МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные концепции экономической мысли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_Э-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Кузнецова О.В.;

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Современные концепции экономической мысли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доктор экономических наук, профессор Евгений Евгеньевич Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Доктор экономических наук, профессор Евгений Евгеньевич Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить с основными особенностями ведущих школ и направлений современной экономической теории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности функционирования современной экономики и ведущие школы и направления экономической теории;
- этапы становления экономической науки;
- основные идеи главных направлений современной экономической мысли (марксизма, австрийской школы, неоклассического направления: кембриджской, лозаннской школ, американского монетаризма, «новой классики»; кейнсианства, институционализма и эволюционной экономики;
- характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;
- связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки своей позиции;
- ориентироваться в современных теоретических и политических дискуссиях, определять место приводимых концепций в структуре основных школ и направлений экономической мысли;
- оценивать экономические идеи и политэкономические доктрины с учётом социально-экономических процессов и явлений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки методологических подходов к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
- навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений экономической мысли;
- навыками анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, способствующих выявлению изменения социально-экономических показателей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и институциональные основы СКЭМ
1.1. Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). Лекции 5 1 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). Сам. работа 5 10 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. Лекции 5 1 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. Сам. работа 5 6 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Лекции 5 2 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Практические 5 2 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Сам. работа 5 8 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений и школ современной экономической мысли
2.1. Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Практические 5 2 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Сам. работа 5 14 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. Практические 5 2 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. Сам. работа 5 6 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. Сам. работа 5 20 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». Сам. работа 5 10 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Современные концепции трансформации капитализма Сам. работа 5 20 ОК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Зачет 5 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины.
Оценка сформированности компетенции ОК-2
Примеры заданий закрытого типа
1. Сколько этапов выделяют в процессе эволюции исторической школы Германии?
а) 1;
б) 2;
в) 3
Ответ: в)
2. На рубеже каких веков началось формирование "инстииуционализма"?
а) 19-20 вв;
б) 16-17 вв;
в) 20-21 вв.
Ответ: а)
3.Чему отдавали предпочтения посткейнсиансы?
а) стимулированию совокупного спроса ;
б) активизации вмешательства государства ;
в) свободной экономики
Ответ: б)
4. Кто является родоначальником ордолиберализма?
а) Г. Госсен;
б) М. Вебер;
в) В. Ойкен
Ответ: в)
5. Предметом исследования неоинституционализма является :
а) институциональная структура ;
б) глобализация;
в) распределение ресурсов.
Ответ: а)
6. Сколько моделей циклических колебаний существует по Хансену?
а) 2;
б) 3;
в) 4.
Ответ: в
7. В каком году вышла первая монография Хансена?
а) в 1927;
б) в 1852;
в) в 1999
Ответ: а
Оценка сформированности компетенций ПК-4
Примеры заданий закрытого типа:
8. Упрощенная модель Кейнса получила название:
а) кейнсианский крест;
б) кейнсианские очки
Ответ: а
9.Чем выше уровень дохода:
а) тем меньше процентная ставка;
б) тем больше объем сбережений;
в) тем меньше экономический рост.
Ответ: б
10. Как иначе называется эффект Пигу?
а) эффект богатства;
б) эффект экономии
Ответ: а
11. С концепцией третьего пути выступили:
а) маржиналисты;
б) неоордолибералисты;
в) неоклассики.
Ответ: б)
12. В снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят:
а) магистральный путь к решению многих проблем современной экономики;
б) долгожданный путь
Ответ: а)
13. Что по мнению сторонников экономической теории предложения порождает стагфляцию?
а) высокая процентная ставка;
б) чрезмерно высокий уровень налогов
Ответ: б
14.Теоретики экономики предложения считают, что:
а) государство все время должно вмешиваться в экономику;
б) государство не должно вмешиваться в экономику
Ответ: б
15. В моделях новых классиков деньги:
а) нейтральны, и даже сверхнейтральны;
б) определяют положение
Ответ: а
Критерии оценивания закрытых вопросов
"Зачтено" - верно выполнено более 50% заданий
"Не зачтено" - верно выполнено 50 % и менее 50% заданий
Оценка сформированности компетенции ОК-2
Вопросы открытого типа
1. Кто выдвинул гипотезу адаптивных ожиданий?
Ответ: Фридмен
2. Что предполагается в теории адаптивных ожиданий?
Ответ: экономические агенты используют всю доступную информацию
3. Из скольких частей состоит Общая экономическая теория Перу?
Ответ: 3
4. Кто является автором теории внешних эффектов?
Ответ: Коуз
5.Сколько стадий экономического роста сформулировал Ростоу?
Ответ: 5
6. Как называется теория Вернона?
Ответ: жизненный цикл продукта.
7. Кто впервые выдвинул гипотезу рациональных ожиданий?
Ответ: Мут
8. Кто является основателями экономики предложения?
Ответ: Лаффер, Манфель
9. Что признано главной школой современного
неоконсерватизма?
Ответ: монетаризм
10. Что в теории предложения занимает исключительное место?
Ответ: эффект Лаффера.
Оценка сформированности компетенции ПК-4
Примеры вопросов открытого типа:
11.Какие элементы включает в себя
отраслевая структура мирового хозяйства?
а) сельское хозяйство, промышленность,
сфера услуг
12.Какие относительные показатели используются для изучения структуры мирового хозяйства?
Ответ: доля занятого в отрасли экономически активного населения
13. Кто первый ввёл в употребление термин "глобализация"?
Ответ: Левит.
14. В чем заключается парадокс Гиффена?
Ответ: при снижении цен на товар уменьшается спрос на него.
15. Кто является основоположником теории конкурентоспособности народов в международном обмене?
Ответ: Портер
16. Кто определяет новую экономику как экономику знаний?
Ответ: Друкер
17. Кто является автором теории "индустриального государства"?
Ответ: Гелбрейт
18. Кто одним из первых показал мощное развитие системы корпоративного маркетинга?
Ответ: Гелбрейт
19. Кто разработал теорию квазистабильного равновесия?
Ответ: Лейбенстайн
20.Какие компоненты входят в категорию" благосостояние" по Пигу?
Ответ: Экономическое и неэкономическое благосостояние
Критерии оценивания открытых вопросов.
" Зачтено" - ответ полный, имеются не существенные ошибки.
"Не зачтено" - ответ не дан или в сущности не верен








