секторе экономики с использованием цифровых технологий Практические 5 2 ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Инвестиционная деятельность в реальном секторе экономики с использованием цифровых технологий Сам. работа 5 35 ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Формирование инвестиционных стратегий на финансовом рынке с учетом цифровой трансформации Лекции 5 1,5 ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Формирование инвестиционных стратегий на финансовом рынке с учетом цифровой трансформации Практические 5 2 ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Формирование инвестиционных стратегий на финансовом рынке с учетом цифровой трансформации Сам. работа 5 39 ПК-21 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8742
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция
ПК-6: способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
1. ________________ раздел бизнес-плана содержит модель движения денежных потоков и в первую очередь анализируется потенциальными инвесторами на предмет эффективности вложений (Финансовый).
2. Индекс доходности (profitability index, PI) — показатель отношения дисконтированных денежных потоков от инвестиций к сумме инвестиций. В результате его расчета был получен показатель 1,2. Это означает, что на каждый рубль вложений приходится ______________ дохода (двадцать).
3. ________________– это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах, изменение показателя находит отражение в бизнес-плане организации (уровень жизни)
4. Показатели _____________________________ учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты (общественной эффективности)
5. Если общественная эффективность проекта оказывается достаточной, то следующим шагом оценивается их _______________________эффективность (коммерческая )
6. Индекс рентабельности инвестиций может быть больше единицы только тогда, когда чистый дисконтированный доход ___________ нуля (больше)
7. Метод, который заключается в прогнозировании, например, уровня и структуры спроса путем принятия за эталон фактические данные отдельных рынков – это метод _____________ (аналогий)
8. Потенциальные инвесторы, изучая финансово-экономическое обоснование проекта, обращают внимание на то, что ____________ проекта должен по продолжительности быть не выше их ожиданий (срок окупаемости)
9. ______________________________________________показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с проектом (чистый дисконтированный доход/ чистая приведенная стоимость)
10. ______________________________________- служит для приведения разновременных экономических показателей к какому-либо одному моменту времени; обычно к начальному периоду и позволяет более эффективно принимать решения относительно проекта, отражаемого в бизнес-плане (Дисконтирование)
11. Потребность в дополнительном финансировании – это минимальный размер _______________финансирования проекта, необходимый для его финансовой реализуемости) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо денежного потока от инвестиционной и операционной деятельности (внешнего)
12. В качестве ставки дисконтирования рекомендовано использовать показатель _________________ стоимости капитала (средневзвешенной)
13. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_______________________, сопровождающая любой бизнес, является источником рисков. Поэтому в бизнес-плане целесообразно рассматривать различные вероятности развития событий. (Неопределенность)
14. Если чистый дисконтированный доход проекта __________ нуля, то от такого проекта следует отказаться или найти резервы роста доходов и снижения затрат (меньше)
15. Расчет внутренней нормы рентабельности позволяет установить максимальную _________________ капитала, привлекаемого для реализации проекта (стоимость).


ПК-21: способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления
1. Понятие « _________ информации» применительно к информационным ресурсам (информации) определяет совокупность свойств, отражающих степень пригодности конкретной информации об объектах и их взаимосвязях для достижения целей, стоящих перед пользователем, при реализации тех или иных видов деятельности (качество)
2. ___________________ - поступление информации в пределах того времени, когда она полезна для принятия решения (Своевременность)
3. ______________________ планирование — метод анализа сроков (ранних и поздних) начала и окончания нереализованных частей проекта, позволяет увязать выполнение различных работ и процессов во времени, получив прогноз общей продолжительности реализации всего проекта (сетевое)
4. _________________− это комплекс научно обоснованных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы, который лежит в основе планирования деятельности организации. (Прогноз)
5. Анализ__________________________________ позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого мероприятия. (чувствительности).
6. Планирование загрузки производственных мощностей базируется на прогнозах будущего спроса, которые трансформируются в требования к объемам производства. Эти показатели влияют на объем производимой продукции и включаются в раздел бизнес-плана, который носит название план ____________________ (производства)
7. Критерии риска в бизнес-проекте должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и ________________ наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба), а также учитывать добросовестность контролируемых лиц (вероятность).
8. В любом финансово-экономическом обосновании проекта должна содержаться ____________ записка к расчётам (расшифровка затрат, коэффициенты-дефляторы, и т.д.) (пояснительная)
9. Потенциальные инвесторы, изучая финансово-экономическое обоснование проекта, обращают внимание на то, что ____________ проекта должен по продолжительности быть не выше их ожиданий (срок окупаемости)
10. Подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который отражает стратегические цели развития организации и содержит расчеты, описания как он предполагает добиться поставленных целей носит название __________________ (бизнес-план).
11. При составлении (разработке) бизнес-плана ______________ капитал чаще всего не учитывается разработчиком вовсе, либо учитывается необходимый минимум на формирование запасов сырья. Это является одной из грубейших ошибок. (оборотный)
12. Одним из элементов экономической политики организации, является _______________ политика, включающая в себя исследование рынков, формирование ценовой политики, политики сбыта и т.д. и отражаемая в отдельном разделе бизнес-плана. (Маркетинговая).
13. Определение характеристик взаимодействия организации с инфраструктурой бизнеса, в том числе и финансовыми институтами (для достижения поставленных в бизнес-плане целей), отражается во ____________ экономической политике предпринимательской структуры (внешней)
14. ______________________________________(УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. При выборе данной системы для реализации бизнес плана должны соблюдаться условия: численность сотрудников – не более 130 человек, а доход – не более 200 млн. руб. (упрощенная система налогообложения)
15. Стратегия ____________________развития – комплекс долгосрочных/среднесрочных целей в области капиталовложений и вложений в финансовые активы, развития производства, формирования оптимальной структуры инвестирования, а также совокупность действий по их достижению (инвестиционного)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Инвестиции: сущность, виды, классификационные признаки;
2. Экономические школы об инвестиционной деятельности.
3. Инвестиционный рынок: место в экономической системе
4. Участники инвестиционного рынка
5. Основные элементы инвестиционного рынка: спрос, предложение, цена
6. Конъюнктура инвестиционного рынка
7. Показатели развития инвестиционного рынка. Индексы рынка ценных бумаг
8. Сущность и значение инвестиционных стратегий
9. Принципы разработки инвестиционной стратегии предприятия
10. Выбор стратегических целей инвестиционной деятельности
11. Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия
12. Инвестиционные стратегии компаний для различных стадий жизненного цикла
13. Инвестиционная стратегия в деятельности организаций реального сектора экономики.
14. Характеристика основных этапов процесса формирования портфеля реальных инвестиционных проектов
15. Использованием матрицы Бостонской консультативной группы для формирования портфеля.
16. Инвестиционный проект как основа формирования инвестиционной стратегии.
17. Оценка эффективности и состоятельности инвестиционных проектов
18. Финансирование инвестиционной деятельности организации как основа достижения стратегических целей
19. Предельная цена капитала и ее использование при отборе инвестиционных проектов в портфель
20. Оперативное управление портфелем реальных инвестиционных проектов
21. Финансовый рынок: сущность, объекты инвестирования, цифровая трансформация.
22. Анализ информации на финансовом рынке.
23. Кривые безразличия инвестора и их значение в формировании и управлении портфелем ценных бумаг
24. Финансовый анализ ценных бумаг, его цели, задачи и содержание
25. Характеристика активного и пассивного методов формирования ценных бумаг
26. Пересмотр портфеля ценных бумаг: цель, задачи и значение в процессе управления портфелем
27. Индексный фонд
28. Оценка эффективности управления портфелем
29. Оценка эффективности вложений в финансовые инструменты в долгосрочной перспективы.
30. Инвестиционные стратегии на финансовом рынке.


Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аскинадзи В. М., Максимова В. Ф. ИНВЕСТИЦИИ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Теплова Т.В. ИНВЕСТИЦИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николаева И.П. Инвестиции: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Николаева И.П. Инвестиции: учебное пособие из университетской библиотеки online: Инвестиции Дашков и Ко, 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Инвестиционные стратегии portal.edu.asu.ru
Э2 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной и дополнительной литературы,законодательно-нормативных актов, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно. Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется и оценивается преподавателем.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.