5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации.

Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРИТЕЧЕСКОГО ХРАКТЕРА
1.Охарактеризуйте институциональную концепцию экономической мысли.
2. Раскройте социалистическую концепцию экономической мысли.
3. Охарактеризуйте монетаризм.
4. Раскройте суть глобализации.
6. Охарактеризуйте современные тенденции мирового хозяйства.
7. Перечислите элементы отраслевой структуры мирового хозяйства.
8. Охарактеризуйте субъектов мирового хозяйства.
9. Назовите отличительные особенности цифровой экономики и экономики знаний ?
10. Охарактеризуйте экономику знаний.
11. Опишите теорию трансформации общества
12. Охарактеризуйте стадии экономического роста.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКЕРА
1.Представьте себе, что в ответ на ваше предложение по цене Ваш партнер заявляет следующее: «Ваша цена очень высока. Мы вели переговоры с другой фирмой, они просят меньшую сумму и, кроме того, предложили меньшие сроки». Как вы ответите на эти возражения?
2. Вам, как руководителю фирмы, необходимо определиться с уровнем оплаты труда каждого сотрудника в связи с повышением МРОТ. Как Вы поступите?
3. Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации с клиентом, которая представляет для вас интерес. Что Вы предпримете?
4. Перечислите основные профессиональные качества работников, которые востребованы на рынке в условиях цифровизации экономики
5. Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.). Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле "да, но… ".Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
6. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
7. Дополните предложенные правила эффективной коммуникации с деловыми партнёрами.
· Если ты прав, будь логичен. Если не прав – постарайся сбить с толку.
· Если сомневаешься, постарайся говорить убедительно.
· Если человек тебя не понимает, это еще не значит, что он глупее тебя.
· Если с тобой во всем соглашаются, проверь – слушают ли тебя.
· Хороший слушатель не только пользуется всеобщей любовью, но со временем и кое-что узнает.
· Все люди ординарны. Неординарны лишь те, кто это знают.
· Благоразумный человек никогда ничего не добивается.
8. Во время делового взаимодействия с Вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая Ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает Ваш авторитет. Что Вы предпримете?
9. Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако Вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем Вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримете?
10. У Вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что Вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что Вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, решил предложенные задания без ошибок.
"Не зачтено" - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающих незнание процессов изучаемой предметной области. Решение практических заданий не выполнено.







Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иваницкий, В. Л. Современные концепции экономической мысли: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 под ред. С. А. Толкачева История экономических учений : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Благих И. А., Дубянский А. Н. ; Под ред. Дубянского А.Н. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - http://gallery.economics.ru
Э2 - http : // cepa. Newschool. Edu/ het
Э3 - http: // w.w.w. ecn. Bris. Ac.uk/het/index.htm
Э4 Современные концепции экономической мысли portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.


ЭУМК размещен на платформе Moodle